Вычитание однозначного числа из круглого.
методическая разработка по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок математики
Вычитание однозначного числа из круглых чисел
Тема: Вычитание однозначного числа из круглых чисел.
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1. Изучить случаи вычитания однозначного числа из круглых чисел.
2.Развивать мыслительные операции (анализ, аналогию), память, внимание, творческие
способности.
Демонстрационный материал.
-запись на доске для мотивации
-запись чисел для этапа актуализации
-домик с образцами и эталонами
-эталон модель правило тренировка
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1 .Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.
2.Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на I этапе.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок,
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем!
Хором читаем с доски.
Я умею, я могу
А еще и помогу!
- Зачем, вам это надо?
- Что мы делали на прошлом уроке?
(Решали задачи, складывали числа)
учились складывать двухзначные числа, в результате которых получались круглые числа.
-А чем же тогда сегодня будем заниматься?
-Наверное, будем работать с числами и узнавать что-то новое.
-Вы, ребята, правильно определили, чем мы будем заниматься?
-А каким надо быть на уроке, чтобы все понять и правильно выполнять все задания?
-Надо быть внимательным, сосредоточенным.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель:
1.Актуализировать материал предыдущих уроков, необходимый и достаточный для изложения нового материала.
2.Создать затруднение в индивидуальной деятельности.
3.Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.
Форма работы: фронтальная.
Организация учебного процесса на II этапе.
Детям на доске предлагается ряд чисел, по заданиям учителя они должны правильные ответы зафиксировать у себя в тетрадках.
5 13 22 80 76 100
11 1000 67 40 7 32
-Посмотрите на числа. Я буду говорить вам задания, а вы фиксируйте ответы у себя в тетрадках.
-Запиши однозначные числа.
-Запиши число, в которых количество единиц на 1 меньше, чем десятков.
-Запиши числа, в которых количество единиц и десятков одинаковое.
-Запиши 2 числа, в которых цифры одни и те же, но количество единиц и десятков
разные.
-Запиши числа, которые я не назвала.
5 7
76 32
11 22
67 76
80 100 40 1000
Вывешивается образец и проверяется.
-Ребята, назовите числа, которые написали на последней строчке.
- 80 100 40 1000
-Как они называются?
-Круглыми.
-Решите следующие примеры с помощью графической модели.
▲▲▲ + ▲....=
▲▲▲▲.... - ▲▲ .. =
▲▲▲ + ▲▲...=
Ребята решают. Проверяются задания по образцам и эталонам.
-На каком этаже домика находится правильный ответ.
▲▲… □□ - □□
▲▲▲▲ □□ + □□
▲▲▲
▲▲▲ □□+□□
-Ну что ж. С этим заданием вы справились хорошо. Молодцы! Давайте попробуем выполнить другое задание.
Форма работы: индивидуальная.
17+12 26-13 15+44 40-4
-Решили?
-Какие трудности встретились?
-Не смогли решить последний пример?
-Почему?
-Не умеем. Нет такого эталона.
-Сейчас попробуем решить этот пример. Помогите мне (мотив к решению).
Пробные действия
-Кто решил?
Фиксация результатов.
26, 36, 24, 46, 44 (записывается на доске).
Анализ полученных ответов.
-Как вы решили?
-Что не получилось? Почему?
(Можно проверить ответы 26, 44 и 36)
III. Локализация затруднений.
Цель:
1.Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявить и зафиксировать необходимость нового способа решения.
2.Сформулировать цель и тему урока.
Форма работы: фронтальная.
Организация учебного процесса на II этапе.
-Как же быть? Пример то мы должны решить. Почему же здесь не получается? Что вызвало затруднение.
-На месте единиц в первом числе цифра О, а из О нельзя вычесть 4.
-У кого какие предположения?
-Надо попробовать решить на графической модели.
-Надо число 40 показать в виде суммы двух чисел и т.д. (все ответы выслушиваются).
-Итак, ребята, какова тема урока?
-Тема урока: Вычитание однозначного числа из круглого.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1.Организовать коммуникативное взаимодействие для поиска нового способа решения.
- Зафиксировать новый способ.
- Вывести правило или эталон.
Форма работы: фронтальная.
Организация учебного процесса на IV этапе.
-Ребята, а умения вычитывать числа нам нужны будут ? Где?
-При решении задач, примеров, уравнений, при покупках и т.д. (выслушать все ответы) -Что нам поможет?
-Графическая модель, вспомним правила, тренировка.
В углу доски появляется запись:
модель
правило
тренировка
V. Реализация построенного проекта.
Цели:
-Зафиксировать новый вычислительный прием заново, схематически;
-Вывести правило вычитания однозначного числа из круглого.
Организация учебного процесса на V этапе.
-Предложения ваши приняты. Давайте откроем учебник и посмотрим №1 на стр. 14.
-Кто объяснит решение 1 примера?
-Нужно из 3 десятков вычесть 3 единицы, для этого 3 десятка показали в виде двух десятков и 10 единиц и вычитываю 3 единицы. Зачеркиваю по одной единице с правой и с левой стороны. Осталось 2 десятка и 7 единиц, это число 27. Соединяю со 2 примером в правом столбике, где этот же пример записан заново, (так решаются 2 и 3 примеры)
-Молодцы! Вы справились. А теперь попробуем озвучить правило. Кто хочет? (выслушиваются ответы)
Вывешивается алгоритм и эталон.
1.Из 30 надо вычесть 4. 30 это 20 и 10. Из 10 вычитаю 4, остается 6, 20 и 6. Это 26.
30-4=26
/ \
20 10
-Кто еще проговорит?
10
3 0
4
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
1 .Зафиксировать новое содержание во внешней речи.
2.Использовать выведенное правило на практике.
Организация учебного процесса на VI этапе.
-Итак, мы с вами нашли новый способ вычитания однозначного числа из круглого числа.
-Ваши действия?
(дети проговаривают правило) решая примеры № 3 на стр.14.
(комментированное письмо парами, индивидуально, фронтально)
_70
8
62
Из 70 надо вычесть 8. У 7 десятков занимаем 1 десяток, чтобы не забыть ставлю точку над десятками. Из 10 единиц вычитаю 8, получаю 2 единицы, пишу под единицами. Осталось 6 десятков, пишу под десятками.
Таким образом, решаются все примеры с проговариванием алгоритма. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой (по образцу).
Цель:
1.Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися и самопроверку своих решений по образцу.
2.Зафиксировать и исправить ошибки, допущенные учащимися в ходе выполнения задания.
Организация учебного процесса на VII этапе
-А сейчас, ребята выполните задания на карточках, которые лежат на вашей карте, (дети выполняют самостоятельно задание)
Выбери и реши примеры на новый вычислительный прием
20+5 90-40 70-9 40-5
30-7 80-6 18-3 60-4
Эталон для выбранных примеров
30-7
80-6
70-9
40-5
60-4
Подборный образец
_30 _80 _70 _40 _60
7 6 9 5 4
23 74 61 35 56
-Ребята, проверьте по этому эталону, верно ли вы выбрали примеры на новый вычислительный прием и зафиксируйте. (Зачеркивают зеленой пастой)
-А теперь по подробному образцу проверьте результаты и зафиксируйте, поставьте +.
-Кто допустил ошибку? У кого были затруднения?
-У кого не было ни одной ошибки? Вы сейчас запишите свои 3 примера на новый вычислительный прием, а у кого были ошибки, мы еще раз проговорим алгоритм вычитания и устраним ошибки.
-В следующий раз анализируйте свои ошибки, будьте более внимательными при выполнении задания. Ведь главное - внимание!
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1.Проверить, как учащиеся усвоили новый вычислительный прием.
2.Тренировать способность к решению примеров на новый вычислительный прием, анализу задачи и ее решению.
Организация учебного процесса на VIII этапе
-А сейчас проверим, как вы усвоили новый вычислительный прием и заодно решим задачу. У всех на партах задача.
Дети читают задачу.
Учебник русского языка стоит 60 рублей, а учебник математики на 7 рублей дешевле. Сколько стоит учебник математики?
Провожу анализ задачи и запись ее решения в тетради.
-О чем говорится в задаче?
-Об учебниках и их стоимости.
-Что известно? Что русский язык стоит 60 рублей. Что нужно узнать?
-Стоимость математики.
-Как? Как ответить на этот вопрос?
-Из стоимости учебника русского языка вычесть 7 рублей.
-Что нам поможет?
-Новый вычислительный прием.
-Верно. Итак, выполните действие.
Дети выполняют. На доске решает ученик, его решение послужит эталоном для самопроверки.
_60
_ 7
53 (руб) - стоимость математики Ответ: 53 рубля.
Один чертит схему.
Р
7
М
?
По образцу дети фиксируют свои результаты.
-Ну что ж, молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
2.Оценить собственную деятельность и деятельность класса.
3.Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе IX.
-Чему научились на уроке?
-Мы научились вычитать однозначное письмо из круглого.
-Как вычесть однозначное число из круглого ?
(проговаривается алгоритм нового вычислительного приема по эталону)
-Кто, по вашему мнению, работал лучше? Почему?
-Ребята работали хорошо, были внимательны на уроке, правильно старались отвечать на вопросы и выполнять задания. Сообща делали выводы, вместе нашли новый вычислительный прием. Теперь возьмите алгоритм и проговорим хором.
-А теперь постарайтесь оценить свою работу. Возьмите сигнальную карточку, где нарисован шарик.
1.Если вам пока еще трудно справиться с новым вычислительным приемом, то закрасьте его красным карандашом.
2.Если вы научились, но вам еще нужна помощь учителя, закрасьте шарик желтым карандашом .
3. Если вы хорошо научились и можете научить этому товарища, то закрасьте шарик зеленым карандашом.
-Покажите свои шарики. Я очень рада, что большинство ребят усвоили новый прием вычисления . Не отчаивайтесь, у кого это еще получается не совсем хорошо. На следующих уроках мы еще будем закреплять это правило.
Молодцы! Все работали хорошо.
-А домашнее задание будет такое: №4 на стр.14. Расшифруйте название сказки и вспомните автора. А тем, кто работал без ошибок творческое задание: на новый вычислительный прием придумать 5 примеров, расположить результаты в порядке возрастания и зашифровать какое-нибудь слово.
Спасибо вам. Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-397038-1391938055.jpg)
Вычитание однозначного числа из круглого десятка.
Презентация поможет усвоению програмного материала по математике во 2 классе по теме "Вычитание однозначного числа из круглого десятка" по УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/18/picture-1032038-1524048184.jpg)
Конспект урока "Вычитание однозначного числа из круглого десятка" (3 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Вычитание однозначного числа из круглого десятка". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/31/picture-1106796-1548942906.jpg)
Конспект урока по математике на теме "Вычитание однозначного числа из круглого десятка" 2 класс, УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: формирование умения вычитать однозначное число из круглого десятка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/24/picture-637157-1432498177.jpg)
Урок математики по теме: "Вычитание однозначных чисел из круглого числа" 2 класс "Школа России"
Урок математики по теме: "Вычитание однозначных чисел из круглого числа" 2 класс "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-365969-1634063391.jpg)
Вычитание однозначного числа из двузначного (16-2). Название компонентов и результат вычитания.
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в классах, реализующих ФГОС ОО с УО (ИН)....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-365969-1634063391.jpg)
Презентация к технологической карте урока математики. Вычитание однозначного числа из двузначного (16-2). Название компонентов и результат вычитания.
Данная презентация является дополнительм материалом к методической разработке "Вычитание однозначного числа из двузначного (16-2). Название компонентов и результат вычитания" и предназ...