Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (технология В.Ф. Шаталова)
методическая разработка
В статье рассматриваются возможности использования опорных схем, как оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 390.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Примаченко Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»
Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (технология В.Ф. Шаталова)
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования опорных сигналов, как оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль в обучении.
Ключевые слова: технология интенсификации обучения, опорные сигналы
Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета. Он разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения. Технология интенсификации обучения – это методика, которая направлена на увеличение эффективности образовательного процесса путем активизации участия в учебной деятельности. Она основана на использовании различных методов и приемов, которые способствуют более глубокому и осмысленному усвоению учебного материала.
Какие способы активизации познавательной деятельности применяю:
- нетрадиционные формы уроков
- игровые формы, методы обучения
- систему познавательных и практических задач, проблемные вопросы, разные ситуации
- развивающие дидактические приемы
- использую нетрадиционные формы учебных занятий
- переход от монологического взаимодействия к диалогическому
- использую различные формы учебной работы, методы мотивации и стимулирования обучающихся.
Я считаю, если применять данную технологию в учебном процессе, то это дает эффективные и воспитательные результаты:
• каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие и воля.
• Возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях, формируется честность, ответственность.
Остановлюсь подробнее на опорных конспектах в данном вопросе
Для ученика опорный конспект является “репетитором”. Ребенок не зависит от учителя. Он в любое время может обратиться к конспекту. Детям работа с опорными конспектами интересна. Им хочется добиться лучших результатов. Это показывает 100% успеваемость, хорошее качество знаний.
Возможность внедрения опыта “технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала” представляет интересную область поиска для любого творчески работающего учителя.
Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.
Для меня методика имеет свои особенности содержания:
1. Материал выдаю крупными блоками (например: при изучении частей речи, решение задач на движение, части слова и т.д.)
2. Опорные схемы оформляем в виде карточек, таблиц, чертежей, начиная с 1 класса.
На всех этапах я выступаю как организатор и руководитель процесса, а ученики выполняют роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к определенной структуре знаний, умений и навыков.
Какие требования нужно выполнить для создания опорных схем?
- Лаконичность, структурность, наличие смысловых акцентов
- Автономность, ассоциативность и образность
- Доступность воспроизведения от руки
- Цветовая наглядность
Системное применение опорных схем позволяет решить главную задачу — снять у ученика страх перед трудным материалом, а отсюда и результат:
- раскрепощённость,
- свободный выбор задач,
- быстрое восстановление в памяти изученного материала,
- осознание структурно-логических связей,
- развитие ассоциативно-образного мышления,
- развитие внимания, воображения, устной и письменной речи.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Давайте же помнить о том, что хороший ученик — это счастливый ученик и делать всё зависящее от нас для поддержания этого ощущения счастья в наших учениках.
Литература:
1. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М.: Педагогика, 1987.
2. Салмина Л.Г. Знак и символ в обучении. - М.: МГУ, 1988.
3. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Педагогика, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах
Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколь...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-523890-1415713490.jpg)
Рабочая программа учебного предмета Технология базовый уровень На основе программы «Перспектива» под ред. Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и мет...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-13745-1366464232.jpg)
Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»
Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-89319-1549729709.jpg)
Технология активизации и интенсификации обучения чтению по основе слоговой системы Зайцева Н.А.
Как единственная оптимальная технология обучения грамоте, до сих пор остается технология Н.А. Зайцева,адекватная образовательная технология, особенно для ребят с ОВЗ . Многие дети с ЗПР гиперакт...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-1087903-1548694948.jpg)
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах
Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколь...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175101-1357813317.jpg)
«Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса» «Технология работы в парах»
Выступление...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/17/picture-321518-1402995276.jpg)
Новые технологии дистанционного обучения: виртуальная доска Padlet как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Новые технологии дистанционного обучения: виртуальная доска Padlet как средство активизации учебной деятельности младших школьников...