Урок математики. 4 класс. Автор учебника Л. Г. Петерсон. Тема: Шкала. Цена деления шкалы. (урок с презентацией)
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Тема:Шкала. Цена деления шкалы.
Цель:уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значения величин.
Задачи: 1) научить определять цену деления шкалы на числовом луче, на измерительных приборах;
2) тренировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел:
3) развивать мыслительные операции, мотивацию к целенаправленной деятельности, умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) воспитывать здоровый образ жизни, трудолюбие, способности к познанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_4_klass_gilyazova_r._d._bashkirskaya_gimnaziya-internat_doc.rar | 429.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики (4 класс)
Тема: Шкала. Цена деления шкалы.
Цель: уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значения величин.
Задачи: 1) научить определять цену деления шкалы на числовом луче, на измерительных приборах;
2) тренировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел:
3) развивать мыслительные операции, мотивацию к целенаправленной деятельности, умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) воспитывать здоровый образ жизни, трудолюбие, способности к познанию.
Оборудование: измерительные приборы со шкалами, компьютер, видеопроектор, карточки для индивидуальной работы, карточки с пословицами и поговорками.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД | |
Психологический настрой. | - Добрый день. Позвольте представиться…Какое у вас настроение? Каким вы хотите, чтоб получился урок? Что для этого необходимо? Свою работу в конце урока оцените на шкале «успеха». | Личностные УУД: 1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности; 2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные УУД: 1)формируем умение извлекать информацию из текста; 2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 3) формируем умение работать в группе; 4) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1)воспитание здорового образа жизни; 2) воспитание трудолюбия, способности к познанию. Познавательные УУД: 1)формируем умение извлекать информацию из текста; 2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 3) формируем умение работать в группе; 4) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение работать в группе; 4) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | |
I. Актуализация знаний. | - Откройте тетрадь. Запишите дату. Четверым учащимся дана индивидуальная работа по карточкам. По окончании математического диктанта работу сдаёте. Математический диктант. (1 обучающийся работает у доски, располагает числа на числовом луче. Трое обучающихся выполняют индивидуальные задания по карточкам. 1 обучающийся работает у доски, выполняя индивидуальное задание.) А) 1/5 увеличить на 3/5. (4/5) Б) На сколько 2 больше, чем 2/5? (8/5 или 1 3/5) В) Сумма чисел 2 и 2/5. (12/5 или 2 2/5) Г) запишите число 3 1/5 в виде неправильной дроби. (16/5) Д) Напишите число 4 в виде дроби со знаменателем 5. - Что заметили? ( Числа расположены в порядке возрастания, увеличиваются на 4/5). - Какое число следующее? (4 4/5) - Удобно ли обозначить на этом луче число 3/23? (Нет, т. к. единица разделена на 5 частей, поэтому двадцать третьи доли никак не отметишь). - Какое расстояние между соседними штрихами шкалы на луче? (1/5 доля единицы) - Проверим работу, выполненную учеником. (Задать вопрос: Как складываются и вычитаются смешанные числа?) А) 6*(21 1/5+4/5)= 132 Б) 38 2/5+1 3/5=40 В) 3 1/5-1/5=3 Г) х/2=4, х=8 132, 40, 3, 8 (Оценить обучающихся, выполнявших индивидуальные задания) 132 см, 40 кг, 3кг, 8 ч - Что изменилось? - Как называются такие числа? (именованные числа) - Вспомните, что такое величина? (То, что можно измерить и результат измерения выразить числом). | ||
II. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы. | - Соотнесите единицы измерения и величины. (132см – длина, норма роста четвероклассника, 40кг, норма веса 4-классника, 3 кг – масса, таким должен быть вес портфеля ученика 4 класса, 8ч. – время) - Какие приборы необходимы для того, чтобы измерить эти величины? -№1 с 53 - Какие величины измеряют с помощью приборов, изображённых на рисунке? - Что общего у этих приборов и числового луча, который мы изобразили? (У них есть деления и числа, с помощью которых определяют значения величин) - Как называется эта часть приборов с делениями и числами? (Читают текст на с 53. до цены деления). Вывод: числа и деления образуют _________, которая помогает определять _________ ____________ величины. (Справка: шкалу; значение измеряемой) -Сформулируйте тему урока. - Чему предстоит научиться на уроке? | ||
III. «Открытие» нового знания. | - Слово шкала происходит от латинского слова «СКАЛЭ», которое переводится как «лестница». «СКЛЯРИС» - ступенчатый - Шкала похожа на лестницу. Чем? - Шкалы имеют цену деления. - Что это такое? Ответ на вопрос найдите в учебнике на с. 53 Цена деления – число единиц измерения, соответствующих одному делению шкалы. - Попробуем определить цену деления измерительных приборов № 1 с. 53 - На шкале термометра для определения температуры воды некоторые цифры отсутствуют. Отметьте на ней точкой значение температуры воды для купания маленького ребёнка - 36*. - Часто ли своей жизни приходится определять значения величин по шкале со свободными делениями? Приведите примеры. - Чему надо научиться? (Определять по шкале значения величин) Физминутка - Для профилактики простудных заболеваний и активизации работы мозга выполним дыхательную гимнастику. (Дыхательная гимнастика Стрельниковой.) - Быстрый шумный втягивающий вдох через нос, свободный естественный выдох со звуком «ха-а» - «Насос» - зевнуть, потянуться. Для определения объёма лёгких используется прибор спирометр. | ||
IV. Первичное закрепление | -Будем учиться определять по шкале значения величин. Медицинский термометр Запись в тетради: 36,6*, 38,1* Уличный термометр - Самая низкая температура воздуха, зарегистрированная в Нефтекамске в 1976 г. -52*С - Самая высокая температура воздуха, зарегистрированная в нашем городе в 2010 г. +42*С Спидометр 90км/ч, 40км/ч Весы 450г яблок, 1кг100г весит бочонок мёда (региональный и воспитательный момент) Линейка - Измерьте высоту ручки. Самая большая конная статуя в России-памятник С. Юлаеву-9м 80 см, 40т (Сосланбек Тавасиев, 1967г.- Переведите 9м 80 см в дециметры – 98дм - Что необходимо для определения величин? Вывод: Для определения величин необходимы измерительные приборы, значения величин определяем по шкале. | ||
V. Практическая работа в группах «Шкалы разные нужны, шкалы всякие важны». | - Объединимся в группы. У каждой группы на партах различные приборы для определения различных величин. На столах лежат инструкции по работе в группе и работе с прибором. Внимательно прочитайте инструкцию. Старайтесь работать все. Выводы сделайте по плану. Работу начинаем и завершаем по звуковому сигналу. 1группа (ростомер)- «Гордись не ростом, а умом». 2 группа (напольные весы) – «Мал золотник, да дорог». 3 группа бытовые весы – «Друга узнать – вместе пуд соли съесть». 4 группа (секундомер) – «Делу время, потехе час». 5 группа (сантиметровая лента) – Семь раз отмерь, один раз отрежь». Выступление групп. Предъявление результата. -Измерь самого себя – и ты станешь настоящим математиком. Оцените свою работу на «шкале успеха». -Что у вас получалось сегодня лучше? -В чём испытывали затруднения? - Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? | ||
VI. Рефлексия. Итог. Д/з | -Мы рассмотрели много приборов. Что общего у всех? -Ключевые слова урока? - Что такое шкала? -Что особенного у каждой шкалы? Д/з: с. 54 №6, придумать и нарисовать свой измерительный прибор со шкалой, дать ему название. -Внимание вопрос! Назовите приборы, которые находятся в этом ящике. Они являются измерительными, широко используются в быту, но не имеют шкалы? (ложка, стакан, банка) (В банке лежат конфеты, которые раздаются детям.) |
Приложение
Индивидуальное задание
А. Оставь истинные высказывания. Обоснуй свой выбор.
3/15 < 8/15 З | 3/15 = 8/15 Б | 3/15 > 8/15 Н |
4/7 < 4/9 Р | 4/7 = 4/9 Т | 4/7 > 4/9 И |
5/5 < 7/7 У | 5/5 = 7/7 М | 5/5 > 7/7 К |
6/10 < 10/6 А | 6/10 = 10/6 Ы | 6/10 > 10/6 Х |
Составь из оставшихся букв название времени года.
Инструкция для группы 1.
- Проведите измерения веса предметов, полученные результаты запишите в таблице:
№ | объект | масса | Данные на упаковке |
1. | Крупа | ||
2. | Чай | ||
3. | Конфеты | ||
Общий вес: |
- Проведите сравнение написанной на упаковке массы предметов и ваших замеров, все ли данные равны?
- Вычислите общий вес покупки.
- Сделайте выводы:
Группа проводила измерения _______________________________, используя прибор ________________________________.
Общий вес покупки составил ___________________ граммов или ___________ кг _________г.
Пришли к выводу, что масса предметов, указанная на упаковках купленных продуктов ______________________________________ (соответствует, не соответствует) настоящему весу.
Инструкция для группы 2.
- Проведите измерения роста каждого ученика в группе, полученные результаты запишите в таблице:
№ | Имя ученика | рост | Соответствует норме |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
Общий рост: | |||
Среднее: |
- Проведите сравнение роста каждого ученика с нормой роста 10-летнего ребенка: 128 – 140 см.
- Вычислите общий рост вашей группы, найдите среднее – средний рост ребят вашей группы.
- Сделайте выводы:
Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________. Общий рост группы составил _______________________ см или _________м ______ см.
Соответствует нормам рост (указать имена ребят):
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
Ниже нормы рост:
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
Выше нормы:
- ____________________________________
- ___________________________________
Самый высокий: ______________________________________________.
Инструкция для группы 3.
- Проведите измерения времени решения выражения каждым учеником в группе, полученные результаты запишите в таблице:
№ | Имя ученика | время | Правильность решения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
Общее время: | |||
Среднее: |
- Проведите сравнение времени решения и правильности решения примера.
- Вычислите общее время вашей группы, найдите среднее время, затраченное на вычисления.
- Сделайте выводы:
Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________. Общее время группы составило _______________________ секунд или _________мин ______ с.
Быстро вычисляют, правильно решили пример:
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
Быстро вычисляют, но неверно:
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
Инструкция для группы 4.
Определите: хватит ли данной ленты для того, чтобы обшить края диванной подушки?
- Проведите измерения диванной подушки и длины ленты, полученные результаты запишите в таблице:
№ | предмет | результат |
1. | подушка | |
2. | лента |
- Проведите сравнение полученных результатов.
- Сделайте выводы:
Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________. Для отделки подушки лентой нужно _______________________ см или _________дм ______ см.Купленных лент ____________ см ________________________ (достаточно, не достаточно) для выполнения задания.
Для украшения 5 таких диванных подушек понадобится _______________ см или _____________дм __________ см ленты.
Инструкция для группы 5.
- Проведите измерения веса каждого ученика в группе, полученные результаты запишите в таблице:
№ | Имя ученика | вес | Соответствует норме |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
Общий вес: | |||
Среднее: |
- Проведите сравнение веса каждого ученика с нормой веса 10-летнего ребенка: 35 – 40кг.
- Вычислите общий вес вашей группы, найдите среднее – средний вес ребят вашей группы.
- Сделайте выводы:
Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________. Общий вес группы составил ___________кг _________ г или ___________________ граммов.
Соответствует нормам вес (указать имена ребят):
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
Ниже нормы вес:
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
Выше нормы:
- ____________________________________
- ___________________________________
Инструкция для группы 6.
- Проведите измерения силы руки каждого ученика в группе, полученные результаты запишите в таблице:
Стоя, на вытянутой перед собой руке сжать силомер по очереди в правой и левой.
№ | Имя ученика | Правая рука | Левая рука | Соответствует норме |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
- Сделайте выводы:
Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________.
Соответствует нормемышечная сила правой руки (указать имена ребят):
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
Соответствует нормемышечная сила левой руки (указать имена ребят):
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
Ниже нормы:
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
Выше нормы:
- ____________________________________
- ___________________________________
Вывод: мышечная сила ______________ руки выше мышечной силы ____________ руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по математике. 2 класс. Автор учебника: Л.Г. Петерсон.
Календарно-тематическое планирование предназначено учителям начальных классов, работающих во 2 классе по учебно-методическому комплексу Л.Г. Петерсон....
Календарно-тематическое планирование по математике. 1 класс. Автор учебника: Л.Г. Петерсон.
Календарно-тематическое планированиепредназначено учителям начальных классов, работающих в 1 классе по учебно-методическому комплексу Л.Г. Петерсон....
Рабочая программа по учебному предмету Математика, 1 класс, автор учебника Л.Г.Петерсон
Составлена в соответствии с ФГОС....
Тематическое планирование по учебному предмету Математика, 1 класс, автор учебника Л.Г.Петерсон
Составлено в соответствии с ФГОС....
Контрольная работа по математике за 3 четверть во 2 классе автор учебника Л.Г. Петерсон
Данную контрольную работу можно использовать как итоговую в конце 3 четверти....
План-конспект урока математики с презентацией по теме "Закрепление по теме «Умножение и деление».
План-конспект урока математики с презентацией по теме "Закрепление по теме «Умножение и деление». ...