Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (технология В.Ф. Шаталова)
методическая разработка

Примаченко Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются возможности  использования  опорных схем, как  оригинальный  вид наглядности, играющий  существенную роль в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_primachenko.docx390.18 КБ

Предварительный просмотр:

Примаченко Татьяна  Васильевна

учитель начальных классов

МОУ  ИРМО «Уриковская СОШ»

Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (технология  В.Ф. Шаталова)

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования опорных сигналов, как оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль в  обучении.

Ключевые слова: технология интенсификации обучения, опорные сигналы                                          

     

   Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета. Он разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения. Технология интенсификации обучения – это методика, которая направлена на увеличение эффективности образовательного процесса путем активизации участия в учебной деятельности. Она основана на использовании различных методов и приемов, которые способствуют более глубокому и осмысленному усвоению учебного материала.

Какие способы активизации  познавательной  деятельности применяю:

  • нетрадиционные формы уроков
  • игровые формы, методы обучения
  • систему  познавательных и практических задач, проблемные вопросы,  разные ситуации
  • развивающие  дидактические приемы
  • использую  нетрадиционные  формы учебных занятий
  • переход от монологического  взаимодействия  к диалогическому
  • использую различные  формы учебной работы, методы  мотивации  и стимулирования  обучающихся.

       Я считаю, если применять данную технологию в учебном процессе, то это дает эффективные и воспитательные результаты:

•        каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие и воля.

•        Возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях, формируется честность, ответственность.

Остановлюсь подробнее на  опорных конспектах в данном вопросе

          Для ученика опорный конспект является “репетитором”. Ребенок не зависит от учителя. Он в любое время может обратиться к конспекту. Детям работа с опорными конспектами интересна. Им хочется добиться лучших результатов. Это показывает 100% успеваемость, хорошее качество знаний.

Возможность внедрения опыта “технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала” представляет интересную область поиска для любого творчески работающего учителя.

        Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

      Для  меня методика имеет свои особенности содержания:

1. Материал выдаю  крупными блоками (например: при  изучении   частей речи, решение задач  на движение, части слова и т.д.)

2. Опорные схемы оформляем  в виде карточек, таблиц, чертежей, начиная  с 1 класса.

       На всех этапах я выступаю как организатор и руководитель процесса, а ученики выполняют роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к определенной структуре знаний, умений и навыков.

   Какие требования нужно выполнить для создания опорных схем?

  • Лаконичность,  структурность, наличие смысловых акцентов
  • Автономность, ассоциативность и образность
  • Доступность воспроизведения от руки  
  • Цветовая наглядность        

Системное применение опорных схем  позволяет решить главную задачу — снять у ученика страх перед трудным материалом, а отсюда и результат:

  1. раскрепощённость,
  2. свободный выбор задач,
  3. быстрое восстановление в памяти изученного материала,
  4. осознание структурно-логических связей,
  5. развитие ассоциативно-образного мышления,
  6. развитие внимания, воображения, устной и письменной речи.

   У каждого ребенка  есть способности и таланты. Дети от природы  любознательны  и полны желания  учиться. Давайте же помнить о том, что хороший ученик — это счастливый ученик и делать всё зависящее от нас для поддержания этого ощущения счастья в наших учениках.

Литература:

1.     Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М.: Педагогика, 1987.

2.     Салмина Л.Г. Знак и символ в обучении. - М.: МГУ, 1988.

3.     Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Педагогика, 1980.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах

Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколь...

Рабочая программа учебного предмета Технология базовый уровень На основе программы «Перспектива» под ред. Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и мет...

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Технология активизации и интенсификации обучения чтению по основе слоговой системы Зайцева Н.А.

Как единственная оптимальная технология обучения грамоте, до сих пор остается технология Н.А. Зайцева,адекватная образовательная технология, особенно для ребят с  ОВЗ . Многие дети с ЗПР гиперакт...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах

Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколь...

Новые технологии дистанционного обучения: виртуальная доска Padlet как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Новые технологии дистанционного обучения: виртуальная доска Padlet как средство активизации учебной деятельности младших школьников...