Рабочая программа математика
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
развитие творческих возможностей учащихся;
формирование и развитие познавательных интересов.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) – важнейшего метода математики.
Развитие интереса к предмету реализуется в через методическую систему, предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Они стимулируют развитие познавательных способностей учащихся. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Алгоритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотрении таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий в числовых выражениях, проверки действий и др.
Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Для реализации программного содержания используется следующее учебные пособия:
Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч., Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. – М: Просвещение, 2007 г.
– Рабочая тетрадь к учебнику «Математика» для 4 кл. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. – М.: Просвящение, 2010 г.
– Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Концепция и программы для начальных классов к курсу «Математика».- 3 издание – М.: Просвещение, 2008.
Рабочая программа рассчитана на 140 часа в год, в том числе на проведение контрольных работ – 14 час.
– количество часов в год – 140;
– количество часов в неделю – 4;
– количество часов в 1-й четверти – 36;
– количество часов во 2-й четверти – 28;
– количество часов в 3-й четверти – 40;
– количество часов в 4-й четверти – 36;
- количество контрольных работ – 14, из них 3 по текстам администрации школы.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
Комбинированный урок;
Урок - игра;
Урок – путешествие;
Урок – соревнование.
Формами текущего контроля являются тематические контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Нумерация
Обучающиеся должны знать:
названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах
миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки
> (больше), < (меньше), = (равно);
представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Обучающиеся должны знать:
названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
связь между компонентами и результатом каждого действия;
основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
таблицы сложения и умножения однозначных чисел и
соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);
находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 • r, b : 2, a ± b, c • d, k : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750
2000 – х = 1450, х – 12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25 на основ<
взаимосвязи между компонентами и результатами действий решать задачи в 1 – 3 действия.
Величины
иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
Обучающиеся должны знать:
единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь:
находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
узнавать время по часам;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значении величин на однозначное число);
применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры
иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Обучающиеся должны знать:
виды углов: прямой, острый, тупой;
виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
определение прямоугольника (квадрата);
свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
строить заданный отрезок;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Тематический план
4 класс (140 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на самостоя-тельные работы |
практичес- кие работы | контроль-ные работы |
Числа от 1 до 1000. | 17 | 1 | 2 |
Числа, которые больше 1000. Нумерация | 11 | 1 | 1 | 3 |
Величины | 16 | 1 | 1 | 3 |
Сложение и вычитание | 8 | 1 | 2 |
Умножение и деление | 77 | 1 | 8 | 20 |
Итоговое повторение | 11 | 2 | 4 |
Итого | 140 | 3 | 14 | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного вре мени | Пла новые сроки прохожде ния | Характеристика основной деятельности ученика |
Числа от 1 до 1000. | 17 |
1. | Нумерация. Счет предметов. Разряды. | 1 | 03.09.2012 | Считать последовательно числа в пределах 1000. Образовывать следующую счетную единицу. |
2. | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 | 04.09.2012 | Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. |
3. | Сложение и вычитание. | 1 | 05.09.2012 | Выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
4. | Сложение нескольких слагаемых. | 1 | 07.09.2012 | Выполнять письменные вычисления. |
5. | Вычитание вида 903-574. | 1 | 10.09.2012 | Выполнять письменные вычисления. |
6. | Письменные приемы умножения трехзначных чисел на однозначные. | 1 | 11.09.2012 | Выполнять письменное умножение на однозначное число. |
7. | Письменные приемы умножения однозначных чисел на трехзначные. | 1 | 12.09.2012 | Выполнять письменное умножение на однозначное число. |
8. | Письменные приемы деления на однозначное число. | 1 | 14.09.2012 | Выполнять письменное умножение на однозначное число. |
9. | Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа. | 1 | 17.09.2012 | Выполнять письменное умножение на однозначное число. |
10. | Письменное деление на однозначное число. | 1 | 18.09.2012 | Выполнять письменное деление на однозначное число. |
11. | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть ноль. | 1 | 19.09.2012 | Выполнять письменное деление на однозначное число. |
12. | Вводная контрольная работа. | 1 | 21.09.2012 |
13. | Работа над ошибками. Диагонали прямоугольника, их свойства. | 1 | 24.09.2012 | Распознавать и изображать геометрические фигуры. |
14. | Диагонали квадрата, их свойства. | 1 | 25.09.2012 | Распознавать и изображать геометрические фигуры. |
15. | Письменные вычисления с натуральными числами. | 1 | 26.09.2012 | Выполнять письменные вычисления. |
16. | Закрепление изученного по теме «Четыре арифметических действия». | 1 | 28.09.2012 | Выполнять письменные вычисления. |
17. | Контрольная работа. Четыре арифметических действия. | 1 | 01.10.2012 |
Числа, которые больше 1000. Нумерация. | 11 | 02.10.2012 |
18. | Работа над ошибками. Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч. | 1 | 03.10.2012 | Читать и записывать числа больше 1000. |
19. | Чтение многозначных чисел. | 1 | 05.10.2012 |
20. | Запись многозначных чисел. Значение цифры в записи числа. | 1 | 08.10.2012 | Читать и записывать числа больше 1000. |
21. | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | 09.10.2012 | Представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых. |
22. | Сравнение многозначных чисел. | 1 | 10.10.2012 | Сравнивать многозначные числа. |
23. | Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100, 1000 раз. | 1 | 12.10.2012 | Выполнять увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100, 1000 раз. |
24. | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. | 1 | 15.10.2012 | Сравнивать многозначные числа. |
25. | Класс миллионов. Класс миллиардов. | 1 | 16.10.2012 | Последовательно считать в пределах 100000. |
26. | Луч. Числовой луч. | 1 | 17.10.2012 | Распознавать и изображать геометрические фигуры. |
27. | Угол. Виды углов. Построение прямоугольного угла с помощью циркуля и линейки. | 1 | 19.10.2012 | Распознавать и изображать геометрические фигуры. |
28. | Контрольная работа. Нумерация. | 1 | 22.10.2012 |
Величины. | 16 | 23.10.2012 |
29. | Работа над ошибками. Единицы длины – километр. Таблица единиц длины. | 1 | 24.10.2012 | Сравнивать величины по их числовым значениям. |
30. | Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. | 1 | 26.10.2012 | Сравнение и упорядочивание объектов по разным признакам. |
31. | Ар (сотка). Гектар. Таблица единиц площади. | 1 | 06.11.2012 | Сравнение и упорядочивание объектов по разным признакам. |
32. | Измерение площади фигур с помощью палетки. | 1 | 07.11.2012 | Измерять площадь фигур с помощью палетки. |
33. | Итоговая контрольная работа за 1 четверть. | 1 | 09.11.2012 |
34. | Работа над ошибками. Нахождение нескольких долей целого. | 1 | 12.11.2012 | Находить нескольких долей целого. |
35. | Нахождение целого по его части. | 1 | 13.11.2012 | Находить целое по его части. |
36. | Единицы массы. Центнер. Тонна. Таблица единиц массы. | 1 | 14.11.2012 | Сравнивать предметы по массе. |
37. | Единицы времени. | 1 | 16.11.2012 | Определять время по часам. |
38. | 24-часовое исчисление времени. | 1 | 19.11.2012 | Сравнивать величины по их числовым значениям. |
39. | Решение задач. Нахождение начала, продолжительности и конца события. | 1 | 20.11.2012 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
40. | Единицы времени. Секунда. | 1 | 21.11.2012 | Сравнивать величины по их числовым значениям. |
41. | Единицы времени. Век. | 1 | 23.11.2012 | Сравнивать величины по их числовым значениям. |
42. | Таблица единиц времени. | 1 | 26.11.2012 | Сравнивать величины по их числовым значениям. |
43. | Закрепление изученного. Единицы времени. | 1 | 27.11.2012 | Сравнивать величины по их числовым значениям. |
44. | Контрольная работа. Величины. | 1 | 28.11.2012 |
Сложение и вычитание. | 8 | 30.11.2012 |
45. | Письменные приемы сложения и вычитания. | 1 | 03.12.2012 | Выполнять письменные вычисления. |
46. | Вычитание с заниманием единиц через несколько разрядов. | 1 | 04.12.2012 | Выполнять письменное вычитание. |
47. | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | 05.12.2012 | Находить неизвестное слагаемое. |
48. | Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. | 1 | 07.12.2012 | Находить неизвестные уменьшаемое и вычитаемое. |
49. | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | 10.12.2012 | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. |
50. | Сложение и вычитание значений величин. | 1 | 11.12.2012 | Использовать приемы сложения и вычитания величин при выполнении вычислений. |
51. | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | 1 | 12.12.2012 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
52. | Контрольная работа. Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. | 1 | 14.12.2012 |
Умножение и деление. | 80 |
53. | Работа над ошибками. Умножение и его свойства. Умножение 0 и 1. | 1 | 17.12.2012 | Выполнять вычисления с 0. |
54. | Письменные приемы умножения. | 1 | 18.12.2012 | Умножать четырехзначное число на однозначное. |
55. | Письменные приемы умножения для случаев вида 4019 · 7. | 1 | 19.12.2012 | Умножать четырехзначное число на однозначное. |
56. | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | 21.12.2012 | Умножать четырехзначное число на однозначное. |
57. | Нахождение неизвестного множителя. | 1 | 24.12.2012 | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. |
58. | Деление многозначного числа на однозначное. | 1 | 25.12.2012 | Делить многозначные числа на однозначные. |
59. | Деление многозначного числа на однозначное. | 1 | 26.12.2012 | Делить многозначные числа на однозначные. |
60. | Итоговая контрольная работа за первое полугодие.. | 1 | 28.12.2012 |
61. | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз в косвенной форме | 1 | 11.01.2013 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
62. | Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. Работа над ошибками. | 1 | 14.01.2013 | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. |
63. | Задачи на пропорциональное деление. | 1 | 15.01.2013 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
64. | Деление многозначных чисел (в записи частного нули). | 1 | 16.01.2013 | Делить многозначные числа на однозначные. |
Деление многозначных чисел на однозначные. | 1 | 18.01.2013 | Делить многозначные числа на однозначные. |
65. | Деление многозначных чисел, когда в записи частного нули. | 1 | 21.01.2013 | Делить многозначные числа на однозначные. |
66. | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | 22.01.2013 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
67. | Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные». | 1 | 23.01.2013 | Делить многозначные числа на однозначные. |
68. | Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные». | 1 | 25.01.2013 | Делить многозначные числа на однозначные. |
69. | Контрольная работа. Умножение и деление многозначных чисел. | 1 | 28.01.2013 |
70. | Работа над ошибками. Деление многозначных чисел на однозначные | 1 | 29.01.2013 | Делить многозначные числа на однозначные. |
71. | Среднее арифметическое. | 1 | 30.01.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
72. | Среднее арифметическое. | 1 | 01.02.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
73. | Понятие скорости. Единицы скорости. | 1 | 04.02.2013 | Устанавливать зависимость между величинами. |
74. | Связь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 | 05.02.2013 | Устанавливать зависимость между величинами. |
75. | Связь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 | 06.02.2013 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
76. | Закрепление. Задачи на движение. | 1 | 08.02.2013 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
77. | Решение задач на движение. | 1 | 11.02.2013 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
78. | Виды треугольников. | 1 | 12.02.2013 | Распознавать и изображать геометрические фигуры. |
79. | Виды треугольников. | 1 | 13.02.2013 | Распознавать и изображать геометрические фигуры. |
80. | Виды треугольников. Построение треугольника с помощью циркуля и линейки. | 1 | 15.02.2013 | Распознавать и изображать геометрические фигуры. |
81. | Виды треугольников. Построение треугольника с помощью циркуля и линейки. | 1 | 18.02.2013 | Распознавать и изображать геометрические фигуры. |
82. | Контрольная работа. Задачи на движение. | 1 | 19.02.2013 |
83. | Работа над ошибками. Задачи на движение. | 1 | 20.02.2013 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
84. | Умножение числа на произведение. | 1 | 22.02.2013 | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. |
85. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 25.02.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
86. | Письменные умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 26.02.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
87. | Письменные умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | 27.02.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
88. | Решение задач на движение. | 1 | 01.03.2013 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
89. | Перестановка и группировка множителей. | 1 | 04.03.2013 | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. |
90. | Деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 05.03.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
91. | Деление с остатком на 10, 100, 1000. Решение задач. | 1 | 06.03.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
92. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 07.03.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
93. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 11.03.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
94. | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | 1 | 12.03.2013 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
95. | Контрольная работа. Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 13.03.2013 |
96. | Работа над ошибками. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 15.03.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
97. | Умножение числа на сумму. | 1 | 18.03.2013 | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. |
98. | Письменный прием умножения на двузначное число. | 1 | 19.03.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
99. | Письменный прием умножения на двузначное число. | 1 | 20.03.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
100. | Письменный прием умножения на двузначное число. Решение задач, изученных видов. | 1 | 22.03.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
101. | Письменное умножение на трехзначное число. | 1 | 25.03.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
102. | Письменное умножение на трехзначное число. | 1 | 26.03.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
103. | Письменное деление на двузначное число | 1 | 27.03.2013 | Выполнять письменные 105.вычисления с нату106.ральными числами. |
104. | Деление с остатком на двузначное число. | 1 | 08.04.2013 | Выполнять деление с остатком. |
105. | Деление на двузначное число. | 1 | 09.04.2013 | Выполнять деление с остатком. |
106. | Деление на двузначное число. | 1 | 10.04.2013 | выполнять деление с остатком. |
107. | Деление на двузначное число. | 1 | 12.04.2013 | Выполнять деление с остатком. |
108. | Решение задач изученных видов. | 1 | 13.04.2013 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
109. | Деление на двузначное число. | 1 | 15.04.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
110. | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули.. | 1 | 16.04.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
111. | Закрепление по теме «Деление на двузначное число». | 1 | 17.04.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
112. | Контрольная работа. Деление на двузначное число. | 1 | 18.04.2013 |
113. | Работа над ошибками. Умножение и деление на двузначное число. | 1 | 19.04.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
114. | Письменное деление на трехзначное число. | 1 | 20.04.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
115. | Письменное деление на трехзначное число. | 1 | 22.04.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
116. | Деление на трехзначное число. | 1 | 23.04.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
117. | Деление на трехзначное число. | 1 | 24.04.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
118. | Деление с остатком. | 1 | 25.04.2013 | Выполнять деление с остатком. |
119. | Решение задач. Деление с остатком. | 1 | 26.04.2013 | Выполнять деление с остатком. |
120. | Решение задач. Деление с остатком. | 1 | 27.04.2013 | Выполнять деление с остатком. |
121. | Решение задач изученных видов. | 1 | 29.04.2013 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
122. | Решение уравнений. | 1 | 30.04.2013 | Решать уравнения разных видов. |
123. | Контрольная работа. Деление на трехзначное число. | 1 | 02.05.2013 |
124. | Работа над ошибками. Решение уравнений. | 1 | 03.05.2013 | Решать уравнения разных видов. |
125. | Решение текстовых задач. | 1 | 04.05.2013 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
126. | Решение уравнений и задач на движение. | 1 | 06.05.2013 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
127. | Проверка умножения делением. | 1 | 07.05.2013 | Выполнять проверку вычислений. |
128. | Проверка деления умножением. | 1 | 08.05.2013 | Выполнять проверку вычислений. |
129. | Проверка деления умножением. | 1 | 10.05.2013 | Выполнять проверку вычислений. |
130. | Контрольная работа. Проверка деления и умножения. | 1 | 13.05.2013 |
Итоговое повторение. | 11 | 14.05.2013 |
131. | Итоговое повторение. Нумерация. Выражения. Равенства. Неравенства. | 1 | 15.05.2013 | Считать последовательно числа в пределах 1000. Образовывать следующую счетную единицу. |
132. | Итоговое повторение. Уравнения. | 1 | 17.05.2013 | Решать уравнения разных видов. |
133. | Итоговое повторение. Сложение и вычитание. | 1 | 20.05.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
134. | Итоговое повторение. Умножение и деление. | 1 | 21.05.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
135. | Итоговое повторение. Порядок действий. | 1 | 22.05.2013 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. |
136. | Итоговое повторение. Величины. | 1 | 24.05.2013 | Выполнять действия с величинами. |
137. | Контрольная работа по текстам администрации школы. | 1 | 27.05.2013 |
138. | Работа над ошибками. Решение задач. | 1 | 28.05.2013 | Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
139 | Урок – соревнование. | 1 | 29.05.2013 |
140. | Итоговый урок. | 1 | 31.05.2013 |
Содержание тем учебного курса
4 класс (140 ч)
Числа от 1 до 1000. (13 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (10 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.
Величины (15 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (9 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
Х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217,
х – 137 = 500 – 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (77 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2 – 4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (16 ч)
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.
Величины.
Геометрические фигуры.
Доли.
Решение задач изученных видов.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
4 класс
Контрольные работы:
входная
текущие и тематические:
Нумерация чисел больших 1000.
Величины. Сложение и вычитание многозначных чисел.
Умножение и деление многозначных чисел на однозначные.
Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Письменное умножение на двузначное и трехзначное число.
Умножение и деление на двузначное и трехзначное число. Деление с остатком.
Арифметические действия. Правила о порядке выполнения действий.
итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)
Тексты контрольных работ представлены в тетради для контрольных работ по математике 4 класса под редакцией Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
Практические работы:
Угол. Построение углов различных видов.
Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
Список литературы
Литература для учащихся:
Основная:
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений. / М.: Просвещение, 2012
Моро М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 4 класса в 2-х частях. – Просвещение, 2012
Дополнительная:
1. Тесты по математике: 4 кл. О. В. Узорова, Е. А.Нефедова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.
2. Считай без ошибок: справочник школьника по математике / Сост. Н. Е. Точная. – СПб.: Литера, 2012
Внетабличное умножение и деление: 3 – 4 классы. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике:– М.: Астрель, 2012
4. Соравочное пособие по математике: уроки математики: 4 кл. В 2 ч. О. В. Узорова, Е. А.Нефедова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.
Пособия для учителя:
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Концепция и программы для начальных классов к курсу «Математика».- 3 издание – М.: Просвещение, 2008. Волкова С. И. Проверочные работы к учебнику «Математика. 3 класс». – М.: Просвещение, 2012
2. Информационные технологии на уроках в начальной школе / сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. Журнал «Начальная школа».
4. CD-ROM. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия». Математика 4 класс.
5. CD-ROM. Программно – методический комплекс. Семейный наставник. Математика 4 класс.
6. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др. 4 класс. / С. В. Бахтина.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....
Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".
Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа, математика, 2-4 класс. УМК "Гармония"
Рабочая программа по математике, 2-4 класс. УМК "Гармония"...
Рабочая программа Математика 1 класс
По система Занкова Рабочая программа учебного курса «Математика» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике (2010г.) и авторской прогр...
Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"
Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...
Рабочая программа "Математика 2 класс"
Рабочая программа и тематическое планирование "Математика 2 класс" для работы с учащимися по программе Л. В. Занкова....
Рабочая программа математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро
Рабочая программа по математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро и др.составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....
Комментарии
Рабочая программа математика
Рабочая программа математика