Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (3 класс, 1 часть, урок № 26) по теме: «Умножение на 10, 100, 1000…».
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54
с углубленным изучением отдельных предметов»
Авиастроительного района города Казани
Открытый урок
по математике
по учебнику Л.Г.Петерсон (3 класс, 1 часть, урок № 26)
по теме: «Умножение на 10, 100, 1000…».
Урок открытия новых знаний.
в 3 классе
учителя 2 квалификационной
категории
Газизовой Е.А.
г. Казань -2012г.
Класс: 3
Учебник: Л.Г.Петерсон 3 класс часть1 урок 26.
Тема урока: Умножение на 10, 100, 1000…
Тип урока: ОНЗ
Тип знания: правило (выведение алгоритма умножения на 1000,10000…)
Цели и задачи урока:
Создать условия:
- для понятия взаимосвязи между умножением числа на 10, 1000 и умножением числа на 1000, 10000
- развития коммуникативной культуры, для формирования навыка работы в парах
- для формирования умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать делать выводы
Способствовать:
- развитию навыков умножения числа на 10, 100, 1000, 10000
- развитию памяти, математической речи, внимания, логического и алгоритмического мышления, интереса к математике
- созданию атмосферы сотрудничества
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Оборудование : Презентация, карточки с задачей, карточки самооценки.
.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности. (1-2мин).
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.
1 слайд
Интервью
– Сегодня 22 октября. И мы в прямом эфире на уроке математики в 54 школе, в 3 «в» классе и я попытаюсь взять интервью у учащихся этого класса.
– Этот урок чем-то отличается от предыдущих уроков математики? Чем?
– Что это за люди? С какой целью они пришли?
– Если на уроке присутствуют гости, то работать надо как – то иначе?
– Какую Вы поставите для себя цель?
– Чем вы хотите удивить народ?
– Чего вы ждете от этого урока?
– Вы волнуетесь? А ваша учительница?
– Как вы думаете, урок пройдет успешно?
– Всем спасибо. Успехов Вам.
– Прочитайте девиз сегодняшнего урока.
Успех каждого – это шаг к успеху всего класса. 2 слайд
Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость. Ну, а прежде чем приступать к изучению нового, давайте мы с вами вспомним, что мы уже знаем.
II. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности. (5-6 мин)
- Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторение в области нумерации многозначных чисел;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез.
Организация учебного процесса на этапе 2.
- Откройте тетради.
- Сегодня 22 октября, запишите число, классная работа.
На доске: 22 октября.
Классная работа
- Давайте немного разомнемся
- Посмотрим, хорошо ли вы умеете считать? 3 слайд
- 5*8, 5*5, 4*6, 8*8, 25-5, 36-6, 48-8, 99-9, 6*10, 50*10, 4*10, 7*100
- Теперь давайте, выполним задания в тетради 4 слайд
1) - Запишите числа (через запятую в строчку) которые на единицу меньше, чем 80 000, 100 000, 9 999 (79 999, 9 999, 9 998)
2) - Запишите числа, которые на единицу больше, чем 80 000, 100 000, 9 999 (80 001, 10 001, 10 000)
5 слайд
2) - Запишите числа а)138 тыс. 36 ед. (138 036)
б) 94 млн. 78 тыс. 875 ед. (94 078 875)
6 слайд
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте задания, сверяя ответы по эталону. 3 слайд
( у 4 учеников в тетрадях проверяет учитель)
III. Локализация затруднений. (5 мин)
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2)сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;
3) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3.
- Теперь давайте вспомним знаком ли вам алгоритм умножения числа на 10? (да, к числу справа приписывается один ноль)
На доске: 5*10=50
Какое свойство умножения мы будем использовать, если надо 10 умножить на число? (переместительное a • b = b • a) 7 слайд
На доске: 10*5=5*10=50
- Давайте вспомним алгоритм или последовательность наших действий при умножении числа на 100? (100=10*10, значит, сначала число умножаем 10, полученное еще на 10)
- 1. 100 разложим на произведение
- 2. записываем
- 3. далее применяем какое свойство?
- 4. 5*10
- 5. полученный результат еще на 10
На доске: 5*100=5*(10*10)=(5*10)*10=50*10=500
Какое свойство использовали при умножении числа на 100? (сочетательное a • (b • c) = (a • b) • c) 8 слайд
-Какой можем сделать вывод из проделанных действий при умножении числа на 100?
(при умножении числа на 100 справа приписываем два нуля)
Посмотрите на следующие примеры
5*1000
5*10000
- Получилось или не получилось решить примеры?
- В чем были затруднения?
- Чем данные примеры отличаются от тех, которые решали раньше?
IV. Построение плана проекта. (4-5 мин)
Цель:
- сформулировать цель урока;
- организовать коммуникативное взаимодействие ( в парах, фронтально) для построения нового способа действия;
- зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4.
- Получилось или не получилось решить примеры?
- В чем были затруднения?
- Чем данные примеры отличаются от тех, которые решали раньше?
-Чему мы должны научиться на уроке? (Ответы детей: научиться умножать на 1000 и 10000)
- Что нам поможет? Давайте составим план действий:
1 Сформулируем правило.
2. Тренировка.
V. Реализация построенного проекта. (6-8 мин)
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие по осуществлению плана;
Организация учебного процесса на этапе 5.
- Зная алгоритм умножения числа на 100, и используя сочетательный закон – какие будут предложения по способу умножения числа на 1000?
На доске: 5*1000=5*(100*10)=(5*100)*10=500*10=5000
(вывод – приписываем справа три 0)
- Кто ответит? Зная алгоритм умножения на 1000, можем умножить на 10000?
На доске: 5*10000=5*(1000*10)=5000*10=50000
(вывод – при умножении на 1000 приписываем справа четыре 0)
- Представьте, что некоторые ученики, как всегда все перепутали, записали, не услышав Елену Анатольевну не 5*1000, 1000*5, что придется им сделать? Что им поможет? (переместительное свойство)
- Давайте посмотрим, правильный ли алгоритм мы с вами разработали, правильные ли выводы сделали? Откройте учебник
- Чтения правила (1 ученик), повторение правила на память (несколько учеников)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .
(6-8 мин)
Цель:
1) зафиксировать приём умножения на 1000 и 1000 во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6.
-Теперь заполним таблицу с проговариванием наших действий 9 слайд
А | 7 | 70 | 700 |
а·10 | 70 | 700 | 7 000 |
а·100 | 700 | 7 000 | 70 000 |
а·1 000 | 7 000 | 70 000 | 700 000 |
а·10 000 | 70 000 | 700 000 | 7 000 000 |
-Кто может сформулировать единый алгоритм умножения числа на 10, 100, 1 000, 10 000 ?
Решим примеры по цепочке № 2 с .83
Физкультминутка
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5-6 мин)
Цель:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на умножение на 1000,10000;
2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новый способ умножения
Организация учебного процесса на этапе 7.
- Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание.
- Желаю успеха! (Дети выполняют индивидуальное задание № 3 с. 83). Проведите проверку по эталону: 10слайд
- Кто допустил ошибки при вычислении? Поставьте на полях знак «?»
- Кто поставил знак вопроса? Определите место ошибки и причину.
- В чём у вас ошибка? Исправьте ошибки.
- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Ответы детей: запомнить правило).
- Молодцы и те, кто нашёл и исправил свои ошибки. Поставьте знак «+».
- А кто поставил знак «+»? Молодцы!
- Что мы можем сказать по теме урока?
- Какая у нас была цель урока? (Ответы детей: научиться решать примеры такого вида).
- Достигли мы этой цели или нет?
VIII. Включение в систему знаний и повторение. (5-7 мин)
Цель:
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.
Форма работы: фронтальная.
Организация учебного процесса на этапе 8.
- Мы использовали алгоритм умножения на 1000,10000 при решении примеров. При выполнении, каких еще заданий можно применить эту форму записи? (В задачах, в уравнениях.)
- Я предлагаю вам потренироваться в решении задачи.
- Прочитайте задачу. 11 слайд
За 7 дней завод выпускает 35 деталей. Сколько деталей завод выпустит за 1000 дней?
- Какой это тип задач? (Приведение к единице)
- Запишите краткую запись, решение, выражение и ответ.
Один учащийся работает на доске, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.
Организуется взаимопроверка.
Проверка организуется по эталону для самопроверки. 12 слайд
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.
- Кто из вас ошибся?
- В каком случае?
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
- Оцените свою работу . ( на полях + ?)
IX. Рефлексия учебной деятельности. (4 мин)
Цель:
1) зафиксировать новое правило, изученное на уроке;
2) оценить результаты собственной деятельности;
3) согласовать домашнее задание.
Форма работы: фронтальная.
Организация учебного процесса на этапе 9.
- Что нужно сделать в конце урока? (Подвести итог, записать домашнее задание)
Запись домашнего задания (с. 84 № 10, с.85 №11,*составить уравнение с многозначными числами) 13 слайд
- Чему мы научились?
- Какая была перед нами цель? (Ответы детей: научиться решать примеры нового вида).
- Достигли ли мы её?
- Что помогло эту цель нам достичь? Какой у нас был девиз урока? 14 слайд
- Вы довольны своей работой?
- Над чем нам ещё нужно поработать?
15 слайд
- А сейчас оцените свою работу на уроке. (Ребята оценивают свою работу на карточках, которые есть у каждого на столе):
- Кто обвел ?, ., !
«Я понял всё, но у меня остались вопросы.» | ? |
«Я всё понял, могу работать, пользуясь правилом.» | . |
« Я понял всё, могу работать сам и объяснить другому.» | ! |
- Спасибо за урок! Молодцы!
16 слайд
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Успех каждого – это шаг к успеху всего класса.
Реши примеры 5 ·8 5·5 4·6 8·8 25-5 36-6 48-8 99-9 6·10 50·10 4·10 7·100 =40 =25 =24 =64 =20 =30 =40 =90 =60 =500 =40 =700
Запишите числа 80 000, 100 000 , 9 999
Запишите числа 138 тыс. 36 ед. 94 млн. 78 тыс. 875 ед.
Проверка 79 999, 9 999, 9 998 80 001, 10 001, 10 000 138 036, 94 078 875.
Переместительное свойство a • b = b • a
Сочетательное свойство a • ( b • c ) = ( a • b ) • c
А 7 70 700 а ·10 а ·100 а ·1 000 а ·10 000 70 700 700 70 000 700 000 70 000 7 000 7 000 70 000 700 000 7 000 000 7 000
172·100=17200 3500·10=35000 1000·460=460000 58·1000=58000 840·1000=840000 2700·1000=2700000 10·50000=500000 40200·10000=402000000
За 7 дней завод выпускает 35 деталей. Сколько деталей завод выпустит за 1000 дней?
Задача 7 дн .– 35д. 1000дн.- ?д. 1дн. - ? д 35:7=5( д )- за 1 день. 5·1000=5000( д )- за 1000 дней. Выражение:35:7·1000=5000 Ответ:5000 деталей завод выпустит за 1000 дней.
Домашнее задание с . 84 № 10, с.85 №11 , *составить уравнение с многозначными числами
Успех каждого – это шаг к успеху всего класса.
«Я понял всё, но у меня остались вопросы.» ? «Я всё понял, могу работать, пользуясь правилом.» . « Я понял всё, могу работать сам и объяснить другому.» !
Молодцы! Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон. 2 класс. Урок №18, часть2. Тема: "Закрепление пройденного"
Предлагаются задания, доводящие до уровня автоматизированного навыка умение решать задачи ("блиц", "ловушки", геометрические задачи) и примеры основных видов.Структура урока: разминка, устный счёт, ре...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Урок математики. Тема : Умножение на 10,100,1000
Урок математики. Тема : Умножение на 10,100,1000Тип урока: комбинированныйЦель урока: учить ребят правильно выполнять умножение на 10,100,1000. Развивать навыки счета, внимание, память, логическое мыш...
Конспект урока по теме "Умножение на трехзначное число" 3 класс. (Петерсон)
Урок по теме "Умножение на трехзначное число" 3 класс....
Технологическая карта урока математики. Тема:"Умножение на 10, 100, 1000, 10 000 и 100 000. Деление чисел, которые оканчиваются нулями"(4 класс, УМК "Перспектива").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: формирование умения выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000, 10 000 и 100 000.Задачи урокаДидактические:Познакомить с правилом ...
Открытый урок по теме: "«Умножение трёхзначного числа на однозначное число в пределах 1000».
Цель: создание условий для формирования умений, умножать трёхзначное число на однозначное число.Задачи:Образовательные: познакомить с алгоритмом умножения трёхзначного числа на однозначное число; учит...