"Что такое задача". (сценарий урока)
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Урок "открытия новых знаний" по системе Занкова Л.В.,  ФГОС. На уроке формируется   умение устанавливать различия между задачей и математическим

рассказом; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkoe_opisanie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе «Что такое задача».

(Система Л.В.Занкова, ФГОС).

                        Васильева Людмила Николаевна,

                                                                                                  Васильева Людмила Николаевна,

                                                                                                  учитель начальных классов,

                                                                                                 МОУ Лицея №15, г. Саратова.

                                МОУ Лицея №15, г. Саратова.                        учитель начальных к                        МОУ Лицея №15, г. Саратова.

Автор учебника: И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Тема урока: «Что такое задача».

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи урока:

Предметные

  1. формировать  умение устанавливать различия между задачей и математическим рассказом;
  2. составлять числовые выражения на увеличение/уменьшение чисел.

 Личностные

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные

Регулятивные: формировать умение  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные

Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на  уроке.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.

Логические:  формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков,  формулировать  проблему; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Методы обучения: проблемный, поисковый, исследовательский.

Вид деятельности: продуктивная деятельность.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: учебник, мультимедийный проектор, презентация, карточки трёх видов.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности

Организационный момент (2 мин)

Цель: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Начинается урок.  

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давайте

 И на уроке не зевайте.

На доске пословица: «Век живи – век учись».

- Как понимаете эту пословицу?

-Значит, чему будет посвящён урок? (открытию новых знаний).

- А чтобы узнать о чём пойдёт речь, вам придётся найти значение этих выражений.

4+2=д                       8-6=ч         4+5=з

3-3=а               5-1=а          3+4=а

 (ответы записаны на перевёрнутых листочках, с обратной стороны которых записаны буквы.

- Расположите ответы в порядке убывания (9,7,6,4,2,0). Переверните карточки. Что получилось? (Задача).

-Что такое задача хотите узнать? (да)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (10 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Перед вами 4 истории:

1. Сколько морковок было у зайчика?

2. Зайчик уронил 1 морковку.

3. Зайчик уронил 1 морковку. У него осталась ещё 5. Всего у него было 6 морковок.

4. Зайчик уронил 1 морковку. У него осталась ещё 5. Сколько морковок было у зайчика сначала?

- Какая история будет являться задачей? (разные ответы детей).

- Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем?

( Не знаем что такое задача).

3. Выявление места и причины затруднения.

(Постановка учебной задачи). (2 мин)

Цель: Осознание того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений, способностей учащихся; постановка цели урока.

- В каком месте возникло затруднение? (при выборе задачи).

- Почему возникло затруднение? (не знаем, что такое задача).

- Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит. Чем отличается от обычной истории).

-  Сформулируйте тему урока? ( «Что такое задача»).

  4. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

Цель: выбор способа и средств его реализации.

Наметим план действий:

- Сами попробуем узнать, что такое задача. Выскажем свои предположения.

- Сопоставим свои предположения с учебником или спросим у учителя.

- Устраним затруднения.

- Применим новые знания.

- Что нам поможет? (Свой опыт, учебник, учитель).

- Предположите, что такое задача?

- Где мы можем уточнить? (обратимся к  словарю).

(В толковом словаре С.И.Ожегова задача – это «то, что требует решения»).  Для того чтобы дать ответ, что должно быть в задаче? (вопрос).

Вывод 1: В задаче должен быть вопрос.

5. Реализация построенного проекта. (8 мин)

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

– Прочитайте следующую запись. (Чего больше яблок или вишен?)

Это задача? (Нет).

- Почему? Ведь это вопрос? (Нам ничего не известно.

-Значит в задаче должно быть то, что известно, т.е. условие.

Вывод 2. В задаче должен быть вопрос и условие.

- Прочитайте следующую запись. (В вазе 5 яблок и 4 груши. На сколько вишен больше, чем бананов?)

- Это задача? (нет). – Почему? Есть и условие и вопрос? (Они не связаны по смыслу).

Вывод: условие и вопрос в задаче связаны по смыслу. 

Физминутка 

Вернёмся к нашим историям и попробуем снова.

-Какая же история является задачей? (4-ая). - Почему?

Вывод 3: В любой задаче есть  вопрос и условие, которые связаны по смыслу.

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (решить её)

- А чтобы решить, надо её проанализировать, понять. А поможет рисунок. Составим выражение. Запишем его. Назовём ответ.

6. Первичное закрепление. (7 мин)

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

С.34 № 84.

-Составь математический рассказ по первым трём  рисункам.

(«В кормушке было 5 воробьёв. К ним прилетели ещё 3 воробья. Теперь в кормушке 8 воробьёв»).

- А по второй серии картинок? (В кормушке было 5 снегирей. Потом прилетели ещё 3 снегиря. Сколько снегирей стало?»).

_ Чем отличаются тексты? (разные птицы и последним предложением).

- Какой же текст является задачей? (второй) Докажите. (Условие и вопрос связаны по смыслу).

Решим её. 5+3=8(с).

Ответ: 8 снегирей.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7  мин)

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

Самостоятельно № 84 (2) Составляют задачу по рисунку. Записывают решение.

Самопроверка по эталону.

«Было 3 снеговика. Один растаял. Сколько снеговиков осталось?

3-1=2 (с.)

Ответ: 2 снеговика.

8. Включение в систему знаний и повторения. (3 мин)

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Работа в парах. № 87. Логическая задача. Проверка.

(Задание на запись выражений и нахождение их значений).

- У меня в руке три конверта. Вы вправе сами выбрать задание. Красный – сложнее, жёлтый – легче, а зелёный – работаю пока с учителем и классом.  

Класс № 86 на доске с учеником и учителем, остальные решают самостоятельно, затем самопроверка.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (3 мин)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

Расскажите по схеме чему научились на уроке.

-Я узнал…

- Я научился…

- Мне понравилось…

- Я бы хотел…

- Новые знания мне пригодятся…

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое задача" (презентация к уроку)

Презентация к уроку по матеметике....

Что такое задача(открытый урок)

Предаставлен урок по сисеме Планета знаний, 1 класс, математика. Был проведён в 2011-2012 учебном году  врамках недели открытых уроков....

Конспект урока математики "Что такое задача?"

Данный конспект урока составлен по УМК "Планета знаний" Урок первичного предъявления новых знаний. В основе урока лежат словесные, наглядные методы обучения. Фронтальная форма работы чередуется с рабо...

Урок по математике "Что такое задача?"

Урок по теме "Что такое задача?" проводится в 1 классе.Материалы урока помогают учащимся раскрыть заданную тему....

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» (сценарий праздника)

«ЧТО  ТАКОЕ  ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ  ПЛОХО»    (сценарий праздника)...

Конспект урока по математике "Что такое задача".

Конспект урока по математике "Что такое задача"....