Применение компьютерных технологий при изучении величин и действий с ними на уроках математики в начальных классах
методическая разработка по математике по теме
Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в развитии младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности. Однако, результаты обучения показывают, что дети недостаточно усваивают материал, связанный с величинами. Это может быть связано сорганизацией изучения данной темы. При этом широкие возможности создаются при использовании цифровых технологий.
В данной методической разработке представлены:
1) разработки фрагментов уроков изучения нового материала с применением ИКТ по темам «Величины и действия с ними»;
2) тестовый материал, дидактические игры, которые можно применять как в индивидуальной, так и групповой работе с детьми, при закреплении полученных знаний и умений, для контроля изученного материала;
3) презентаций, содержащие исторический материал, по теме «Величины»; тематические презентаций «Величины в природе», «Величины в искусстве».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Тема: Применение компьютерных технологий
при изучении величин и действий с ними
на уроках математики в начальных классах
Автор: Правшина Любовь Алексеевна,
учитель начальных классов
МАОУ прогимназия «Центр детства»
г. Новый Уренгой
2011 г.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка адресована учителям начальных классов при изучении темы «Величины и действия с ними». Материалы разработки могут использоваться также учителям пятых классов и воспитателям дошкольных групп.
Актуальность разработки
Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в развитии младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности. Знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире. Изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.
Однако, результат обучения показывает, что дети недостаточно усваивают материал, связанный с величинами: не различают величину и единицу величины, допускают ошибки при сравнении величин, выраженных в единицах двух наименований, плохо овладевают измерительными навыками.
Это связано с организацией изучения данной темы. В планировании и проведении урока, связанного с изучением величин, важное место занимают средства наглядности как индивидуальные, так и демонстрационные, сочетание различных форм обучения на уроке, оптимальные методы обучения. Широкие возможности при изучении данной темы создаются при использовании цифровых технологий.
Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества, - это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимаются ими намного лучше, чем книжная информация. И этот важный фактор необходимо учитывать при организации учебного процесса. Это говорит о преимуществах мультимедийного урока, который:
- повышает интерес;
- позволяет учителю добиться усиления обучающего эффекта;
- увеличивается плотность урока;
- сэкономленное время используется для увеличения объема предъявляемой информации;
- мультимедийный урок позволяет использовать новые, наиболее разнообразные формы и виды учебной деятельности;
- меняется эстетика урока.
Цель методической разработки
Повышение эффективности и качества изучения величин и действий с ними в начальной школе посредством внедрения цифровых технологий.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1) разработка уроков изучения нового материала с применением ИКТ по темам «Величины и действия с ними»;
2) составление тестового материала, дидактических игр применяемых как в индивидуальной, так и групповой работе с детьми, при закреплении полученных знаний и умений, для контроля изученного материала;
3) создание презентаций, содержащих исторический материал, по теме «Величины»; тематических презентаций «Величины в природе», «Величины в искусстве»;
4) реализация принципа преемственности при изучении величин и действий с ними как дошкольниками, так и учащимися пятых классов.
Суть методической разработки
В начальных классах рассматриваются такие величины, как: длина, площадь, масса, объём, время и другие. Учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерений в различных единицах, выполнять различные действия над ними. Для более успешной реализации этих задач на уроках математики в начальной школе (а особенно на уроках усвоения новых знаний), целесообразно использовать цифровые технологии. Это позволяет более эффективно управлять учебным процессом, влиять на его результат. С этой целью мною были разработаны фрагменты уроков, с использованием ИКТ, для каждого года обучения по следующим темам:
1 класс – «Понятие величины. Длина», «Масса», «Объём», «Свойства величин», «Единицы измерения длины. Дециметр»;
2 класс – ««Единицы измерения длины. Метр», «Единицы измерения длины. Километр», «Единицы измерения длины. Миллиметр», «Периметр», «Площадь», «Объём фигуры»;
3 класс - «Единицы длины. Действия с именованными числами», «Единицы массы. Грамм», «Единицы массы. Тонна, центнер», «Меры времени», «Сравнение, сложение, вычитание мер времени»;
4 класс – «Оценка площади. Приближенное вычисление площади», «Площадь прямоугольного треугольника», «Действия над составными именованными числами». (Приложение 1)
Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:
- уточнение представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);
- сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
- знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
- формирование измерительных умений и навыков;
- сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);
- знакомство с новыми единицами измерения величины;
- сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;
- умножение и деление величины на отвлеченное число.
Все перечисленные этапы отражены в представленных разработках. Также при создании мультимедийных презентаций на первый план выдвигается не формальная организация урока по передаче суммы знаний, не твёрдое соблюдение его традиционных компонентов, а целенаправленное информационное взаимодействие учителя и учеников в рамках личностно ориентированного обучения и саморазвития в триаде информация – знание – понимание. При проведении уроков, с использованием данных разработок, существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников.
При изучении величин и действий с ними огромное значение имеет этап закрепления, отработки полученных знаний, а также контроль знаний. Эту работу я провожу с использованием тестового материала, дидактических игр выполненных в программе PowerPoint, при проведении повторительно-обобщающих уроков, в индивидуальной работе с учащимися.
Работа с тестами осуществляется следующим образом. Первым слайдом каждого теста является таблица соотношений между соответствующими единицами измерения. Следующие слайды – это вопросы с вариантами ответов, среди которых только один правильный, а остальные неправильные. После соответствующих вычислений ученик выбирает вариант ответа, наводит на него курсор и нажимает на левую кнопку мыши. Появляется слайд, на котором верный ответ выделен цветом, а неверные ответы зачеркнуты. На слайде также отображается значок с вопросительным знаком. Если учащийся понял свою ошибку и не нуждается в объяснении решения, то щелчком кнопки мыши на правильный ответ осуществляется переход к следующему заданию. Если же возникли затруднения, нажатием на значок вопросительного знака, происходит перемещение на слайд, где подробно расписан способ выполнения задания. Чтобы перейти к следующему вопросу теста, необходимо нажать на слайде на управляющую кнопку «далее». Появляется следующий слайд. При выборе верного варианта ответа, сразу осуществляется переход к новому заданию.
Данные тесты могут быть использованы для индивидуального контроля знаний. Но если данная форма работы используется в процессе урока, возникает проблема: резкое сужение уровня педагогического общения.
Можно воспользоваться тестированием и в другом режиме. Учащимся выдается распечатанный тест, который выполняется индивидуально. После отведенного времени осуществляется самопроверка (взаимопроверка). На экране поочередно появляются тексты вопросов с вариантами ответов. Вызванный учащийся называет свой вариант. Появляется слайд, в котором правильный ответ выделен другим цветом. Если ответ неправильный, необходимо объяснить причину ошибки, при возникновении затруднений появляется слайд с подробным решением.
Таким образом, обеспечивается оперативность проверки выполненного теста, появляется возможность продемонстрировать объективность оценивания.
Сущность и важность дидактической игры заключается в том, что в ней важен не столько результат, сколько сам процесс. Обучение в игре проходит на высоком эмоциональном уровне, что способствует большей мотивации, а следовательно, более прочному усвоению учебного материала, уменьшению усталости учащихся.
Принцип дидактической игры таков: первым слайдом каждой игры является таблица соотношений между соответствующими единицами измерения. Следующий слайд – это вопросы с вариантами ответов, среди которых правильный только один. После соответствующих вычислений ученик выбирает вариант ответа, наводит на него курсор и нажимает на левую кнопку мыши. Если ответ оказался неверным, то появляется слайд с надписью, выражающей рекомендацию «Подумай!». Чтобы вернуться к неверно выполненному заданию, необходимо нажать на слайде на управляющую кнопку «назад». Появляется предыдущий слайд – ученик вынужден повторно выполнить предложенное задание, и не сможет перейти к новому, пока не справится с ним верно. При выборе верного варианта ответа появляется слайд, выражающий похвалу. Чтобы перейти к следующему слайду с новым заданием, необходимо нажать на слайде на управляющую кнопку «далее».
Использование исторического материала при изучении младшими школьниками величин занимает особое место в организации уроков математики. Эти уроки призваны способствовать формированию у учащихся представлений о математическом методе исследования реального мира, развитию у них познавательного интереса. Составленная мною презентация на тему «Старинные меры длины, массы, объема» поможет сделать такой урок более информативным, зрелищным, эмоциональным, а значит и более эффективным в плане усвоения новых знаний.
При создании уроков математики с применением цифровых технологий широко может быть использован презентационный материал по темам «Величины в природе» и «Величины в искусстве».
Презентация «Величины в природе» представляет собой подборку фотографий животных и информацию о них, содержащую именованные числа. Использовать эту информацию можно с целью упражнений в правильности чтения таких чисел или выполнения различных заданий математического характера (сравнение величин, преобразование, составление задач и т.д.)
Интересно и познавательно организуются на уроках математики «интеллектуальные разминки». Такую форму работы провожу с использованием презентационного материала «Величины в искусстве», в который включены задачи на нахождение периметра и площади. Содержание задач непосредственно связано со сведениями о картинах великих художников, об известных архитектурных строениях. Каждый текст сопровождается иллюстрацией того объекта, о котором идет речь в задаче.
Здоровьесберегающие составляющие урока
с применением цифровых технологий
- Использование одного компьютера (а не нескольких как в компьютерном классе) и мультимедийного проектора во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран при рациональной организации учебного времени снимает необходимость ограничения работы ученика перед экраном монитора).
- Но в то же время проведение урока с использованием цифровых технологий не предполагает работы, требующей длительного использования экрана. Поэтому виды учебной деятельности на таком уроке чередуются так, чтобы суммарное время работы детей с экраном проектора не превышало 15 минут.
- Известно, что однообразная деятельность приводит к утомляемости детей. Поэтому в работе я чередую не только виды учебных заданий, но и управляю эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех – лучшее лекарство от усталости на уроке.
Данная разработка была апробирована в МОУ прогимназия «Центр детства» в работе с учащимися начальных классов и дала свои положительные результаты. Учащиеся при выполнении заданий, связанных с величинами и действиями с именованными числами, допускают небольшое количество ошибок. Качество самостоятельных и контрольных работ значительно улучшилось. (Приложение 2)
С целью реализации принципа преемственности материалы разработки могут быть использованы не только учителями начальных классов, но и учителями среднего звена (5 класс), и воспитателями дошкольных групп.
Список литературы
- Анипченко З.А. Задачи, связанные с величинами и их применение в курсе математики в начальных классах. М.: 1997г.
- Петерсон Л.Г. Математика, 1 класс, часть 1,2,3. Учебник для 1-го класса. «Ювента»,2006г.
- Петерсон Л.Г. Математика 1 класс. Методические рекомендации. «Ювента» 2003г.
- Петерсон Л.Г. Математика, 2 класс, часть 1,2,3. Учебник для 2-го
класса. «Ювента»,2007г.
- Петерсон Л.Г. Математика 2 класс. Методические рекомендации. «Ювента» 2003г.
- Петерсон Л.Г. Математика,3 класс, часть 1,2,3. Учебник для 3-го
класса. «Ювента»,2008г.
- Петерсон Л.Г. Математика 3 класс. Методические рекомендации. «Ювента» 2003г.
- Петерсон Л.Г. Математика 4 класс, часть 1,2,3:Учебник для 4-го
класса. «Ювента»,2008г.
- Петерсон Л.Г. Математика 4 класс. Методические рекомендации. «Ювента» 2008г.
- Узорова О.В. Устный счет и математические диктанты для начальной школы. «Астрель» 2002г.
- Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математические для начальной школы. «Астрель» 2002г.
- Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока. Методика, технологические приемы, фрагменты уроков. «Учитель» 2009г.
- Беренфельд Б.С. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ. Ж.Вопросы образования. 2005г.
- Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке (Электронный ресурс) //http://rmmc.minuspk.ru/index.php?mode=articles.
Предварительный просмотр:
1 КЛАСС
Фрагмент урока математики по теме «Понятие величины. Длина».
Цели:
- Знакомство с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка).
- Установление общего принципа измерения величин на примере измерения длины отрезков.
- Знакомство с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр и т.д.). Практическое измерение длин этими единицами.
№ п/п | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | Слайд 1. По щелчку мыши или клавиши «пробел» появляются изображения сказочных героев. | Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в путешествие в древний русский город Новгород. В этом городе живет великий князь Владимир, а на службе у него русские богатыри Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Богатыри спешат прибыть в княжество Владимира по его приказу, каждый со своей сторонушки. А мы с вами должны им помочь. Определим, чей путь самый долгий. | |
2 | Актуализация знаний. | Слайд 2. |
| Предположительные ответы детей:
|
3. | Изучение нового а)Понятие величины. Непосредственное измерение длин отрезков. | Слайд 3. 1. По щелчку мыши поочередно появляются названные свойства предметов, знаки сравнения, понятие «величина» 2. По щелчку мыши удаляются поочередно свойства, не являющиеся величинами. Свойство «размер» заменяется свойством «длина» | 1.Какие свойства предметов вы знаете? Сообщение цели урока: Мы начнем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнить с помощью знаков «больше», «меньше», «равно» Такое свойство называется величиной 2. Скажите, можно ли сказать, какой цвет больше: розовый или голубой? красный или оранжевый? Значит, нас сегодня интересовать это свойство не будет. Цвет – это не величина? А можно ли сказать, чья форма меньше? Значит форма – это тоже не величина. А может, можно сказать, чье назначение больше – книжки или стола? Значит назначение – это не величина. Придумайте примеры свойств предметов, которые являются величиной. Мы должны сравнить дороги богатырей. | Предположительные ответы детей: Форма, цвет, размер, назначение У детей на партах раздаточный материал: фигуры разного цвета, формы. Полоски, имитирующие путь богатырей, причем две из них одного размера, а одна длиннее. Дети по ходу побуждающих вопросов выполняют соответствующие действия. Дети выдвигают свои версии. (Одной из версий будет «размер», т.к. это свойство осталось открытым на экране. Возможны другие варианты ответов, среди которых окажется «длина») |
Слайды 4-5 По щелчку мыши полоски передвигаются, накладываясь одна на другую, с целью сравнения их длины и появляются выводы, какая больше, меньше или полоски равны. | Проверим, является ли величиной длина предметов. Сравним по длине дороги богатырей. После соответствующих действий делаем вывод: длина является величиной. | Учащиеся все действия на экране выполняют со своими полосками на столе. | ||
б) Опосредованное сравнение длин отрезков с помощью мерки | Слайд 6. По щелчки появляется мерка, последовательным наложением измеряются оба отрезка, записывается размер в предложенных мерках, их сравнение. | На экране два отрезка. Какой из них длиннее? Можем сравнить наложением? Как же сравнить? Определили длину отрезков с помощью мерки оранжевого цвета. Выяснили, что отрезок а больше, т.к. 4 больше, чем 3. | Варианты ответов. После обсуждения подвести к мысли об использовании мерки. | |
в) Необходимость использования при сравнении отрезков одинаковой длины. | Слайд 7. По щелчки появляется дополнительная мерка, последовательным наложением измеряется отрезок разными мерками, записывается размер в предложенных мерках, сравнивается. | Давайте измерим отрезок а с помощью мерки голубого цвета. Получается, что отрезок а=3 голубых мерки, и отрезок а = 4 оранжевых мерки. Значит а>а? Проблема. Где ошибка? | Варианты ответов детей. Вывод: Сравнивать отрезки можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками. | |
г) Первые единицы длины. Сантиметр | Слайд 8. По щелчку мыши появляются картинки со старинными мерами длины. | Учитель дает краткую историческую справку о первых единицах длины. | Учащимся предлагается измерить предметы с помощью старинных русских мер длины: локтя, ладони … Вывод: эти мерки не точны. | |
Слайд 9. По щелчку появляется понятие «сантиметр», изображение линейки, ед.отрезка; демонстрируется способ измерения отрезка с помощью линейки. | Сейчас используются более точные, общепринятые во всех странах единицы измерения длины. Одной из них является сантиметр. | Рассматривают линейку, находят единичный отрезок равный 1 см. Измеряют отрезки в учебнике, руководствуясь инструкцией учителя и демонстрацией на экране. | ||
4 | Закрепление | На данном и следующих этапах работа проходит без использования компьютера и проектора. |
Фрагмент урока математики по теме «Масса. Единица измерения массы - килограмм».
Цели:
- Закрепление знаний о величинах и общего принципа их измерения.
- Знакомство с величиной масса и единицей измерения массы - килограмм.
- Знакомство с различными единицами измерения массы (фунт, пуд и т.д.) и способами практического измерения массы с помощью различного вида весов.
№ | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся | ||
1 | Организационный момент | Слайд 1 Картинка сказочного героя | Сегодня к нам на урок пришел гость – кот по кличке Волшебник. Как вы думаете, почему его так странно зовут? Он принес с собой какие-то странные предметы. | Предположения детей. | ||
2 | Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. | Слайд 2. Поочередно по щелчку появляются пары предметов, для сравнения. По щелчку изображения коробок перемещается, открывая спрятанные за ними изображения | Что общего и чем различны пары предметов. Значит третья пара одинакова, а может она всё же может чем-то отличаться? Проблема Ребята, посмотрите, кот Волшебник спрятал кого-то в коробки. (отодвигаются изображения и за ними оказываются кот и мышь соответственно). Так есть отличия? А если бы у нас была возможность взять эти коробки в руки?... | Первая пара предметов отличаются по цвету, форме, размеру. Вторая пара (отрезки) отличаются по цвету и длине, но одинаковые по форме. Третья пара предметов (коробки) одинаковы по форме, цвету и размеру. Предположения детей. Предположительные ответы детей: коробка с котом тяжелее коробки с мышкой. | ||
3. | Изучение нового а) Понятие величины. Непосредственное сравнение предметов по массе | Слайд 3. 1. По щелчку мыши появляется понятие «масса» и изображение весов с животными. По щелчку появляются результаты сравнения | Оказывается, есть свойства предметов, которые не всегда мы можем увидеть. Чтобы обнаружить такие свойства, надо взять предметы в руки. Когда мы говорим легче или тяжелее, то имеем в виду свойство предметов, которое называется массой Какой инструмент помогает сравнить предметы по массе? (Весы) Является ли масса величиной? | Детям предлагается взять некоторые предметы в руки. Обнаруживается, что некоторые легкие, некоторые тяжелые. Дети выполняют непосредственное взвешивание на модели чашечных весов и рассматривают изображения животных на весах на экране и делают вывод, что тот предмет, который находится на нижней чаше весов – тяжелее, а если на верхней – легче, если чаши весов на одном уровне – предметы равны по массе. | ||
б) Измерение массы. Необходимость использования при сравнении масс единой мерки. | Слайд 4. По щелчку на изображении каждой чаши весов появляются различные мерки для измерения массы предметов (щенки, зайчики). Появляются результаты измерения в соответствующих мерках | Кот Волшебник решил взвесить своих друзей. Посмотрите, кто уравновесил серого кота? Кто уравновесил поросенка? Кто весит больше? меньше? Кто уравновесил рыжего кота? Чья масса больше – серого или рыжего кота? Проблема | Ответов детей: 2 щенка. 4 щенка Кот тяжелее, поросенок легче. 3 зайчика Сравнить нельзя – разные мерки. Вывод: Сравнивать предметы можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками. | |||
в) Первые единицы массы. Килограмм | Слайд 5. По щелчку мыши появляются названия старинных мер длины. | Учитель дает краткую историческую справку о первых единицах массы. | ||||
Слайд 6. По щелчку появляется понятие «килограмм», изображение чашечных весов, на чашах которых стоят пачка соли и гиря 1кг. По щелчку появляются изображения гирь другой массы. | Сейчас используются более точные, общепринятые во всех странах единицы измерения массы. Одной из них является килограмм. Для измерения масс используются гири 1кг, 2кг, 3кг, 5кг и др. | |||||
4 | Сложение и вычитание масс предметов | Слайд 7. По щелчку появляется изображение чашечных весов: на одной чаше дыня, на другой – гири 1кг и 5кг. | Учащиеся должны объяснить, что дыню уравновешивают гири 1кг и 5кг. Значит, масса дыни равна 6кг (1кг +5кг =6кг) Таким образом, объединяя массы предметов, их значения складывают, а при нахождении части, соответственно, – вычитают. (Далее работа проводится по учебнику). | |||
5 | Закрепление | На данном и следующих этапах работа проходит без использования компьютера и проектора. | ||||
6 | Итог урока | Слайд 8 По щелчку мыши появляется таблица величин и единиц измерения. Заполняется по щелчку мыши | Какие величины мы изучили ранее? на сегодняшнем уроке? Какие единицы измерения длины знаете? массы? |
Фрагмент урока математики по теме «Свойства величин».
Цели:
- Повторение и обобщение материала о величинах.
- Рассмотрение свойств величин.
Предварительный просмотр:
2 КЛАСС
Фрагмент урока математики по теме «Длина. Единица измерения длины - метр».
Цели:
- Сформировать представление о новой единице измерения длины – метре, способность к измерению длин с помощью метра, сравнению, сложению и вычитанию длин, выраженных в метрах, дециметрах и сантиметрах.
№ п/п | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | |||
2 | Актуализация знаний. | Слайд 1: По щелчку появляются поочередно задания арифметического диктанта. По щелчку последовательно появляется числовой ряд – ответы арифметического диктанта | Выполните задания арифметического диктанта, записывая только результаты. В каком порядке расположены числа? Какое число «лишнее»? Продолжите ряд на 4 числа. | В тетрадях учеников появляется запись числового ряда – 10, 20, 30, 40, 45, 50, 60 Ответы детей, с обоснованием. В завершении этапа актуализации знаний фиксируется, что обозначение сотни в классе рассматривалось на прошлом уроке. |
Слайд 2. 1. По щелчку мыши появляется графическая модель единиц => десятка => сотни; соотношение ед. – десяток - сотня | Что мы знаем о сотне? | Учащиеся проговаривают: 10 единиц – это десяток, 10 десятков – сотня. Выполняется счет единицами; десятками; сотнями. | ||
3. | Постановка учебной задачи. «Открытие» нового знания | Слайд 3. По щелчку мыши появляются: линейка и единичный отрезок – 1см; 10 единичных отрезков длиной 1см – 1дм; 10 отрезков длиной 10см (1дм) - ? | Устанавливается аналогия между единицами счета и величинами (длиной) | Единицы – сантиметры; десятки – дециметры; сотни - ? Проблема |
Слайды 4 По щелчку мыши появляется картинка с изображением класса, отрезки, выражающие длину различных предметов класса. По щелчку перемещаются эти отрезки и появляется единицы измерения | Предложите предметы, окружающие нас в классе, для измерения длин которых удобно использовать см, дм Посмотрите на картинку: В каких единицах измерения можно измерить ширину тетради (см); ширину стола (дм), длину доски - ? Проблема Такую единицу измерения длины называют метром | Предложения детей Ответы детей. Беседа с учащимися подводит к необходимости использовать более крупную единицу измерения. | ||
Слайд 5 По щелчку мыши появляются мерки соответствующие 1см, 1дм, 1м и соотношение этих мер длины | Выясняются соотношения мер длины см, дм, м. | Дети устанавливают, что 1 м = 10 дм = 100 см | ||
Слайд 6 По щелчку мыши заполняется таблица величин и единиц измерения | Подводится итог. | Величина – длина; единицы измерения – см, дм, м | ||
4 | Закрепление изученного | Слайд 7 На слайде изображение модели сотни. По щелчку мыши появляются числовые данные | Устанавливается аналогия в соотношении сотен, десятков, единиц и метра, дециметра, сантиметра | Учащиеся замечают, что данные соотношения одинаковы |
Слайд 8 На слайде запись задания для преобразования единиц измерения длины. По щелчку – результаты преобразований | Используя таблицу соотношений мер длины, выполните перевод одних ед. измерения в другие | Первые два задания – коллективно; следующие два - в парах, остальные – самостоятельно. Самопроверка (или взаимопроверка) осуществляется по изображению на экране. | ||
Слайд 9-10 | Преобразование величин, выраженных в двух и в трех единицах измерения, с опорой на графические модели двузначных и трехзначных чисел. |
Фрагмент урока математики по теме «Длина ломаной. Периметр».
Цели:
- Уточнить представления о длине ломаной, периметре многоугольника
- Формировать способность к использованию этих понятий для решения задач на взаимосвязь «часть – целое»
№ п/п | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | Слайд 1 | Сегодня на урок к нам пришли герои мультфильма. Им требуется наша помощь. | |
2 | Актуализация знаний. | Слайд 2 По щелчку появляются поочередно задания арифметического диктанта. По щелчку последовательно появляется числовой ряд – ответы арифметического диктанта | Ежик и зайчонок договорились о встрече. Они пришли в условленное место разными путями. Что представляет собой путь ежика? Что представляет собой путь зайчонка? Назовите признаки ломаной. | Ответы детей: Отрезок. Ломаная. С помощью наводящих вопросов выделяют признаки:
|
3. | «Открытие» нового знания | Слайд 2 - 3 По щелчку мыши появляются размеры звеньев ломаной | Вычислите длину пути зайчонка. Как найти длину ломаной? | Нужно все части сложить. Нужно найти сумму ее звеньев. |
Слайды 4 По щелчку мыши – появление следующих звеньев ломаной, которые замыкаются в четырехугольник, лишние звенья исчезают. Отображаются размеры звеньев. Появляется способ вычисление периметра, понятие «периметр» | На обратном пути зайчонок решил вернуться к цветочку, который встретился ему на пути и так понравился. Но обратный путь решил немного изменить. Посмотрите, как пролег его путь. Что вы заметили? Как найти длину образовавшейся замкнутой ломаной. Изменится ли способ вычисления длины замкнутой ломаной от незамкнутой? Если ломаная замкнутая (многоугольник), то ее длину называют периметр. Что такое периметр? | Ответы детей. Ломаная замкнулась, образовался четырехугольник. Способ вычисления не изменится. Вывод: Периметр – это сумма длин всех сторон. | ||
4 | Закрепление изученного | Слайд 7 По щелчку появляются поочередно многоугольники, их размеры, вычисление периметра (для первого многоугольника) и стороны по периметру (для второго многоугольника) | Учащиеся выполняют вычисление периметра первого многоугольника по известным данным. Учащиеся находят длину стороны, по известному периметру и другим сторонам. Обращается внимание, что периметр – это целое, а длины сторон – это части. |
Фрагмент урока математики по теме «Площадь».
Цели:
- Сформировать представления о площади и способность в простейших случаях к практическому измерению площади с помощью различных мерок.
- Познакомить с общепринятыми единицами площади – квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.
- Сформировать способность к вычислению площади прямоугольника.
№ п/п | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | |||
2 | Актуализация знаний. | Слайд 1-3 На слайде изображение предметов, которые нужно измерить, результат измерения выражается появляющимся по щелчку мыши числом, заполняется таблица величин и единиц измерений для каждой величины. Слайд 4 | На этапе актуализации знаний повторяется понятие величины; изученные величины – масса, объем, длина и их единицы измерения; правила сравнения, сложения и вычитания величин. |
Вспоминают правило сравнения, сложения и вычитания величин |
3. | Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока | Слайд 5 По щелчку мыши изображение геометрических фигур перемещаются, накладываясь друг на друга | Определите, какая фигура занимает больше места на плоскости? Как определить? | Предположения детей. (На глаз, наложением фигур друг на друга и т.д.)Все предложения проверяются |
Слайды 6 По щелчку мыши – появляются изображения теремка и терема Елены Прекрасной | Что больше занимает места на плоскости, теремок зверей или терем Елены Прекрасной? Можно использовать для сравнения ранее использованные способы? Проблема При решении какого вопроса возникло затруднение? Короче это свойство фигур называется площадью. Чтобы сравнить данные фигуры по площади, нужно научиться их измерять. | Затруднение возникает, когда непосредственное сравнение невозможно. Выясняется, что затруднение возникло при ответе на вопрос, сколько места на плоскости занимает предмет. Дети формулируют тему и цели урока. | ||
4 | «Открытие» новых знаний | Слайд 7-8 На слайде изображение тетрадного листа с начерченными на нем фигурами. По щелчку изменяется цвет квадрата определенного размера, фиксируется площадь в заданных мерках Слайд 9. Изображение квадратного дециметра, разделенного на квадратные сантиметры. По щелчку появляются названия единиц измерения площади и их соотношение
| Посмотрите на экран, перед вами тетрадный лист, на котором вычерчены геометрические фигуры. Как измерить их площадь? Измерим площадь фигур мерками е1 и е2. В качестве общепринятых единиц измерения площади используются см2, дм2, м2. Используя рисунок, попробуйте определить, сколько в дм2 см2 , сколько в м2 дм2. | Подвести детей к выводу, что нужно взять какую-нибудь фигуру, которой удобно «покрыть» данные фигуры. Вместе с демонстрацией действий на экране ученики выполняют такое же задание в учебнике. В учебнике дети пытаются измерить площадь фигур с помощью разных мерок (прямоугольники, треугольники, квадраты). Приходят к выводу, что наиболее удобной меркой является квадрат. Но при решении различных задач это могут быть и маленькие, большие квадраты. Устанавливается соотношение единиц измерения площади.
|
5 | Закрепление изученного | Слайд 10 По щелчку заполняется таблица величин и единиц измерения для площади. | Площадь – это величина? В каких единицах она измеряется? | Ответы детей |
6 | Вычисление площади прямоугольника | Слайд 11 Изображен прямоугольник со сторонами 3см и 4см. По щелчку мыши происходит деление на вертикальные и горизонтальные полоски. Фиксируется способ вычисления площади разными способами. | Дан прямоугольник со сторонами 4см и 3см. Нужно найти его площадь. | Дети замечают, что прямоугольник делится на 4 вертикальные полоски по 3см2. Чтобы найти площадь можно 3х4. Затем прямоугольник делится горизонтальными полосками площадью 4см2. Чтобы найти площадь можно 4х3. В обоих случаях площадь одинаковая, т.к. от перемены мест множителей произведение не меняется. В обоих случаях для нахождения площади перемножались числа, выражающие длину и ширину. Вывод: Чтобы найти площадь прямоугольника нужно длину умножить на ширину. |
Слайд 12 | Полученный вывод записывается в виде равенства S=a x b, S – площадь, a - длина, b – ширина. |
Фрагмент урока математики по теме «Объем».
Цели:
- Уточнить представления об объеме фигур, тренировать способность в простейших случаях к практическому измерению объема с помощью различных мерок - кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр.
- Построить формулу объема прямоугольного параллелепипеда, вывести ее на основе сочетательного свойства умножения.
№ п/п | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | |||
2 | Актуализация знаний. | Слайд 1-2 | На этапе актуализации знаний повторяется понятие величины; изученные величины – масса, объем, длина и их единицы измерения; правила сравнения, сложения и вычитания величин. (Проводится аналогично предыдущему уроку) | |
Слайд 3 По щелчку появляются: 1. Понятие - площадь и объекты для измерения площади. 2. Понятие – объем и объекты для измерения объема | Назовите объекты, предназначенные для измерения площади (квадрат, прямоугольник, треугольник) Назовите объекты для измерения объема (стакан, ведро, кувшин, кружка). Найдите общее отличие для групп объектов объем? | Объекты для нахождения площади плоские, а для нахождения объема – объемные. Находя объем стакана, ведра, кувшина, кружки и т.д. определяем, сколько жидкости в них входит. | ||
3. | Постановка проблемы. Соо бщение темы и целей урока | Слайд 4 По щелчку мыши изображение геометрических фигур перемещаются, накладываясь друг на друга | (На экране появляется прямоугольный параллелепипед). А прямоугольный параллелепипед– это плоская фигура? Если не плоская, то она тоже обладает свойством, которое называется объем? Проблема Что же нам тогда подразумевать под объемом прямоугольного параллелепипеда. | Ответы детей. Подвести к мысли, что объем – это свойство занимать определенное место в пространстве. |
Слайды 5 На экране изображение прямоугольного параллелепипеда. | Можно ли измерить объем прямоугольного параллелепипеда в известной нам единице измерения объема – в литрах? Проблема Сформулируйте тему и цель урока. | По изображению на экране и моделям прямоугольных параллелепипедов у каждого ученика повторяют само понятие параллелепипед, находят грани, ребра, вершины, называют свойства этой фигуры Тема «Объем фигур» Цели: научиться определять объем прямоугольного параллелепипеда, найти новые единицы измерения объема. | ||
4 | «Открытие» новых знаний | Слайд 6 На слайде изображение различных фигур, объем которых измерен разными мерками. По щелчку мыши мерки меняют цвет, определяется количество мерок в каждой отдельно взятой фигуре. Слайд 7 По щелчку мыши появляются изображения кубов с ребрами 1см, 1дм, 1м, названия единиц измерения объема. | Найдите объем фигур с помощью указанных мерок. Какая из фигур больше по объему? Какая самая маленькая? Какие - равны по объему? Какие кубики являются общепринятыми единицами объема? ( ???) Какие параллелепипеды вы бы предложили выбрать за общепринятые мерки? Если среди детей не найдется тех, кто сможет дать правильное название единицам измерения объема, то учитель сообщает сам , что куб с ребром 1см – кубический сантиметр, с ребро 1дм – кубический дециметр, с ребро 1м – кубический метр. | Затруднение может вызвать то, что некоторые кубики (мерки) не видны, тогда можно предложить детям сконструировать модель фигуры. Сравнить нельзя, измерены разными мерками. Предложения детей. В процессе обсуждения подвести этого вопроса, нужно подвести детей к тому, в качестве общепринятых мерок естественно выбрать кубики, ребра которых равны общепринятым единицам измерения длины. |
Слайд 8-9 Изображение модели прямоугольного параллелепипеда, с уложенными в нем кубиками объемом 1см3, незаконченные предложения. По щелчку появляются недостающие данные в предложениях. Следующая команда – слои-основания фигуры укладываются нужное количество раз. | Выразите в кубических сантиметрах объем параллелепипеда, длина которого 4см, ширина 3см, а высота – 2см | С помощью подводящего диалога учащиеся приходят к «открытию» способа вычисления объема: сначала нужно найти площадь основания, а затем взять столько слоев-оснований, какова высота параллелепипеда. | ||
Слайд 10 По щелчку на модели параллелепипеда числа заменяются буквами, фиксируется формула нахождения объема прямоугольного параллелепипеда | Объем фигуры обозначается буквой V, длина буквой a, ширина – b, высота – c. | Под руководством учителя (или самостоятельно) приходят к формулировке: чтобы найти объем параллелепипеда, нужно площадь основания умножить на высоту. |
Фрагмент урока математики по теме «Миллиметр».
Цели:
- Сформировать представление о миллиметре, способность к измерению с помощью линейки длин отрезков, выраженных в миллиметрах.
- Учить выполнять сложение и вычитание именованных чисел выраженных в двух наименованиях
№ п/п | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | |||
2 | Актуализация знаний. Постановка проблемы. | Слайд 1 По щелчку заполняется таблица величин и единиц измерения | Что такое величина? Какие величины знаете? Какая величина характеризует протяженность предмета? Какие единицы измерения длины знаете? | Ответы детей. |
Слайд 2-4 На слайдах изображения животных явно отличающихся по высоте. По щелчку появляется отрезок, обозначающий рост животных и приемлемая единица измерения | Какими единицами измерения длины удобнее измерять рост (высоту) этих животных? Подойдут известные единицы измерения, для определения размера божьей коровки? Какой должна быть единица измерения? Известна нам такая единица измерения? Сформулируйте тему урока и цели. | Рост жирафа – в метрах, котенка – в дециметрах или сантиметрах, утят – в сантиметрах, божьей коровки - ??? Проблема Предположения детей | ||
3. | «Открытие» новых знаний | Слайд 6 По щелчку исчезает изображение линейки, одновременно появляется увеличенное изображение части линейки равное 1см, поочередное появление дуг помогает подсчет кол-во мм в см. | Кто знает, как называется эта единица длины? Давайте посмотрим в лупу на линейку, рассмотрим деление сантиметра на миллиметры. На сколько частей разделен сантиметр. Какую единицу измерения представляет одно деление? Какую часть сантиметра составляет миллиметр? | Ответы детей (В случае необходимости учитель поправляет ответы детей или называет сам) |
Слайд 7 По щелчку составляется таблица соотношения мер длины | Составление таблицы соотношений мер длины | |||
5 | Сложение и вычитание именованных чисел | Слайд 8 Все действия выполняются по щелчку мыши | Вспомните правило сложения и вычитания именованных чисел. 6дм4мм – 35мм Какая единица длины самая маленькая? В каких единицах измерения нужно выразить числа? Пользуясь таблицей соотношений мер длины переведите 6дм4см в миллиметры. Теперь вычисления можно произвести? Найдите значение разности. Выделите в данном числе дм, см, мм Нужно ли записывать в полученном числе сантиметры, если они выражены числом 0? Как записать? (Аналогично выполняется сложение именованных чисел) | Складывать и вычитать можно только те величины, которые выражены в одинаковых единицах измерения. Ответы детей: Мм В мм 6дм4см = 640мм 640мм – 35мм = 605мм 605мм = 6дм0см5мм 6дм5мм |
Знакомство с единицей измерения длины – километр, проводится аналогично описанному фрагменту урока.
Предварительный просмотр:
3 КЛАСС
Фрагмент урока математики по теме «Единицы длины».
Цели:
- Расширить и углубить знания детей о единицах длины.
- Отрабатывать навыки преобразования именованных чисел в более мелкие единицы измерения и наоборот
№ п/п | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | |||
2 | Повторение ранее изученного. Постановка темы урока | Слайд 1: По щелчку мыши появляются названия изученных величин. | Что такое величина? Какие величины знаете? Какие единицы измерения этих величин вам известны? Сегодня на уроке будем работать над единицами длины и закрепим соотношения между единицами длины, будем выражать значения величины в разных единицах измерения в пределах многозначных чисел | Ответы детей |
3 | «Открытие» нового знания | Слайд 2. По щелчку мыши выполняются команды, связанные с составлением схематического рисунка соотношения между единицами длины, с установлением соотношений между единицами измерения длины (запись равенств) | Назовите единицы измерения длины в порядке уменьшения. Вспомните таблицу мер длины и установите соотношения между единицами измерения длины. Сколько в одном километре метров, дециметров, сантиметров, миллиметров? Как мы переходим к меньшим меркам от больших? Как переходим к большим меркам? Убедимся в правильности наших утверждений – прочитаем правило в учебнике. | Ответы детей. |
4 | Первичное закрепление | Слайд 3-5 На слайде запись заданий для преобразования величин. По щелчку сначала показывается графическое изображение преобразования, а затем числовой результат | Опираясь на составленное соотношение единиц измерения длины и выведенное правило выполняется задание по переводу одних единиц измерения в другие. Образец рассуждения: В числе 6338м необходимо выделить километры и метры. Чтобы перейти от меньших мерок к большим нужно делить. В1км – 1000м, значит 6338:1000. При делении на 1000 в делимом нужно откинуть столько чисел, сколько нулей в делителе. В 1000 три нуля, значит, в числе 6338 откидываем три последних числа, получаем 6 – это километры, а 338 – это метры. Следовательно, 63338м = 6км338м (Все этапы рассуждения отображаются на экране) Аналогично выполняются остальные задания. | Ряд простых заданий (хорошо известных по предыдущим урокам, на которых изучались величины) выполняется устно по учебнику. Более сложные случаи разбираются коллективно, с использованием мультимедийного материала . |
Слайд 6 Задания для самостоятельного выполнения | Самостоятельное выполнение задания по преобразованию единиц измерения длины | |||
Слайд 7-10 Сложение и вычитание именованных чисел (все этапы рассуждения отображаются на экране по щелчку мыши) | Образец рассуждения: Нужно выполнить действие: 4дм2см +9см6мм Складывать можно только величины, выраженные в одинаковых единицах измерения. Наименьшая ед.измерения миллиметры, значит все именованные числа переведем в миллиметры. 4дм=400мм, 2см=20мм => 4дм2см=420мм 9см=90мм => 9см6мм=96мм 420мм+96мм=516мм Выделим в числе 516мм более крупные ед.измерения. При переходе к более крупным меркам нужно делить. В 1см – 10мм, в числе 516 откидываем одно число => 6 – это мм, остаются дециметры; в 1дм – 10см, откидываем одно число =>1 –дм, остались метры. =>516мм=5м1дм6мм (остальные действия выполняются аналогично) |
Фрагмент урока математики по теме «Единицы массы. Грамм».
Цели:
- Расширить и углубить знания детей о единицах измерения массы. Познакомить с новой единицей измерения массы – граммом.
- Установить соотношение грамма с уже известной единицей измерения – килограммом.
№ п/п | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | |||
2 | Актуализация знаний. Постановка проблемы. | Слайд 1: На слайде задача в стихотворной форме. По щелчку появляются: рисунок к условию задачи; в ходе анализа задачи выполняются соответствующие действия с предметами; решение | Чтение задачи в стихотворной форме, ее анализ, составление решения | Взаимодействие с учителем в ходе чтения задачи, ее анализа, составления решения. |
Слайд 2. По щелчку мыши появляется понятие «масса», приборы для измерения массы, заполняется таблица величин и единиц измерения, сказочный герой | О какой величине идет речь в задаче? Докажите, что масса – это величина. Какие приборы используются для измерения массы предметов? Какие единицы массы нам известны? Доктор Айболит спешит на помощь больным животным и ему срочно нужно определить массу таблетки, чтобы знать какое количество дать каждому больному. Как это сделать? Будет ли масса таблетки соответствовать единице измерения равной килограмму? Проблема. Какую мерку использовать? Изучали мы такие единицы массы? Сформулируйте тему и цели урока. | О массе. Ее можно измерить, записать в виде числового значения, можно сравнивать, складывать, вычитать. Приборы – весы. Единица массы – килограмм Ответы детей. Тема: «Новые единицы измерения массы», нужно узнать единицу массы меньше чем килограмм и т.д. | ||
3 | «Открытие» нового знания | Слайд 3. 1. На слайде чашечные - весы, на нижней чаше кусочек сыра, на верхней – гиря массой 1кг. 2. По щелчку мыши появляется понятие «грамм», чаши весов уравновешиваются после дополнения чаши с сыром гирями в 200г и100г. 3. Появляется запись соотношение килограмма и грамма 4. Появляются гири различного веса, используемые при определении массы мелких и крупных предметов | Посмотрите на весы. Что вы можете сказать о массе кусочка сыра? Кто знает единицу измерения меньше килограмма? Как уравновесить чаши весов? Поставим на чашу с сыром гири. Какой массы гири нам понадобились? Предположите, сколько грамм содержится в килограмме? При взвешивании, кроме гирь в 1кг, 2кг, 5кг и 10кг пользуются гирями в 1г, 2г, 5г, 10г, 20г, 50г, 100г, 200г, 500г. | Масса сыра меньше, чем килограмм. (Если дети не называют, говорит учитель) Предположения детей, среди которых возможен вариант – поставить на чашу с сыром какие-то гири. 100г и 200г 1кг = 1000г |
4 | Первичное закрепление | Слайд 3 | Определите массу сыра | 1кг = 1000г 1000г – (200г + 100г) = 700г |
Слайд 4-6 На слайде запись заданий для преобразования величин. По щелчку сначала показывается графическое изображение преобразования, а затем числовой результат | Каким действием мы преобразовываем большие мерки в меньшие? Меньшие в большие? Используя таблицу соотношений мер массы, выполните перевод одних ед. измерения в другие | Если переводим большие мерки в меньшие – умножаем, если меньшие в большие – делим. (Сначала выполняется несколько заданий с четким проговариванием. Затем в парах и самостоятельно). |
Фрагмент урока математики по теме «Единицы массы. Тонна, центнер».
Цели:
- Расширить и углубить знания детей о единицах измерения массы. Познакомить с новой единицей измерения массы – граммом.
- Установить соотношение грамма с уже известной единицей измерения – килограммом.
№ п/п | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | |||
2 | Актуализация знаний. Постановка проблемы. | Слайд 1-3 На слайдах кроссворды, по щелчку мыши они поочередно заполняются, появляются слова - ответы | Блиц – опрос: заполните кроссворд. 1 кроссворд:
2 кроссворд:
Какие единицы длины встретились в кроссворде? Почему для измерения длины используется так много единиц измерения? Какие единицы массы встретились в кроссворде? Какие слова получились после заполнения кроссворда в желтых клетках? (Центнер, тонна) Это единицы измерения. К единицам измерения какой величины мы их отнесем? В каких случаях применяются эти единицы измерения? Проблема Сформулируйте тему и цели урока. | Ответы учащихся Предположения детей (если правильный ответ не получен, называет сам учитель) |
3 | Знакомство с новым материалом | Слайд 4. По щелчку мыши выполняются команды, связанные с составлением схематического рисунка соотношения между единицами массы, с установлением соотношений между единицами измерения массы (запись равенств) | Я предлагаю вам составить схематический рисунок соотношений между единицами измерения массы. Расположите их в порядке уменьшения величин. Под дугами запишем коэффициент соотношений: в 1кг – 1000г, в 1ц – 100кг, в 1т – 10ц. Что заметили? Вспомните, что нужно делать, переходя от большей мерки к меньшей? А при переходе от меньшей к большей? | Ответы детей. Соотношения уменьшаются при переходе к большим меркам. Нужно умножать на 10, 100 или 1000. Нужно делить. |
4 | Первичное закрепление | Слайд 5-7 | Упражнения в преобразовании единиц измерения длины, в сложении и вычитании именованных чисел | (Все действия сначала выполняются с проговариванием, затем в парах и самостоятельно) |
Фрагмент урока математики по теме «Время. Единицы времени».
(Материал данной разработки рекомендуется разбить на несколько уроков с созвучными темами)
Цели:
- Расширить и углубить знания детей о времени, единицах измерения времени.
- Составить таблицу соотношения единиц измерения времени, учить пользоваться ею при выполнении действий с мерами времени.
№ п/п | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | |||
2 | Актуализация знаний. Постановка темы урока | Слайд 1 На слайдах простые уравнения и таблица, в которую нужно внести результаты решения. По щелчку кнопки мыши заполняется таблица | Устно найдите корни уравнений и расшифруйте тему урока. О чем мы будем говорить сегодня на уроке | Учащиеся решают уравнения. По ходу решения заполняется таблица, в результате получается слов «время» |
3 | Уточнение представления о времени и единицах измерения времени. | Слайд 2 По щелчку появляется текстовый материал. | Как вы понимаете значение слова время? Вот что сказано об этом в толковом словаре Ожегова.
Из определений видно, что время бывает космическое и историческое. У каждого человека есть личное время. Поскольку время – это величина, то как и для всех величин, необходимо составить таблицу единиц времени и соотношений между ними. | Ответы детей. |
4 | Знакомство с новым материалом | Слайд 3 На слайде единицы измерения времени, которые по щелчку кнопки мыши перемещаются в нужном порядке | Прочитайте названия единиц измерения времени. Все ли они вам известны? (Уточняются знания детей) Расположите эти единицы измерения по порядку, начиная с большей. | Ответы детей |
Слайд 4-8 На слайде появляются изображение фрагмента календаря, часы. Следующие слайды содержат изображения разных видов часов и их названия) | Что помогает человеку ориентироваться во времени? А знаете ли вы, какие бывают часы? (Учитель показывает слайды с изображением разных видов часов и дает краткую информацию о них) | Календарь, часы. (Уточняются знания учащихся о календаре и часах) Историческую справку о календаре можно прочитать в учебнике. | ||
Слайд 9 На слайде записана загадка, после ее разгадывания запись исчезает, заменяясь названием. Поочередно появляются названия дней недели | Отгадайте загадку: Есть семь братьев. Годами равные, Именами разные. | Это дни недели. Учащиеся перечисляют дни недели по порядку. | ||
Слайд 10-13 По щелчку кнопки мыши составляется таблица соотношений мер времени, выполняется запись преобразования мер времени | Используя полученную на уроке информацию, давайте составим таблицу соотношения мер времени. Вспомните, как нужно действовать, переходя от большей мерки к меньшей? А при переходе от меньшей к большей? Только умножать и делить будем не на 10, 100 и т.д., как с другими величинами, а на 60, 24 и т.д. соответственно. | Дети располагают единицы времени по порядку, начиная с большей, устанавливают соотношение мер времени. Нужно умножать. Нужно делить. |
Фрагмент урока математики по теме «Сравнение, сложение и вычитание единиц времени».
Цели:
- Закреплять знание соотношений единиц времени.
- Учить сравнивать, выполнять операции сложения и вычитания с единицами времени, тренировать в преобразовании крупных единиц измерения в мелкие и обратно.
- Совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию интереса к математике.
№ п/п | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | |||
2 | Актуализация знаний. Работа по теме | Слайд 1 На слайде таблица мер времени с недостающими данными. По щелчку кнопки мыши таблица восстанавливается. | Нам необходимо заполнить недостающими данными таблицу единиц измерения. Кто догадался, таблица единиц измерения какой величины представлена вашему вниманию? Каких данных в ней недостает. | Таблица единиц времени. Учащиеся восстанавливают таблицу (работая в группах на карточке). После выполнения задания в группах, производится самопроверка по таблице на слайде. |
Слайд 2-12 | Дидактическая игра «Назови правильный ответ». На экране вопрос и варианты ответов, среди которых один верный, а остальные неверные. Если учащиеся выбирают неправильный ответ, то по наведению курсора на выбранный ответ и нажатию кнопки мыши, появляется слайд предлагающий выполнить решение повторно. Если ответ был верным, то после выполнения тех же действий, появляется слайд со следующим заданием. (Действия на компьютере выполняются учителем). Какое задание вызвало затруднение? Мы с вами уже умеем выполнять операции сравнения, сложения и вычитания с единицами длины, массы. На прошлых уроках мы учились выполнять те же действия с именованными числами в пределах суток (часы, минуты, секунды). Что | Учащиеся выполняют задания, предложенные на слайдах. Последнее, т.к. не умеем выполнять сложение с единицами измерения времени – сутками. | ||
всегда нам помогает выполнять эти операции? В чем отличие таблицы мер времени от остальных? Принцип использования этой таблицы при выполнении операций с именованными числами изменяется? | Ответы детей. | |||
Слайд 20-22 На слайде таблица мер времени, задания – действия с именованными числами. Процесс выполнения действий фиксируется на экране (появляются по щелчку кнопки мыши). | Используя таблицу мер времени, выполним преобразование именованных чисел. | Образец рассуждения: 2сут.15ч нужно выразить в часах. 1сут.=24ч => 24ч х 2сут. + 15ч= 63ч (Аналогично выполняются преобразование других именованных чисел) | ||
Слайд 23-24 На слайде таблица мер времени, задания – действия с именованными числами. Процесс выполнения действий фиксируется на экране (появляются по щелчку кнопки мыши). | Выполним сравнение именованных чисел. Какое правило мы должны помнить при выполнении этого задания? Что необходимо сделать прежде чем приступать к сравнению? | Сравнивать можно только именованные числа, выраженные в одинаковых единицах измерения Сравниваемые числа выразить в одинаковых единицах измерения. | ||
Слайды 25-29 На слайде таблица мер времени, задания – действия с именованными числами. Процесс выполнения действий фиксируется на экране (появляются по щелчку кнопки мыши). | Выполним операции сложения и вычитания единиц времени, записывая в столбик. Но при сложении и вычитании единиц времени не всегда возникает необходимость выражать именованное число в единых мерках, достаточно это действие записать в столбик так, чтобы минуты были записаны под минутами, секунды под секундами и т.д. Затем выполнить действия с каждой единицей измерения. Если результат требует преобразований, выполнить как обычно. | Складывать и вычитать именованные числа можно только в только тогда, когда они выражены в одинаковых единицах измерения. Выполняют действия сложения и вычитания с проговариванием. (Все действия по ходу рассуждения фиксируются на экране) | ||
Слайды 30-31 На слайде таблица мер времени, задания – действия с именованными числами. Процесс выполнения действий фиксируется на экране (появляются по щелчку кнопки мыши). | Как выполнить умножение и деление единиц времени? | Именованное число нужно выразить в меньшей единице измерения и выполнить умножение или деление. |
Предварительный просмотр:
4 КЛАСС
Фрагмент урока математики по теме «Оценка площади. Приближенное вычисление площадей».
Цели:
- Учить находить границы площади любой фигуры.
- Учить находить приближенное значение площади, построить соответствующий алгоритм действий.
№ п/п | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | |||
2 | Повторение ранее изученного. Постановка проблемы. | Слайд 1 По щелчку мыши заполняется таблица величин и единиц измерения (для площади). | Что такое величина? Какие величины знаете? Какие единицы измерения этих величин вам известны? Сегодня на уроке будем работать над нахождением площади фигур | Ответы детей |
Слайд 2 На слайде прямоугольник, размеры сторон не указаны. По щелчку появляется формула нахождения площади прямоугольника | Найдите площадь прямоугольника. Проблема Какой формулой мы пользуемся для нахождения площади прямоугольника? По какой причине площадь не находится | (Дети испытывают недоумение) Ответы детей Не можем найти, так как не знаем размеры сторон | ||
Слайд 3 На слайде изображена палетка, появляется прямоугольник, фиксируется решение – нахождение площади | На лист, разделенный на квадратные сантиметры, нанесем наш прямоугольник. Теперь вы можете найти его площадь? Почему, по-прежнему не зная размера сторон, вы смогли определить площадь фигуры. | Учащиеся находят площадь прямоугольника. Она разделена на квадратные сантиметры. | ||
Слайд 4 На слайде изображена палетка, появляется изображение солнышка | Значит, если фигура разделена на квадратные сантиметры, мы без труда сможем вычислить ее площадь. Тогда найдите площадь следующей фигуры. Проблема | Не удается найти площадь, т.к. солнце – это круг, а нам неизвестна формула площади круга. | ||
3 | «Открытие» нового знания | Слайд 5 На палетку накладывается фигура. | Можем ли мы определить точную площадь данного прямоугольника? Выполните оценку площади. Что значит «оценить»? Между какими числами заключена площадь данной фигуры? (Подобное задание выполняется в учебнике) | Ответы детей. Найти верхнюю и нижнюю границы. 15 |
Слайд 6 На палетку накладывается фигура. По щелчку изменяется цвет целых клеток, очерчиваются границы | Сосчитайте по рисунку число целых клеток, находящихся внутри фигуры, и наименьшее число целых клеток, внутри которых расположена сама фигура. Что можно сказать о площади этой фигуры? Определите границы площади | Дети выполняют задание в учебнике, руководствуясь инструкцией учителя, и проверяют правильность выполнения задания, обращая внимание на действия, показанные на экране | ||
Слайд 7 На палетку накладывается фигура. По щелчку изменяется цвет целых клеток, очерчиваются границы | Сколько целых клеток вмещается внутри линии В (закрасьте их)? Сколько нецелых клеток (закрасьте их)? В каких границах заключена площадь фигуры? Можем ли узнать точную площадь фигуры? А приближенное? Обведите наименьшую фигуру из целых клеток, которая содержит линию В. Как найти приближенное значение? | (Выполняются действия, описанные в предыдущем задании) Ответы детей В ходе обсуждения подвести к способу вычисления приближенного значения площади. (Найти сумму целых и нецелых, деленных на два, клеток) | ||
Слайд 8 Выводится формула нахождения приближенного значения площади. | Решение, записанное в виде числового равенства в предыдущем задании, преобразовывается в буквенное. Выводится формула нахождения приближенного значения площади | |||
Слайд 9 Выводится алгоритм нахождения приближенного значения площади. | Под руководством учителя выводится алгоритм нахождения приближенного значения площади. | |||
4 | Первичное закрепление | Слайд 10-11 | Используя полученные знания, вычислите приближенные значения площадей следующих фигур. | Учащиеся вычисляют приближенные значения площадей фигур. Осуществляют самоконтроль (взаимоконтроль) по действиям, происходящим на экране. |
Предварительный просмотр:
Тесты
Тема: «Преобразование величин»
Пояснительная записка
Первым слайдом каждого теста является таблица соотношений между соответствующими единицами измерения. Следующие слайды – это вопросы с вариантами ответов, среди которых только один правильный, а остальные неправильные. После соответствующих вычислений ученик выбирает вариант ответа, наводит на него курсор и нажимает на левую кнопку мыши. Появляется слайд, на котором верный ответ выделен цветом, а неверные ответы - перечеркнуты. На слайде также отображается значок с вопросительным знаком. Если учащийся понял свою ошибку, то щелчком кнопки мыши на правильный ответ осуществляется переход к следующему заданию. Если же возникли затруднения, нажатием на значок вопросительного знака на слайде, происходит перемещение на слайд, где подробно расписан способ выполнения задания. Чтобы перейти к следующему заданию, необходимо нажать на слайде на управляющую кнопку «далее». Появляется следующий слайд. При выборе верного варианта ответа, сразу осуществляется переход к новому заданию.
Данные тесты могут быть использованы для индивидуального контроля знаний. Но если данная форма работы используется в процессе урока, возникает проблема: резкое сужение уровня педагогического общения.
Учитель может воспользоваться тестированием и в другом режиме. Учащимся выдается распечатанный тест, который выполняется индивидуально. После отведенного времени осуществляется самопроверка (взаимопроверка). На экране поочередно появляются тексты вопросов с вариантами ответов. Вызванный учащийся называет свой вариант. Появляется слайд, в котором правильный ответ выделен другим цветом. Если ответ неправильный, необходимо объяснить причину ошибки, при возникновении затруднений появляется слайд с подробным решением.
Таким образом мы можем обеспечить оперативность проверки выполненного теста, продемонстрировать объективность оценивания.
Тесты. Тема «Преобразование величин»
Правшина Любовь Алексеевна. Учитель начальных классов МОУ прогимназия «Центр детства». ЯНАО, г.Новый Уренгой.
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
Тема: «Преобразование величин»
Пояснительная записка
Первым слайдом каждой дидактической игры является таблица соотношений между соответствующими единицами измерения. Следующие слайды – это вопросы с вариантами ответов, среди которых правильный только один. После соответствующих вычислений ученик выбирает вариант ответа, наводит на него курсор и нажимает на левую кнопку мышки. Если ответ оказался неверным, то появляется слайд с надписью, выражающей рекомендацию «Подумай!». Чтобы вернуться к неверно выполненному заданию, необходимо нажать на слайде на управляющую кнопку «назад». Появляется предыдущий слайд – ученик вынужден повторно выполнить предложенное задание, и не сможет перейти к новому, пока не решит задание верно. При выборе верного варианта ответа появляется слайд, выражающий похвалу. Чтобы перейти к следующему слайду с новым заданием, необходимо нажать на слайде на управляющую кнопку «далее».
Подобные упражнения интересны детям, способствуют не только отработке знаний, умений и навыков по предложенным темам, но и развитию логического и абстрактного мышления, внимания, восприятия. Пробуждают интерес к математике в целом.
Дидактическая игра может быть использована учителем для индивидуальной работы с учащимися.
Дидактические игры. Тема «Преобразование величин»
Правшина Любовь Алексеевна. Учитель начальных классов МОУ прогимназия «Центр детства». ЯНАО, г. Новый Уренгой.
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
Тема: «Преобразование величин»
Пояснительная записка
Первым слайдом каждой дидактической игры является таблица соотношений между соответствующими единицами измерения. Следующие слайды – это вопросы с вариантами ответов, среди которых правильный только один. После соответствующих вычислений ученик выбирает вариант ответа, наводит на него курсор и нажимает на левую кнопку мышки. Если ответ оказался неверным, то появляется слайд с надписью, выражающей рекомендацию «Подумай!». Чтобы вернуться к неверно выполненному заданию, необходимо нажать на слайде на управляющую кнопку «назад». Появляется предыдущий слайд – ученик вынужден повторно выполнить предложенное задание, и не сможет перейти к новому, пока не решит задание верно. При выборе верного варианта ответа появляется слайд, выражающий похвалу. Чтобы перейти к следующему слайду с новым заданием, необходимо нажать на слайде на управляющую кнопку «далее».
Подобные упражнения интересны детям, способствуют не только отработке знаний, умений и навыков по предложенным темам, но и развитию логического и абстрактного мышления, внимания, восприятия. Пробуждают интерес к математике в целом.
Дидактическая игра может быть использована учителем для индивидуальной работы с учащимися.
Дидактические игры. Тема «Преобразование величин»
Правшина Любовь Алексеевна. Учитель начальных классов МОУ прогимназия «Центр детства». ЯНАО, г. Новый Уренгой.
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
Тема: «Преобразование величин»
Пояснительная записка
Первым слайдом каждой дидактической игры является таблица соотношений между соответствующими единицами измерения. Следующие слайды – это вопросы с вариантами ответов, среди которых правильный только один. После соответствующих вычислений ученик выбирает вариант ответа, наводит на него курсор и нажимает на левую кнопку мышки. Если ответ оказался неверным, то появляется слайд с надписью, выражающей рекомендацию «Подумай!». Чтобы вернуться к неверно выполненному заданию, необходимо нажать на слайде на управляющую кнопку «назад». Появляется предыдущий слайд – ученик вынужден повторно выполнить предложенное задание, и не сможет перейти к новому, пока не решит задание верно. При выборе верного варианта ответа появляется слайд, выражающий похвалу. Чтобы перейти к следующему слайду с новым заданием, необходимо нажать на слайде на управляющую кнопку «далее».
Подобные упражнения интересны детям, способствуют не только отработке знаний, умений и навыков по предложенным темам, но и развитию логического и абстрактного мышления, внимания, восприятия. Пробуждают интерес к математике в целом.
Дидактическая игра может быть использована учителем для индивидуальной работы с учащимися.
Дидактические игры. Тема «Преобразование величин»
Правшина Любовь Алексеевна. Учитель начальных классов МОУ прогимназия «Центр детства». ЯНАО, г. Новый Уренгой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ширина картины Рокотова «Портрет Струйской » 47см, а длина – на 1дм2см больше. Найдите площадь и периметр картины.
Периметр квадратной картины Малевича «Чёрный квадрат», написанной в 1929 г., 40дм. Чему равна площадь картины?
Длина картины Ван Гога «Подсолнухи» 90см. Чему равна площадь картины, если её периметр 32 дм.
Ширина холста К.Брюллова «Всадница» 2м6см, а длина – на 292 см больше. Найди площадь и периметр картины.
Длина картины А. Венецианова «На жатве» 6дм, а ширина – на 12см меньше. Найди площадь и периметр картины.
Древнейшая часть Тауэра (королевского замка в Лондоне) называется Белая башня. Она имеет длину 35м, а площадь 1015 кв.м. Какую площадь имеют наружные стены башни, если их толщина 3м?
Длина зрительного зала Большого театра 25м, а ширина на 1м меньше. Вычислите площадь Большого театра.
В запорожском музее хранится сборник стихов А.Мицкевича. Длина этой книги 29мм, а ширина на 1см меньше. Найдите её площадь и периметр. Начертите эту книгу у себя в тетради.
Древнеегипетский архитектор Имхотеп 5000 лет назад построил для фараона Джосера пирамиду. Основание пирамиды было в ширину 118м, что на 22м меньше длины. Какова площадь земли, занимаемая пирамидой, и какой у неё периметр?
Пирамида фараона Джосера была обнесена каменной стеной, которая очерчивала прямоугольник длиной 545м, а шириной – в 2 раза меньше. Сколько бы метров составил путь вокруг стены, и какую площадь земли она окружила?
Площадь первой «Азбуки» Ивана Фёдорова 15700 кв.см, её длина 157см. Найди периметр этой книги.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Длина тела до 7 м 50 см Африканский слон Высота до 4 м Длина бивней у самцов более 3м50см М асса достигает 7 т и более. Взрослый слон съедает в день до 300 кг растительности Регулярно пьет раз в 2-3 дня по 160-200 л воды.
Индийский слон Длина тела 6 м 40 см Высота в холке 3 м Длина бивней достигают 1 м 50 см и имеют массу 20 – 25 кг Масса — 3 - 5 т
Самое высокое из существующих животных : Жираф Длина тела 3-4 м Высота в холке до 3м70 см Рост 5-6 м Масса 550-750 кг Жираф может, вставая на дыбы, достать корм с высоты до 7 м
Одногорбый верблюд Двугорбый верблюд Длина тела около 2 м 10 см Высота в холке 1м80см-2м10см Длина тела 250 - 360 см В ысота 180 - 210 см Масса 450-690 кг За 10 минут верблюд выпивают около 130 – 135 л воды
Кенгуру Длина тела 160 см Длина хвоста 105 см М асса тела 90 кг При передвижении кенгуру совершают прыжки до 1м50см в длину Убегая от опасности, прыгают на 8 -12 м и развивают скорость до 88 км/ч В помете 1-2 детеныша, рождаются размером 7-25 мм, массой от 1 до 5 г .
Леопард Пантера Млекопитающие семейства кошачьих. Длина тела до 180 см Длина хвоста до 110 см М асса 32-40 кг
Амурский тигр Д лина тела достигает 3 м Длина хвоста 1 м 10 см В ес — 390 кг У самки обычно рождается 2–4 слепых детеныша массой от 1 кг 300 г до 1 кг 500 г
Бурый медведь Длина тела от 1 м 70 см д о 2 м 20 см М асса 100 - 340 кг Длина тела от 2 м д о 2 м 50 см М асса 450 кг Белый медведь
Волк Длина тела 100 - 140 см Длина хвоста 30 - 50 см В ысота до 90 см М асса от 30 кг до 75 кг Голодный волк, способен съесть до 10 кг мяса, но обычная суточная норма 2 - 6 кг.
Заяц беляк Д лина тела беляка 50-60 см, иногда до 75 см М асса до 5 кг 500 г Заяц русак Длина тела 50-70 см В есит до 7 кг
Ёж Длина тела от 10 до 44 см Хвост от 1 до 20 см. Землеройка - малютка Самый крошечный зверек на Земле Длина тела 3 см 5 мм Длина хвоста 1 см Весят от 2 до 35 г
Дельфин Длина животных 1 м 20 см - 3 м, некоторые виды до 10 м Синий кит Длина до 33 м М асса до 150 т.
Размах крыльев бабочек Ленточница голубая Крылья в размахе до 30 см Пяденица Крылья в размахе до 13 – 50 мм Бражник. Крылья в размахе до 20 см Павлиноглазка Крылья в размахе от 7 см 5 мм
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т. д.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: верста сажень аршин локоть пядь вершок
АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
Аршин являлся базовой величиной для других крупных мер определения длины, расстояний (сажень, верста). Корень "АР" в слове ар шин - в древнерусском языке означает "ЗЕМЛЯ" , "поверхность земли" , и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. Было и другое название этой меры ШАГ
вершок малая пядь дюйм ПЯДЬ (ПЯДНИЦА) ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ МЕРА ДЛИНЫ МАЛАЯ ПЯДЬ Говорили «ПЯДЬ» с 17 века, что обозначало ч етверть аршина. Расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 cм .
БОЛЬШАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см.). П Я Д Ь С КУВЫРКОМ ("пядень с кувырком", по Далю – пядь с кув ы ркой ) пядь с прибавкой двух суставов указательного палица = 27-31 см БОЛЬШАЯ ПЯДЬ
ВЕРСТА - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты . МЕЖЕВАЯ ВЕРСТА - старорусская единица измерения, равная двум верстам.
САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению (и, соответственно, величине). Саженей было больше десяти. Маховая сажень расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины . Маховая сажень
Косая сажен самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Используется в словосочетании: "у него косая сажень в плечах " (в значении - богатырь, великан).
ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется.
ЛАДОНЬ = 1/6 локтя (локоть шестиладонный ) ВЕРШОК - 4 ногтя (по ширине 1,1 см) = 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки .
Меры жидкостей (винные меры) бочка (40 ведер) ведро полведра котёл (от полведра до 20 вёдер) четверть ведра осьмуха (1/8 ведра) кружка (1/16 ведра)
Бочка , как мера жидкостей применялась в основном в процессе торговли с иностранцами, которым запрещалось вести розничную торговлю вином на малые меры. Равнялась 40 ведрам (492 л)
Материал для изготовления бочки выбирали в зависимости от её назначения: дуб - для пива и растительных масел, ель - под воду, липа - для молока и мёда Чаще всего в крестьянском быту использовались небольшие бочки и бочонки от 5-и до 120-и литров. Большие бочки вмещали до сорока вёдер (сороковки) Бочки использовали так же и для стирки (отбивки) белья.
В ЕДРО – дометрическая мера объема жидкостей, равная 12 литрам, полведра = 6 литров Четверть или четвёртая часть ведра равна 3 литрам (раньше это была узкогорлая стеклянная бутылка )
Кружка ( слово означает – «для пития по кругу») = 10 чаркам = 1,23 л. Современный граненый стакан раньше назывался « досканом » («строганные доски»), состоящим из обвязанных верёвкой ладов-дощечек, вокруг деревянного донца.
На Руси использовались в торговле следующие меры веса(старорусские): Меры веса берковец = 10 пудов пуд =40 фунтов =16,38кг фунт (гривна )= 96 золотников= 0,41кг лот = 3 золотника = 12,797 г золотник = 4,27 г доля = 0,044 г
ГРИВНА ( позднейший фунт) оставалась неизменной. Слово "гривна" употребляли для обозначения как весовой, так и денежной единицы. БЕРКОВЕЦ - эта большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д. ЗОЛОТНИК равнялся 1/96 фунта, в современном исчислении 4,26 г. Про него говорили: "мал золотник да дорог". Это слово, первоначально обозначало «золотая монета».
ФУНТ ( от латинского слова ' pondus ' - вес, гиря) равнялся 32 лотам, 96 золотникам, 1/40 пуда, в современном исчислении 409,50 г. Используется в сочетаниях: «не фунт изюма», « узнать почём фунт лиха » . ЛОТ – старорусская единица измерения массы, равная трём золотникам или 12,797 граммам. ДОЛЯ – самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная 1/96 золотника или 0,044 граммам.
Пуд - (от латинского pondus - вес, тяжесть) это не только мера веса, но и весоизмерительное устройство. При взвешивании металлов пуд являлся как единицей измерения, так и счётной единицей. Даже когда результаты взвешиваний являлись десяткам и сотням пудов, их не переводили в берковцы.
К XVIII веку насчитывалось до 400 различных по величине единиц мер, употребляемых в разных странах. Разнообразие мер затрудняло торговые операции. Поэтому каждое государство стремилось установить единообразные меры для своей страны.
В России, ещё в XVI и XVII вв были определены единые для всей страны системы мер. В XVIII в. в связи с экономическим развитием и необходимостью строгого учёта при внешней торговлей, в России встал вопрос точности измерений, создании эталонов, на основе которых можно было бы организовать поверочное дело ("метрологию").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Порядок действий в выражениях". Урок математики во 2 классе.
Урок открытия новых знаний. Основной целью урока является формирование умения составлять программу действий в сложном выражении, используя такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, обобщение...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах
Материал посвящён формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться....
Статья. "Применение элементов развивающего обучения на уроках математики в начальных классах".
Современная система образования предоставляет сегодня учителю возможность выбора среди множества инновационных методик выбрать ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет воору...
Презентация с аннотацией к открытому уроку по развитию логического мышления в 1 классе Логические задачи-шутки,задачи-загадки на уроках математики в начальных классах
Цель презентации: развитие аналитического мышления,анализ,сравнение,сопоставление,обобщение,классификация,развитие внимания,памяти,логического мышления,познавательной активности учащихся на урок...
"Применение игровых технологий на уроках математики в начальных классах как средство реализации системно- деятельностного подхода в школе"
Применение игровых технологий на уроках математики в начальных классахкак средство реализации системно- деятельностного подхода в школе...
Обобщение опыта по теме "Формирование базовых учебных действий на уроках математики в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ."
В данном опыте раскрывается система работы учителя по формированию БУД при работе с детьми с ОВЗ, подробно рассматривается мониторинг результативности опыта за 3 года работы в рамках ФГОС....