Урок по математике (система Занкова, 1 класс) "Способы решения уравнений"
методическая разработка (математика, 1 класс) по теме
На уроке прослеживается деятельностный метод. Чётко прослеживаются этапы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_resheniya_uravneniy.rar | 70.64 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по предмету
«Математика»
(система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Информация об авторе:
Ф.И.О. | Шатохина Ирина Вячеславовна |
Место работы | МОУ «СОШ №1» г. Новоузенска Саратовской области |
Должность | учитель начальных классов |
Категория | высшая |
Звания | Почётный работник общего образования РФ |
Педстаж | 35года |
Педстаж работы по системе Л.В.Занкова | 18 лет |
Домашний адрес | г.Новоузенск, микрорайон 2, дом 7, кв. 73 |
Телефон | 8-960-348-44-26(сот), 2 – 92 – 70 (дом.) |
schiw19@yandex.ru |
План – конспект урока по предмету
«Математика»
(система развивающего обучения Л.В. Занкова)
1 класс. 29 апреля 2009 -2010 уч. год
Тема: Способы решения уравнений. Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: - обучение новому способу решения уравнений на основе
взаимосвязи действий сложения и вычитания;
Задачи: - учить самостоятельно составлять и решать уравнения различными способами;
-формировать метапредметные познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- развивать умение анализировать, сравнивать, логически рассуждать,
обобщать;
- воспитывать интерес к изучению математики;
Методы: технология деятельностного метода
Оборудование:
- компьютер: слайды основных этапов урока
- опорные листы: пословицы, математические законы и правила;
- математическая игра «Тетрамино»
- карточки с уравнениями
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1 этап – самоопределение к деятельности: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделение содержательной области («могу») | Слайд 1. Народная мудрость гласит: «Математику учить – ум точить» Как понимаете эти слова? Слайд 2. Какая буква следующая? О, Д, Т, Ч,….. Почему? Слайд 3.Догадайся, как получены слова в правом столбике. Получи таким же способом другие слова: Весточка 10 – 7 веточка Седло 7 – 4 село Ветер 8 – 5 ….. Кум 12 – 11….. Полюс 9 – 7 …… Улица 10 – 9 …… Слайд 4. Найди закономерность. 3 4 5 6 7 6 7 8 ? ? Слайд 5. Какая закономерность здесь? 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Слайд 6. Найди натуральный ряд чисел. Объясни свой выбор. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9….. 1 2 3 5 4 6 7 8 9… 1 2 3 4 5 6 7 8 9 …. Геометрическая минутка: математическая игра «Тетрамино» (учебник « Математика» И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина 1 класс, часть 2, с. 81) | - Ответы детей: учиться думать, быстро считать, проявлять смекалку математическую - следующая буква «п» - (здесь записаны названия чисел; один, два, три, четыре, пять, шесть…) - 10 – 7 =3 (убираем третью букву), получилось слово «веточка» 7 – 4 = 3 (слово: «село») 8 – 5 = (слово: «веер») 12 – 11 = 1(слово: «ум») 9 – 7 = 2(слово: «плюс») 10 – 9 = 1(слово: «лица») - к каждому числу первого ряда +3 и получаем число второго ряда; следующие числа – 9, 10, … - к каждому числу первого ряда +0 и получаем число второго ряда; мы знаем правило: а + 0 = а - в 1ряду не обозначена бесконечность натур. ряда; - во 2 ряду – число 0 не является натур. числом; - в 3 ряду числа расположены не по порядку - четвёртый ряд – натуральный ряд чисел; 2 ученика у доски выкладывают детали «тетрамино» | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений.
|
2 этап – актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (воспроизведены ЗУНы, необходимые для построения нового способа действий, актуализированы соответствующие мыслительные операции, внимание, память, предложено задание, требующее нового способа действий | Прочитайте пословицу: «Кабы всё знал, так не учился» Как понимаете смысл? Уточним, какие математические законы и правила уже выучили? (опорные листы на доске) (см. приложение 1) Пословица гласит: « Умение – всегда найдёт применение» Как понимаете эти слова? На предыдущих двух уроках мы познакомились с уравнениями и учились применять математические правила для решения уравнений. - Уточним: что такое уравнение? Слайд 7. Расскажите о способах решения уравнений Предлагаю 3 уравнения: (устное объяснение) А вот это уравнение как решить? X + 35 = 76 – ПРОБЛЕМА! Народная мудрость подсказывает: «Не торопись отвечать – торопись думать» | Ответы детей: много узнали, но хотим знать ещё больше: для этого будем учиться; Учащиеся перечисляют математические правила. - мы много знаем и умеем применять эти знания -равенство, в котором есть неизвестное число; - 10 + у = 11 - способом подбора числа - 2 + x = 7 – с помощью натурального ряда чисел - Z + 3 = 6 – способом сравнения с равенством из таблицы сложения | Познавательные: общеучебные – поиск и выделение информации, логические – формулирование проблемы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
3 этап - постановка учебной задачи (определение места затруднения, фиксирование причины затруднения – почему оно возникло, формулировка цели урока) | Почему у нас возникла проблема при решении данного уравнения? Давайте вместе думать, как нам быть. Народная мудрость утверждает: «Крепкий орешек - сразу не раскусишь» Если известные нам способы решения уравнений не подходят, может попробовать вместе сформулировать новое правило? Значит, цель нашей работы: найти другой способ решения уравнений и научиться применять его! | - мы не можем решить это уравнение, используя знакомые нам способы решения уравнений | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: постановка вопросов, общеучебные -формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задания. |
4 этап – построение проекта выхода из затруднения (на основе имеющихся знаний выбираем метод решения учебной задачи, преодолеваем возникшее затруднение с помощью нового способа действия) | Ищем выход из проблемы: каким способом можно решить уравнение - Х + 35 = 76? Как же быть? Давайте вспомним название чисел при сложении: Как называется неизвестное число? Как же найти первое слагаемое, если известно второе и значение суммы? Проверим своё предположение: учебник «Математика» с.90 (на доске фиксирую опорный лист с данным правилом и алгоритм записи решения уравнения при помощи действия вычитания) (см. приложение 2) Народная пословица напоминает нам, что пора отдохнуть: «Умел дело делать, умей и позабавиться» Физминутка «Танец маленьких утят» | - слагаемое, слагаемое, значение суммы; - первое слагаемое - наверно, из суммы надо вычесть известное второе слагаемое - находят значение неизвестного числа и выполняют упражнения: (см. приложение 3) | Познавательные: действия постановки и решения проблемы – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. |
5 этап – первичное закрепление во внешней речи (задания на новый способ действия выполняем с комментированием во внешней речи) | Решаем «проблемное» уравнение, фиксирую на доске алгоритм записи. Работа по учебнику: с.90 № 224 Параллельно группа учеников выполняет индивидуальное задание по карточкам | -дети хором комментируют хором новый способ решения при помощи действия вычитания; - дети «цепочкой» с комментируют, выполняют запись в тетрадях; | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные – моделирование, логические – построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
6 этап – самостоятельная работа с самопроверкой (самостоятельно выполняем задание небольшого объёма на новый способ действия, работа проверяется по образцу, с выявлением причин ошибок, создаётся ситуация успеха) | Самостоятельное решение уравнения: 4 + k = 8 (на доске опорный лист с алгоритмом записи решения уравнения)
Почему нам удалось справиться с заданиями успешно? Молодцы! Попробуем составить уравнение, если известно значение неизвестного числа X = 5 Справились! Очень хорошо! В народе говорят: «Ученику – удача, учителю – радость» | -самопроверка по образцу Все учащиеся заканчивают работу. - нашли новый способ решения уравнений и применили его; - дети записывают на доске возможные варианты уравнений: X + 4 =9 6 + z = 11 3 + у = 8 а + 7 = 12 | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: логические – выдвижение гипотез и их обоснование, общеучебные – умение структурировать знания |
7 этап – включение в систему знаний и повторение (учащиеся решали задание на включение нового знания в систему знаний, на подготовку к изучению следующих тем) | Слайд 8 Выпиши и реши уравнения при помощи действия вычитания. Слайд 9. Проверь себя. Справились? Почему? Пословица подтверждает: «Где ум – там и толк!» А как же решить вот это уравнение? 9 – у = 15? Будем учиться на следующем уроке! | - дети самостоятельно выполняют задание - Да! - Мы думали! - задумываются; | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение |
8 этап – рефлексия деятельности (итог урока) соотнесли цель и результаты деятельности на уроке, проговорили способ «открытия» нового знания; проанализировали и оценили деятельность всего класса и свою работу на уроке; намечены цели дальнейшей деятельности | - Какую цель поставили на уроке? (научиться решать уравнения новым способом) - Мы достигли цели? - Затруднение было? Кто помог преодолеть его? - Какое правило выучили? знаю - Оцениваем себя: умею Я могу хочу
Фиксирую: Мы молодцы? (показываю знак ?, затем точку и восклицательный знак !) Слайд 10. Благодарю детей, вручаю медаль «пифагорчика» | - научиться решать уравнения новым способом; - да, научились решать уравнения новым способом - друг друга называют - нахождение неизвестного слагаемого при помощи действия вычитания; - ученики высказывают своё мнение - дети с соответствующей интонацией произносят: Мы молодцы? Мы молодцы. Мы молодцы! | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: высказываться в устной форме. Личностные: сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке, проявлять интерес к новому учебному материалу. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Математические законы и правила:
- построение натурального ряда чисел:
каждое следующее число натурального ряда больше предыдущего на 1;
натуральный ряд чисел начинается с числа 1.
-компоненты действия сложения: слагаемое, слагаемое, сумма, значение суммы
- компоненты действия вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности
- переместительное свойство сложения: а+в=с в+а=с
- равенства, неравенства
- если одно слагаемое равно 0, значение суммы равно другому слагаемому: а+0=а 0+а=а
- таблица сложения в пределах 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Алгоритм записи решения уравнения при помощи действия вычитания
Правило: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из значения суммы вычесть известное слагаемое.
Х + 5 = 7
Х = 7 – 5
Х = 2
2 + 5 = 7
7 = 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Физминутка: реши уравнения и выполни упражнения
8 + У =10 Х + 2 = 7
У =? - выполни приседания Х = ? – выполни прыжки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике 2 класс по системе Занкова по теме "Корень уравнения"
Урок математики 2 класса "Корень уравнения" по системе Занкова разработан в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения...
Урок математики на тему "Составление и решение уравнений более сложной структуры" 4 класс
Составление и решение уравнений сложной структуры, закрепление полученных знаний используя разноуровневые задания. Продолжить развитие навыков работы, развивать интеллектуальные...
Конспект урока по математике на тему:"Закрепление изученного. Решение задач и уравнений". (3 класс, программа "Школа России").
Открытый урок по математике на тему " Закрепление изученного. Решение задач и уравнений" (3 класс, программа "Школа России". Автор: Пономаренко Л.Н. Описание: данный материал предназначен для учителей...
Урок математики 2 класс по теме "Решение уравнений"
Урок математики во 2 классе по теме "Решение уравнений способом подбора". Школа России....
Открытый урок по математике. Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. Решение сложных уравнений.
детей с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.Совершенствовать навыки уч-ся складывать и вычитать многозначные числа....
Технологическая карта урока по математике 3 класс на тему: "Решение уравнений.Закрепление"
Технологическая карта урока по математике 3 класс на тему: "Решение уравнений.Закрепление"...
Технологическая карта урока математики 1 класс на тему «Решение уравнений»
Тип урока: рефлексия. Цель урока: Закрепление знаний на решение уравнений с неизвестным вычитаемым, с неизвестным слагаемым применяя подходящие правила.Задачи урока Дидактические:Формировать...