" СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (методическая разработка интеллектуальной игры для обучающихся 4 классов)
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

Анисимова Лариса Константиновна

Цели:
       1. Формирование интереса учащихся к предмету;

       2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие);

3.      Воспитание культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx68.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа – интернат»

" СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

(методическая разработка интеллектуальной игры

для обучающихся 4 классов)

Подготовила и провела

Анисимова Л.К.

        

с.  Панаевск

2015—2016  учебный год

Цели: 
      1. Формирование интереса учащихся к предмету;

       2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие);

  1. Воспитание культуры личности.

Оборудование: презентация,

Ход занятия

1. Вступительная беседа.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране математике.
- В этом большом математическом королевстве есть много загадочных уголков, где мы и побываем сегодня, благодаря нашим знаниям. Математика это очень интересная наука. Как вы думаете, о чем она?
- Верно. Математика очень большая, она и про числа, и про цифры, и про действия с числами, и про многое другое.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука-
Это математика.
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.

- Сегодня в интеллектуальной игре "Счастливый случай» .Встречаются две команды.

Команды говорят своё математическое название и выбирают капитана.

Условия конкурса: ведущий зачитывает вопросы, командам необходимо ответить как можно на большее количество вопросов правильно. Отвечать надо быстро, если не знаете ответа, то говорите "дальше". Правильный ответ - 1 балл. Кто начнет игру, узнаем с помощью считалки:

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сороки прилетели,
Начинать тебе велели.

Перед началом  математического состязания  проверим, умеете ли вы считать?

(Потом постепенно открывается новое число и предлагается эти числа прибавлять и хором называть результат.)

(Почти все скажут 5000, а на самом деле 4100)

1000

    30

1000

    40

1000

    20

1000

  1. (4100)

Найдите математические слова: (квадрат, уравнение, разность, задача, делимое, периметр, тысяча, математика, уменьшаемое)

Найти зашифрованные слова

Д

Е

Е

Р

Е

Т

Р

Е

О

У

Л

П

И

М

Я

Ч

А

М

Р

И

М

О

Е

С

Ы

Т

Е

А

В

Н

З

Р

А

З

Н

А

И

Н

Е

А

Д

А

Ч

О

Ш

Е

Р

А

Т

М

А

А

С

Ь

К

Д

И

К

А

Т

Ь

Т

Н

В

А

Т

А

М

Е

У

М

Е

1 тур  «Разминка»

Ведущий  попеременно задает вопросы первой и второй команде.

1. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

2. Тройка лошадей пробежала  30 км. Сколько пробежала каждая лошадь?

3. На ёлке горело 7 свечей, 5 из них погасли. Сколько свечей  осталось?

4. Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось?

5. На одной руке 5 пальцев, на двух  десять, а на десяти сколько?

6. У линейки 4 угла, если  один угол срезать, сколько углов останется?

7. К 7 прибавить 5.  Как правильно записать: «одиннадцать» или «адиннадцать» ?

  1. «Отгадай ребус»

 21, 19, 30, 25, 3, 12, 9, 15, 20,27.

        Из данных чисел нужно выбрать и записать три числа, которые в сумме составляют 60. Запишите все возможные варианты.

Проверь себя

  • 21+19+20=60
  • 27+3+30=60
  • 25+15+20=60
  • 27+21+12=60
  • 21+9+30=60

3 тур

Третий тур:  пусть всякий знает

Кто же лучше вычисляет?

Мне задачки прочитать,

Вам же думать и считать!

1. Задачка на внимание:.

Геометрическая задача

Выигрывает та команда, которая найдет и покажет большее количество треугольников.

Часто знает и дошкольник,C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проектировка\Недобитые\плакат 2 (примерная заготовка).jpg

Что такое треугольник.

А уж вам-то как не знать!

Но совсем другое дело:

Быстро, точно и умело

Треугольники считать.                  

Например, в фигуре этой

Сколько разных? Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И по краю и внутри!

(Ответ: 15)

2. Перед вами 6 стаканов. Первые три из них – с водой. Как сделать, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались? Разрешается брать только один стакан.

взять второй стакан и вылить в  предпоследний (пустой) стакан.

 Второй стакан поставить на место.

Тур четвертый начинаем,

Капитанов приглашаем

Будут трудные задачи,

Пожелаем им удачи!

Капитаны! Прошу вас выйти. Настало ваше время показать свои математические способности и умения. Перед вами задача. Жетон получит  тот, кто быстрее её решит.

1.Первый оборот вокруг Земли спутник совершает  за 1 ч 40 мин, а второй- за 100 мин. Почему так происходит?    (1ч 40мин=100мин)

 2. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (толщина всех листов книги 2 см)

Воз задача не из легких,

Вычитай, дели и множь.

Плюсы ставь, а так же скобки,

Верим, к финишу придешь.

Даны четыре пятерки. Расставьте математические знаки так, чтобы получилось верное  равенство.

ОБРАЗЕЦ  (5+ 5+5):5=3

5 5 5 5 =4  (5*5 – 5):5=4

5 5 5 5 = 26    5·5+5:5=26

5555=6    (5·5+5):5=6

5555=30   (5:5+5)·5=30          

Работает вся команда. Если капитан не дает ответа или отвечает неверно, то помогает команда.

И здесь нам нужно выполнить задание. Найдите лишнего верблюда (число)
4 6 8 9 10 12 14 16 (9)
1 2 3 4 5 19 6 7
26 25 24 23 30 22 21 20

5 тур

Ведущий:

Вы, ребята, все устали.

Много думали, считали.

Отдохнуть уже пора!

Так наш пятый тур – «Игра».

1 . Конкурс на внимание   «Не собьюсь!»

До скольки вы умеете считать? Ну, смелее. До 100? До 1000000000? Попросим посчитать одного представителя из команды вслух до 30. Сумеете? Начнем, но с одним условием. Вы не должны называть «три», числа, делящиеся на три, и в название которых входит «три», например, 13; 30 и т.п. Вместо этих чисел вы должны говорить: «Не собьюсь!»

(1; 2; не собьюсь; 4; 5; не собьюсь; 7; 8; не собьюсь; 10; 11; не собьюсь; 14; не собьюсь; 16; 17; не собьюсь; 19; 20; не собьюсь; 22; не собьюсь; 25; 26; не собьюсь; 28; 29; не собьюсь)

Считаем до 30, вместо чисел, делящихся на 3,  произносим «Не собьюсь!» По одному участнику от каждой команды  - победит тот, кто досчитает до 30.

2 .Конкурс художников  «Математические человечки».

Сейчас каждому из вас надо нарисовать одного или  несколько человечков с помощью трех геометрических фигур: квадрата, круга и треугольника; количество фигур неограниченно.

После того, как закончен  рисунок, игрок подсчитывает количество треугольников, прямоугольников, окружностей по отдельности. По результатам можно определить какое качество в этом человеке преобладает: если треугольник, то ум, круг – доброта, квадрат – трудолюбие.

 Треугольник символизирует лидерство. Это сильная, энергичная, неудержимая личность. «Треугольник» ставит ясные цели и старается, по возможности, достичь их.

Круг – это самая доброжелательная фигура. Обладатель этого символа счастлив, когда все ладят друг с другом; круг ощущает чужую радость и боль, как свою собственную. Это очень чувствительная и эмоциональная натура.

Квадрат Основное качество личности, отдавшей предпочтение квадрату, - трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство в достижении цели. «Квадрат» предпочитает раз и навсегда заведенный порядок: всё должно находиться на своём месте и происходить в своё время.

1. Весёлые задачки

  1. На дороге сидело 6 воробьёв. К ним подлетело ещё 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось сидеть? (0)
  2. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3  

      автомашины. Сколько всего машин ехало в село? (1)

  1. Что  легче: пуд  ваты  или  пуд  железа?  (одинаково)
  2. Сколько  горошин  может  войти  в  стакан?
  3. К  Диме  пришли  два  мальчика. Мама Димы  принесла  два  яблока  и  сказала  сыну, чтобы он  поделился  с  мальчиками.  Дима  ответил: «Я дам  каждому  по  яблоку,  а  они  пусть дадут  мне  только  по  половинке  яблока». Кто  получил  самую большую  долю?
  4. Двое  играли  в  шахматы  4  часа.  Сколько  времени  играл  каждый? (4 часа)

Вопросы для первой команды.

Название каждого числа в умножении.

Равенство, содержащее неизвестное.

Число, на которое нельзя разделить ни одно число.

Фигура, ограниченная окружностью.

Наименьшее четырёхзначное число.

Действие обратное умножению.

Очень плохая отметка знаний.

Единица третьего разряда.

Инструмент для построения прямых линий.

Сумма длин сторон прямоугольника.

Вопросы для второй команды.

Результат сложения.

Инструмент для построения окружностей.

Сотня лет.

Математическое задание, содержащее условие и вопрос.

Четырёхугольник, у которого все стороны равны.

Компонент суммы.

Наибольшее трёхзначное число.

Очень хорошая отметка знаний.

Наименьшая единица времени.

Название числа, в котором 4 десятка.

Заморочки.

Иногда заумные вопросы
Встречаются на жизненном пути.
Но если взяться всей командой
Решение легко найти.

Условия конкурса:

Ведущий зачитывает вопрос.

- У Серёжиной мамы трое детей: Петя, Маша. Как зовут третьего ребёнка? (Серёжа)

- Многие месяцы заканчиваются 30 или 31 числом. Сколько месяцев имеют 28 число?

- Из пункта А в пункт В автомобиль ехал 1ч 20 минут, обратный путь он ехал с той же скоростью, но 80 минут. Почему?

- Что это за число, на которое можно умножать и делить, но при этом множитель и делимое не изменяются? (1)

- Сколько получится, если сложить числа: наименьшее двузначное, наименьшее трёхзначное и наименьшее четырёхзначное? (10+100+1000=1110)

- Врач прописал три укола. Через полчаса - на укол. Через сколько часов будет сделан последний укол?

- Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков?

- Шнур длиной 24 м разрезали на равные части, сделав 3 разреза. Какова длина каждой части? ( 24: 4 = 6 м)

- Представь себе, что ты - шофёр автобуса. В автобусе 28 мест, на которых сидят 16 мужчин и 12 женщин. Кроме них, в автобусе стоя едут ещё 6 мужчин. Сколько лет шофёру автобуса?

Условия конкурса: ведущий зачитывает вопросы, командам необходимо ответить как можно на большее количество вопросов правильно. Отвечать надо быстро, если не знаете ответа, то говорите "дальше”. Правильный ответ – 1 балл.

Список вопросов:
1. Инструмент для проведения прямых. (линейка)
2. Часть прямой. (отрезок)
3. Что можно провести через любые две точки? (прямая)
4. Прямоугольник, все стороны которого равны. (квадрат)
5. Знаки, используемые для обозначения чисел. (цифры)
6. Результат сложения. (сумма)
7. Сколько всего цифр? (10)
8. Как называются цифры второго разряда в записи числа? (десятки)
9. 5 десятков и 4 единицы, какое это число? (54)
10. Что такое периметр? (сумма всех сторон)
11. 5 умножить на 9 (45)
12. 1 слагаемое 37 второе слагаемое 15 чему равна сумма? (52)
13. Чему будет равен периметр квадрата если его сторона 5 см. (20см)
14. Сколько в 1 м , сантиметров? (100)
15. Назовите самое маленькое двузначное число? (10)
16. Как называется неизвестное в математике? (икс)
17. С помощью чего чертят круг? (циркуль)
18. Что больше 1 кг железа или 1 кг ваты? (равны)
19. Как находим площадь прямоугольника ? (длину умножаем на ширину?)

20. 12 разделить на 3? (4)
21. Как называется фигура у которой три угла? (треугольник)
22. 9 десятков и 6 единиц. Какое это число? (96)
23. 5 умножить на нуль? (0)
24. Что случилось 31 февраля – ничего
25. В 1 м. сколько дм. – 10
26. Сколько будет 2*2 ? (4)
27. Сколько пальцев на руке? (5)
28. На что делить нельзя? (на 0 )
29. Сколько вершин имеет треугольник? (3)
30. Результат сложения. (сумма)
31. Назовите самое маленькое трёхзначное число. (100)
32. Сколько дней в неделе? (7)
33. Сколько будет 24 : 3 ? (8)
34. Линия, которая не имеет ни начала, ни конца. (прямая)
35. Результат умножения. (произведение)
36. Назовите четырёхугольник, у которого все стороны и углы равны. (квадрат)
37. Какое число надо уменьшить в 6 раз, чтобы получить 6? (36)
38. От перестановки слагаемых… ( сумма не меняется)

2. Логические шуточные вопросы
Логические шуточные вопросы.
вопросы ответы

-  Ребята, вы все любите весёлые задачки, при решении которых требуется смекалка, сообразительность, а иногда и логика. Вот такие задачки сейчас мы с вами и порешаем.
1. Сколько горошин поместится в пустом стакане (0)
2. Какие часы показывают точное время 2 раза в сутки (Остановившиеся)
3. Растут две берёзы, на каждой берёзе по 10 яблок. Сколько яблок на двух берёзах (Нисколько)
4. Горели 3 свечи. Две потушили . Сколько осталось ( 2).
5. Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут варится 5 яиц.(4)
6. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер (1)
7. Моего отца зовут Сергей Петрович, а моего сына- Алексей Владимирович. Как зовут меня (Владимир Сергеевич)
8. Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько было всего рукопожатий.(6)
9. К однозначному числу приписали ту же цифру, во сколько раз увеличилось число ( в 11 раз)
10. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги (3кг.)
11. Тройка лошадей в час пробежала 12 км. Сколько км пробежала каждая лошадь (12)
12. На лугу паслись гуси и корова. Всего было 3 головы и 8 ног. Сколько паслось гусей и коров (2 гуся и 1 корова)
13. Сколько ножек у 2 сороконожек (80)
14. Дано равенство 9+8=5. С точки зрения математики такого ответа не должно быть. Но попытайтесь догадаться , в какой ситуации оно будет верно ( Если 5 – это 17 часов)
15. На столе лежало 5 яблок. Одно яблоко разрезали. Сколько яблок осталось (5)
16. Летели 3 страуса. Одного страуса подстрелили. Сколько страусов осталось (0.страусы не летают)
17. Сколько сырых яиц можно выпить натощак (1)
18. У крышки стола 4 угла, один угол отпилили. Сколько углов стало у крышки стола (5)
19. Сын с отцом, да сын с отцом, да дедушка с внуком, много ли их (3)
20. У Маринки было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько яблок было у Маринки (3)
21. Сева шел по дороге и нашел 50 рублей. Сколько рублей нашли бы два его друга, если бы шли по этой же дороге ( нисколько)
22. Муравей отбежал влево от муравейника на 10 метров, потом ещё на 5 метров, а затем в противоположном направлении на 15 метров. На каком расстоянии от муравейника оказался муравей (он вернулся к муравейнику)

- Поздравляю победителей и участников игры. Все вы молодцы! Желаю вам пронести любовь к математике «царице всех наук» через всю жизнь. Пусть ваша смекалка и крепкие знания помогут вам справиться с любой математической задачей,  а решения будут для вас легкими и интересными. Желаю, что бы  в вашей жизни не было не решенных задач.


Литература:
1.Апалаева И.А.Задания для олимпиады по математике. Вкладыш к журналу «Начальная школа». 2010г. №4.
2. Бурдастых Г.С. Текстовые задачи со сказочными сюжетами. Начальная школа.2003 г. №9.
3. Башкирова О.Г. «Математика – царица наук». Вкладыш к журналу «Начальная школа». 2010г. № 10.
4. Грицкевич И.Д. Проведение предметной недели по математике. Вкладыш к журналу «Начальная школа». 2010г. № 8.
5. Коркачёва Н.А. «И прекрасна, и сильна математика страна!». «Начальная школа». 2005 г. №5.
6.Летягина Е.А. Праздник первого десятка. Вкладыш к журналу «Начальная школа». 2010г. № 2
7. Сборник загадок; Пособие для учителя. Сост. Карпенко М.Т.М Просвещение,1988г.
8. Сереброва И.В. Развитие внимания и логического мышления на занятиях по математике. Начальная школа, 1995 г. № 6.

Самоанализ внеклассного мероприятия

Тема: «Счастливый случай»

Перед интеллектуальной игрой были поставлены следующие цели:   
      1. Формирование интереса учащихся к предмету;

       2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие);

  1. Воспитание культуры личности.

       

Данное мероприятие входит с систему мероприятий плана методической работы школы-интерната на 2015-2016 учебный год. Форма проведения данного мероприятия – интеллектуальная игра.

Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности соответствует общим учебно-методическим задачам, уровню развития данного коллектива, возрастным особенностям обучающихся.  

            Проведена предварительная подготовка мероприятия. Цели мероприятия раскрыты перед учащимися убедительно, чётко, эмоционально. Работа проходила организованно, интересно.

Достигнуть поставленных целей и задач удалось. Причиной успеха является активная подготовка и участие детей в мероприятии. Проведённая работа имеет большую учебно-воспитательную ценность.

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы проведения самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия более эффективными.

Для проведения интеллектуальной игры  были созданы все условия: учебно-материальные, морально-психологические, эстетические, временные.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

      На внеклассном мероприятии  я  использовала разнообразные виды деятельности, что позволило максимально активизировать деятельность учащихся. В частности такие задания, как:

  • Найти зашифрованные слова
  • Разминка
  • Отгадай ребус
  • Проверь себя
  • Задачи на внимание
  • Конкурс на внимание   «Не собьюсь!»
  • Конкурс художников  «Математические человечки»
  • Весёлые задачки 

Управление деятельностью школьников осуществлялось через стимулирование – похвалу, жетоны.

         На данном внеклассном мероприятии были реализованы следующие принципы: принцип доступности,  связи с жизнью, принцип научности, принцип сознательности, самостоятельности при выполнении заданий.

   При подготовке мероприятия были учтены следующие особенности классов:

  • возрастные особенности (игровые моменты, поощрение словом, награждение)
  • наличие детей с ослабленным здоровьем (различные виды деятельности).

План внеклассного мероприятия выполнен, поставленные цели реализованы без перегрузки учащихся.

Утомляемость учащихся снималась с помощью смены видов деятельности,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра для обучающихся 4 классов "Умники и умницы"

Данный материал будет интерес учителям начальной школы, в частности тем педагогам , которые работают в 4 классах.Материал можно использовать как на уровне школы . так и города.данное мероприятие являе...

Разработка интеллектуальной игры для 3 классов

Данная интелектуальная игра была прведена между командами 3 классов  в период "Недели русского языка"...

Интеллектуальная игра для обучающихся 4 класса.

Интеллектуальная игра организуется с помощью презентации. В презентации предложено игровое поле с разными блоками заданий, счетное поле. Предполагается игра двух команд. Особое внимание уделено национ...

«Мозаика знаний» интеллектуальная игра для обучающихся третьих классов

Цель: обобщение знаний по основным предметам курса начальной школы.Задачи: Формировать у обучающихся умение систематизации полученных знаний, применения их на практике....

Методическая разработка интеллектуальной игры "Знаю! Умею! Смогу!" для 3 класса.

Описание методической разработкиОрганизация подготовки к игреХод игрыВопросы для проведения игры...

Методическая разработка интеллектуальной игры «Эрудиты» (3-й класс)

Интеллектуальная  игра «Эрудиты»Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся начальной школы....

Интеллектуальная игра для обучающихся начальных классов «Умники и умницы»

Данная разработка можжет быть использована учителями начальных классов в рамках внеурочной деятельности....