Урок математики "Площадь прямоугольного треугольника"
план-конспект урока математики (4 класс) по теме
Материал содержит конспект урока математики "Площадь прямоугольного треугольника" для 4 класса, интерактивное объяснение для урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ploshchad_pryamougolnogo_treugolnika_4_klass.zip | 108.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия № 48
Урок математики
«Площадь прямоугольного треугольника»,
проведенный в 4 классе «Б»
(с использованием проблемно - диалогического обучения)
Составил учитель начальных классов
МОУ гимназии № 48
Власова И. С.
Тольятти 2007 – 2008 учебный год
Тема урока: Площадь прямоугольного треугольника.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с формулой измерения площади прямоугольного треугольника.
- Научить вычислять площадь прямоугольного треугольника по формуле.
- Закрепить умение выражать площадь геометрических фигур через разные единицы измерения площади.
- Развивать мышление, память, логику.
Оборудование: чертежи геометрических фигур, таблички с понятиями, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Я приветствую юных математиков на очередном заседании в клубе «Величины». Мы сегодня продолжаем работу по теме «Измерение площади».
II. Актуализация изученных знаний.
- Минутка чистописания.
- Пропишем заданные числа:
3510 – данное число увеличить на 2 десятка
9201 – записать предшествующие числа данному.
2. Занимательные задания.
а) Чему равна сторона прямоугольника, если его периметр равен 16 см, а другая сторона – 2 см. найдите правильное решение.
1) (16 + 2) : 2 = 9 (см)
2) (16 - 2) : 2 = 7 (см)
3) 16 : 2 – 2 = 6 (см)
б) Начертите прямоугольник, периметр которого равен 8 см. вычислите площадь прямоугольника.
в) Сторона квадрата равна 5 см. Чему равен периметр квадрата? Найдите правильное решение.
1) 5 + 5 + 5 + 5 = 20 (см)
2) 5 + 4 = 9 (см)
3) 4 + 4 + 4 + 4 = 16 (см)
4) 5 · 4 = 20 (см)
3. Самостоятельная работа (образовательная технология «ИнтеллекТ»)
- Какова тема самостоятельной работы? («Формула периметра и площади прямоугольника»)
- Какие интеллектуальные способности будем развивать данным упражнением? (мышление)
- Для чего нам нужно мышление?
- Внимательно читайте задание и выполняйте. Время работы 1 минута. Желаю успеха.
(После выполнения рефлексия и самопроверка)
- Физминутка.
(Выполнение зрительной, ножной гимнастики)
- Изучение нового материала.
1. Постановка проблемной ситуации.
- На доске чертеж фигуры, площадь которой нужно измерить. Как это сделать?
(Дочертить до прямоугольника, измерить стороны и вычислить площадь по формуле)
- Какие фигуры были вырезаны из прямоугольника? (квадрат и треугольник)
- Площади каких фигур мы уже умеем вычислять? (квадрата и прямоугольника)
2. Формулировка темы и цели урока.
- Какова тема нашего урока?
- Чем сегодня на уроке мы будем заниматься?
3. Вывод формулы вычисления площади прямоугольного треугольника.
- Какие треугольники бывают по сторонам? (разносторонние, равнобедренные, равносторонние)
- Какие треугольники бывают по углам? (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)
- Какой угол называется острым? Прямым? Тупым?
- С каким углом идет сравнение?
- Площадь какого треугольника сначала попробуем вычислить? (прямоугольного)
4. Практическая работа.
- У меня в руке два прямоугольных треугольника. Какую фигуру можно составить, используя эти треугольники? (прямоугольник)
- Как называется линия в прямоугольнике, которая соединяет два треугольника? (диагональ)
- Что делает диагональ в прямоугольнике? (делит прямоугольник на два равных прямоугольных треугольника)
- Мы умеем вычислять площадь прямоугольника? А можем узнать площадь одного прямоугольного треугольника?
S = (a · b) : 2
- Чем являются стороны а и в в прямоугольном треугольнике?
- Что вы знаете о сторонах прямоугольного треугольника? (катет и гипотенуза)
- Как сформулировать правило нахождения площади прямоугольного треугольника, называя стороны треугольника катетами и гипотенузой?
Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника, надо найти произведение длин его катетов и разделить полученную величину на два.
- Первичное закрепление изученного материала.
- Упражнение № 7 (с. 95)
S = (a · b) : 2
(30 · 4) : 2 = 60 (см²)
600 мм = 6 дм
(5 · 6) : 2 = 15 (дм²) = 150 000 (мм²) = 1 500 (см²)
60 дм = 6 м
(70 · 6) : 2 = 210 (м²) = 21 000 (дм²)
2. Упражнение № 8 (с. 95)
Всего – 12 га
Ипподром - ? га, ¾ всей площади
Конюшни – ? га, в 2 раза больше служебных помещений
Служебные помещения – ? га
- 12 : 4 · 3 = 9 (га) – ипподром
- 12 – 9 = 3 (га) – конюшни и служебные помещения
- 3 : 3 = 1 (га) – служебные помещения
- 1 · 2 = 2 (га) – конюшни
Ответ: 200 аров занимают конюшни.
3. Занимательная задача.
- А если имеется треугольник, у которого нет прямого угла? Как вычислить его площадь?
- Древние египтяне заметили, что любую фигуру можно разбить на прямоугольные треугольники. Так как вычислить площадь любого треугольника?
- Надо провести из любой вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника. При этом получаются два разных прямоугольных треугольника, площадь которых мы можем вычислить.
4. Упражнение на логику (работа в парах)
Упражнение № 10 («Магические квадраты»)
- Домашнее задание
Упражнение № 9 (с. 95)
- Подведение итогов
- Чему научились сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
VII. Рефлексия
Урок
- привлек меня тем. …
- показался интересным …
- заставил задуматься …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Геометрия-правительница всех мыслительных изысканий. Площадь прямоугольного треугольника"
Содержание представленного урока-презентации разработано с основными положениями ФГОС начального общего образования, авторской программы Л.Г. Петерсон и ориентировано на работу по ...
Урок мавтематики по программе "Школа 2000" по теме "Площадь прямоугольного треугольника", 4 класс.
Урок математики в 4 классе по теме "Площадь прямоугольного треугольника". Автор учебника Л. Г. Петерсон. Урок составлен с использованием деятельностного подхода при сообщении нового материала. Урок со...
Урок "Площадь прямоугольного треугольника"
Урок математики в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова". Тип урока-"открытие нового знания". Разнообразные технологии, методы и приемы обучения позволили добиться понимания материала учащимися....
Конспект урока "Площадь прямоугольного треугольника"
Цель: создание условий для овладения учащимися алгоритмом определения площади прямоугольного треугольника Задачи: повторить изученный матери...
урок "Площадь прямоугольного треугольника"
Материал содержит конспект урока и презентацию....
Технологическая карта урока математики по теме "Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников." 2 класс
Технологическая карта урока математики по теме "Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников." 2 класс...
Урок математики в 4-ом классе по учебнику Л.Г.Петерсон Тема: Площадь прямоугольного треугольника (урок № 32, открытие новых знаний).
познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»;вывести формулу площади прямоугольного треугольника;уметь находить площадь прямоугольного треугольника;закрепить вычислитель...