Рабочая программа по математике 1 класс перспективная начальная школа
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Чуракова Елена Владимировна

Рабочая программа содержит пояснительную записку,требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Математика» к концу первого года обучения, календарно-тематическое планирвоаниеСодержание  программы,  перечень  ключевых   слов  по  предмету    «Математика» ,список   литературы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Математика»  составлена на  основе  программы,  рекомендованной Министерством образования и науки РФ  авторов А.Л.Чекина  и Р.Г. Чураковой  в соответствии  с содержанием ФГОС второго  поколения (2010г).

На изучение учебного материала по предмету «Математика»   в  планировании отводится 132 часа   (4 ч в неделю).

Программа составлена основе концепции «Перспективная начальная школа».  

Предлагаемый начальный курс математики имеет цель не толь ко ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначаль ные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных мно жеств и т. п., а также предложить ребенку соответствующие спосо бы познания окружающей действительности.

Основная дидактическая идея курса может быть выражена сле дующей формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного.

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязан ное развитие пяти основных содержательных линий: арифметиче ской, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической.

Арифметическая линия прежде всего представлена материалом по изучению чисел.

Геометрическая линия выстраивается в 1-м классе (на который выпадает самая большая содержа тельная нагрузка геометрического характера) изучаются следую щие геометрические понятия: плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник), прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересека ющиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии, вну тренняя и внешняя области относительно границы, многоугольник, прямой угол, прямоугольник, симметричные фигуры.

Систематическое изучение величин начинается уже в пер вом полугодии 1 -го класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется на глаз по рисунку или по представлению, а также способом приложения. Результатом такой работы должно явиться понимание учащимися того, что реальные предметы обладают свойством иметь определенную протяженность в пространстве, по которому их можно сравнивать. Таким же свойством обладают и отрезки. Никаких измерений пока не проводится. Во втором полугодии 1-го класса учащиеся зна комятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычита ния длин.

Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направ ленность, которая выражается в умении применять полученные,  а   знания на практике.

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Математика» к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. количественный и порядковый смысл целого неотрицательно го числа;
  2. смысл действий сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;
  3. взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;
  4. свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;
  1. свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;
  2. линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;
  3. замкнутые и незамкнутые линии;
  4. внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;
  5. прямой угол;
  6. многоугольники и их виды;
  7. измерение длины отрезка;
  8. все цифры;
  9. знаки больше (>), меньше (<), равно (=);
  10. названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка, включая число 20;
  11. знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (+, —, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
  12. переместительный закон сложения;
  13. «Таблицу сложения однозначных чисел» и соответствующие случаи вычитания;
  14. изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кри вая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);
  15. изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);
  16. изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);
  17. термины, связанные с понятием «задача» (условие, требова ние, решение, ответ).

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
  2. сравнивать изученные числа и записывать результат  с помощью знаков (>, <,=);
  3. воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  4. воспроизводить и применять переместительное свойство сло жения;
  5. воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулем;
  6. распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямо угольник, круг);
  7. выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без пере хода через разряд на уровне навыка;
  8. выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах «Таблицы сложения», используя денную таблицу в качестве справочника;
  9. чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, мно гоугольники;
  10. определять прямые углы с помощью угольника;
  11. определять длину отрезка (в сантиметрах) при помо щи измерительной линейки;
  12. строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  13. находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
  14. выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (1 дм 6 см или 16 см);
  15. распознавать и формулировать простые задачи;
  16. составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схемати ческие) к тексту задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. ориентироваться в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);
  2. выделять из множества один или несколько предметов, обла гающих или не обладающих указанным свойством;
  3. пересчитывать предметы и выражать результат числом;
  4. определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько — в другом.

Содержание  программы

раздел

Название   разделов

Кол-во

часов

  № уроков

1

Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве.

10

2

Геометрические фигуры и их свойства.

18

3

Числа и цифры.

28

4

Сложение и вычитание.

58

5

Величины и их измерение.

18

6

Арифметическая  сюжетная задача.

10

          Всего:                                                      

132

Перечень  ключевых   слов  по  предмету    «Математика»

Вычитаемое

Геометрические фигуры

Десяток

Дециметр

Многоугольник

Разность

Сантиметр

Симметричные фигуры

Слагаемое

Сумма

Уменьшаемое

Цифра

  Число

Список   литературы

для учителя:

1. «Перспективная начальная школа»   Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009,  стр 91-103.

2. Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник,  2009.

3. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоя тельной работы №1, №2, №3 и №4. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.

4. Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.

5. Электронное методическое пособие по математике А.Л. Чекин, Р.Г.Чуракова, 1 класс,  Издание 2е, дополненное, МОСКВА АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2007.

для  обучающихся:

1. Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник,  2009.

2. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоя тельной работы №1, №2, №3 и №4. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.

        

Математика ( 4 часа в неделю)

 № урока

Наименование  тем    

Вид контроля

Дата план

Дата факт

Дом задание

Примечание

 Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве

10 часов

1

Этот разноцветный мир

фронт

02.09

2

Одинаковые и разные по форме

фронт

05.09

3

Слева, справа, вверху, внизу. Над, под, левее, правее, между.

фронт

06.09

4

Плоские геометрические фигуры.

фронт

07.09

5

Прямые и кривые.

фронт

09.09

6

 Впереди и позади. Точки.

фронт

12.09

7

 Впереди и позади. Точки.

фронт

13.09

8

Отрезки и дуги.

фронт

14.09

9

Направления. Налево. Направо.

фронт

16.09

10

Вниз и вверх. Больше, меньше, одинаковые.

фронт

19.09

Геометрические фигуры и их свойства 18 часов

11

Первый и последний. Следующий и предшествующий.

фронт

20.09

12

Один и несколько.

фронт

21.09

13

Число и цифра 1.

фронт

23.09

14

Пересекающиеся линии и точка пересечения. Один лишний.

фронт

26.09

15

Пересекающиеся линии и точка пересечения. Один лишний.

фронт

27.09

16

Один и ни одного.

фронт

28.09

17

Число и цифра 0.

фронт

30.09

18

Непересекающиеся линии. Пара предметов.

фронт

03.10

19

Непересекающиеся линии. Пара предметов.

фронт

04.10

20

Число и цифра 2.

фронт

05.10

21

Число и цифра 2.

фронт

07.10

22

Больше, меньше, поровну.

фронт

10.10

23

Знаки , , =

фронт

11.10

24

Число и цифра 3.

фронт

12.10

25

Число и цифра 3.

фронт

14.10

26

Ломаная линия.

фронт

17.10

27

Замкнутые и незамкнутые линии. Внутри, вне, на границе.

фронт

18.10

28

Замкнутая ломаная и многоугольник.

фронт

19.10

Числа и цифры 28 часов

фронт

29

Число и цифра 4

фронт

21.10

30

Раньше и позже. Число и цифра 4.

фронт

24.10

31

Части суток и времена года.

фронт

25.10

32

Число и цифра 5.

фронт

26.10

33

Число и цифра 5.

фронт

28.10

34

Сложение и знак +.

фронт

07.11

35

Слагаемые  и сумма.

фронт

08.11

36

Слагаемые и значение суммы.

фронт

09.11

37

Выше и ниже. Слагаемые и значение суммы.

фронт

11.11

38

Прибавление числа 1

фронт

14.11

39

Прибавление числа 1

фронт

15.11

40

Число и цифра 6

фронт

16.11

41

Число и цифра 6. Шире, уже.

фронт

18.11

42

Прибавление числа 2

фронт

21.11

43

Прибавление числа 2

фронт

22.11

45

Число и цифра 7.

фронт

23.11

46

Число и цифра 7. Дальше, ближе.

фронт

25.11

47

Прибавление числа 3

фронт

28.11

48

Прибавление числа 3

фронт

29.11

49

Число и цифра 8.

фронт

30.11

50

Число и цифра 8. Длиннее и короче.

фронт

02.12

51

Прибавление числа 4.

фронт

05.12

52

Прибавление числа 4

фронт

06.12

53

Число и цифра 9.

фронт

07.12

54

Число и цифра 9.

фронт

09.12

55

Все цифры.

фронт

12.12

56

Однозначные числа.

фронт

13.12

57

Прибавление числа 5.

фронт

14.12

58

Прибавление числа 5.

фронт

16.12

Сложение и вычитание  58 часов

59

Число 10 и один десяток.

фронт

19.12

60

Счет до 10.

фронт

20.12

61

Счёт десятками.

фронт

21.12

62

Вычитание.  Знак  - (минус).

фронт

23.12

63

Разность и значение разности.

фронт

26.12

64

Так  учили и учились в старину.

фронт

27.12

65

Уменьшаемое и вычитаемое.

фронт

28.12

66

Вычитание числа 1.

фронт

13.01

67

Вычитание по одному.

фронт

16.01

68

Сложение и вычитание.

фронт

17.01

69

Сложение и вычитание.

фронт

18.01

70

Перестановка слагаемых.

фронт

20.01

71

Перестановка слагаемых.

фронт

23.01

72

Измеряй и сравнивай.

фронт

24.01

73

Измерение длины отрезка. Сантиметр.

фронт

25.01

74

Сложение числа 1 с однозначными числами.

фронт

27.01

75

Вычитание предшествующего числа.

фронт

30.01

76

Десяток и единицы.

фронт

31.01

77

Десяток и единицы.

фронт

01.02

78

Разряд единиц и разряд десятков.

фронт

03.02

79

Сложение числа 2 с однозначными числами.

фронт

06.02

80

Сложение числа 2 с однозначными числами. Прямой угол.

фронт

07.02

81

Сложение числа 3 с однозначными числами.

фронт

08.02

82

Сложение числа 3 с однозначными числами. Старше и моложе.

фронт

10.02

83

Сложение числа 4 с однозначными числами.

фронт

20.02

84

Сложение числа 4 с однозначными числами.

фронт

21.02

85

Группировка слагаемых. Скобки.

фронт

22.02

86

Группировка слагаемых. Скобка.

фронт

24.02

87

Задача. Условие и требование.

фронт

27.02

88

Задача. Условие и требование.

фронт

28.02

89

Задачи и загадки.

фронт

29.02

90

Задачи и загадки.

фронт

02.03

91

Сложение с числом 10.

фронт

05.03

92

Разрядное слагаемое.

фронт

06.03

93

Прибавление числа к сумме.

фронт

07.03

94

Поразрядное сложение единиц.

фронт

09.03

95

Задача. Нахождение и запись решения.

фронт

12.03

96

Задача. Вычисление и запись ответа.

фронт

13.03

97

Прибавление суммы к числу.

фронт

14.03

98

Прибавление по частям.

фронт

16.03

99

Сложение числа 5 с однозначными числами.

фронт

19.03

100

Четырёхугольники и прямоугольники.

фронт

20.03

101

Прибавление суммы к сумме.

фронт

21.03

102

Прибавление суммы к сумме.

фронт

23.03

103

Сложение числа 6 с однозначными числами.

фронт

04.04

104

Сложение числа 7 с однозначными числами.

фронт

06.04

105

Вычитание однозначных чисел из 10

фронт

09.04

106

Вычитание разрядного слагаемого.

фронт

10.04

107

Сложение числа 8 с однозначными числами.

фронт

11.04

108

Сложение числа 9 с однозначными числами

фронт

13.04

109

Больше на некоторое число.

фронт

16.04

110

Меньше на некоторое число.

фронт

17.04

111

Вычитание числа из суммы.

фронт

18.04

112

Поразрядное вычитание единиц.

фронт

20.04

113

На сколько больше?    На сколько меньше?

фронт

23.04

114

Решение задач.

фронт

24.04

115

Таблица сложения однозначных чисел.

фронт

25.04

116

Вычитание суммы из числа.

фронт

27.04

117

Вычитание по частям.

фронт

02.05

Величины и их измерение 8 часов

фронт

118

Сантиметр и дециметр. Сложение и вычитание длин.

фронт

04.05

119

Сантиметр и дециметр. Сложение и вычитание длин.

фронт

07.08

120

Тяжелее и легче. Дороже и дешевле.

фронт

08.08

121

Симметричные фигуры.

фронт

11.05

122

Симметричные фигуры.

фронт

14.05

123

От первого до двадцатого и наоборот.

фронт

15.05

124

Числа от 0 до 20.

фронт

16.05

125

Геометрические фигуры.

фронт

18.05

Арифметическая сюжетная задача 10 часов

126

Задачи на сложение и вычитание.

фронт

21.05

127

Итоговая работа.

фронт

22.05

128

Измерение длины.

фронт

23.05

129

Занимательное путешествие по таблице сложения.

фронт

130

Так учили и учились в старину.

фронт

131

Итоговое повторение.

фронт

132

Праздник «Математика - царица наук».

фронт

Всего  

132


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа с учётом ФГОС

Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи ге...

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Данный курс для уроков математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» разработан на основе следующих документов: ·       Закона Российской Федера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...