Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах
статья (2 класс) на тему
Материал посвящён формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_urokah_matematiki.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
г. Балаково Саратовской области
Формирование универсальных учебных действий
на уроках математики в начальных классах
Доклад учителя начальных классов
Пискуновой Любови Павловны
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит на разных учебных предметах и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
1 слайд ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ направлен на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- воспитание интереса к математике;
2 слайд Математика в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических.
Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь).
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. Школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
3 слайд Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
• 1 этап — вводно-мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации. На этом этапе обучающиеся должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить. (Используется технология проблемного обучения.)
• 2 этап — открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.
• 3 этап — формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
• 4 этап — обобщение и систематизация.
На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему.
Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС, обеспечивающие формирование познавательных универсальных действий на уроках математики.
Технологии | Методы | Формируемые УУД
| ||
Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации | Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы | ||
Педагогика сотрудничества | Совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение | Познавательные: логические универсальные действия | ||
Индивидуально – дифференцированный подход | Разноуровневые задания | Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия | ||
Компетентно – ориентированное обучение | Исследовательская работа, проектная деятельность | Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия | ||
Информационно – коммуникативные технологии | Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска | Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.
| ||
Виды универсальных действий | Виды заданий | |||
Личностные | • Участие в проектах • Подведение итогов урока • Творческие задания, имеющие практическое применение • Самооценка событий | |||
Познавательные | • «Найти отличия» • «Поиск лишнего» • «Лабиринты» • «Цепочки» • Составления схем-опор • Работа с разными видами таблиц • Составления и распознавание диаграмм • Работа со словарями | |||
Регулятивные | • «Преднамеренные ошибки» • Поиск информации в предложенных источниках • Взаимоконтроль • Диспут • «Ищу ошибку» • Контрольный опрос на определенную проблему | |||
Коммуникативные | • Составь задание партнеру • Отзыв на работу товарища • Групповая работа • «Подготовь рассказ на тему…» • «Объясни …» |
Приведу несколько заданий, которые позволяют оптимизировать уроки математики, сместив акцент с фронтального опроса на самостоятельную исследовательскую деятельность младших школьников.
Слайд 9 Из всех выражений выпишите и найдите значения тех выражений, в которых сложение надо выполнить:
а) первым, б) вторым, в) третьим действием:
4 •7+3 90-52+18 70-(10+15) • 2
37+26-16 15+45:5-12 45:9+5• 3
24+6 •3 (30+70):10• 2 40+60:5•2
Слайд 10 Расставьте в выражениях скобки несколькими способами и вычислите значения получившихся выражений:
а) 76-27-12+6 б) 78-18:3 •2
Слайд 11 Поставьте скобки в выражениях так, чтобы оно имело указанное значение
16:4:2=8
24-16:4:2=1
24-16:4:2=16
-Раздели числа на две группы: 15, 24, 25, 28, 30, 32, 35, 36, 40
При выполнении этого задания очень важно обратить внимание детей на то, что признак разделения заданных чисел на группы не задан и им предстоит определить его самим. Числа могут быть разделены на две группы по разным признакам, но необходимо следить за тем, чтобы все числа были распределены по группам и не случилось так, что одно и то же число попало в обе группы.
-Для повышения эффективности обучения и развития учащихся большое внимание заслуживают задачи, допускающие не одно возможное решение, а несколько ( здесь имеются в виду не разные способы нахождения одного и того же ответа, а существование разных решений-ответов и их поиск). Задача в этом случае не сковывает ученика жесткими рамками одного решения, а открывает ему возможность для поисков и размышлений, исследований и открытий, пусть на первый раз и маленьких. Например
Слайд №12 Незнайка пытался записать все примеры на сложение трёх однозначных чисел, чтобы в результате каждый раз получалось 20 (некоторые слагаемые могут быть одинаковыми), но он всё время ошибался. Помогите ему решить задачу.
Решение.
1) 9+9+2=20 5) 8+8+4=20
2) 9+8+3=20 6) 8+7+5=20
3) 9+7+4=20 7) 8+6+6=20
4) 9+6+5=20 8) 7+7+6=20
Как видим, задача имеет восемь решений. Чтобы не пропустить ни одного из них, необходимо записывать решения в определённой последовательности.
Приведенные задания способствуют развитию познавательных способностей детей, расширению их математического кругозора, помогают глубже и прочнее овладевать программными знаниями, что создает условия для успешного продолжения математического образования.
Список литературы:
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.
- Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. – практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С.46-54.
- Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
- Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 .
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М., 2002.
- Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. – М., 2008.
Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000» / под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. , 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx
В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx
В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
В статье расерываются теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий по новым ФГОС, рассматриваются два вида дидактической игры: обучающая и контролирующая, приведены примеры уроков...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.
материал для выступления...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
Развитие УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения...