Методические разработки по формированию понятия "длина" у обучающихся с ЗПР
методическая разработка по математике
Надеюсь,эти методические разработки помогут вам в вашей работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrab._po_form._pon._dlina2.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработки
по формированию понятия «длина»
у детей с ЗПР.
автор: Крюкова Юлия Вячеславовна
Наблюдения показывают, что именно этому материалу в первом классе не отводится должного места. Учащиеся эпизодически выполняют задания геометрического и метрического содержания. У них не формируются навыки работы с карандашом, линейкой, учащиеся не получают четких представлений о величине «длина» и ее единиц измерений, прямой линии, отрезка. Плохое знание единиц измерения величин и неумение различать их создают трудности при дальнейшем обучении соотношению мер. Знания приобретенные первоклассниками не обеспечивают условий для их дальнейшей подготовки обучению математике, в частности при обучении решению задач, а также и других предметов (труд, изобразительное искусство, физкультура).
Известно что, при формировании у детей пространственных представлений, измерение длины играет большую роль. Без этих упражнений оказывается ограниченной возможность выработки у детей пространственных представлений и пространственного опыта.
Все это побудило разработать упражнения, направленные на развитие и конкретизацию представлений о длине и ее мерах.
Методическая система обучения мере «длина»
Первый этап. Формирование представления о длине.
Задачи этапа:
- Дать наглядное представление о формируемой величине;
- Научить измерять формируемую величину, оценивать ее значение, различать в конкретных ситуациях.
Работу на этом этапе необходимо начать с беседы, раскрывающей смысл величины, где эти величины встречаются в жизни? Людям каких профессий приходится с ними сталкиваться? В ходе беседы учитель выясняет степень сформированности у школьников необходимых представлений.
С учетом особенностей детей с ЗПР, беседы и ряд последующих упражнений лучше проводить в ходе экскурсий, чтобы школьники могли наблюдать за соответствующими жизненными ситуациями.
Второй этап. Формирование конкретных представлений о единицах измерения длины (1 м, 1 см) и выявление зависимости между ними.
Задачи:
- Дать представление о конкретных размерах 1м, 1см.
- Сформировать представление пропорциональной зависимости между ними.
Это наиболее сложный этап учения. От освоения учебного материала на данном этапе во многом зависит успешное владение измерительными навыками. Усвоение этого материала приближает нас к решению задач социальной адаптации детей с ЗПР. В производственной деятельности и в быту необходимо иметь представление о величине, уметь оценивать значения этих величин, знать способы измерения и т.п.
После усвоения конкретной наполняемости единиц длины 1м, 1см можно перейти к следующему этапу.
Третий этап. Формирование измерительных навыков.
Задачи:
- Познакомить с измерительным инструментом – линейка.
- Научить чертить и измерять отрезки.
- Научить определять длину с помощью линейки.
Необходимо на этом этапе дать как можно больше различных заданий и упражнений на измерение, отмеривание.
Четвертый этап. Закрепление знаний, умений и навыков в процессе обучения теме «длина».
Задачи:
- Закрепить у учащихся знания о понятиях «длина», «прямая линия», «ломанная линия», «отрезок», «протяженность».
- Выяснить насколько хорошо учащиеся знают единицы длины.
- Укрепить умения и навыки по разделам начертательной геометрии.
- Обобщить в единую систему знания, умения и навыки по данному разделу.
Наивысшим уровнем обобщения на данном этапе будет проведение аналогии и обобщения на другие меры метрической системы (с помощью учителя).
Учитывая специфику детей и их особенности усвоения, для эффективности обучения нужно использовать словесные, наглядные и практические методы в совокупности. Исходя из выше сказанного, логично будет предложить детям задания такого типа:
- Определить длину и ширину класса, используя шаг, как единицу длины;
- Растянуть веревку и сосчитать количество шагов от начала до конца веревки;
- Записать результаты на доске (учитель на данных примерах показывает несовершенство выбранной меры длины).
Все это хорошо подкрепить с помощью наглядных методов: учитель отмечает длину шага учеников, затем берет полоску бумаги равную длине каждого (лучше, если дети сделают полоски сами) и показывают, что полоски получились разной длины, потому и числа у всех разные. Если же всем взять одинаковые полоски и измерить ими длину класса, то получатся одинаковые числа.
Использованные методы:
Беседа: 1) о значимости единицы измерения – метра; 2) о практическом применении данной единицы измерения (в магазине, в строительстве и т.д.).
Наглядность: 1)изготовление пособия – метра из бумаги учителем и демонстрация его ученикам; 2) изготовление метра по образцу учениками из разного материала; 3)показ различных метров – деревянная линейка в 1м, металлический метр, из клеенки и бечевки (необходимо добиться, чтобы учащиеся не относили длину 1 м к конкретному предмету).
Практические методы:
- Учащимся предлагается сравнить метр с расстоянием от плеча до кончиков пальцев противоположной вытянутой руки;
- Сравнить свой рост с метром;
- Выбрать из окружающих предметов, те которые имеют длину ≈ 1м;
- Взять пособие «метр» и проверить длину выбранных предметов;
- Предлагается рассмотреть предмет и определить его длину на глаз (больше или меньше одного метра), затем измерить его.
Измерения не должны быть самоцелью и потому их следует связать с жизненной ситуацией, это можно сделать через игру: Магазин «Ткани», «Строительные товары», «Ковровые покрытия», «Галантерея».
Целью этих игр является закрепление полученных знаний о метре и совершенствование измерительных навыков.
Система упражнений
для формирования понятия «длина» у учащихся с ЗПР
Задания, направленные на формирование конкретно представления о метре:
Задание № 1. Начертите без линейки линию равную длине 1м, а затем, используя шаблонный метр, проведите под ним второй отрезок. Сравните эти два отрезка между собой и сделайте вывод, насколько был верен первый чертеж.
Задание № 2. Ученику предлагается лента или полоска бумаги больше одного метра. Отрежьте 1м, не используя при этом мерку, и сопоставьте с шаблонным метром.
Задание № 3. На доске два отрезка длиной метр и меньше 1м. не пользуясь измерительным инструментом, определите, какой из них равен 1м.
Задание № 4. На доске три отрезка длиной 1м, меньше 1м, больше 1м. определите, какой отрезок равен 1м.
Задание № 5. Определите расстояние «на глаз» (отрезок прямой на доске, длину парты, ширину дверей).а теперь проверьте шаблонным метром. Здесь они оценивают длину «на глаз», записывают каждый свое измерение в тетрадь, затем измеряют те же отрезки метром или рулеткой и снова записывают значения в тетрадь, после чего вычисляют свою ошибку.
Задание № 6. Начертите от руки два равных отрезка в разных направлениях, проверьте меркой их равенство.
Задание № 7. На доске изображены два отрезка, один длиннее другого или одинаковые (расположение отрезков можно менять). Рассмотрите внимательно отрезки и запомните их. Через 5 – 10 секунд изображение на доске закрывается. Ответьте на вопросы: 1) Что было изображено на доске? 2) Одинаковые ли рисунки? 3) Есть ли разница? 4) Можете ли вы воспроизвести изображение?
Задание № 8. Возьмите полоску длиной 1м и разделите ее «на глаз» по полам, отметьте это место. Проверьте измерения способом изгибания полоски.
Задание № 9. Экскурсия. Цель – собрать материал для счета и составления задач. Познакомиться с отрезком прямой линии а естественных условиях. Примерные задания: измерить шагами расстояние от школы до парка; наблюдать при изменениях направления дороги повороты направо, налево; в парке определить возраст деревьев с помощью годичных колец; сравнить величины листьев деревьев разных пород; зарисовать некоторые из них.
Задание № 10. На карточках изображены картинки: расстояния между городами, улица, коридор. Подпишите под каждым рисунком, что является самым длинным, коротким.
Упражнения, направленные на закрепление конкретных представлений о размерах единиц длины (метр, сантиметр)
- Что больше метр или сантиметр?
- В каких единицах удобнее измерять: книгу, пенал, ложку, рост, длина класса?
- Внимательно посмотри на ряд и вычеркни лишнее: сантиметр, метр, час.
- Выпишите слова в два столбика: в первый предметы, измеряемые в сантиметрах, во второй – те которые удобнее измерить в метрах. Рост человека, лист, дерево, кусочек мела, высота дома, дверь, тетрадь.
- Посмотрите на записи выражений и подчеркните верный: 1см > 1м; 1см < 1м.
- Что лишнее: час, минута, метр?
Упражнения по формированию конкретного представления
о единице длины – сантиметр.
- Детям предлагается сравнить модель сантиметра с шириной пальца, с длиной двух клеток тетради и другими предметами, примерно равными одному сантиметру.
- Дети изготовляют сами модель 1 см из имеющегося материала (лист бумаги, спичка, зубчик расчески и т.д.).
- Каждому из учащихся раздается полоска длиной 10см. нужно самостоятельно разделить полоску на 10 равных частей, с помощью мерки длиной 1см, а потом с помощью линейки (слабым ученикам можно дать готовые полоски, на которых они должны проставить цифры от 0 до 10).
- Ученикам предлагается разделить на группы различные предметы. В первой – предметы меньше по своей длине, чем 1 см; во второй – больше по своей длине, чем 1см (при этом, не пользуясь измерением, «на глаз»). После распределения учащихся проверяют правильность своего выбора с помощью измерения меркой в 1см.
- Необходимо определить «на глаз» длину предложенного предмета (< или > 1см). ответить на вопрос: «Как ты думаешь, сколько сантиметров длина этого предмета?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока психологии для обучающихся 1-3 классов «Мы все такие разные».
Цель: Развитие самосознания, рефлексивных способностей и толерантности детей младшего школьного возраста.Задачи: I....
" СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (методическая разработка интеллектуальной игры для обучающихся 4 классов)
Цели: 1. Формирование интереса учащихся к предмету; 2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприя...
Экологическая игра-викторина "Хочу всё знать!" (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 4 классов)
Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире. Задачи: Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека. Развивать познавате...
"В мире точных наук» (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса)
Цели занятия:Пробудить интерес к предмету математике.Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.Воспитывать самостоятельность, дружбу, взаимопомощь, сотрудничество...
"В мире животных» (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса)
Задачи:образовательная: расширить знания о природе;развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чу...
Методическая разработка индивидуального занятия для обучающегося с нарушением слуха 1 класса. Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.
Материал предназначен для педагогов службы сопровождения (сурдопедагогов, логопедов). Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.Тема ...
Методическая разработка внеурочного занятия для обучающихся начального звена по формированию финансовой грамотности
laquo;Юный финансист» – это игра, которая заставляет додумывать, дорисовывать, домысливать увиденное, оживляет общение, побуждает двигаться и смеяться её участников! Благодаря таким форма...