"Что такое задача". (сценарий урока)
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Урок "открытия новых знаний" по системе Занкова Л.В., ФГОС. На уроке формируется умение устанавливать различия между задачей и математическим
рассказом; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости. Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkoe_opisanie.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе «Что такое задача».
(Система Л.В.Занкова, ФГОС).
Васильева Людмила Николаевна,
Васильева Людмила Николаевна,
учитель начальных классов,
МОУ Лицея №15, г. Саратова.
МОУ Лицея №15, г. Саратова. учитель начальных к МОУ Лицея №15, г. Саратова.
Автор учебника: И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Тема урока: «Что такое задача».
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Задачи урока:
Предметные
- формировать умение устанавливать различия между задачей и математическим рассказом;
- составлять числовые выражения на увеличение/уменьшение чисел.
Личностные
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные
Регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные
Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные:
Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.
Логические: формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Методы обучения: проблемный, поисковый, исследовательский.
Вид деятельности: продуктивная деятельность.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебник, мультимедийный проектор, презентация, карточки трёх видов.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности
Организационный момент (2 мин)
Цель: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
На доске пословица: «Век живи – век учись».
- Как понимаете эту пословицу?
-Значит, чему будет посвящён урок? (открытию новых знаний).
- А чтобы узнать о чём пойдёт речь, вам придётся найти значение этих выражений.
4+2=д 8-6=ч 4+5=з
3-3=а 5-1=а 3+4=а
(ответы записаны на перевёрнутых листочках, с обратной стороны которых записаны буквы.
- Расположите ответы в порядке убывания (9,7,6,4,2,0). Переверните карточки. Что получилось? (Задача).
-Что такое задача хотите узнать? (да)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (10 мин)
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Перед вами 4 истории:
1. Сколько морковок было у зайчика?
2. Зайчик уронил 1 морковку.
3. Зайчик уронил 1 морковку. У него осталась ещё 5. Всего у него было 6 морковок.
4. Зайчик уронил 1 морковку. У него осталась ещё 5. Сколько морковок было у зайчика сначала?
- Какая история будет являться задачей? (разные ответы детей).
- Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем?
( Не знаем что такое задача).
3. Выявление места и причины затруднения.
(Постановка учебной задачи). (2 мин)
Цель: Осознание того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений, способностей учащихся; постановка цели урока.
- В каком месте возникло затруднение? (при выборе задачи).
- Почему возникло затруднение? (не знаем, что такое задача).
- Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит. Чем отличается от обычной истории).
- Сформулируйте тему урока? ( «Что такое задача»).
4. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)
Цель: выбор способа и средств его реализации.
Наметим план действий:
- Сами попробуем узнать, что такое задача. Выскажем свои предположения.
- Сопоставим свои предположения с учебником или спросим у учителя.
- Устраним затруднения.
- Применим новые знания.
- Что нам поможет? (Свой опыт, учебник, учитель).
- Предположите, что такое задача?
- Где мы можем уточнить? (обратимся к словарю).
(В толковом словаре С.И.Ожегова задача – это «то, что требует решения»). Для того чтобы дать ответ, что должно быть в задаче? (вопрос).
Вывод 1: В задаче должен быть вопрос.
5. Реализация построенного проекта. (8 мин)
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.
– Прочитайте следующую запись. (Чего больше яблок или вишен?)
Это задача? (Нет).
- Почему? Ведь это вопрос? (Нам ничего не известно.
-Значит в задаче должно быть то, что известно, т.е. условие.
Вывод 2. В задаче должен быть вопрос и условие.
- Прочитайте следующую запись. (В вазе 5 яблок и 4 груши. На сколько вишен больше, чем бананов?)
- Это задача? (нет). – Почему? Есть и условие и вопрос? (Они не связаны по смыслу).
Вывод: условие и вопрос в задаче связаны по смыслу.
Физминутка
Вернёмся к нашим историям и попробуем снова.
-Какая же история является задачей? (4-ая). - Почему?
Вывод 3: В любой задаче есть вопрос и условие, которые связаны по смыслу.
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (решить её)
- А чтобы решить, надо её проанализировать, понять. А поможет рисунок. Составим выражение. Запишем его. Назовём ответ.
6. Первичное закрепление. (7 мин)
Цель: усвоение учащимися нового способа действия.
С.34 № 84.
-Составь математический рассказ по первым трём рисункам.
(«В кормушке было 5 воробьёв. К ним прилетели ещё 3 воробья. Теперь в кормушке 8 воробьёв»).
- А по второй серии картинок? (В кормушке было 5 снегирей. Потом прилетели ещё 3 снегиря. Сколько снегирей стало?»).
_ Чем отличаются тексты? (разные птицы и последним предложением).
- Какой же текст является задачей? (второй) Докажите. (Условие и вопрос связаны по смыслу).
Решим её. 5+3=8(с).
Ответ: 8 снегирей.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин)
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.
Самостоятельно № 84 (2) Составляют задачу по рисунку. Записывают решение.
Самопроверка по эталону.
«Было 3 снеговика. Один растаял. Сколько снеговиков осталось?
3-1=2 (с.)
Ответ: 2 снеговика.
8. Включение в систему знаний и повторения. (3 мин)
Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Работа в парах. № 87. Логическая задача. Проверка.
(Задание на запись выражений и нахождение их значений).
- У меня в руке три конверта. Вы вправе сами выбрать задание. Красный – сложнее, жёлтый – легче, а зелёный – работаю пока с учителем и классом.
Класс № 86 на доске с учеником и учителем, остальные решают самостоятельно, затем самопроверка.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (3 мин)
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
Расскажите по схеме чему научились на уроке.
-Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Я бы хотел…
- Новые знания мне пригодятся…
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что такое задача" (презентация к уроку)
Презентация к уроку по матеметике....
Что такое задача(открытый урок)
Предаставлен урок по сисеме Планета знаний, 1 класс, математика. Был проведён в 2011-2012 учебном году врамках недели открытых уроков....
Конспект урока математики "Что такое задача?"
Данный конспект урока составлен по УМК "Планета знаний" Урок первичного предъявления новых знаний. В основе урока лежат словесные, наглядные методы обучения. Фронтальная форма работы чередуется с рабо...
Урок по математике "Что такое задача?"
Урок по теме "Что такое задача?" проводится в 1 классе.Материалы урока помогают учащимся раскрыть заданную тему....
Что такое задача. Знакомство с задачей
Урок математики...
«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» (сценарий праздника)
«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» (сценарий праздника)...
Конспект урока по математике "Что такое задача".
Конспект урока по математике "Что такое задача"....