Урок математики "Числа от 1 до 5"(учебник Л.Г.Петерсон)
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Разработка урока может быть использована на уроке математики в 1 классе как закрепление. К уроку прилагается презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mat-ki-chisla_ot_1-51kl.rar | 177.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Учитель начальных классов
Яцура Надежда Ивановна
II квалификационная категория
г.Когалым, 2010 г.
Тема урока: « Числа от 1 до 5. Закрепление изученного» .
Тип урока : урок закрепления и повторения знаний.
Цели:
систематизировать знания учащихся о числах от 1 до 5, их составе;
закрепить навыки счета в пределах пяти, взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар, сложение и вычитание на числовом отрезке;
расширить знания учащихся о геометрических фигурах; закрепить их умения классифицировать плоские и объемные фигуры;
развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, творческие способности, познавательный интерес к предмету посредством игровых приёмов.
воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества и коллективизма;
Оборудование.
Для учителя: доска, цветной мел, картинки с изображением сказочных героев (Буратино, Мальвина, Незнайка, Чипполино), зонтики с примерами, магнитофон и кассета с записью песни “Буратино”, образцы объемных фигур, интерактивная доска + презентация.
Для учащихся: учебник-тетрадь Л.Г.Петерсон (1 класс, часть 1), цветные карандаши, заготовки зонтиков.
Ход урока:
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Учитель:
--Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
II. Сообщение задач и целей урока.
Учитель:
--Сегодня мы отправляемся в гости к героям различных сказок. Они хотят посмотреть, чему вы научились – умеете ли вы решать примеры, грамотно отвечать на вопросы учителя.
III. Актуализация знаний учащихся. Устный счет.
Учитель:
---- Итак, сейчас давайте отправимся в сказку. Послушайте песню и отгадайте о ком она? (Звучит кассета с записью песни Буратино, дети отгадывают.)
---Кто это? ( БУРАТИНО). Из какой сказки этот герой? СЛАЙД 1.
(А. Толстой. «Приключения Буратино и золотого ключика)
---Мы знаем, какой Буратино неумейка, часто все перепутывает, делает ошибки. Вот и на сей раз он не может выполнить задание. Давайте ему поможем.
(На доске ряд натуральных чисел от 1 до 20).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
- Сосчитайте до 20 в прямом и обратном порядке.
- Сосчитайте от 13 до 18, от 17 до 9.
- Назовите предыдущее число 4, 11. Как получить предыдущее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
- Назовите последующее число 10, 13? Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
- Какое число стоит между 2 и 4, 15 и 17?
- Какое число стоит справа от 18, слева от 13?
- Назовите соседей числа 7?
-Установите закономерность и продолжите числовой ряд:
1 3 5… ( 7, 9, 11.)
----Верно. Объясните, почему нужно так считать? ( Нужно считать через 1.)
Учитель:
---- Восстановите, какие числа пропускал Буратино?
( 2, 4, 6, 8, 10, 12.)
Учитель:
---А еще у Буратино “заблудилось” число. Найдите его и восстановите порядок.
1 2 3 4 6 7 8 9 5 10 ( Заблудилось число 5.)
Учитель:
---Что вы можете сказать о числе 5?
( Число 5 стоит на пятом месте в натуральном ряду чисел. Соседи числа 5 – числа 4 и 6.)
Учитель:
--- Придумайте числовые выражения, значения которых равно 5.
( 1+4, 4+1, 2+3, 3+2, 1+1+3, 2+2+1 )
(Можно использовать фишки - игра «Добавь до 5»)
Учитель. Вывод.
-- Вместе с Буратино мы закончили умственную разминку. МОЛОДЦЫ, видно, что вы неплохо умеете работать с числами. Эти знания вам обязательно сегодня пригодятся на уроке. Да и Буратино уже тоже многому научился.
IY. Повторение и закрепление изученного про числа от 1 до 5. Состав числа 5. Геометрический материал.
Учитель:
--У Буратино была учительница. Кто она? Красивая девочка с голубыми волосами.
( МАЛЬВИНА ) СЛАЙД 2.
--Вы помните из сказки, как хотела Мальвина научить Буратино и математике, и письму, и азбуке. Вот сейчас она предлагает нам поработать в тетрадках, еще раз вспомнить написание цифр.
1. Работа в тетрадях – прописать цепочки цифр.
5 55 5 55
25 52 25 52
2. Работа в учебнике - №1, стр.42
--- А сейчас поможем Буратино еще раз усвоить некоторые математические понятия. У Буратино было несколько золотых монет. Сосчитайте, сколько их?
< Рисунок 1> ( НА ДОСКЕ)
Учитель:
---- Разбейте их на части по размеру. ( Большие и маленькие монеты.)
Учитель:
--- Как обозначены все монеты? (Буквой Д – деньги).
- Как обозначены части? ( Б и М).
- Вставьте в “окошки” пропущенные буквы и цифры. Объясните решение. Равенства запишем в тетрадки, выполним выделение целого и части.
- Как найти целое? Как найти части? ( Выводы –правила)
( Коллективная работа с комментированием. Фронтальный опрос).
- Каких монет больше – больших или маленьких и на сколько?
(Ответ обосновывается с помощью составления пар).
Учитель. Вывод:
-- Думаю, что теперь Буратино уже запомнил, как составлять равенства, находить целое и части.
Y. Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Развернулся и пошел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать. Ключик мы достанем И в замочек вставим.
YI. Повторение и закрепление пройденного.
Учитель.
-- А вот еще один сказочный герой, который сначала был луковичкой, а потом стал мальчиком. Как же зовут этого героя?
( ЧИПОЛЛИНО ) Из какой сказки этот герой? СЛАЙД 3.
( Д. Родари. Приключения Чиполлино).
Учитель:
----У Чиполлино тоже были небольшие трудности в математике. Один раз Чиполлино никак не мог выполнить задание. Давайте поможем ему.
(Учебник - стр. 43, №5, 6)
Работа с числовыми отрезками.
Учитель:
-- Что мы видим? ( Числовой отрезок). Повторим, как можно с помощью числового отрезка составлять равенства и находить их значения. Помогут нам в этом лягушка, бабочка и птичка-синичка.
______________________ ______________________
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
5 - = 1 + 4 =
______________________ ______________________
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
1 + 2 = 4 + 3 =
Учитель. Вывод.
---- Вы правильно выполнили задания, связанные с числовым отрезком. Не забываем, что наша линейка – это своего рода тоже числовой отрезок, по которому можно научиться хорошо и быстро считать. А ну-ка сосчитайте мне:
3 + 5 4 + 2 9 – 6 8 – 3
( Ребята с помощью линейки выполняют действия).
Учитель.
--- МОЛОДЦЫ. Отгадайте, кто однажды сочинил про своего друга стихотворение:
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный!
( НЕЗНАЙКА) Из какой сказки этот герой? СЛАЙД 4.
( Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей).
Учитель:
--- Правильно! Молодцы! А теперь закройте глаза и представьте, что мы переносимся в Солнечный город.
Работа с геометрическими фигурами. ( Учебник, №7, 8, стр. 43).
Учитель.
--- Однажды Незнайка попал на строительную площадку. Там он встретил друга Торопыжку. Они решили построить домик из геометрических фигур. Но оба такие неумейки и торопыги! Давайте им расскажем, что это за фигуры.
( Это объемные фигуры).
-- Какие объемные фигуры вы уже знаете? СЛАЙД 5.
( Конус, цилиндр, шар, куб, пирамида, параллелепипед ). (Фигуры, называются и демонстрируются учителем).
-- Сейчас вам нужно с нашими друзьями по образцу разукрасить данные объемные фигуры. Работаем самостоятельно. А также обведем по тонким линиям эти фигуры и выполним красивую штриховку этих фигур.
Учитель. Вывод.
-- Мы уже убедились, что геометрические фигуры бывают плоские и объемные.
Физкультминутка. Тренажер для зрения. СЛАЙД 6,7.
Работа с задачами ( дополнительно)
--Незнайке предложил его друг Знайка решить необычные задачи – задачи в стихах. Он растерялся. Давайте поможем Незнайке решить такие задачи.
1. Два щенка – баловника бегают, резвятся.
К шалунишкам два дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей? (Ищем целое 2 + 2 = 4 друга).
2. Пять лодок было у причала.
Волна их весело качала.
Три лодки взяли рыбаки,
Так сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала? (Ищем часть 5 – 3 = 2 лодки).
3.Четыре краски есть у Саши,
Одна у маленького брата.
Все краски посчитайте сами.
Ну, постарайтесь-ка, ребята! (Ищем целое 4 + 1 = 5 красок)
4. Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (Ищем часть 5 – 1 ==4 щененка) (Решения задач можно записать в тетрадки).
Учитель. Вывод.
-- Легко ли решать задачи? Да, это трудная работа, и нам еще предстоит многому научится на уроках математики.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель:
--- Сейчас на улице осень. А, как известно, осенью часто идет дождь. Чтобы не промокнуть, Мальвина, выходя на улицу, взяла красивый зонтик. И про вас она не забыла. Но вам она дала не совсем простые зонтики. Они необычные, с примерами.
<Рисунок 2>
--- Решите примеры, а затем раскрасьте сектор с ответом 3 красным цветом, с ответом 2 – желтым, с ответом 4 – зеленым цветом.
3 2 4
--- Поднимите зонтики над головой, покажите друг другу. Подарите кому желаете или оставьте себе свои замечательные зонтики.
( Проверка осуществляется по образцу учителя. )
Учитель. Выводы.
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Чему учились?
--Что не получилось? В чем почувствовали трудности?
--А что получилось лучше всего? В каком задании вам было легко?
- Подарите друг другу свои улыбки и красочные зонтики. СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон. 2 класс. Урок №18, часть2. Тема: "Закрепление пройденного"
Предлагаются задания, доводящие до уровня автоматизированного навыка умение решать задачи ("блиц", "ловушки", геометрические задачи) и примеры основных видов.Структура урока: разминка, устный счёт, ре...
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Урок математики. 4 класс. Автор учебника Л. Г. Петерсон. Тема: Шкала. Цена деления шкалы. (урок с презентацией)
Тема:Шкала. Цена деления шкалы.Цель:уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значения величин.Задачи: 1) научить определять цену делен...
Урок математики. 2 класс. Автор учебника Л.Г. Петерсон Тема урока: Площадь фигур
Тип урока: ОНЗЦели урока:- создать условия для формирования представления о величине «площадь», умения сравнивать площади фигур «на глаз», непосредственно и с помощью измерения;- тренировать способнос...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (3 класс, 1 часть, урок № 26) по теме: «Умножение на 10, 100, 1000…».
Урок открытия новых знаний....
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....