РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 1 класс программа "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Сасиновская  (Мажейкайте) Ирина Витауто

 

 Пояснительная записка

                   Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника желания учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ П.НИВЕНСКОЕ БАГРАТИОНОВСКОГО РАЙОНА

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждаю

Директор школы___________ З.А. Усачёва 

                  «   »______________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

1 КЛАСС

(132 часа)

Учитель: Сасиновская Ирина Витауто

Составлено на основании программы общеобразовательных учреждений и рекомендовано Мин. образ. и науки РФ

Авторы: А. Л. Чекин. Учебник «Математика» для 1 класса начальной школы, авторы

А. Л. Чекин под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига / Учебник, 2011.

Рассмотрено на заседании МО                                                               Согласовано

Рук. МО____________ Долгополова Е.В.                 Зам. Директора по УВР __________ Шамсутдинова С.Н.

«    » августа 2012 г                                                                         «    » августа 2012 г

 Пояснительная записка

                   Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника желания учиться.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;

формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе;

использование математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;

чтение и запись сведений об окружающем мире на языке математики;

узнавание в объектах окружающего мира известных геометрических форм и умение работать с ними.

Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федереального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

2. Общая характеристика учебного предмета

     Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться.

     Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ребенка к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по математике предмет  «Математика» изучается с 1класса и составляет 132 часа в год, из них 26 часов отводится на внутрипредметный модуль «Наглядная геометрия» (М 5)

4. Содержание курса, тематическое планирование,  характеристика деятельности учащихся

1 класс (132 ч)

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической.

Арифметическая линия прежде всего представлена материалом по изучению чисел.

Числа  изучаются в такой последовательности:

натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1-е полугодие 1-го класса),

целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1-го класса),

Числа от 1 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Числа от 6 до 10 изучаются на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления.

Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и, в обязательном порядке, его результат.

Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности:

Сложение (систематическое изучение начинается с 1 полугодия  1-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и на поразрядном способе сложения.

Вычитание (систематическое изучение начинается со 2 полугодия 1-го класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая опирается на идею обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где главную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.

Геометрическая линия - модульная часть выстраивается следующим образом.

В 1-м классе изучаются следующие геометрические понятия:

плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник),

прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии,

внутренняя и внешняя области относительно границы,

многоугольник, прямой угол, прямоугольник,

симметричные фигуры.

Линия по изучению величин начинается уже

в 1 полугодии 1-го класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется на глаз по рисунку или по представлению, а также способом приложения. Никаких измерений пока не проводится.

во 2 полугодии 1-го класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.

Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно названа «алгоритмической») является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. При этом важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Под решением задачи понимается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи.

 Описание алгоритма решения задачи допускается в трех видах:

1) по действиям (по шагам) с пояснениями;

2) в виде числового выражения, но без пояснений;

3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения), с использованием стандартной символики.

Алгебраическая линия традиционно представлена такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится главным образом на 4-й класс, но пропедевтическая работа начинается с 1-го класса - задания,  в которых учащимся предлагается заполнить пропуски соответствующими числами, появление равенств с «окошками», в которые следует записать нужные числа, является пропедевтикой изучения уравнений.

СОДЕРЖАНИЕ

Программа  курса «Математика» – 132 часа  (4 часа в неделю)

1.Тема:  «Начала геометрии» (17 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

структуру учебника, условные обозначения

понятия «прямые,  кривые, точка, отрезок, дуга»

термины «налево, направо, вверх, вниз»; «самый маленький, самый большой»; «следующий и предшествующий»

уметь:

определять форму предмета и противопоставлять их предметам другой формы

ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), ориентироваться в пространстве

распознавать круг, треугольник, прямоугольник

пользоваться линейкой, чертить прямые и кривые линии

изображать направления отрезков (дуг) с помощью стрелок

сравнивать предметы по форме, размеру

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

ориентироваться в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.)

2.Тема:  «Числа 0, 1 и 2» (12 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

термины «один и несколько», «число и цифра»

понятие «пересекающиеся линии», «точка пересечения»

пустое множество, число и цифру 0

расположение линий на плоскости

уметь:

 писать цифры 1, 2, 0

составлять пары

сравнивать числа, записывать результат сравнения знаками >,<, =

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

пересчитывать предметы и выражать результат числом;

определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

3.Тема:  «Числа 3, 4 и 5» (9 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

термины « ломаная», « замкнутые и незамкнутые» линии, «многоугольник»

 понятия «раньше, позже»

части суток и времена года

уметь:

 писать цифры 3, 4, 5

 строить ломаную, замкнутую  линии

сравнивать числа, записывать результат сравнения знаками >,<, =

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

пересчитывать предметы и выражать результат числом;

определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

4.Тема:  «Сложение» (16 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

смысл действия сложения и соответствующую терминологию

число и цифру 6, 7, 8, 9 и их состав

понятия «ближе, дальше»; «длиннее, короче»

уметь:

 писать цифры 6, 7, 8, 9

 ориентироваться на плоскости, используя термины «выше, ниже»

складывать любые числа с числами 1, 2, 3, 4

сравнивать предметы по ширине

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

пересчитывать предметы и выражать результат числом;

определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

5.Тема:  «Однозначные числа» (8 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

все числа и цифры, состав чисел

понятие «однозначное число»

понятие «десяток»

уметь:

прибавлять число 5

писать число 10

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

пересчитывать предметы и выражать результат числом;

определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

6.Тема :  Вычитание  (10 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

смысл действия вычитания

термины «вычитание, разность»

переместительное свойство сложения

единицу длины – сантиметр

уметь:

прибавлять число 5

писать число 10

выполнять вычитание и записывать результат

вычитать число 1 из любого числа в пределах 10

измерять длину предметов в сантиметрах

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

пересчитывать предметы и выражать результат числом;

определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

7.Тема:  Двузначные числа (14 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать

состав двузначных чисел

понятие пересечение под прямым углом

порядок выполнения действий в выражениях, содержащих более одного действия

уметь:

складывать числа 1, 2, 3, 4 с однозначными числами

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

пересчитывать предметы и выражать результат числом;

определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

8.Тема:  «Задачи» (12 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

понятие «задача»

как образуются числа второго десятка

представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых

правило прибавления числа к сумме

уметь:

находить условие и требование в задаче  

составлять задачу по рисунку

воспроизводить правило прибавления числа к сумме

находить решение задачи и записывать его в тетрадь

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

пересчитывать предметы и выражать результат числом;

определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

9.Тема:  «Таблица сложения» (12 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

 правило прибавления суммы к числу

понятия «четырёхугольник, прямоугольник»

состав числа 10

уметь:

складывать числа  5, 6, 7 с однозначными числами

прибавлять по частям, сумму к сумме

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

пересчитывать предметы и выражать результат числом;

определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

10.Тема:  « Разностное сравнение» (22 часа)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

термины «больше на…», «меньше на…»  

знать таблицу сложения

единицы длины-см и дм и новую величину «масса»

смысл терминов «тяжелее и легче», «дороже и дешевле»

уметь:

составлять равенства на увеличение и на уменьшение

выполнять сложение чисел с переходом через десяток

находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного

вычитать сумму из числа

сравнивать по массе, по стоимости

читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100

  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

пересчитывать предметы и выражать результат числом;

определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Обучающиеся к концу первого года обучения должны знать/ понимать:

количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;

смысл действий (операций) сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;

взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;

свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;

свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;

линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;

замкнутые и незамкнутые линии;

внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;

прямой угол;

многоугольники и их виды;

измерение длины отрезка;

все цифры;

знаки больше (>),  меньше (<),  равно (=);

названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка,
включая число 20;

знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (+, —, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);

переместительный закон сложения;

таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;

изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);

изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);

изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);

термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).

Уметь:

читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;

сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);

воспроизводить правила прибавления числа к сумме и сумм к числу;

воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;

воспроизводить и применять правила сложения и вычитаний нулем;

распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);

выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;

выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;

чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

определять прямые углы с помощью угольника;

определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;

строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);

распознавать и формулировать простые задачи;

составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

ориентироваться в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);

выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

пересчитывать предметы и выражать результат числом;

определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

Пояснительная записка.

         Внутрипредметный  модуль «Наглядная геометрия в начальных классах»  представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником.

Цель программы: 

формирование  у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах.

Задачи программы:

формировать некоторые практические умения, связанные с построением геометрических фигур и измерениями;

развивать мелкую  моторику у учащихся;

развивать конструктивное и пространственное мышление.

Для проведения занятий  по наглядной геометрии учитель может использовать 1 час в неделю.

Программа и содержание модуля «Наглядная геометрия» находятся в полном согласовании с системой изучения геометрического материала в средней школе.

Методической особенностью курса является разработка системы учебных заданий для каждого урока и для всего курса в целом. Задания непосредственно адресованы ученику, обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой заданий, реализованных в привычных учителю пособиях по математике. Последовательность заданий выстраивается таким образом: в начале предлагается организационно-подготовительное задание, цель которого – подготовить ребенка к той деятельности, которую он будет выполнять в следующих – основных – заданиях (это может быть активизация внимания и восприятия, развитие зрительно-моторной координации, разработка мелких мышц руки и т.п.), затем предлагается задание, обязательно носящее частично поисковый характер или содержащее элементы творчества. Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа, активизацией интуиции ребенка, опирающейся на его опыт и продуцирующей догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие включить в активную познавательную деятельность всех учеников класса. Цель такого задания – организация осознания детьми той учебной задачи, на решение которой должна быть направлена их последующая деятельность. Форма подачи задания – проблемно-поисковая, реализованная посредством вещественной или графической модели, воспринимаемой ребенком визуально, что позволяет максимально привлечь внимание и обеспечить принятие учебной задачи всеми учениками класса.

Далее следует этап закрепления, на котором также предлагаются задания, в определенной мере отличные от привычных «тренировочных» заданий. Во-первых, они, как правило, уже оформлены так чтобы позволить максимально опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, что немаловажно для ребенка этого возраста; во-вторых, они отличаются вариативностью способов выполнения, необходимостью активно привлекать ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также требуют использования приемов умственных действий. Иными словами, даже тренировочные задания в приведенном курсе имеют продуктивный характер.

Таким образом, любое задание в предлагаемой системе является одновременно и обучающим, и развивающим. Ту же функцию выполняет и система дополнительных практических (конструктивных) и логических (логико-конструктивных) заданий. Они могут выполняться как фронтально, так и отдельными детьми – самостоятельно, по их выбору. Но при этом учитель не занимает позицию объясняющего или контролирующего субъекта – он сам активно включается в процесс выполнения заданий.      

Предложенные  упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;

на классификацию фигур;

на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

на построение геометрических фигур;

на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;

на формирование умения читать геометрические чертежи;

вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).

Использование простейшей (но максимально вариабельной) предметной наглядности на уроках наглядной геометрии позволяет реализовать этот курс в любых условиях. В качестве раздаточного материала используются счетные палочки и стандартный «Дидактический набор», содержащий двусторонние фигурки трех основных форм: круг, треугольник, равный половине квадрата, и квадрат, затем простейшая геометрическая мозаика (размер фигур – 16 х 16 см). Из этих основных форм дети конструируют как фигуры, так и различные композиции по образцу, по заданию, по замыслу, развивая конструктивное и пространственное мышление. Для работы в тетрадях дети используют специальную рамку-трафарет с геометрическими прорезями. Такие рамки заводского изготовления имеются в продаже. Используемая рамка позволяет организовать не только работу по распознаванию геометрических форм, но и разработку моторики, а также является основой для формирования конструктивной моделирующей деятельности через прием конструктивного рисования и конструктивной аппликации  

1-й класс

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (11 часов)

Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание (знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание).

Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки-трафарета.

Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические орнаменты в квадрате.

Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами «Сложи фигуру»).

НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (16 часов)

Точка. Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа неправильной формы.

Сходство и различие прямой и кривой.

Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну и две точки на плоскости.

Линии на плоскости. Ломаная. Моделирование линий из шнура и палочек и их отношения на плоскости. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание.

Отрезок как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах. Сравнение длин отрезков с помощью наложения и с помощью циркуля.

Конструирование геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских частей и заданного количества элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников; прямоугольник из 4, 6, 8 треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т. д.) и выполнение эскизов собранных композиций (от руки на клетчатой бумаге). Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы.

РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ (6 часов)

Ознакомление с деталями конструктора и инструментами (ключ, отвертка).

Конструирование букв с ориентацией на их графическую модель.

Знакомство с разными видами соединения полос: встык с накладкой и внахлест. Примеры сборки простейших моделей: лесенка.

Понятие о техническом задании и техническом рисунке.

Понятие о функциональной и технологической целесообразности модели (для чего делаем; какую работу будет выполнять данная модель и в связи с этим какими свойствами и качествами она должна обладать; целесообразное использование имеющихся деталей; дизайн конструкции; ее прочность и устойчивость).

Изготовление моделей многоугольников. Изготовление конструкции на основе многоугольника: часы (шестиугольник) и дорожный знак (треугольник).

Решение простых конструктивных задач. Соединение «под углом». Изготовление мебели: стол, стул, кресло, кровать (диван).

Знакомство с понятием «план». План комнаты: расстановка мебели.

ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРЫ (знакомство с объемными фигурами происходит в течение IV четверти)

Представление о геометрическом теле.

Классификация простых геометрических тел по некоторым признакам сходства и различия (основной признак – форма). Моделирование куба, прямой призмы и пирамиды из палочек и пластилина.

Распознавание плоских геометрических фигур в объемных телах (представление о трех проекциях объемной фигуры). Соотнесение объемной фигуры с плоским чертежом: игры «Угадай, какая фигура, как она стояла?» и «Поставь так же, как на рисунке».

Тематический план программы «Наглядная геометрия»

Наименование тем

Количество часов

Геометрические фигуры

1

Вводное занятие. Проверочная работа.

1

2

Сравнение фигур по различным признакам.

1

3

Классификация фигур по размеру и форме.

1

4

Классификация фигур по форме.

1

5

Треугольник.

1

6

Геометрические фигуры.

1

7

Сравнение фигур. Круг.

1

8

Сравнение фигур. Квадрат.

1

9

Геометрические фигуры.

1

10

Форма геометрических фигур.

1

Начальные геометрические понятия

11

Симметричный рисунок

1

12

Точка, прямая.

1

13

Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых.

1

14

Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок.

1

15

Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры.

1

16

Квадрат. Диагональ квадрата.

1

17

Геометрические фигуры (повторение)

1

18

Конструирование букв.

1

19

Конструирование лесенки.

1

20

Симметричные фигуры.

1

21

Внутри и снаружи.

1

22

Замкнутая и незамкнутая.

1

Работа с конструктором 

23

Конструирование букв.

1

24

Конструирование лесенки.

1

25

Конструирование на основе многоугольника.

1

26

План. Конструирование мебели.

1

*если в школе нет конструктора, то учитель заменяет работу  с конструктором на конструирование из палочек и работой с различными мозаиками;

**если в школе есть конструктор, то 2-3 занятия проводятся из темы «Работа с конструктором», затем 2-3 занятия обобщения и повторения материала, изученного в течение года.

В конце первого года обучения дети должны:

1) иметь представления о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;

2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной;

3) различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг;

4) различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;

5) уметь построить модель квадрата загибанием «от угла»; уметь начертить окружность с помощью циркуля;

6) уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием). Уметь пользоваться рамкой для выполнения рисунков и орнаментов из геометрических фигур и для получения деталей аппликации;

7) уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;

8) уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.

Литература:

Белошистая А.В. Наглядная геометрия в 1 классе.- М.: Классикс Стиль, 2007.

Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Программа курса математики для четырехлетней школы. – М.: Баласс, 2003.

Программа модуля «Наглядная геометрия»

      Авторы:Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое  планирование  по  математике

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающегося

Формы и методы контроля

Примечание

Дата

проведения


план

факт

1

     2

        3

 4

   5

          6

                  7

     8

       9

 10

    11

1




1. Начала геометрии

Здравствуй, школа!



1 ч

Изучение нового

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам

Знать книжных героев Машу и Мишу; структуру учебника, условные обозначения, иллюстративный материал

Фронтальный

учебник,часть,стр..1; 3

2



Этот разноцветный мир


1 ч

Урок-игра

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам

Знать и уметь различать основные цвета

С/р с проверкой

 1; 4-5



3



Одинаковые и разные по форме


1 ч

Комбинированный

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам

Уметь определять форму предмета и противопоставлять их предметам другой формы

Текущий

 1; 6-7



4







Слева, справа, вверху, внизу






1 ч

Комбинированный

Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева - справа, сверху – снизу

Уметь ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), рисунок на странице учебника; ориентироваться в пространстве

Текущий.

Фронтальный опрос.


 1; 8







5





Над, под, левее, правее, между




1 ч

Изучение нового

Установление пространственных отношений: спереди – сзади, перед, после, между и др.

Уметь ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), рисунок на странице учебника; ориентироваться в пространстве

С/р с проверкой

 1; 9






6





Плоские геометрические фигуры



1 ч

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники

Уметь распознавать такие фигуры, как круг, треугольник и прямоугольник, и правильно использовать соответствующие термины

Текущий.

Фронтальный опрос.

 1; 10-11

7






Прямые и кривые





1 ч

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники.

Знать прямые и кривые линии.

Уметь пользоваться линейкой, чертить прямые и кривые линии.

Текущий

 1; 12

     13





8







Впереди и позади







1 ч

Комбинированный

Установление пространственных отношений:

впереди и позади.

Уметь ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), находить определенный рисунок на странице учебника; ориентироваться в пространстве

С/р с про-

веркой

 1; 14







9








Точки








1 ч

Изучение нового

Установление пространственных отношений: выше – ниже, слева – справа, сверху - снизу, ближе – дальше, перед, после, между и др.

Знать понятие «точка».

Уметь изображать точки.

Текущий.

Фронтальный опрос.

 1; 15








10






Отрезки и дуги






1 ч

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники.

Знать понятия «отрезок», «дуга», их общие и отличительные признаки

Текущий

 1; 16

     17





11

Направления

1 ч

Комбинированный

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам

Уметь охарактеризовать местоположение объекта по направлению движения

С/р по образцу.

 1; 18

12





Налево и направо





1 ч

Комбинированный

Установление пространственных отношений: выше – ниже, слева – справа, перед, после, между и др

Уметь изображать направление отрезков (дуг) с помощью стрелок

Текущий

 1; 19





13













Вверх и вниз













1 ч

Комбинированный

Установление пространственных отношений: выше – ниже, слева – справа, перед, после, между и др

Знать термины «налево», «направо», «вверх», «вниз»; о строго наклонном движении снизу вверх (сверху вниз) и о наклонном типе такого движения, где присутствует горизонтально составляющая  движения.

Уметь показывать стрелками направление движения

Текущий.

Фронтальный опрос.

 1; 20













14





Больше, меньше, одинаковые




1 ч

Комбинированный

Сравнение и  классификация предметов по цвету, форме и размеру

Знать термины «самый маленький», «самый большой».

Уметь сравнивать предметы по форме, размеру.

Текущий

 1; 21





15







Первый и последний






1 ч

Комбинированный

Счет предметов Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего

Знать очередность элементов при заданном порядке их расположения; термины «следующий» и «предшествующий»

Текущий

 1; 22







16





Следующий и предшествующий




1 ч

Изучение нового

Счет предметов. Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего

Знать очередность элементов при заданном порядке их расположения; термины «следующий» и «предшествующий»

Текущий

 1; 23





17





2. Числа 0, 1 и 2

Один и несколько





1 ч

Комбинированный

Термины «один» и «несколько». Совершенствование первых количественных представлений

Знать термины «один» и «несколько», как из одного можно получить несколько

Текущий.


 1; 24

     25





18






Число и цифра 1






1 ч

Урок-игра

Счет предметов

Число 1 как количественный признак единственности, т. е. в ед. числе. Цифра 1.

Знать термины «число» и «цифра»

Уметь писать цифру 1.

Текущий

Фронтальный опрос.

 1; 26

     





19

Число и цифра 1

Комбинированный

Счет предметов

Число 1 как количественный признак единственности, т. е. в ед. числе. Цифра 1.

Уметь писать цифру 1.

Текущий.

1;27

20








Пересекающиеся линии и точка пересечения






1 ч

Комбинированный

Счёт предметов. Название, последовательность и запись от 0 до 10.

Знать понятие «пересекающиеся линии» и термин «точка пересечения»

Текущий.










 1; 28









21



Один лишний



1 ч

Комбинированный

Счёт предметов. Решение логических задач

Знать как из одного получить несколько.

Текущий.


 1; 29



22






Один и ни одного





1 ч

Комбинированный

Счёт предметов. Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного. Пустое множество

Знать термины «один» и «несколько».

Текущий.


 1; 30






23





Число и цифра 0




1 ч

Комбинированный

Счёт предметов. Число 0 как количественный признак пустого множества

Знать пустое множество и цифру 0.

Уметь писать цифру 0, решать  логические задачи

Текущий

Фронтальный опрос.

 1; 32





24




Непересекающиеся линии



1 ч

Комбинированный

Счёт предметов. Название, последовательность и запись от 0 до 10.

Знать расположение линий на плоскости

Текущий.

 1; 34




25





Пара предметов




1 ч

Изучение нового

Счёт предметов. Название, последовательность и запись. Понятие «пара предметов»

Уметь составлять пары предметов

Текущий.

 1; 35





26







Число и цифра 2






1 ч

Урок-игра

Счёт предметов. Название, последовательность и запись. Число 2 как количественная характеристика пары

Знать термины «число» и «цифра»

Уметь писать цифру 2; уметь сравнивать числа.

Текущий

Фронтальный опрос.

 1; 36

     37






27




Больше, меньше, поровну



1 ч

Комбинированный

Сравнение чисел и предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же.

Уметь устанавливать отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел

Текущий.

 1; 38




28





Знаки >, < или =





1 ч

Комбинированный

Установление отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, ›, ‹.

Уметь записывать результат сравнения чисел, используя знаки

=, ›, ‹.

Текущий

 1; 39





29





3. Числа 3, 4 и 5

Число и цифра 3




1 ч

Комбинированный

Соотношение цифры и числа предметов

Уметь правильно писать цифру 3, соотносить цифру и число предметов

Уметь писать цифру 3

Текущий

 1; 40

     41



30








Ломаная линия








1 ч

Изучение нового

Счёт предметов. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники.

Понятие «ломаная линия».

Знать понятие «ломаная линия»

Уметь строить ломаную линию

Текущий

Фронтальный опрос.

 1; 42








31








Замкнутые и незамкнутые линии







1 ч

Изучение нового

Счёт предметов. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники.

Понятия «замкнутые» и «незамкнутые» линии.

Знать линии замкнутые и незамкнутые

Уметь строить замкнутые линии

Текущий

 1; 43








32








Внутри, вне и на границе







1 ч

Изучение нового

Счёт предметов. Название, последовательность и запись от 0 до 10. Понятия «внутри», «вне», «на границе».

Знать понятия «внутри», «вне», «на границе»; что замкнутая линия является границей, отделяющей внутреннюю область от внешней

Текущий

 1; 44








33











Замкнутая ломаная линия и многоугольник







1 ч

Изучение нового

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники. Понятие «многоугольник», построение замкнутых линий и многоугольников.

Знать понятие «многоугольник»

Уметь строить замкнутые линии и многоугольники

Текущий

 1; 45









34





Число и цифра 4




1 ч

Изучение нового

Числа и цифры 3, 4.Третий, четвёртый. Соотношение цифры и числа предметов.

Знать число и цифру 4; состав числа 4.

Уметь писать цифру 4.

Текущий.

Фронтальный опрос.


 1; 46

     47




35







Раньше и позже







1 ч

Комбинированный

Рассмотрение временных отношений. Понятия «раньше», «позже».  Установление отношений «выше-ниже», «слева-справа».

Знать понятия «раньше», «позже».

Уметь установить временную последовательность совершения 3 и 4 событий

Текущий

 1; 48







36







Части суток и времена года






1 ч

Изучение нового

Установление зависимости между величинами. Первичные временные представления: части суток, времена года, раньше-позже, продолжительность

Знать части суток и времена года

Текущий

 1; 49







37





Число и цифра 5




1 ч

Изучение нового

Числа и цифры 3, 4, 5. Третий, четвёртый, пятый. Соотношение цифры и числа предметов

Знать число и цифру 5; состав числа 5.

Уметь писать цифру 5.

Текущий.

Фронтальный опрос.

 1; 50

     51




38











4. Сложение

Сложение и знак +










1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу.

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 10

Знать смысл действия сложения

Уметь выполнять сложение и записывать результат

Текущий.


 1; 52

     53










39




Слагаемые и сумма



1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать смысл действия сложения, соответствующую действию, терминологию

Текущий

 1; 54




40




Слагаемые и значение суммы


1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать смысл действия сложения, соответствующую действию, терминологию

С/р с проверкой

 1; 55




41




Выше и ниже




1 ч

Изучение нового

Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева - справа.

Уметь ориентироваться на плоскости, используя термины «выше», «ниже».

Текущий.

 1; 56




42







Прибавление числа 1






1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Получение числа прибавлением числа 1 к предыдущему числу.

Уметь складывать любые числа с числом 1.

Текущий.

Фронтальный опрос.


 1; 57







43





Число и цифра 6




1 ч

Комбинированный

Числа и цифры 3, 4, 5, 6. Третий, четвёртый, пятый, шестой. Соотношение цифры и числа предметов

Знать число и цифру 6; состав числа 6.

Уметь писать цифру 6.

Текущий

 1; 58

     59




44








Шире и уже








1 ч

Изучение нового

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. Сравнение предметов по некоторой величине без её измерения: выше-ниже, шире - уже, длиннее - короче.

Уметь сравнивать различные предметы по ширине.

Текущий.

 1; 60








45





Прибавление числа 2




1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Получение числа прибавлением числа 2 как двукратное последовательное прибавление числа 1.

Уметь складывать любые числа с числом 1; прибавлять число 2 как двукратное последовательное прибавление числа 1; распознавать суммы определенного вида.

Текущий.

Фронтальный опрос.


 1; 61





46







Число и цифра 7






1 ч

Изучение нового

Числа и цифры 3, 4, 5, 6, 7. Третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать число и цифру 7; состав числа 7.

Уметь писать цифру 7.

С/р по образцу

 1; 62

     63






47









Дальше и ближе








1 ч

Изучение нового

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. Первичные представления о длине пути и расстоянии. Их сравнение на основе понятий: дальше-ближе, длиннее- короче.

Знать понятия  «дальше», «ближе».

Текущий.

 1; 64









48








Прибавление числа 3







1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать состав числа 3.

Уметь строить суммы определенного вида.

Текущий.

Фронтальный опрос.

 1; 65








49





Число и цифра 8




1 ч

Изучение нового

Числа и цифры 6, 7, 8.  Шестой, седьмой, восьмой. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать число и цифру 8; состав числа 8.

Уметь писать цифру 8

С/р с проверкой

 1; 66

     67




50







Длиннее и короче






1 ч

Комбинированный

Счёт предметов. Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. Сравнение на основе понятий: дальше-ближе, длиннее- короче.

Знать понятия  «длиннее», «короче».

Уметь сравнивать предметы

Текущий.

Фронтальный опрос.


 1; 68







51








Прибавление числа 4







1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать состав числа 4.

Уметь прибавлять число 4.

Текущий.

 1; 69








52








Число и цифра 9







1 ч

Изучение нового

Числа и цифры  6, 7, 8, 9.  Шестой, седьмой, восьмой, девятый. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать число и цифру 9; состав числа 9.

Уметь писать цифру 9.

С/р с проверкой

 1; 70

     71







53



Все цифры



1 ч

Комбинированный

Счёт предметов. Название, последовательность и запись от 0 до 10.

Знать все числа и цифры, состав чисел.

Уметь правильно писать цифры.

Текущий.


 1; 72



54




5. Однозначные числа

Однозначные числа



1 ч

Комбинированный

Однозначные числа. Числа однозначные, двузначные, трёхзначные и т.д.

Знать все числа и цифры, состав чисел, понятие «однозначные числа»

Уметь правильно писать цифры.

Текущий.

Фронтальный опрос.

 1; 73




55








Прибавление числа 5







1 ч

Изучение нового

Числа и цифры  0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.  

Десяток. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать состав числа 5.

Уметь прибавлять число 5.

С/р. Взаимопроверка.

 1; 74

     75







56





Число 10 и один десяток




1 ч

Комбинированный

Счёт предметов. Десяток.  Название, последовательность и запись от 0 до 10.

Знать понятие «десяток», состав числа 10, все числа первого десятка, состав чисел.

Уметь писать число 10, правильно писать цифры.

Текущий.


 1; 76





57










Счет до 10










1 ч

Комбинированный

Счёт предметов. Десяток.  Название, последовательность и запись от 0 до 10.

Знать все числа и цифры, состав чисел.

Уметь считать до 10 и обратно, правильно писать цифры.

Текущий.

 1; 77










58

Контрольная работа.Счёт до 10

1 ч

59






Счет десятками





1 ч

Изучение нового

Счёт предметов. Десяток.  Название, последовательность и запись от 0 до 10.

Знать все числа и цифры, состав чисел.

Уметь считать до 10 и обратно, правильно писать цифры.

Текущий.

 1; 78






60





Вычитание. Знак  « - »




1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Знаки « +»,

« -».

Знать смысл действия вычитания.

Уметь выполнять вычитание и записывать результат.

Фронтальный опрос.

 1; 79





61






Разность и ее значение





1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать термины «вычитание», «разность».

Уметь выполнять вычитание и записывать результат.

Текущий.

Арифметический диктант.



 1; 81






62





6. Вычитание

Уменьшаемое и вычитаемое




1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Знаки « +»,

« -».

Знать компоненты вычитания.

Уметь составлять разности.

С/р с проверкой

2; 3





63




Вычитание числа 1



1 ч

Изучение нового

Вычитание числа 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.

Уметь вычитать число 1 из любого числа в пределах 10.

Тематический.

Работа в парах.


2; 4


64

Вычитание по одному

1 ч

Изучение нового

Вычитание числа по частям

Уметь вычитать по одному как многократное повторение вычитания числа 1.

Тематический.

2; 5

65




Сложение и вычитание



1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Взаимосвязь сложения и вычитания.

Уметь вычитать по одному как многократное повторение вычитания числа 1.

Текущий.

Арифметический диктант.

2; 6

66




Сложение и вычитание



1 ч

Комбинированный

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Взаимосвязь сложения и вычитания.

Уметь вычитать по одному как многократное повторение вычитания числа 1.

Тематический.

Работа в парах.


2; 6

67

Перестановка слагаемых

1 ч

Изучение нового

Перестановка слагаемых в сумме

Знать переместительное свойство сложения

Уметь находить суммы с одинаковыми значениями, не выполняя вычислений.

Текущий.

Арифметический диктант.

2; 8

68



Измеряй и сравнивай


1 ч

Изучение нового

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Измерение длины.

Уметь измерять длину, знать различные мерки измерений, которые люди использовали в старину.

Тематический.

Работа в парах.

2; 10

    11




69




Измерение длины отрезка. Сантиметр


1 ч

Изучение нового

Единицы длины (сантиметр)

Знать единицу длины – сантиметр.

Уметь измерять длину предметов в сантиметрах.

Фронтальный опрос.

2; 12




70-71




Измерение длины отрезка. Сантиметр


2 ч

Изучение нового

Единицы длины (сантиметр)

Знать единицу длины – сантиметр.

Уметь измерять длину предметов в сантиметрах.

С/р по образцу

2; 12

    13

72


7. Двузначные числа

Сложение числа 1 с однозначными числами

1 ч

Изучение нового

Таблица сложения однозначных чисел

Уметь складывать число 1 с однозначными числами

Текущий.

Арифметический диктант.

2; 14



73




Вычитание предшествующего числа


1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Взаимосвязь сложения и вычитания.

Уметь выполнять вычитание предшествующего числа, составлять задания на вычитание с помощью рисунков.

Фронтальный опрос.

2; 15






74-75




Десяток и единицы



2 ч

Изучение нового

Счёт предметов. Классы и разряды. Десяток и единицы.

Знать разрядный состав двузначных чисел.

Дифференцированные задания. Тест.

2; 16,17




76





Разряд единиц и разряд десятков



1 ч

Изучение нового

Классы и разряды. Двузначные числа.

Знать название и разрядный состав двузначных чисел.

Уметь их писать.

Дифференцированные задания.

2; 18





77




Сложение числа 2 с однозначными числами

1 ч

Изучение нового

Таблица сложения однозначных чисел

Уметь складывать число 2 с однозначными числами

Тематический.

Работа в парах.

2; 19




78-79




Прямой угол




2 ч

Изучение нового

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол.

Знать понятие «пересечение под прямым углом».

Уметь прикладывать угольник к изображению угла.

Дифференцированные задания.

2; 20


80




Сложение числа 3 с однозначными числами

1 ч

Изучение нового

Таблица сложения однозначных чисел

Уметь складывать число 3 с однозначными числами

Текущий.

Арифметический диктант.

2; 22




81




Старше и моложе



1 ч

Изучение нового

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам

Уметь определять, кто старше, а кто моложе

С/ работа с проверкой

2; 23




82




Сложение числа 4 с однозначными числами

1 ч

Изучение нового

Таблица сложения однозначных чисел

Уметь складывать число 4 с однозначными числами

Тематический.

Работа в парах.

2; 24




83










Продолжительность









1 ч

Изучение нового

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам

Знать первичные временные представления: части суток, времена года, раньше - позже, продолжительность.

Уметь сравнивать по продолжительности объекты, связывать временные представления: «раньше -позже» с продолжительностью.

Дифференцированные задания.

2; 25










84-85





Группировка слагаемых. Скобки



2 ч

Изучение нового

Группировка слагаемых в сумме. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без скобок.

Знать порядок выполнения действий в выражениях, содержащих боле одного действия.

Текущий.

Арифметический диктант.

2; 26





86

8. Задачи

Условие и требование

1 ч

Изучение нового

Решение текстовых задач арифметическим способом ( с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Знать понятие «задача».

Уметь находить условие и требование  в задаче.

Дифференцированные задания.

2; 28

87



Задача. Условие и требование

1 ч

Изучение нового

Решение текстовых задач арифметическим способом

Знать понятие «задача».

Уметь находить условие и требование  в задаче

Тематический.

Работа в парах.

2; 28



88-89




Задачи и загадки



2 ч

Изучение нового

Решение текстовых задач арифметическим способом

Знать понятие «задача» и «загадка».

Уметь находить отличия, составлять задачу по рисунку

С/ р с проверкой

2; 30,31




90




Сложение с числом 10



1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать, как образуются числа второго десятка.

Уметь составлять и находить  нужные суммы.

Фронтальный опрос.

2; 32




91







Разрядные слагаемые






1 ч

Изучение нового

Таблица сложения. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Счёт предметов. Классы и разряды.

Уметь представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Дифференцированные задания.

2; 33







92







Прибавление числа к сумме






1 ч

Изучение нового

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать правило прибавления числа к сумме.

Уметь    воспроизводить правило прибавления числа к сумме.

Текущий.

Арифметический диктант.

2; 34







93


Поразрядное сложение единиц

1 ч

Изучение нового

Группировки слагаемых в сумме.  Счёт предметов. Классы и разряды.

Овладеть удобным способом сложения двузначного числа  с однозначным без перехода через десяток.

Тест

2; 35


94



Задача. Нахождение и запись решения

1 ч

Изучение нового

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Уметь находить решение задачи и записывать его в тетрадь.

Тематический.

Работа в парах.

2; 36



95



Задача. Нахождение и запись решения

1 ч

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Уметь находить решение задачи и записывать его в тетрадь.

Дифференцированные задания.

2; 37



96-97




Задача. Вычисление и запись ответа


2 ч

Изучение нового

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Уметь находить решение задачи и записывать его в тетрадь.

Текущий.

Арифметический диктант.

2; 38

    39



98






9. «Таблица сложения»

Прибавление суммы к числу





1 ч

Изучение нового

Группировки слагаемых в сумме.  Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать правило прибавления  суммы к числу.

Дифференцированные задания.

2; 40






99







Прибавление по частям






1 ч

Изучение нового

Группировки слагаемых в сумме.  Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать правило прибавления  суммы к числу.

Дифференцированные задания.

2; 41







100




Сложение числа 5 с однозначными числами

1 ч

Изучение нового

Таблица сложения однозначных чисел. Приём вычислений: прибавление числа по частям.

Уметь складывать число 5 с однозначными числами

Текущий.

Арифметический диктант.

2; 42




101










Четырехугольники и прямоугольники








1 ч

Изучение нового

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники, треугольник, прямоугольник. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины

Знать понятия «четырёхугольник», «прямоугольник».

Уметь их распознавать.

С/р по образцу

2; 43










102-103







Прибавление суммы к сумме






2 ч

Изучение нового

Группировки слагаемых в сумме.  Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать правило прибавления  суммы к сумме.

Дифференцированные задания.

2; 44

    45






104




Сложение числа 6 с однозначными числами

1 ч

Изучение нового

Таблица сложения однозначных чисел. Приём вычислений: прибавление числа по частям.

Уметь складывать число 6 с однозначными числами

Текущий.

Арифметический диктант.

2; 46




105




Сложение числа 7 с однозначными числами

1 ч

Изучение нового

Таблица сложения однозначных чисел. Приём вычислений: прибавление числа по частям.

Уметь складывать число 7 с однозначными числами

Тематический.

Работа в парах.

2; 47




106




Вычитание однозначных чисел из 10

1 ч

Изучение нового

Таблица сложения однозначных чисел. Приём вычислений: прибавление числа по частям.

Знать состав числа 10.

Уметь вычитать однозначные числа из 10, вычитать по частям.

С/ р с проверкой

2; 48




107





Вычитание разрядного слагаемого

1 ч

Комбинированный

Таблица сложения. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать способ поразрядного вычитания на примере поразрядного вычитания единиц.

Текущий.

Арифметический диктант.

2; 49





108




Сложение числа 8 с однозначными числами

2 ч

Изучение нового

Таблица сложения однозначных чисел. Приём вычислений: прибавление числа по частям.

Уметь складывать число 8 с однозначными числами

Задание на внимание

2; 50




109




Сложение числа 9 с однозначными числами

1 ч

Изучение нового

Таблица сложения однозначных чисел. Приём вычислений: прибавление числа по частям.

Уметь складывать число 9 с однозначными числами

Тематический.

Работа в парах.

2; 51




110






10. Разностное сравнение

Больше на некоторое число




1 ч

Изучение нового

Отношения «больше на..», «меньше на..»

Знать термины  «больше на..», «меньше на..».

Уметь составлять равенства на увеличение (на уменьшение), обосновывать изменения в  рисунке.

Дифференцированные задания.

2; 52






111





Меньше на некоторое число




1 ч

Изучение нового

Отношения «больше на..», «меньше на..»

Знать термины  «больше на..», «меньше на..».

Уметь составлять равенства на увеличение (на уменьшение), обосновывать изменения в  рисунке.

Текущий.

Арифметический диктант.

Работа в парах.

2; 53

112




Вычитание числа из суммы.


1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.


Знать способ поразрядного вычитания на примере поразрядного вычитания единиц.

Фронтальный опрос.

2; 54

113






Поразрядное вычитание единиц




1 ч

Изучение нового

Счёт предметов. Классы и разряды. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Уметь выполнять сложение однозначных чисел  с переходом через разряд.

Дифференцированные задания.

2; 55






114







На сколько больше? На сколько меньше?




1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на..», «меньше на..»

Знать, что с помощью вычитания можно узнать. На сколько одно число отличается от другого.

Уметь находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного

Текущий.

Арифметический диктант.

Работа в парах.

2; 56







115





«Таблица сложения однозначных чисел»


1 ч

Изучение нового

Таблица сложения. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Знать таблицу сложения.

Уметь складывать однозначные числа.

Тест.

2; 57





116





Вычитание суммы из числа



1 ч

Изучение нового

Таблица сложения. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Уметь вычитать сумму из числа

Текущий.

Арифметический диктант.

2; 58





117



Вычитание по частям


1 ч

Изучение нового

Сложение и вычитание чисел. Приём вычислений: вычитание по частям.

Уметь вычитать по частям, составлять задачи на вычитание.

Дифференцированные задания.

2; 59



118









Сантиметр и дециметр








1 ч

Изучение нового

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Сантиметр и дециметр как единицы длины.

Знать единицы длины - сантиметр и дециметр, величину «масса».

Уметь записывать результат в сантиметрах и дециметрах, находить значения сумм и разностей отрезков данной длины с помощью вычислений, сравнивать предметы по массе.

Тематический.

Работа в парах.

2; 60









119






Сложение и вычитание длин




1 ч

Изучение нового

Приём вычислений: вычитание по частям. Единицы длины. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины

Знать единицы длины, уметь записывать результат в см и дм.

Уметь находить значения сумм и разностей отрезков данной длины с помощью вычислений.

Тест.

2; 61






120





Тяжелее и легче




1 ч

Изучение нового

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости.

Знать смысл терминов «тяжелее» и «легче»

Уметь сравнивать по массе

Дифференцированные задания

2; 62





121






Дороже и дешевле





1 ч

Изучение нового

Установление зависимости между величинами, характеризующими процессы  движения, работы, «купли - продажи»

Знать смысл терминов «дороже» и «дешевле»

Уметь сравнивать по стоимости

Тематический.

Работа в парах.

2; 63






122-123










Симметричные фигуры









2 ч

Изучение нового

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники, треугольник, прямоугольник. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины

Знать понятия «симметричные фигуры» с точки зрения осевой симметрии

Дифференцированные задания

2; 64

    65









124



От первого до двадцатого и наоборот

1 ч

Комбинированный

Счёт предметов. Десяток.  Название, последовательность и запись от 0 до 10.

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в переделах 20.

Проверочная работа.

2; 66



125



Числа от 0 до 20


1 ч

Комбинированный

Счёт предметов. Десяток.  Название, последовательность и запись от 0 до 10.

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в переделах 20.

Текущий.

Арифметический диктант.

2; 67



126





Геометрические фигуры




1 ч

Комбинированный

Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины

Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки)

Фронтальный опрос.

2; 68





127

Контрольная работа. «Таблица сложения однозначных чисел»

1 ч

128

Анализ контрольной работы

1 ч

129-130






Задачи на сложение и вычитание




2 ч

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом ( с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Тематический.

Работа в парах.

2; 69






131




Измерение длин



1 ч

Комбинированный

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости.

Уметь   сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах

Фронтальный опрос.

2; 70




132




Занимательное путешествие по «Таблице сложения»

1 ч

Комбинированный

Сложение и вычитание чисел

Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел

Фронтальный опрос.

2; 71




 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа с учётом ФГОС

Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи ге...

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Данный курс для уроков математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» разработан на основе следующих документов: ·       Закона Российской Федера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...