рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Обучение математики в 4-ом классе проводится по учебнику Э.И.Александровой «Математика 4 класс» 1и2 части, издательство М. «Дрофа» 2009г на основе программы Э.И.Александровой «Математика для общеобразовательных учреждений 1-4 классы» , издательство М. «Дрофа» 2007г. УМК "Классическая начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike.doc | 289 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного курса математика
(наименование предмета)
4-а классе
Учитель Цветкова Елена Николаевна 2010-2011
Пояснительная записка.
Обучение математики в 4-ом классе проводится по учебнику Э.И.Александровой «Математика 4 класс» 1и2 части, издательство М. «Дрофа» 2009г на основе программы Э.И.Александровой «Математика для общеобразовательных учреждений 1-4 классы» , издательство М. «Дрофа» 2007г.
Ведущими в обучении по математике в 4-ом классе являются темы: деление многозначного числа на многозначное, решение текстовых задач, периметр, площадь, объём и понятие дроби. Особое место в курсе математики отведено тексто вым задачам. Решение текстовых задач, как следует из программы, сопровождает изучение всех ее тем, однако углубление представления о задаче, принципах построения текста, способах ее моделирования не только с помощью схемы, но и краткой записи происходит на заключитель ном этапе обучения, в 4 классе.
Анализ способов моделирования текстовой задачи, преобразования краткой записи и схемы создает необхо димые предпосылки для введения в последующих классах тождественных преобразований, лежащих в основе алгеб раического способа решения задач путем составления и решения уравнений.
Возврат к понятиям периметра (длины), площади и объ ема и способам их вычисления обусловлен необходимостью перехода от непосредственного измерения величин с по мощью заданных мерок, включая стандартные меры, к ис пользованию готовых результатов измерения.
. Последняя тема в программе посвящена знакомству с обыкновенными дробями и носит факультативный харак тер, поскольку систематическое изучение дробей включе но в программу основной школы.
Однако для введения понятия дроби дети должны вер нуться к задаче измерения, с которой начиналось знаком ство с числом. Изменение условий решения этой задачи (теперь мерка окажется меньше измеряемой величины) приводит к новому виду чисел — к дробям, а значит, не обходимо будет определить место дроби на числовой прямой, с помощью которой они уже умеют сравнивать любые числа. Отношение частей и целого, с которым де ти не раз встречались и описывали его с помощью схемы, позволит выделить основные типы задач на нахождение части от числа (величины), числа по его части и дроби, фиксирующей кратное отношение части и целого.
Введение понятия обыкновенной дроби может стать своеобразной формой повторения смысла основного ма тематического понятия — понятия числа как кратного от ношения величин и числа, полученного в результате веду щего практического действия — действия измерения.
Содержание программы: Повторение. Многозначные числа: разряды и классы– 15 часов. Деление многозначного числа на многозначное – 30 часов. Приёмы устных вычислений по отношению к четырём арифметическим действиям – 15 часов. Анализ и решение текстовых задач – 35 часов. Периметр, площадь, объём – 25 часов. Понятие дроби. Повторение – 16 часов. Итого по программе – 136 часов.
Контрольных работ – 10
Основные требования к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу.
В результате изучения математики ученик должен:
а) знать/понимать:
- последовательность чисел в пределах 100 000;
- таблицу сложения однозначных чисел от 0 до 9 и об ратную ей таблицу вычитания;
- таблицу умножения однозначных чисел и обратную ей таблицу деления;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
— основные меры для измерения величин и соотноше ния между ними;
б) уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа (в пределах миллиона);
- представлять многозначное число в виде суммы раз рядных слагаемых;
- пользоваться изученной математической терминоло гией;
- выполнять письменные вычисления с многозначными числами;
- находить значение числового выражения в 3—4 дей ствия (со скобками и без них);
- проверять правильность выполненных вычислений;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 (в неко торых случаях в пределах 1000), к которым могут сводить ся устные вычисления с круглыми многозначными числами;
- выполнять вычисления с нулем и деление с остатком;
- решать простые уравнения;
- сравнивать, складывать и вычитать величины и их чис ловые значения;
- решать текстовые задачи и задачи с геометриче ским содержанием;
- чертить с помощью линейки отрезок заданной дли ны, измерять длину заданного отрезка;
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать прямоугольник, квадрат, треугольник, произ вольный четырехугольник на бумаге с разлиновкой в клет ку (с помощью линейки и от руки);
- находить площадь и периметр некоторых геометри ческих фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник);
в) использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентировки в окружающем пространстве (плани рование маршрута, выбор пути передвижения и др.)
- сравнения и упорядочения объектов по разным при знакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определения времени по часам (в часах и минутах);
- решения расчетных задач, связанных с бытовыми жиз ненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценки размеров предметов на глаз;
- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения различных геомет рических фигур).
Календарно – тематическое планирование.
№ п./п. | Дата | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |||
Проверочные работы (тема) | Контрольные и диагности-ческие работы (тема) | Тесты (темы) | |||||
1. | Повторение. Многозначные числа: разряды и классы. | 15 часов | 2 | 1 | 2 | ||
1.1 | 01.09 | Чтение и запись многозначных чисел. | |||||
1.2 | 02.09 | Чтение и запись многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел. | |||||
1.3 | 03.09 | Сравнение многозначных чисел. | Проверочная работа по теме: « Запись и сравнение много-значных чисел» | ||||
1.4 | 07.09 | РНО. Сложение и вычитание многозначных чисел. | |||||
1.5 | 08.09 | Решение задач, уравнений. | Проверочная работа по теме: « Сложение и вычитание много-значных чисел». | ||||
1.6 | 09.09 | РНО. Умножение многозначных чисел. | |||||
1.7 | 14.09 | Решение задач на измерение длин, площадей, объёмов, массы. Соотношение между стандартными единицами измерения величин. | |||||
1.8 | 15.09 | Решение задач, требующих действий с числовыми значениями величин. | Тест по теме: « Со-отношение между стан-дартными единицами измерения величин». | ||||
1.9 | 16.09 | Измерение величин мерками, отношение между которыми отлично от 10; угол и его измерение. | |||||
1.10 | 17.09 | Отношение между градусом и минутой. Решение задач. | |||||
1.11 | 21.09 | Решение задач, требующих действий с числовыми значениями величин. | |||||
1.12 | 22.09 | Время и его измерение. Соотношение между единицами времени. Период времени и момент времени. | |||||
1.13 | 23.09 | Решение задач, требующих выполнения действий со значениями величин. | Тест по теме: « Со-отношение между еди-ницами вре-мени». | ||||
1.14 | 24.09 | Итоги повторения и решение разных видов задач. | |||||
1.15 | 28.09 | Контрольная работа. | Тема: «Повторе-ние. Многознач-ные числа: разря-ды и классы». (входная) | ||||
2. | Деление многозначного числа на многозначное | 30 часов. | 3 | 2 | - | ||
2.1 | 29.09 | Анализ контрольной работы. РНО. Анализ подбора цифр при умножении. | |||||
2.2 | 30.09 | Конструирование способа деления многозначного числа на однозначное: принцип поразрядности при делении. | |||||
2.3 | 01.10 | Деление многозначного числа на однозначное. | |||||
2.4 | 05.10 | Постановка задачи деления любого многозначного числа на любое и определение первого неполного делимого. | |||||
2.5 | 06.10 | Деление любого многозначного числа на любое и определение первого неполного делимого. | |||||
2.6 | 07.10 | Деление многозначных чисел. | Проверочная работа по теме: «Простые случаи деления много-значного числа на однозначное ; определение пер-вого неполного делимого». | ||||
2.7 | 08.10 | Определение количества цифр в частном. | |||||
2.8 | 12.10 | Определение количества цифр в частном. | |||||
2.9 | 13.10 | Определение количества цифр в частном. | |||||
2.10 | 14.10 | Определение «подсказок» в делимых. | Проверочная работа по теме: «Простые случаи деления много-значного числа на однозначное ; определение количества цифр в частном». | ||||
2.11 | 15.10 | Определение «подсказок» в делимых. | |||||
2.12 | 19.10 | Алгоритм деления многозначного числа на многозначное. | |||||
2.13 | 20.10 | Решение задач и уравнений. | |||||
2.14 | 21.10 | Составление справочника ошибок при делении многозначных чисел. | |||||
2.15 | 22.10 | Работа над справочником ошибок при делении. | |||||
2.16 | 26.10 | Контрольная работа. | Тема: « Деление многозначного числа на одно-значное». | ||||
2.17 | 27.10 | Анализ контрольной работы. РНО. Работа со справочником ошибок при делении. | |||||
2.18 | 28.10 | Нахождение значений числовых выражений. | |||||
2.19 | 29.10 | Порядок действий в математических выражениях, составленных из многозначных чисел и включающих все арифметические действия. | |||||
2.20 | 09.11 | Решение уравнений, содержащих деление много-значных чисел. | |||||
2.21 | 10.11 | Решение задач и уравнений на все действия с многозначными числами. | |||||
2.22 | 11.11 | Решение задач и уравнений на все действия с многозначными числами. | |||||
2.23 | 12.11 | Решение задач и уравнений на все действия с многозначными числами. | Проверочная работа по теме: « Порядок дей-ствий в матема-тических выра-жениях». | ||||
2.24 | 16.11 | Переход от письменного деления «уголком» к приёмам устных вычислений. | |||||
2.25 | 17.11 | Переход от письменного деления «уголком» к приёмам устных вычислений. | |||||
2.26 | 18.11 | Переход от письменного деления «уголком» к приёмам устных вычислений. | |||||
2.27 | 19.11 | Свойства умножения и деления как основа тождественных преобразований. | |||||
2.28 | 23.11 | Свойства умножения и деления как основа тождественных преобразований. | |||||
2.29 | 24.11 | Решение логических задач и уравнений. | |||||
2.30 | 25.11 | Контрольная работа. | Тема: « Решение задач и уравнений на все действия с многозначными числами». | ||||
3. | Приёмы устных вычислений по отношению к четырём арифметическим действиям. | 15 часов. | 2 | 1 | 1 | ||
3.1 | 26.11 | Анализ контрольной работы. РНО. Классификация устных и письменных вычислений. | |||||
3.2 | 30.11 | Классификация устных и письменных вычислений. | |||||
(47) 1 триместр контрольных работ – 3 тесты - 2 | |||||||
3.3 | Анализ способов устных и письменных вычислений, содержащих: сложение и вычитание, умножение и деление. | ||||||
3.4 | Анализ способов устных и письменных вычислений, содержащих: сложение и вычитание, умножение и деление. | Проверочная работа по теме: « Устные и пись-менные вычис-ления». | |||||
3.5 | Приёмы устных вычислений. | ||||||
3.6 | Приёмы устных вычислений: умножение на 11 и на 101. | ||||||
3.7 | Приёмы устных вычислений: умножение на 25 и другие числа. | Проверочная работа по теме: « Приёмы устных вычислений». | |||||
3.8 | Решение текстовых задач и уравнений, содержащих устные и письменные вычисления. | ||||||
3.9 | Решение текстовых задач и уравнений, содержащих устные и письменные вычисления. | ||||||
3.10 | Решение текстовых задач и уравнений, содержащих устные и письменные вычисления. | ||||||
3.11 | Решение текстовых задач и уравнений, содержащих устные и письменные вычисления. | ||||||
3.12 | Контрольная работа. | Тема: « Решение текстовых задач, уравнений и мате-матических выра-жений, содер-жащих устные и письменные вы-числения». | |||||
3.13 | Анализ контрольной работы. РНО. Работа со справочником ошибок . | ||||||
3.14 | Устные и письменные вычисления при решении задач, уравнений и нахождении значений выражений. | ||||||
3.15 | Устные и письменные вычисления при решении задач, уравнений и нахождении значений выражений. | Тест по теме: «Значения математичес-ких выраже-ний и порядок действий». | |||||
4. | Анализ и решение текстовых задач. | 35 часов | 5 | 3 | 1 | ||
4.1 | Анализ способов самоконтроля при вычислениях и решении задач. | ||||||
4.2 | Анализ способов самоконтроля при вычислениях и решении задач. | Проверочная работа по теме: «Решение задач». | |||||
4.3 | Построение текстовой задачи. Изображение отношений между величинами с помощью схем. | ||||||
4.4 | Схема как основа классификации текстовых задач. | ||||||
4.5 | Краткая запись задачи как новое средство моделирования. | ||||||
4.6 | Переход от текста к краткой записи и обратно. | Проверочная работа по теме: «Решение задач». | |||||
4.7 | Табличная форма краткой записи: выделение характеристик движения. | ||||||
4.8 | Задачи на движение. | ||||||
4.9 | Задачи на движение. | ||||||
4.10 | Контрольная работа. | Тема: « Решение текстовых задач на движение». | |||||
4.11 | Анализ контрольной работы. РНО. | ||||||
4.12 | Задачи на куплю – продажу: цена, количество, стоимость как характеристики покупок. | ||||||
4.13 | Задачи на работу: производительность труда, время , объём работы. | ||||||
4.14 | Задачи на работу: производительность труда, время , объём работы. | Проверочная работа по теме: «Решение задач на куплю – продажу, на работу». | |||||
4.15 | Задачи на изготовление товара: расход на одну вещь, количество вещей, общий расход. | Проверочная работа по теме: «Решение текущих задач». | |||||
4.16 | Задачи на встречное движение и движение в про-тивоположных направлениях и в одном направле-нии, понятие скорости удаления и сближения. | ||||||
4.17 | Задачи на встречное движение и движение в про-тивоположных направлениях и в одном направле-нии, понятие скорости удаления и сближения. | ||||||
4.18 | Задачи на совместную работу. | ||||||
4.19 | Задачи на совместную работу. | ||||||
4.20 | Контрольная работа. | Тема: « Решение текстовых текущих задач». | |||||
4.21 | Анализ контрольной работы. РНО. | ||||||
4.22 | Построение логических выражений. | ||||||
4.23 | Построение логических выражений. | Тест по теме: «Построение логических выражений». | |||||
4.24 | Преобразование краткой записи к виду, удобному для графического моделирования (составление схемы). | ||||||
4.25 | Преобразование краткой записи к виду, удобному для графического моделирования (составление схемы). | ||||||
4.26 | Схема и уравнение. Переход от схемы к уравнению и наоборот. | ||||||
4.27 | Выделение равных величин по схеме. Выбор обозначения неизвестной величины. | ||||||
4.28 | Решение уравнений. Составление к задаче уравнений, удобных для решения. | ||||||
4.29 | Преобразование уравнений на основе преобразования схем. | Проверочная работа по теме: «Решение уравнений». | |||||
4.30 | Решение текстовых задач с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели. | ||||||
4.31 | Решение текстовых задач с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели. | ||||||
4.32 | Решение текстовых задач с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели. | ||||||
4.33 | Решение нестандартных задач. | (45) 2 триместр контрольных работ – 3 тесты - 1 | |||||
4.34 | Контрольная работа. | Тема: « Решение текстовых задач с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели». | |||||
4.35 | Анализ контрольной работы. РНО. | ||||||
5. | Периметр, площадь, объём | 25 часов. | 3 | 2 | 1 | ||
5.1 | Периметры различных плоских фигур и способы их вычисления. Сравнение периметров с помощью «посредника». Формулы периметров. | ||||||
5.2 | Использование гибких мерок при измерении длины окружности и других фигур, границы которых – кривые линии. Измерение «по частям». | Проверочная работа по теме: «Периметры раз-личных плоских фигур и способы их вычисления». | |||||
5.3 | Вычисление периметров разных фигур, решение задач. | ||||||
5.4 | Вычисление периметров разных фигур, решение задач. | ||||||
5.5 | Контрольная работа. | Тема: «Вычисле-ние периметров разных фигур, решение задач». | |||||
5.6 | Анализ контрольной работы. РНО. | ||||||
5.7 | Решение текстовых задач, включающих понятие периметра и площади. | ||||||
5.8 | Решение текстовых задач, включающих понятие периметра и площади. | ||||||
5.9 | Площади геометрических фигур, сравнение площадей: непосредственное и опосредованное. Формула пощади прямоугольника. | ||||||
5.10 | Стандартные меры площади. Измерение площади прямоугольника. Формула площади прямоугольного треугольника. | Тест по теме: « Стандартные меры площади». | |||||
5.11 | Поиск двух из трёх сторон прямоугольного треуголь-ника, измерение которых позволяет вычислить его площадь. Построение прямоугольных треугольников по сторонам, образующим прямой угол. | ||||||
5.12 | Виды треугольников при сравнении по их углам. | ||||||
5.13 | Нахождение площадей непрямоугольных треуголь-ников путём разбиения его на прямоугольные треугольники. | ||||||
5.14 | Формула площади произвольного треугольника. | ||||||
5.15 | Нахождение площадей геометрических фигур путём разбиения или перекрашивания их различными способами на треугольники или прямоугольники. | ||||||
5.16 | Нахождение площадей геометрических фигур путём разбиения или перекрашивания их различными способами на треугольники или прямоугольники. | Проверочная работа по теме: «Нахождение пло-щадей геометри-ческих фигур». | |||||
5.17 | Площадь круга. Палетка как прибор для измерения площадей фигур произвольной формы. | ||||||
5.18 | Алгоритм измерения площади с помощью палетки. | ||||||
5.19 | Контрольная работа. | Тема: «Нахождение периметра, площади». | |||||
5.20 | Анализ контрольной работы. РНО. | ||||||
5.21 | Объёмы геометрических тел. Формула объёма прямоугольного параллелепипеда. Решение задач. | ||||||
5.22 | Вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда. | ||||||
5.23 | Знакомство с различными геометрическими телами. | ||||||
5.24 | Знакомство с различными геометрическими телами. | ||||||
5.25 | Знакомство с различными геометрическими телами. | Проверочная работа по теме: «Решение задач и уравнений». | |||||
6. | Понятие дроби. Повторение. | 16 часов. | 2 | 1 | - | ||
6.1 | Измерение величины, когда мерка не укладывается в целое число. Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач. | ||||||
6.2 | Запись числа в форме дроби; их чтение и запись. Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач. | ||||||
6.3 | Числитель и знаменатель дроби. Место дроби на числовой прямой. Деление многозначного числа на многозначное. | ||||||
6.4 | Сравнение дробей с помощью числовой прямой. Деление многозначного числа на многозначное. | Проверочная работа по теме: «Запись числа в форме дроби». | |||||
6.5 | Практические и текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Приёмы устных вычислений. | ||||||
6.6 | Практические и текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Решение задач на движение. | ||||||
6.7 | Практические и текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Решение текстовых задач разного вида. | ||||||
6.8 | Практические и текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Решение уравнений. | Проверочная работа по теме: «Сравнение дробей с помо-щью числовой прямой». | |||||
6.9 | Решение текстовых задач. Нахождение значений выражений. | ||||||
6.10 | Решение текстовых задач. Нахождение значений выражений. | ||||||
6.11 | Контрольная работа. (итоговая) | Тема: «Обобщение изученного материала». | |||||
6.12 | Анализ контрольной работы. РНО. | ||||||
6.13 | Обобщение. Решение задач и примеров. | ||||||
6.14 | Обобщение. Решение задач и примеров. | ||||||
6.15 | Обыкновенные дроби и действия с ними. | ||||||
6.16 | Обобщение. Обыкновенные дроби и действия с ними. | (43) 3 триместр контрольных работ – 4 тесты - 1 | |||||
Итого | 136 часов | 17 | Контрольных работ - 10 | Тесты - 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...