урок "Площадь прямоугольного треугольника"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Материал содержит конспект урока и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "Площадь прямоугольного треугольника" | 157.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Площадь прямоугольного треугольника».
Цели урока:Образовательная: Познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»; вывести формулу площади прямоугольного треугольника; уметь находить площадь прямоугольного треугольника; закрепить вычислительные навыки и умение решать задачи;
Развивающая: развитие логического мышления, внимания, познавательного интереса коммуникативных навыков.
Воспитательная: стимулирование познавательной активности, формирование установки на сотрудничество;
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Посмотрите на следующий слайд. ( Слайд 3)
-О чём мы сегодня на уроке будем вести разговор?
-А почему внутри треугольника стоит вопрос?
-Значит, у нас сегодня какой урок? ( урок открытия нового знания).
-Какую тему мы будем изучать?
-Как вы думаете, какая работа предстоит на уроке?
- Что для этого вы должны будете сделать?
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-С чего начнем урок? (С повторения)
-Что мы будем повторять? (То, что нам понадобится для изучения нового)
1.Повторим, какие бывают треугольники.
(Чтение стихотворения детьми(Слайд 4)
- Какие бывают треугольники по сторонам? (равносторонние, разносторонние, равнобедренные).
- Какие бывают треугольники по углам? (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные). (Слайд 4)
Повторим, какие бывают углы. (Слайд 5)
– Предлагаю вам встать и с помощью рук показать виды углов, молча отвечая на мои вопросы (Дети встают и по команде учителя показывают с помощью рук острые, тупые, прямые углы — разводят руки меньше 90 градусов, больше 90 градусов, ставят руки под прямым углом).
2. Повторим, как мы находим S прямоугольника.
(ответы детей)
(Слайд 9).
Эталон вывешивается на доску.
S =a•b
-Задание 2.
Выбери верные величины для измерения площади. (Слайд 10).
45 см 143кв. см
38 кв. дм 67 км
540 м 194 т
-Задание 3. (Слайд11 )
Вычислите площадь прямоугольников со сторонами: (работа в парах по вариантам).
48см и 5см 19см и 6см
Проверка задания. (Слайд 12)
- Итак, ребята, что мы сейчас повторили?
(Виды углов и треугольников, единицы измерения площади, формулу нахождения площади прямоугольника).
- Какое задание я вам сейчас предложу?
(Задание на пробное действие)
Каждому ученику в паре дается по одному прямоугольному треугольнику.
· Посмотрите на эти фигуры, что вы можете о них сказать?
(Дети отвечают: – это прямоугольные треугольники, они равные)
· Имеют ли треугольники площадь?
(Да, так как занимают какую-то поверхность на плоскости.)
· Найдите площадь прямоугольного треугольника? (Дети озадачены)
- Поднимите руку, кто не смог найти площадь.
Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу найти S прямоугольного треугольника).
3. Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, мы выявили причину затруднения, что вы будите делать дальше?
(Мы поставим перед собой цель)
- Узнать формулу нахождения S прямоугольного треугольника.
Сформулируйте тему урока.
- Нахождение S прямоугольного треугольника. (Слайд 13, 14)
-Давайте подумаем, как нам получить способ решения.
Какую формулу мы уже знаем? (S=a•b)
Используя эту формулу, попробуем вывести новую формулу
5. Реализация построенного проекта.
· А давайте, работая в парах, вы попробуете составить из двух треугольников какую-либо фигуру. (Слайд 15).
(Дети могут составить большой треугольник, четырехугольник, прямоугольник).
Посмотрите, какие фигуры могли у вас получиться. (Слайд 16)
– Площадь, какой фигуры мы можем находить? (площадь прямоугольника).
Теперь поработаем в группах, попробуйте составить алгоритм нахождения S прямоугольного треугольника.
- Представьте свои результаты. Объясните свои действия.
– Что вы заметили? (Слайд 17)
(Что прямоугольник состоит из двух одинаковых прямоугольных треугольников, значит площадь прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника).
– Так как треугольники равны, то площадь каждого из них равна половине площади прямоугольника.
– Сравним результат каждой группы с эталоном. (Слайд 18)
- Вы всё сделали правильно?
Дети говорят, что:
1. Прямоугольный треугольник надо достроить до прямоугольника.
2. Найти площадь прямоугольника и разделить её на 2.
Запишите формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. (Слайд 19)
– Давайте вернемся к алгоритму, который мы составили, скажите, какого вопроса не хватало в начале алгоритма.
-Треугольник прямоугольный? (Слайд 20)
Но мы с вами не всё новое ещё изучили.
Чтобы сформулировать формулу площади прямоугольного треугольника с помощью слов, а не математических символов, необходимо познакомиться с названиями сторон прямоугольного треугольника. Учитель зачитывает детям стихотворения, а они подписывают названия соответствующих сторон у фигуры, начерченной на листочке заданий.
1. Гипотенуза я, особый элемент,
Длинней меня сторон здесь просто нет.
Меня найти не трудно, право слово,
Лежу напротив я угла прямого.
2. Мы два брата-стороны,
Катетами названы.
Болтаем мы о том, о сем,
Сходясь в вершине не углу прямом/
Задание 4.
Дети подписывают катеты и гипотенузу на чертежах в листочках и выполняют задание №3 стр.94 (Слайд 21)
Сформулируйте формулу площади прямоугольного треугольника, используя новую терминологию
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Можно ли сказать, что вы уже всё сделали на уроке?
- Какую цель мы ещё ставили? (Научиться применять изученную формулу и решать задачи на нахождение S прямоугольного треугольника).
- Что для этого нужно сделать?
(Потренироваться в использовании нового алгоритма).
-Итак, пользуясь полученным правилом, решите задачу, которая вызвала затруднение. Выложите перед собой свои вырезанные прямоугольные треугольники и вычислите их площадь. (Слайд 23)
-Давайте составим план наших действий. Какой будет 1-й шаг? (Измерить катеты)
2-й шаг? (По формуле найти S… )
-Это всё или что-то надо сделать в конце?
Проверка: (Слайд 24)
a=5 см; b=4см.
S=(a•b):2
S= (5•4):2=10(кв.см)
Задание 5.
Найти S прямоугольных треугольников. (Работа по вариантам в парах). (Слайд 25)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание 6.
Найди самостоятельно площадь прямоугольного треугольника. (Слайд 26)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Попробуем потренироваться при решении более сложных заданий. С. 95 №7.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Слайд 27)
Домашнее задание: с.95 № 9,палетка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Площадь прямоугольного треугольника.
Презентация к уроку с интерактивной доской....
Урок-презентация "Геометрия-правительница всех мыслительных изысканий. Площадь прямоугольного треугольника"
Содержание представленного урока-презентации разработано с основными положениями ФГОС начального общего образования, авторской программы Л.Г. Петерсон и ориентировано на работу по ...
Урок мавтематики по программе "Школа 2000" по теме "Площадь прямоугольного треугольника", 4 класс.
Урок математики в 4 классе по теме "Площадь прямоугольного треугольника". Автор учебника Л. Г. Петерсон. Урок составлен с использованием деятельностного подхода при сообщении нового материала. Урок со...
Урок математики "Площадь прямоугольного треугольника"
Материал содержит конспект урока математики "Площадь прямоугольного треугольника" для 4 класса, интерактивное объяснение для урока....
Конспект урока по математике в 4 классе. Тема: Площадь прямоугольного треугольника.
УМК "Школа 2100". Конспект урока по математике в 4 классе по учебнику Демидовой. Тема: Площадь прямоугольного треугольника. На уроке проводится работа с интерактивной доской TeamBoard...
Сценарий занятия «Деление окружности на равные части с помощью прямоугольных треугольников»
Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока, который можно использовать как на уроках математики, так и на занятиях трудового обучения в начальной школе. В статье наглядно показано,...
урок математики в 4 классе по теме "Площадь прямоугольного треугольника"
Урок математики в 4 классе по программе "Школа 2000". Урок построен по проблемно-диалогической технологии....