рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Цветкова Елена Николаевна

 

Обучение математики  в 4-ом классе проводится по учебнику Э.И.Александровой  «Математика  4 класс» 1и2 части, издательство М. «Дрофа» 2009г на основе программы  Э.И.Александровой  «Математика  для общеобразовательных учреждений 1-4 классы» , издательство М. «Дрофа» 2007г. УМК "Классическая начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

                     Рабочая программа

учебного курса         математика

(наименование предмета)

                                                                      4-а        классе

Учитель  Цветкова Елена Николаевна                                                                                                                                                                                                            2010-2011

Пояснительная записка.

Обучение математики  в 4-ом классе проводится по учебнику Э.И.Александровой  «Математика  4 класс» 1и2 части, издательство М. «Дрофа» 2009г на основе программы  Э.И.Александровой  «Математика  для общеобразовательных учреждений 1-4 классы» , издательство М. «Дрофа» 2007г.

Ведущими в обучении по математике в 4-ом классе являются темы: деление многозначного числа на многозначное, решение текстовых задач, периметр, площадь, объём и понятие дроби.                                                                                                                                                                                  Особое место в курсе математики отведено тексто вым задачам. Решение текстовых задач, как следует из программы, сопровождает изучение всех ее тем, однако углубление представления о задаче, принципах построения текста, способах ее моделирования не только с помощью схемы, но и краткой записи происходит на заключитель ном этапе обучения, в 4 классе.

Анализ способов моделирования текстовой задачи, преобразования краткой записи и схемы создает необхо димые предпосылки для введения в последующих классах тождественных преобразований, лежащих в основе алгеб раического способа решения задач путем составления и решения уравнений.

Возврат к понятиям периметра (длины), площади и объ ема и способам их вычисления обусловлен необходимостью перехода от непосредственного измерения величин с по мощью заданных мерок, включая стандартные меры, к ис пользованию готовых результатов измерения.

. Последняя тема в программе посвящена знакомству с обыкновенными дробями и носит факультативный харак тер, поскольку систематическое изучение дробей включе но в программу основной школы.

Однако для введения понятия дроби дети должны вер нуться к задаче измерения, с которой начиналось знаком ство с числом. Изменение условий решения этой задачи (теперь мерка окажется меньше измеряемой величины) приводит к новому виду чисел — к дробям, а значит, не обходимо будет определить место дроби на числовой прямой, с помощью которой они уже умеют сравнивать любые числа. Отношение частей и целого, с которым де ти не раз встречались и описывали его с помощью схемы, позволит выделить основные типы задач на нахождение части от числа (величины), числа по его части и дроби, фиксирующей кратное отношение части и целого.

Введение понятия обыкновенной дроби может стать своеобразной формой повторения смысла основного ма тематического понятия — понятия числа как кратного от ношения величин и числа, полученного в результате веду щего практического действия — действия измерения.

Содержание программы:                                                                                                                                                                                                        Повторение. Многозначные числа: разряды и классы– 15 часов.                                                                                                                                             Деление многозначного числа на многозначное – 30 часов.                                                                                                                                         Приёмы устных вычислений по отношению                                                                                                                                                                                             к четырём арифметическим действиям – 15 часов.                                                                                                                                                            Анализ и решение текстовых задач – 35 часов.                                                                                                                                                                        Периметр, площадь, объём – 25 часов.                                                                                                                                                                                                Понятие дроби. Повторение – 16 часов.                                                                                                                                                                                                Итого  по программе – 136 часов.                                                                                                                    

Контрольных работ – 10

Основные требования к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу.

В результате изучения математики ученик должен:

а) знать/понимать:

  1. последовательность чисел в пределах 100 000;
  2. таблицу сложения однозначных чисел от 0 до 9 и об ратную ей таблицу вычитания;
  3. таблицу умножения однозначных чисел и обратную ей таблицу деления;
  4. правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

—        основные меры для измерения величин и соотноше ния между ними;

б)        уметь:

  1. читать, записывать и сравнивать числа (в пределах миллиона);
  2. представлять многозначное число в виде суммы раз рядных слагаемых;
  3. пользоваться изученной математической терминоло гией;
  4. выполнять письменные вычисления с многозначными числами;
  5. находить значение числового выражения в 3—4 дей ствия (со скобками и без них);
  6. проверять правильность выполненных вычислений;
  7. выполнять устные вычисления в пределах 100 (в неко торых случаях в пределах 1000), к которым могут сводить ся устные вычисления с круглыми многозначными числами;
  8. выполнять вычисления с нулем и деление с остатком;
  9. решать простые уравнения;
  10. сравнивать, складывать и вычитать величины и их чис ловые значения;
  11. решать текстовые задачи и задачи с геометриче ским содержанием;
  12. чертить с помощью линейки отрезок заданной дли ны, измерять длину заданного отрезка;
  13. распознавать изученные геометрические фигуры и изображать прямоугольник, квадрат, треугольник, произ вольный четырехугольник на бумаге с разлиновкой в клет ку (с помощью линейки и от руки);
  14. находить площадь и периметр некоторых геометри ческих фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник);

в)        использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентировки в окружающем пространстве (плани рование маршрута, выбор пути передвижения и др.)
  2. сравнения и упорядочения объектов по разным при знакам: длине, площади, массе, вместимости;
  3. определения времени по часам (в часах и минутах);
  4. решения расчетных задач, связанных с бытовыми жиз ненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
  5. оценки размеров предметов на глаз;
  6. самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения различных геомет рических фигур).

Календарно – тематическое планирование.

п./п.

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

                       Из них

Проверочные работы (тема)

Контрольные и диагности-ческие работы

(тема)

Тесты (темы)

1.

Повторение.  Многозначные числа: разряды и классы.

15 часов

2

1

2

1.1

01.09

Чтение и запись многозначных чисел.

1.2

02.09

Чтение и запись многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел.

1.3

03.09

Сравнение многозначных чисел.

Проверочная работа по теме:       « Запись и сравнение много-значных чисел»

1.4

07.09

РНО. Сложение и вычитание многозначных чисел.

1.5

08.09

Решение задач, уравнений.

Проверочная работа по теме:      « Сложение и вычитание много-значных чисел». 

1.6

09.09

РНО. Умножение многозначных чисел.

1.7

14.09

Решение задач на измерение длин, площадей, объёмов, массы. Соотношение между стандартными единицами измерения величин.

1.8

15.09

Решение задач, требующих действий с числовыми значениями величин.

Тест по теме: « Со-отношение между стан-дартными единицами измерения величин».

1.9

16.09

Измерение величин мерками, отношение между которыми отлично от 10; угол и его измерение.

1.10

17.09

Отношение между градусом и минутой. Решение задач.

1.11

21.09

Решение задач, требующих действий с числовыми значениями величин.

1.12

22.09

Время и его измерение. Соотношение между единицами времени. Период времени и момент времени.

1.13

23.09

Решение задач, требующих выполнения действий со значениями величин.

Тест по теме: « Со-отношение между еди-ницами вре-мени».

1.14

24.09

Итоги повторения и решение разных видов задач.

1.15

28.09

Контрольная работа.

Тема: «Повторе-ние.  Многознач-ные числа: разря-ды и классы». (входная)

2.

Деление многозначного числа на многозначное 

30 часов.                                                                                                                                        

3

2

-

2.1

29.09

Анализ контрольной работы. РНО. Анализ подбора цифр при умножении.

2.2

30.09

Конструирование способа деления многозначного числа на однозначное: принцип поразрядности при делении.

2.3

01.10

Деление многозначного числа на однозначное.

2.4

05.10

Постановка задачи деления любого многозначного числа на любое и определение первого неполного делимого.

2.5

06.10

Деление любого многозначного числа на любое и определение первого неполного делимого.

2.6

07.10

Деление многозначных чисел.

Проверочная работа по теме: «Простые случаи деления  много-значного числа на однозначное ;    определение пер-вого неполного делимого».

2.7

08.10

Определение количества цифр в частном.

2.8

12.10

Определение количества цифр в частном.

2.9

13.10

Определение количества цифр в частном.

2.10

14.10

Определение «подсказок» в делимых.

Проверочная работа по теме: «Простые случаи деления  много-значного числа на однозначное ;    определение количества цифр в частном».

2.11

15.10

Определение «подсказок» в делимых.

2.12

19.10

Алгоритм деления многозначного числа на многозначное.

2.13

20.10

Решение задач и уравнений.

2.14

21.10

Составление справочника ошибок при делении многозначных чисел.

2.15

22.10

Работа над справочником ошибок при делении.

2.16

26.10

Контрольная работа.

Тема: « Деление многозначного числа на одно-значное».

2.17

27.10

Анализ контрольной работы. РНО.  Работа со справочником ошибок при делении.

2.18

28.10

Нахождение значений числовых выражений.

2.19

29.10

Порядок действий в математических выражениях, составленных из многозначных чисел и включающих все арифметические действия.

2.20

09.11

Решение уравнений, содержащих деление много-значных чисел.

2.21

10.11

Решение задач и уравнений на все действия с многозначными числами.

2.22

11.11

Решение задач и уравнений на все действия с многозначными числами.

2.23

12.11

Решение задач и уравнений на все действия с многозначными числами.

Проверочная работа по теме:       « Порядок дей-ствий в матема-тических выра-жениях».

2.24

16.11

Переход от письменного деления «уголком» к приёмам устных вычислений.

2.25

17.11

Переход от письменного деления «уголком» к приёмам устных вычислений.

2.26

18.11

Переход от письменного деления «уголком» к приёмам устных вычислений.

2.27

19.11

Свойства умножения и деления как основа тождественных  преобразований.

2.28

23.11

Свойства умножения и деления как основа тождественных  преобразований.

2.29

24.11

Решение логических задач и уравнений.

2.30

25.11

Контрольная работа.

Тема: « Решение задач и уравнений на все действия с многозначными числами».

3.

Приёмы устных вычислений по отношению                                                                                 к четырём арифметическим действиям.

15 часов.                                                                                                                                                            

2

1

1

3.1

26.11

Анализ контрольной работы. РНО.  Классификация устных и письменных вычислений.

3.2

30.11

Классификация устных и письменных вычислений.

(47) 1 триместр                                     контрольных работ – 3                      тесты - 2

3.3

Анализ способов устных и письменных вычислений, содержащих: сложение и вычитание, умножение и деление.

3.4

Анализ способов устных и письменных вычислений, содержащих: сложение и вычитание, умножение и деление.

Проверочная работа по теме:        « Устные и пись-менные вычис-ления».     

3.5

Приёмы устных вычислений.

3.6

Приёмы устных вычислений: умножение на 11 и на 101.

3.7

Приёмы устных вычислений: умножение на 25 и другие числа.

Проверочная работа по теме:       « Приёмы устных вычислений».     

3.8

Решение текстовых задач и уравнений, содержащих устные и письменные вычисления.

3.9

Решение текстовых задач и уравнений, содержащих устные и письменные вычисления.

3.10

Решение текстовых задач и уравнений, содержащих устные и письменные вычисления.

3.11

Решение текстовых задач и уравнений, содержащих устные и письменные вычисления.

3.12

Контрольная работа.

Тема: « Решение текстовых задач, уравнений и мате-матических выра-жений, содер-жащих устные и письменные вы-числения».

3.13

Анализ контрольной работы. РНО.  Работа со справочником ошибок .

3.14

Устные и письменные вычисления при решении задач, уравнений и нахождении значений выражений.

3.15

Устные и письменные вычисления при решении задач, уравнений и нахождении значений выражений.

 Тест по теме: «Значения математичес-ких выраже-ний и порядок действий».

4.

Анализ и решение текстовых задач. 

35 часов

5

3

 1

4.1

Анализ способов самоконтроля при вычислениях и решении задач.

4.2

Анализ способов самоконтроля при вычислениях и решении задач.

Проверочная работа по теме:       «Решение задач».

4.3

Построение текстовой задачи. Изображение отношений между величинами с помощью схем.

4.4

Схема как основа классификации текстовых задач.

4.5

Краткая запись задачи как новое средство моделирования.

4.6

Переход от текста к краткой записи и обратно.

Проверочная работа по теме:       «Решение задач».

4.7

Табличная форма краткой записи: выделение характеристик движения.

4.8

Задачи на движение.

4.9

Задачи на движение.

4.10

Контрольная работа.

Тема: « Решение текстовых задач на движение».

4.11

Анализ контрольной работы. РНО.  

4.12

Задачи на куплю – продажу: цена, количество, стоимость как характеристики покупок.

4.13

Задачи на работу: производительность труда, время , объём работы.

4.14

Задачи на работу: производительность труда, время , объём работы.

Проверочная работа по теме:       «Решение задач на куплю – продажу, на работу».

4.15

Задачи на изготовление товара: расход на одну вещь, количество вещей, общий расход.

Проверочная работа по теме:       «Решение текущих задач».

4.16

Задачи на встречное движение и движение в про-тивоположных направлениях и в одном направле-нии, понятие скорости удаления и сближения.

4.17

Задачи на встречное движение и движение в про-тивоположных направлениях и в одном направле-нии, понятие скорости удаления и сближения.

4.18

Задачи на совместную работу.

4.19

Задачи на совместную работу.

4.20

Контрольная работа.

Тема: « Решение текстовых  текущих задач».

4.21

Анализ контрольной работы. РНО.  

4.22

Построение логических выражений.

4.23

Построение логических выражений.

Тест по теме:  «Построение логических выражений».

4.24

Преобразование краткой записи к виду, удобному для графического моделирования (составление схемы).

4.25

Преобразование краткой записи к виду, удобному для графического моделирования (составление схемы).

4.26

Схема и уравнение. Переход от схемы к уравнению и наоборот.

4.27

Выделение равных величин по схеме. Выбор обозначения неизвестной величины.

4.28

Решение уравнений. Составление к задаче уравнений, удобных для решения.

4.29

Преобразование уравнений на основе преобразования схем.

Проверочная работа по теме:       «Решение уравнений».

4.30

Решение текстовых задач с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели.

4.31

Решение текстовых задач с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели.

4.32

Решение текстовых задач с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели.

4.33

Решение нестандартных задач.

(45) 2 триместр                                     контрольных работ – 3                      тесты - 1

4.34

Контрольная работа.

Тема: « Решение текстовых   задач с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели».

4.35

Анализ контрольной работы. РНО.  

5.

Периметр, площадь, объём 

25 часов.                                                                                                                                

3

2

  1

5.1

Периметры различных плоских фигур и способы их вычисления. Сравнение периметров с помощью «посредника». Формулы периметров.

5.2

Использование гибких мерок при измерении длины окружности и других фигур, границы которых – кривые линии. Измерение «по частям».

Проверочная работа по теме:                  «Периметры раз-личных плоских фигур и способы их вычисления».    

5.3

Вычисление периметров разных фигур, решение задач.

5.4

Вычисление периметров разных фигур, решение задач.

5.5

Контрольная работа.

Тема: «Вычисле-ние периметров разных фигур, решение задач».

5.6

Анализ контрольной работы. РНО.  

5.7

Решение текстовых задач, включающих понятие периметра и площади.

5.8

Решение текстовых задач, включающих понятие периметра и площади.

5.9

Площади геометрических фигур, сравнение площадей: непосредственное и опосредованное. Формула пощади прямоугольника.

5.10

Стандартные меры площади. Измерение площади прямоугольника. Формула площади прямоугольного треугольника.

Тест по теме:  « Стандартные меры площади».

5.11

Поиск двух из трёх сторон прямоугольного треуголь-ника, измерение которых позволяет вычислить его площадь. Построение прямоугольных треугольников по сторонам, образующим прямой угол.

5.12

Виды треугольников при сравнении по их углам.

5.13

Нахождение площадей непрямоугольных треуголь-ников путём разбиения его на прямоугольные треугольники.

5.14

Формула площади произвольного треугольника.

5.15

Нахождение площадей геометрических фигур путём разбиения или перекрашивания их различными способами на треугольники или прямоугольники.

5.16

Нахождение площадей геометрических фигур путём разбиения или перекрашивания их различными способами на треугольники или прямоугольники.

Проверочная работа по теме:       «Нахождение пло-щадей геометри-ческих фигур».                

5.17

Площадь круга. Палетка как прибор для измерения площадей фигур произвольной формы.

5.18

Алгоритм измерения площади с помощью палетки.

5.19

Контрольная работа.

Тема: «Нахождение периметра, площади».

5.20

Анализ контрольной работы. РНО.  

5.21

Объёмы геометрических тел. Формула объёма прямоугольного параллелепипеда. Решение задач.

5.22

Вычисление объёма  прямоугольного параллелепипеда.

5.23

Знакомство с различными геометрическими телами.

5.24

Знакомство с различными геометрическими телами.

5.25

Знакомство с различными геометрическими телами.

Проверочная работа по теме:       «Решение задач и уравнений».

6.

Понятие дроби. Повторение.

16 часов.                                                                                                                                            

2

1

 -

6.1

Измерение величины, когда мерка не укладывается в целое число. Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач.

6.2

Запись числа в форме дроби; их чтение и запись.  Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач.

6.3

Числитель и знаменатель дроби. Место дроби на числовой прямой. Деление многозначного числа на многозначное.

6.4

Сравнение дробей с помощью числовой прямой.  Деление многозначного числа на многозначное.

Проверочная работа по теме:   «Запись числа в форме дроби».     

6.5

Практические и текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Приёмы устных вычислений.

6.6

Практические и текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.  Решение задач на движение.

6.7

Практические и текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.  Решение текстовых задач разного вида.

6.8

Практические и текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.  Решение уравнений.

Проверочная работа по теме:       «Сравнение дробей с помо-щью числовой прямой».  

6.9

Решение текстовых задач. Нахождение значений выражений.

6.10

Решение текстовых задач. Нахождение значений выражений.

6.11

Контрольная работа. (итоговая)

Тема: «Обобщение изученного материала».

6.12

Анализ контрольной работы. РНО.  

6.13

Обобщение. Решение задач и примеров.

6.14

Обобщение. Решение задач и примеров.

6.15

Обыкновенные дроби и действия с ними.

6.16

 Обобщение. Обыкновенные дроби и действия с ними.

(43) 3 триместр                                     контрольных работ – 4                     тесты - 1

Итого

136 часов

17

Контрольных работ - 10

 Тесты - 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...