Виды четырёхугольников.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Урок наглядной геометрии - 3 класс. Нак данном уроке дети повторяют свойства прямоугольника и квадрата, и на их основе знакомятся с ромбом, параллелограммом, трапецией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_naglyadnaya_geometriya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды четырёхугольников.
Цели: - расширить знания детей о видах четырёхугольников, противоположные стороны которых равны и параллельны;
- тренировать практические навыки построения геометрических фигур;
- закрепить имеющиеся знания, умения и навыки детей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Начертить в тетради горизонтальную прямую. Отметить синим карандашом точку, не лежащую на этой прямой. Провести через неё прямую, параллельную данной.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Театрализованная сказка «Родственники»
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид.
Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась:
– Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны все мои равны, углы прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные мои стороны так и сольются и углы один с другим совпадут. Если перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравнятся. Захочу перегнуться по любой прямой, идущей с угла на угол, тогда и соседние стороны сольются. Красивее меня нет фигуры на свете! И вы не удивляйтесь, если увидите меня то большим, то маленьким: я по размеру сторон могу и у нас имеется общее название, – отвечает прямоугольник. Стали они искать и обнаружили эти признаки – свойства.
- Какие признаки - сходства у квадрата и прямоугольника? Какое общее название этих фигур? - Четыре стороны, четыре угла - четырехугольники.
Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга, Стали они теперь быть всяким. Только красота моей фигуры от этого не изменится. – Как же зовут тебя, брат? – спрашивали все встречные.
– А зовут меня просто! ( дети называют фигуру – квадрат)
Ходил Квадрат по свету и стало тяготить его одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в дружной и хорошей компании не приходится. А уж, какое веселье одному! Весело бывает только вместе с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников.
– Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, – думал Квадрат, – ведь он на меня должен быть чем-то похож. Однажды он встречает на пути вот такую фигуру.
Стал квадрат к ней присматриваться. Что-то знакомое, родное обнаруживал он в этой фигуре. И спросил он тогда: как зовут тебя, приятель?
– Называют меня… (дети называют фигуру – прямоугольник)
– А мы не родственники с тобой? – продолжал спрашивать квадрат.
– Я бы тоже был рад узнать об этом. Правда, по размерам и по соотношению моих смежных сторон я могу быть разным. Но если у нас найдутся общие неизменные признаки, значит, мы с тобой из одного рода вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.
- Ребята, а как вы думаете, найдутся ли ещё родственники у прямоугольника и квадрата? Сейчас мы это выясним.
2. Изучение нового материала. (У каждого ученика на парте лист с изображёнными ромбом, параллелограммом и трапецией).
а) Измерьте стороны первой фигуры, определите, какие у неё углы.
Дети с помощью линейки выполняют задание.
- Что вы можете сказать об этой фигуре? (ответы детей)
Все услыхали шум и гам.
В чём дело? Что случилось?
Прямоугольник раздавили там,
Он зваться стал – параллелограмм.
- Сейчас мы построим с вами эту фигуру в тетрадях.
Алгоритм построения параллелограмма:
1. Начерти две пересекающиеся прямые.
2. Поставь ножку циркуля в точку их пересечения и произвольным радиусом сделай засечки на одной прямой.
3. Измени радиус и сделай то же на другой прямой.
4. Соедини четыре получившиеся точки. - Это параллелограмм.
Вывод: У параллелограмма противоположные стороны равны и параллельны, четыре угла: два тупых и два острых.
- Есть ли сходство у параллелограмма с прямоугольником и квадратом? - Можно ли назвать их родственниками? (ответы детей)
б) Аналогичная работа проводится со второй фигурой. Дети с помощью линейки выполняют задание. Делают вывод, что у фигуры четыре стороны и все они равны.
- Можно ли назвать эту фигуру квадратом?
- Нет, так как у неё 2 угла - острые, 2 - тупые.
Вывод: Параллелограмм, у которого все стороны равны, 2 угла острых и 2 тупых - называют ромбом.
- Есть ли сходство у ромба с уже известными нам фигурами? (ответы детей) - Можем ли мы ромб назвать четырёхугольником?
в) Аналогичная работа проводится с третьей фигурой.
От треугольника вершину,
Отрезав ножницами, вмиг,
Увидим новую картину,
На тонущий похожа бриг.
Не Атлантида, не Венеция,
Явилась нам - трапеция.
Вывод: У трапеции четыре стороны, две из которых параллельны и четыре угла: 2 тупых и 2 острых. Это четырёхугольник.
- Ребята, мы познакомились сегодня с новыми фигурами: параллелограммом, ромбом и трапецией. Можем ли мы сказать, что они являются родственниками квадрата и прямоугольника? Почему?
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление изученного.
На каждой парте лежит лист с изображёнными геометрическими фигурами. Выпишите из них номера: а) параллелограммов; б) ромбов; в) трапеций; г) лишних фигур.
1
2
1
4
1
11
8
5
3
7
6
10
9
12
6
13
VI. Повторение.
а) графический диктант (изображение оленя);
б) изобразите в тетради острый угол АСВ;
в) Найди периметр пятиугольника, у которого все стороны равны 8 см.
VII. Подведение итогов урока.
- Какие виды четырёхугольников рассмотрели на уроке? Охарактеризуйте их.
VIII. Домашнее задание. Начертить трапецию и ромб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Четырёхугольники 4 класс
Технологическая карта урока по теме: "Четырёхугольники" 4 класс УМК "Планета знаний"...
Многоугольники и четырёхугольники
Технологическая карта урока математики с прописанными УУД, формируемыми на каждом этапе урока. УМК "ПНШ"....
Технологическая карта урока по теме " Периметр четырёхугольника"
Технологическая карта урока по теме "Периметр четырёхугольника"...
Урок математики в 1-м классе. Тема: «Многоугольники и четырёхугольники»
Знакомство с геометрическими фигурами по программе "Перспективная начальная школа"....
Конспект + презентация урока математики по теме: "Многоугольники и четырёхугольники" 1 класс, ПНШ.
Цель деятельности учителя: формирование способности учащихся к новому способу действия: нахождению и распознаванию многоугольников и четырехугольников, сравнению геометрических фигур...
Технологическая карта урока "Четырёхугольники" (4 класс)
Технологическая карта по математике для 4 класса (УМК "Планета знаний")...
Технологическая карта урока математики с использованием ИКТ - технологии обучения по теме «Четырёхугольники. Квадрат. Черчение квадрата по заданным вершинам» (2класс)
Пояснительная записка Технологическая карта урока математики с использованием информационно – коммуникативных технологий с элементами здоровьесбер...