Урок "Площадь прямоугольного треугольника"
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Урок математики в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова". Тип урока-"открытие нового знания". Разнообразные технологии, методы и приемы обучения позволили добиться понимания материала учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ploshchad_treugolnika.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №9»
г.Энгельса Саратовской области
Комина Ольга Ивановна
Урок математики
Тема: «Нахождение площади прямоугольного треугольника» 4 класс
(Система Л.В.Занкова)
Цель:
- Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
- Построить алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника и сформировать первичное умение его применять.
- Закрепить алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника (общий случай) через выполнение заданий разных видов.
Этап урока | Сценарий урока | УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент. | слайд 2 - Современное высказывание гласит: «Математику изучить нельзя…». -Вы согласны с этим утверждением? Почему? - У этой фразы есть продолжение, которое вносит иной смысл. Это мы узнаем в конце урока. - Сегодня нам предстоит сделать важное открытие в области математики. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Слайд 3 - Разгадав ребус, вы вспомните, какую тему мы изучаем в настоящее время на уроках математики? (площадь). -Уверены ли вы в том, что знаете все о площади? -Для чего нужно уметь находить площадь? - Вы готовы к изучению следующей темы? - Каким способом вы будете изучать новую тему? 1)сначала надо понять, что мы не знаем; 2)затем самим построить новый способ действия. -Как определить, что вы не знаете?
-Итак, мы продолжим изучение площади и познакомимся с новой формулой для нахождения площади. | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (Р); -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | 2.1-На уроке мы отправимся в виртуальное путешествие. Угадайте, куда? 1. Крупнейшая арабская страна, расположенная на северо-востоке Африки. (Египет) 2.Почти всю территорию занимает пустыня с редкими оазисами (Сахара) 3.В этой стране расположено одно из 7 чудес света.(пирамиды Хеопса) 4. Здесь находится гора, на вершине которой по преданию Моисей получил 10 заповедей. ( гора Синай) 5. Берега страны омываются Средиземным и Красным морями, протекает крупная река Нил. 6.Столица государства–город Каир Слайд 4 - Четыре тысячи лет назад. Древний Египет. Египетский фараон разделил землю, дав каждому египтянину участок по жребию, и взимал налог с каждого участка. Случалось, что Нил заливал тот или иной участок, тогда пострадавший обращался к фараону, а фараон посылал землемеров, чтобы установить, насколько уменьшился участок, и соответствующим образом уменьшить налог. Так родилась наука -Геометрия - Кем же изначально были геометры? (Землемерами.) 2.2 - Каждой группе фараон даровал участок земли. Возьмите его. (Работа в группе) (Учитель дает каждой группе чистый лист для составления кластера с овалом в центре, где написано ПЛОЩАДЬ.) - Составим кластер. В центре записано ключевое слово. Вокруг напишите все, что в вашей группе знают о площади. (вывешиваются листки на доску)
Слайд5 2.3-На доске расположены именованные числа, которые надо расположить в порядке возрастания (м², дм², мм², см²,).-взаимопроверка - Что вы располагали в порядке возрастания? (единицы площади). О какой величине пойдет разговор на уроке? ( О площади фигур) 2.4. Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения. Слайд 6 - Посмотрите на доску. Для каждой фигуры запишите формулу нахождения ее площади. S = a · a S = a · b S = ? - В чем затруднение? (не знаем, как найти площадь треугольника) -Определим тему урока (Площадь треугольника). -Древние египтяне заметили, что любой участок земли можно разбить на треугольники. Значит, зная, как вычислять площадь треугольника, можно найти площадь любой фигуры. И египетские землемеры научились вычислять площадь треугольника. Давайте и мы найдем способ вычисления, представив себя древними египтянами. Слайд 7 -На какие группы по виду углов можно разделить треугольники, изображенные на доске? -Назовите номера прямоугольных треугольников (4,5,8) - Как можно найти прямой угол? (совместить угольник со сторонами, образующими прямой угол) - Так значит, о каком треугольнике пойдет сегодня речь? (о прямоугольном). | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К); - учёт разных мнений (К) |
3. Постановка учебной задачи | - Какие правила нахождения площади вы уже знаете? - Почему они не помогло вам? - Значит, какого правила нахождения площади мы не знаем? - Какую цель вы перед собой поставите? - Сформулируйте тему нашего урока? (учитель фиксирует на доске тему урока.) | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); -определение основной и второстепенной информации (П); -постановка и формулирование проблемы (П); -волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); -планирование, прогнозирование (Р) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - Вспомните, как вы выводили новые правила на предыдущих уроках и составьте план своих действий:
-Какие гипотезы вы можете выдвинуть? -Какая из них приведет к положительному результату? Исследование (работа в паре)-практическая работа -У вас на партах прямоугольники (8 и 11 см) Найдите их площадь. Что для этого надо сделать?(измерить его стороны и их перемножить). - Проведите диагональ. Разрежьте прямоугольник по диагонали. – Сколько фигур получилось? (2) – Что это за фигуры? (прямоугольные треугольники). – Что можно сказать про площади этих прямоугольных треугольников? (Они равны) – Докажите. Как это сделать? (Наложить треугольники друг на друга, чтобы совпали все вершины и стороны). – Какую часть составляет каждый треугольник от прямоугольника?(1/2 часть) – Можно ли сказать, что если прямоугольник разрезать по диагонали, то получим два равных по площади прямоугольных треугольника? (Да) – Чему равна площадь всего прямоугольника? S = a · b (8х11=88 кв.см) – А площадь одного прямоугольного треугольника? S = (a · b) : 2 =(88:2=44 кв.см) – Сформулируйте формулу нахождения площади прямоугольного треугольника с помощью математических терминов. (Проговаривание формулы учащимися «Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника, надо найти произведение длин сторон, образующих прямой угол и разделить полученную величину на 2») – Давайте проверим правильность наших выводов. -Какова же будет формула нахождения площади прямоугольного треугольника (а х в):2 Слайд 8 -Составьте алгоритм нахождения площади треугольника: 1.Измерить длину сторон, образующих прямой угол. 2. Перемножить их. 3. Разделить на 2 . -Сравните свои выводы с имеющимися в учебнике, прочитайте правило. ФИЗМИНУТКА 5..Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Выполнение № 30 (3) с комментированием у доски в громкой речи (30х20):2=300 кв.см=3 кв.дм -Сделайте вывод о нахождении площади прямоугольного треугольника | - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - познавательная инициатива (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - поиск необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - установление причинно-следственных связей (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К); -планирование, прогнозирование (Р); |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Выполнение № 30 (3) с комментированием у доски в громкой речи (30х20):2=300 кв.см=3 кв.дм -Сделайте вывод о нахождении площади прямоугольного треугольника | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - извлечение необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - выполнение действий по алгоритму(П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); -контроль, оценка, коррекция (Р); |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Слайд 9 -Найдите площадь прямоугольных треугольников: а) а=5см, в=15 см, S=? б) а=8см, в=14 мм, S=? в) а=2 дм, в=10 см, S=? Слайд 10 Эталон: (5+15):2=10 кв.см (80+14):2=47 кв.мм (20+10):2=15 кв.см -Сделайте вывод. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - извлечение из текстов упражнения необходимой информации (П); - подведение под понятие (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); -контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения (Р); -самоопределение (Л) |
7. Включение в систему знаний и повторение. | -Решите задачу №23 по учебнику В прямоугольнике проведена диагональ. Площадь одного из получившихся треугольников равна 25 кв.см. Найди площадь прямоугольника. 25х2=50 кв.см -Начерти прямоугольник, имеющий найденную площадь (5 и 10, 25х2, 50х1) -Все ли прямоугольники, имеющие такую же площадь, можно изобразить в тетради в натуральную величину? -Сделайте вывод. -Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой консультантами, назначаемыми учителем на данном этапе работы: - Каждая группа египтян имеет участок. На модели участка имеется разрез в форме прямоугольного треугольника, чтобы внутри него смогла уместиться вся ваша группа. -Найдите площадь всего участка, площадь вашего разреза, оставшуюся площадь. 1 вариант (квадрат) 7х7=49 кв.см –площадь квадрата (5х4):2=10 кв.см-площадь прямоугольного треугольника 49-10=39 кв.см-площадь оставшейся фигуры 2 вариант(прямоугольник) 10х5=50 кв.см-площадь прямоугольника (3х4):2=6 кв.см-площадь прямоугольного треугольника 50-6=44 кв.см-площадь оставшейся фигуры -Сделайте вывод. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - понимание задания, извлечение необходимой информации(П); - моделирование, преобразование модели (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - доказательство (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали? - Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения? - Какую цель перед собой поставили? - Каким способом действовали? - Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. - Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? -Давайте возвратимся к высказыванию, о котором говорили в начале урока. Полностью эта фраза звучит так: Слайд 11 «Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед». - Вы согласны с этим? (Да, на уроке мы делали все сами, а не только наблюдали). -А сейчас оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Разместите себя на лесенке успешности. Слайд 12 Лесенка успешности. - Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать? - Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? Слайд 13 Домашнее задание. (дифференциация обучения) 1.стр.16 № 30 (1), 38(1,2,3,4) -(обязательная часть) 2.Творческая часть « А как найти площадь непрямоугольного треугольника?» (надо провести из вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника, получаются два прямоугольных треугольника, площадь которых мы вычислить можем). | - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям( Л); -смыслообразование (Л). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Площадь прямоугольного треугольника.
Презентация к уроку с интерактивной доской....
Урок-презентация "Геометрия-правительница всех мыслительных изысканий. Площадь прямоугольного треугольника"
Содержание представленного урока-презентации разработано с основными положениями ФГОС начального общего образования, авторской программы Л.Г. Петерсон и ориентировано на работу по ...
Урок мавтематики по программе "Школа 2000" по теме "Площадь прямоугольного треугольника", 4 класс.
Урок математики в 4 классе по теме "Площадь прямоугольного треугольника". Автор учебника Л. Г. Петерсон. Урок составлен с использованием деятельностного подхода при сообщении нового материала. Урок со...
Урок математики "Площадь прямоугольного треугольника"
Материал содержит конспект урока математики "Площадь прямоугольного треугольника" для 4 класса, интерактивное объяснение для урока....
Конспект урока по математике в 4 классе. Тема: Площадь прямоугольного треугольника.
УМК "Школа 2100". Конспект урока по математике в 4 классе по учебнику Демидовой. Тема: Площадь прямоугольного треугольника. На уроке проводится работа с интерактивной доской TeamBoard...
Сценарий занятия «Деление окружности на равные части с помощью прямоугольных треугольников»
Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока, который можно использовать как на уроках математики, так и на занятиях трудового обучения в начальной школе. В статье наглядно показано,...
урок математики в 4 классе по теме "Площадь прямоугольного треугольника"
Урок математики в 4 классе по программе "Школа 2000". Урок построен по проблемно-диалогической технологии....