Обобщение опыта по теме "Формирование базовых учебных действий на уроках математики в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ."
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)
В данном опыте раскрывается система работы учителя по формированию БУД при работе с детьми с ОВЗ, подробно рассматривается мониторинг результативности опыта за 3 года работы в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 397.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Черниченко Валентина Михайловна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
Формирование базовых учебных действий на уроках математики в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ.
Черниченко Валентина Михайловна,
учитель начальных классов
ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная
школа-интернат».
Алексеевка
2019
Содержание
Пояснительная записка 3
Тематическая серия уроков 10
Список литературы 29
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» современная система образования предполагает внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом, его особенностями здоровья адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.
Данный опыт решает одно из основных противоречий – между требованиями, которые общество предъявляет к каждому члену, обусловленные особенностями социально-экономического развития страны и возможностями индивидуума к адаптации в данном обществе, обусловленные индивидуальными особенностями здоровья. Для ребёнка с развитыми в соответствии с возрастом физиологическим, психо-физическими, умственными качествами процесс социализации будет происходить равномерно, в соответствии с принятыми нормами в обществе. Для детей же, имеющих особенности, ограничение хотя бы в одной области процесс взаимодействия с окружающими будет иметь свои особенности, и отличаться от такого взаимоотношения со своими сверстниками. В зависимости от степени и вида ограничения возможностей обучаемого строиться система работы по его обучению и воспитанию.
Основная идея опыта – идея максимальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекции их психофизиологических, умственных способностей.
Цель:
Создание условий для осуществления максимального развития детей и их социализации в обществе в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья в рамках реализации ФГОС НОО.
Основные задачи, которые решаются в ходе реализации данного опыта:
- Учёт интеллектуальных способностей и возможностей каждого конкретного ученика
- Формирование базовых учебных действий необходимых для успешного обучения на следующей ступени школы, для успешной социализации обучаемых с ограниченными возможностями здоровья;
- Развитие положительной учебной мотивации;
- Обеспечение оптимальной степени трудности содержания излагаемого материала и оптимального темпа обучения на уроке;
- Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ.
- Активизация личностного опыта и творческого потенциала обучающихся.
В своей работе я исхожу из того, что успешность усвоения базовых учебных действий в начальной школе закладывает основы успешного обучения в основной школе и служит основой успешной социализации обучаемого в социуме. Степень и качество освоения БУД зависит от сочетания методов и приёмов, современных технологий, степени учёта возрастных, индивидуальных и психологических особенностей ребёнка, а также принципов, заложенных в основу практического освоения адаптированных общеобразовательных программ, таких как:
коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса, принцип практической направленности на формирование деятельности и воспитывающего обучения, преемственности и целостности содержания образования, сотрудничества с семьёй. Достижению максимального результата служит и использование дифференцированного и деятельностного подхода, в зависимости от индивидуальных особенностей интеллектуального, физического состояния обучаемого.
В зависимости от того, в какой степени проявились отклонения умственного развития, насколько легко, прочно и глубоко овладевают дети новыми знаниями, обучаемые делятся на 4 группы. Это необходимо знать и учитывать при организации образовательного процесса с детьми с умственной отсталостью, чтобы достичь максимального результата в оптимальное время.
I группу составляют ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.
II группа испытывает небольшие трудности. Они понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать выводы, обобщения не в состоянии. Они нуждаются в помощи учителя.
К III группе относятся дети, с трудом усваивающие программный материал и нуждающиеся в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической). Они нуждаются в дополнительном объяснении, индивидуальной помощи, после чего обычно могут работать самостоятельно.
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом АООП на самом низком уровне. Фронтального обучения для них недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Знания усваивают чисто механически.
Математика относится к предметам, которые более всех остальных является наукоёмкой и особенно сложной в усвоении детьми с проблемами умственного развития. В простейшем своём представлении и понимании ребёнок раньше остальных наук встречается с математикой ещё до школы. Так, не встретишь сейчас малыша, который не столкнулся с простейшим счётом, сравнением предметов (например, тех же игрушек), их количества, размеров, цвета в домашней обстановке, на улице.
В начальной школе обучение математике строится на принципах коррекционно-развивающей направленности. Изучение любой темы пронизывает принцип переноса усвоенных знаний, умений и навыков, сформированных в учебных условиях, в различные жизненные ситуации, что обеспечивает готовность ребёнка ориентироваться и активно действовать в реальном мире.
На каждом уроке выделяются конкретные базовые учебные действия, которые необходимо сформировать.
Данный опыт представляет собой стройную систему методов и приёмов для достижения поставленных целей и задач, показывает чёткую последовательность системы заданий, текстовых задач, коррекционно-развивающих упражнений, которые позволяют самым оптимальным путём достичь результата при сохранении и укреплении здоровья обучающихся.
В данном опыте используются элементы компьютерных технологий, здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного, личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской, технологии поэтапного обучения П.Я.Гальперина, Д.Э.Эльконина, Л.С. Выготского.
Построение учебных занятий данного опыта. Выбор этапов зависит от типа урока.
Этапы урока. | Формирование базовых учебных действий. | Примечание (технологии) |
| Формирование личностных, регулятивных учебных действий. | Фронтальная работа |
2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала. | Формирование личностных, познавательных учебных действий. | |
3. Пальчиковая зарядка. Подготовка к письму. | Формирование личностных, регулятивных учебных действий. | Здоровьесберегающие технологии |
4. Письмо за конторками- дата, чистописание. | 4. Формирование личностных, регулятивных учебных действий. | Здоровьесберегающие технологии |
5. Сообщение темы урока . | Формирование личностных, познавательных учебных действий. | |
6. Изучение новой темы. Знакомство с образцом деятельности. | Формирование познавательных, личностных, коммуникативных учебных действий. | технологии поэтапного обучения, компьютерные технологии |
| Формирование познавательных, коммуникативных учебных действий. | Здоровьесберегающие технологии |
| Формирование личностных, коммуникативных учебных действий. | Здоровьесберегающие технологии |
9. Изучение новой темы. Закрепление действий по образцу во фронтальной работе. | Формирование познавательных, личностных, коммуникативных учебных действий. | технологии поэтапного обучения, личностно-ориентированного обучения |
10. Изучение новой темы. Отработка навыка (самостоятельная работа). | Формирование личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий. | технологии поэтапного обучения, личностно-ориентированного обучения |
11. Изучение новой темы. Проверка самостоятельной работы-выявление пробелов в знаниях, умениях, навыках. | Формирование личностных, познавательных, регулятивных учебных действий. | технологии поэтапного обучения, компьютерные технологии |
12. Изучение геометрического материала - формирование личностных, познавательных, регулятивных учебных действий. | Изучение геометрического материала - формирование личностных, познавательных, регулятивных учебных действий. | технологии поэтапного обучения, личностно-ориентированного обучения, компьютерные технологии. |
13. Итог урока. | Формирование регулятивных учебных действий. | |
14. Рефлексия. | Формирование личностных, регулятивных учебных действий. | технологии личностно-ориентированного обучения |
15. Домашняя работа. | Формирование познавательных, личностных, регулятивных учебных действий. | технологии личностно-ориентированного обучения |
Результативность опыта.
Названия УД | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | Познавательные | ||||||||
ФИ Класс | 1 КЛ | 2 КЛ | 3 КЛ | 1 КЛ | 2 КЛ | 3 КЛ | 1 КЛ | 2 КЛ | 3 КЛ | 1 КЛ | 2 КЛ | 3 КЛ |
Берестовой В. | 17 н | 25 н | 39с | 5 н | 11 с | 16 с | 13 с | 20 с | 25 с | 4 н | 7 н | 8 н |
Веникова С. | 11 н | 14 н | 20 н | 3 н | 6 н | 8 с | 8 н | 1 с | 13с | 2 н | 4 н | 4 н |
Горьков Д. | 22 н | 35с | 47с | 6 н | 13 с | 15 с | 18с | 27с | 27с | 7 н | 12 с | 16 с |
Дурносвистов Д. | 19 н | 42 с | 53 с | 6 н | 12 с | 17 с | 18 с | 27 с | 30 в | 4 н | 6 н | 10 с |
Евдокимов М. | 17 н | 22 н | 33 с | 5 н | 7 н | 10 с | 11 н | 17 с | 22 с | 4 н | 6 н | 8 н |
Кочерга А. | 37 с | 47 с | 70 в | 11 с | 22в | 26 в | 23с | 30в | 35в | 11 с | 15 с | 20 с |
Лопатин Д. | 37 с | 47 с | 70в | 11 с | 21 с | 24в | 22с | 30в | 34в | 11 с | 15 с | 21 с |
Лебедев А. | 14 н | 19 н | 29 | 4 н | 11 | 11 | 14 | 20 | 23 | 0 | 1 н | 1 н |
Шпакова А. | 36 с | 44 с | 64 с | 10 с | 15 с | 17 с | 21 с | 30в | 35в | 8н | 14 с | 19 с |
Мониторинг БУД за 1-3 классы. 2017-2019 уч.годы.
Класс | 1 класс | 2 класс | 3 класс | ||||||
Уровень УД Наименование | низ кий | сред ний | высо кий | низ кий | сред ний | высо кий | низ кий | средний | высокий |
Личностные УД | 6 | 3 | 0 | 4 | 5 | 0 | 1 | 6 | 2 |
Коммуникативные УД | 6 | 3 | 0 | 2 | 6 | 1 | 0 | 7 | 2 |
Регулятивные УД | 2 | 7 | 0 | 7 | 2 | 0 | 5 | 4 | |
Познавательные УД | 7 | 2 | 0 | 5 | 4 | 0 | 4 | 5 | 0 |
Участие в конкурсах.
ФИ | Предмет Год | Название конкурса, уровень | Результат |
Берестовой Виталий | 2019 | «Час экологии и энергосбережения» от проекта «Инфоурок» | 3 место |
Веникова Софья | 2019 | «Час экологии и энергосбережения» от проекта «Инфоурок» | 2 место |
Кочерга Андрей | Математика 2019 | Международный дистанционный конкурс «Звёздный час» | Диплом 1 степени |
Шпакова Альбина | Математика 2019 | Международный дистанционный конкурс «Звёздный час» | Диплом 3 степени |
№1
Тема: Знак умножения. Умножение чисел 2,3,4,5.
Цель: сформировать представление о новом математическом действии
Задачи:
Регулятивные УУД:
- учить принимать учебную задачу, работать по образцу;
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- учиться осуществлять самоконтроль и самооценку.
Личностные УУД:
- формировать положительную учебную мотивацию, понимание смысла учебной деятельности;
-воспитывать самостоятельность, трудолюбие;
-учить простым способам рефлексии;
- формировать ценностное отношение к своему здоровью.
Коммуникативные УУД:
- формировать умения учебного сотрудничества через работу в паре;
-развивать навык сотрудничества с учителем.
Предметные УУД:
- познакомить со знаком и записью действия умножения;
-раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего сложение одинаковых слагаемых;
-научить пользоваться новым математическим действием на практике;
-развивать вычислительные навыки.
Оборудование: конторки, магнитная доска, карточки для групповой работы, подвижные кресты, кубики, предметные картинки, смайлики для самооценки, счётные палочки, компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация,
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I.Орг. Момент. Психологический настрой.
- Добрый день, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку.
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу,
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я примусь.
-Сегодня на уроке нас ждёт новое открытие, старайтесь быть внимательными, активными!
Ориентация во временах года:
-Какое сейчас время года?
-Какое время года было до этого? Какое будет после?
-Какой сейчас месяц?
-Какое сегодня число? Молодцы!
II. Актуализация знаний. Подготовка к активной деятельности на уроке.
Развитие вычислительных навыков. При затруднении обучаемые III и IV групп пользуются счётными палочками.
а) Игра «Математическая цепочка»
5+3=..-2=..+6=..-4=..+10=..-8=
-Какие математические действия вы выполняли?
б) Устный счет.
-1-е слагаемое-10, 2-е слагаемое-3, найдите сумму;
-уменьшаемое-15, вычитаемое-2, найдите разность (остаток);
-7 увеличьте на 3;
- уменьшите 18 на 10;
-к 10 прибавьте 10;
-от 12 отнимите 2.
- Молодцы! Какие математические действия вы выполняли?
III. Пальчиковая гимнастика: построение из палочек ёлочки, домика.
Здоровьесберегающие технологии: 3 человека работают за конторками.
Запись числа в тетрадь.
Минутка чистописания: 1 4
IV. Самоопределение к деятельности. Проблемная ситуация.
На магнитной доске выставлены 4 карточки с изображением вазы с 2 цветками.
- В четыре вазы поставили по 2 цветка. Сколько всего цветов в вазах?
- О чем говорится в задаче? (о вазах и цветах )
- Сколько цветов в одной вазе? (2)
- Сколько таких ваз? (4)
- Как решить эту задачу? (нужно по 2 взять 4 раза)
Записываю на доске: 2+2+2+2=8
- Удобно записывать так? (нет, слишком длинная запись)
V. Сообщение темы урока.
- Решение этой задачи можно записать по-другому: 2 х 4. Знак х называется умножить, а действие называется умножение.
Читаем так: два умножить на четыре или по два взять четыре раза.
- Откройте учебник. Назовите тему нашего сегодняшнего урока? Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? - Что нам нужно запомнить?
(Чтение правила на с.73)
-Прочитайте и скажите, что такое умножение?
-Как пишется знак умножения?
-Как читается пример со знаком умножения?
- С каким новым действием мы сегодня будем знакомиться?
VI. Изучение новой темы.
- Знакомство с образцом.
-Посмотрите на рисунок на с.73 и объясните, как можно посчитать сапоги? (сложением-дети читают пример, умножением-пример читают несколько человек разными способами)
-Каким действием это сделать удобнее?
-Зачем нужно действие умножение? (чтобы считать быстрее, удобнее)
-Положите на парту палочки, как показано в учебнике на с.74. Как узнать, сколько палочек всего?
-Запишите пример на сложение. Прочитайте его: по 3 взяли 4 раза.
-Можем мы заменить этот пример и решить удобнее, короче? Как? (3х4)
-Прочитайте пример. Как называется действие? Как называются компоненты?
Названия компонентов проговаривают 2-3 человека.
-Прочитайте следующий пример. Можем заменить его умножением?
Запишите в тетрадь пример на сложение и умножение, вычислите результат.
Прочитайте пример на сложение. Назовите сумму.
Прочитайте пример на умножение. Как называются числа при умножении? Чему равно произведение?
- Посмотрите на первый пример, какое число повторяется?
- Значит, на первое местно в нашем выражении запишем цифру 2. Далее ставим знак х . Сколько раз повторяется? На второе место пишем число 4.
- Читаю 2 умножить на 4 или по 2 взяли 4 раза.
(следующий два примера выполняются на доске, последний пример самостоятельно, взаимопроверка)
- Закрепление действия по образцу.
Запишите самостоятельно примеры на сложение по рисункам на с.74 №4.
Замените сложение умножением.
- Проверка действий по образцу. СЛАЙД
4+4+4=12 3+3+3+3+3+3=18
4х3=12 3х6=18
-У кого по - другому записано или не получилось записать? Что не получилось?
VII. Физминутка
Б) офтальмологическая зарядка. Подвижные кресты. На 3 крестах разные геометрические фигуры, в том числе по 2 кубика.
-Найдите глазами кубики. Сколько их в классе? Как посчитали?
а) «Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась…»
VIII. Отработка навыка замены суммы чисел на умножение.
А.Работа в группах. Решение примеров по карточкам.
- Замените сложение примерами на умножение, где это возможно:
6+6+6 4+4+4 2+2+2+2+2
5+5+5+5 3+3 3+3+3
4+4+3 2+3+3 3+2+3
Б. Проверка работы групп. СЛАЙД
Дети читают примеры, их результаты.
На слайде полное решение примеров.
- Почему последний пример не заменили умножением?
IX. Геометрический материал.
Начертите отрезок 3 см, второй на 3 см больше. I и II группа чертят третий отрезок на 3 см больше второго.
-Какова длина второго отрезка? Третьего?
X. Итог урока.
- Что узнали нового на уроке? Какое открытие мы сделали?
- Чему учились на уроке? Зачем нужно уметь умножать? Какое задание было самым интересным?
XI. Рефлексия.
- Сегодня вы очень хорошо поработали на уроке! Кому было интересно и легко на уроке, выберите весёлого смайлика, кому было интересно, но трудно, сложно выберите смайлика без улыбки, кто не понял, что такое умножение выберите грустного смайлика.
XII. Домашнее задание. с.76, № 12
I, II группа 1-3 столбик, III, IV группа 1 столбик
№2
Тема Таблица умножения числа 2.
Цель: познакомить с таблицей умножения на 2.
Задачи:
Регулятивные УУД:
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем;
-формировать умение работать по предложенному плану;
-объективно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
- учить соотносить свои действия с образцом, выявлять недочёты в своей работе.
Коммуникативные УУД:
- учить слушать и понимать речь своих товарищей;
- развивать умения принимать различные роли (ведущего, ведомого) в группе, в паре;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь.
Личностные УУД:
- формировать положительную учебную мотивацию;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к предмету.
Предметные УУД:
-формировать знания обучающихся таблице умножения на 2;
-учить применять ее на практике;
-закреплять понимание смысла действия умножения как замены суммы слагаемых;
-развивать навык устного счёта;
-тренировать умение решать задачи.
Оборудование: компьютер, магнитная доска, дидактические карточки, карточки для работы в парах, 3 полоски бумаги для измерения.
Тип урока: изучение нового материала.
I.Орг. Момент. Психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята! Как называется наш урок?
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Ориентация во времени дней недели:
-Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
-Какой день недели будет завтра?
-Сколько всего дней в неделе?
-С каким математическим действием мы познакомились на прошлом уроке? Сегодня мы раскроем ещё один секрет математики. А какой, узнаете на уроке, если будете внимательны и терпеливы. У вас на партах карточки двух цветов. Поднимите ту карточку, какой цвет соответствует вашему настроению.
II. Актуализация знаний. Подготовка к активной деятельности на уроке.
а) Игра «Математическая ромашка».
На учительском столе лежат лепестки ромашки. Дети берут по лепестку, решают пример и прикрепляют на магнитную доску. При затруднении дети пользуются числовой линией на доске. Получается ромашка.
3+3 12+3 15+3 4+4 20-4 12-4 8-4 6-6 9-3
Б) Устный счёт.
- Давайте вспомним, что такое умножение. Зачем нужно действие умножения?
Прочитайте примеры.
7+7 7-7
6+6+7 5+5+5
4+4-4 7+7-6
-Какие из них можно заменить умножением? Замените устно.
- Какие нет, почему? (разные слагаемые, вычитание не заменяем умножением)
–Прочитайте примеры.
3х3 5х2
2х5 4х3
-Как называются числа при умножении? Что нужно найти?
-Что нужно сделать, чтобы посчитать? (Заменить сложением)
3) Установить соответствие. На доске запись: 2х3 3х2
-Возле школы 2 клумбы. На каждой росло по 3 розы. Сколько всего роз росло на двух клумбах? (3х2)
-На лесной опушке жили 3 ёжика. Под дикой яблоней они нашли по 2 яблока. Сколько всего яблок нашли ёжики? (2х3)
-Почему выбрали это решение? Почему второй пример не подходит? Какое число пишем на первом месте?
III. Пальчиковая гимнастика
-Какое сегодня число? Давайте подготовим наши пальчики к работе.
Дети берут пальцами одной руки другую, начиная с мизинца, а затем меняют руки.
- «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, этот пальчик я. Вот и вся моя семья.»
3 человека работают за конторками. Запись числа в тетрадь.
Минутка чистописания: 3 8
IV. Самоопределение к деятельности. Проблемная ситуация.
Работа на магнитной доске.
-В вазе 2 цветка. Сколько цветов в 4 вазах? в 6 вазах? в 9?
-Давайте подумаем, когда нам нужно применить действие умножения. Например, в столовой стоит 3 стола, на каждый стол поставили по 2 тарелки. Вам нужно посчитать, сколько нужно взять тарелок. А если столов 5? 7? 2?
-Каким действием будем решать задачу? Как записать решение?
На доске появляется запись:
2х3 2х5 2х7 2х2
-Прочитайте примеры. Что особенного заметили? Легко и удобно каждый раз считать, прибавляя по 2.
V. Сообщение темы урока.
-Чтобы каждый раз не начинать прибавлять сначала придумали удобные таблицы. Их нужно запомнить и сразу называть ответ.
VI. Изучение новой темы.
- Знакомство с образцом.
Объясняю с использованием дидактического материала - карточек с изображением 2 цветов в вазе.
Алгоритм работы:
-Сколько ваз? Сколько цветов в вазе? Сколько раз взяли по 2?
Записываю пример на доске, дети в тетрадях.
2х1=2 2х6=12
2х2 =4 2х7=14
2х3=6 2х8=16
2х4 =8 2х9=18
2х5=10 2х10=20
-Удобно теперь будет сразу посчитать, сколько цветов в 4 вазах? В 6?
-Откройте учебник на с.81. Найдите таблицу, прочитайте в учебнике и сравните с вашими записями в тетради.
-У всех одинаково с учебником? Эту таблицу надо запомнить и каждый раз не прибавлять по два.
Для закрепления дети выборочно читают примеры.
2. Отработка навыка использования таблицы умножения на 2.
1.Фронтальная работа. Дети записывают решение задач на доске и в тетрадях.
-Во дворе школы 2 клумбы. На каждой клумбе 2 розы. Сколько всего роз на клумбах?
- На день рождения к Коле пришли 3 друга, каждому мама положила по 2 кусочка пирога. Сколько всего кусочков пирога положила мама?
-К новому учебному году Свете купили 4 карандаша, каждый стоил 2 рубля. Сколько рублей потребовалось, чтобы купить карандаши?
- На уроке рисования учитель дал ребятам по 2 альбомных листа. Сколько всего листов потребовалось учителю, если в классе 8 учеников?
3. Закрепление действия по образцу. Самостоятельная работа.
-А теперь откройте учебник с.83 № 6.1. Кто изображён на рисунке? Что у каждого ребёнка? По сколько конфет? Что нужно найти? Запишите решение самостоятельно.
4. Проверка самостоятельной работы.
-Прочитайте решение. Сколько всего конфет у ребят? Каким действием решали? Каким удобнее, быстрее решить задачу?
-Кому было трудно? Что не получилось?
VII. Физминутка
а) зарядка для глаз:
«Волшебный круг»
голову держать прямо, ровно глазами смотрим по кругу: окно - пол -дверь -потолок, затем обратно: дверь-потолок - окно- пол. Повторить три раза.
Три раза зажмуриться.
На настенной сюжетной картине найти мышку, найти и посмотреть на дворец, на лебедь, на дуб.
б) «Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.»
VIII. Закрепление навыка замены суммы чисел на умножение. Работа в парах.
А) Работа по учебнику с.82 № 3.
Коллективное чтение задачи. Анализ:
-О ком говорится в задаче? Сколько козлят было у козы? Что принесла коза? Что ещё известно в задаче? Что нужно узнать? Запишите решение самостоятельно.
Б) Проверка работы в парах. Дети обсуждают решение с товарищем по парте.
-Сколько стаканов молока выпили козлята? Прочитайте решение. Каким действием вы узнали?
-А теперь давайте сравним, как решили эту задачу ваши одноклассники из другой школы.
Ваня решил задачу так: 7х2=14
Катя решила задачу так: 2х7=14
Ответ получился одинаковый. Как вы считаете, и Ваня и Катя решили задачу верно? Почему? Что должно быть на первом месте, первый множитель?
- Геометрический материал.
- У вас на партах лежат полоски бумаги. Возьмите и измерьте самую маленькую полоску? Сколько сантиметров? Сколько сантиметров самая большая полоска? Что можно сказать о третьей полоске? Сравните её с маленькой полоской, с большой? (она больше маленькой, но меньше большой).
4 см < 12 см 8 см > 4 см
12 см > 4 см 8 см<12 см
X. Итог.
- Молодцы! Сегодня вы очень хорошо поработали на уроке!
- Что узнали нового на уроке? Какой секрет математики мы узнали? Что понравилось на уроке?
- Чему учились на уроке? Зачем нужна таблица умножения на 2?
XI. Рефлексия.
Показывают карточку в соответствии с их настроением в конце урока.
Проследить, как изменилось эмоциональное состояние детей в процессе занятия.
XII. Домашнее задание. 1, 2 группа – с. 86 № 17
3 группа – с.85 № 14, 2-й столбик
4 группа – с.85 № 14, 1-й столбик
№3
Тема. Решение примеров и задач на умножение, сложение и вычитание в пределах 20.
Цель: закрепить навык применения действия умножения на практике.
Задачи:
Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение;
- учиться осуществлять самоконтроль и самооценку;
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
Личностные УУД:
- формировать положительную учебную мотивацию;
-сформировать понимание необходимости знаний в жизни;
-воспитывать аккуратность, усидчивость;
-развивать устойчивость внимания.
Коммуникативные УУД:
-учится слушать товарища, уважать мнение другого.
-развивать навык сотрудничества с одноклассниками, с учителем, обращаться за помощью и принимать помощь;
-уметь контролировать свои действия
Предметные УУД:
-упражнять в применении таблицы умножения на 2 при решении текстовых задач;
-закреплять умения применять действие умножения на практике, отличать его от других математических действий;
- тренировать умение учеников решать задачи по краткой записи;
-развивать память и внимание.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, магнитная доска, сигнальные карточки, индивидуальные карточки с примерами, сюжетные иллюстрированные картинки, дид. раздаточный материал,
Тип урока: закрепление знаний и способов действий.
I.Орг. Момент. Психологический настрой.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Нас оно торопит в класс-
Математика у нас.
Ориентация во времени.
-Какой сейчас урок?
- Какой по счёту урок?
-Какой будет следующий урок?
-Какой был урок перед этим?
II. Актуализация знаний. Подготовка к активной деятельности на уроке.
а) Игра «Математическое лото». Закрепление таблицы умножения на 2.
А) У детей карточки с ответами таблицы умножения на 2. Играем по принципу лото.
Б) Устный счёт.
1. Заполните пробелы. Работа с сигнальными карточками.
2х1=.. 2х6=..
2х.. =4 2х7=..
2х3=.. 2х..=16
2х4 =8 2х..=18
2х..=10 2х10=..
2) Что лишнее? Объясните почему?
2х4 5х3 3+7 3х6
III. Пальчиковая гимнастика.
- Давайте подготовим наши пальчики к работе.
«Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту трём, трём
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмём, жмём»
Минутка чистописания: 3 человека работают за конторками.
Запись числа в тетрадь.
Минутка чистописания: 6 9
IV. Самоопределение к деятельности. Проблемная ситуация.
На доске примеры: 2+7 2х7 7-2
-Прочитайте примеры. Как называется каждое действие? (сумма, произведение, разность)
Выберите нужное действие:
- В цирке у клоуна было 7 шаров. Два он подарил детям. Сколько шаров осталось у клоуна? Как узнали, каким действием?
Подчёркиваем на доске соответствующий пример, и один ученик записывает результат на доске.
- У клоуна было 7 синих шара и 2 красных. Сколько всего шаров было у клоуна?
Дети называют действие, подчёркивают на доске и записывают результат.
-Клоун дал 7 ребятишкам по 2 шарика. Сколько всего шариков было у клоуна?
Дети подчёркивают последний пример, называют действие, результат.
-Посмотрите внимательно, что общего в этих примерах? (цифры 7 и 2) Чем они отличаются? Что мы находили в первом примере? (сумму) Что во втором? (произведение) Что в третьем? (разность).
V. Сообщение темы урока.
-Чтобы хорошо различать эти математические действия мы будем сегодня с вами решать много задач и совершим поход в зоопарк.
VI. Изучение новой темы.
1. Знакомство с образцом. Задачи в стихах. Фронтальная работа. Каждую задачу комментирует один ученик. Решение записать в тетрадь.
-Какие животные живут в зоопарке? Зачем нужны зоопарки? Кто из вас был в зоопарке и каких животных видели?
-Итак, в клетке 2 тигрёнка, у каждого тигрёнка по 4 лапки. Сколько всего лапок у двух тигрят? СЛАЙД
- Как узнали?
- Какое арифметическое действие использовали?
Папа – слон слону – сынишке СЛАЙД
Подарил двенадцать книжек.
Их слонёнок прочитал
И друзьям своим раздал.
Книгу дал он бегемоту,
Две – морскому кашалоту.
Сколько книг осталось у слонёнка?
Восемь маленьких зайчат СЛАЙД
На лужайке в ряд сидят.
Прискакали к ним три брата.
Им зайчата очень рады.
Прибежал ещё один.
Сосчитать мы всех хотим.
Сколько же всего зайчат
На лужайке в ряд сидят?
В зоопарке я бывала, СЛАЙД
Обезьянок там видала:
7 сидели на песке,
5 качались на доске,
А ещё 3 спинки грели.
Сосчитать вы всех успели?
-Покормим животных.
У Кузьмы в руках корзина,
В ней лежат два апельсина,
Сливы две и две хурмы.
Сколько фруктов у Кузьмы?
-Каких животных можно покормить этими фруктами?
Сколько насекомых в воздухе кружат? СЛАЙД
Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
2 жука и 2 пчелы,
Мухи 2, 2 стрекозы,
2 осы, 2 комара.
Называть ответ пора.
4х2=8 12-1-2=9 8+3+1=12 7+5+3=15 2+2+2=2х3=6 2х6=12
Вывод: какими арифметическими действиями мы решали задачи? Каких животных мы повстречали? Как люди относятся к животным в зоопарке?
2. Закрепление действия по образцу. Отработка навыка решения задач.
Решение задач из учебника на с.84-85 № 13.
Условие по рисунку составляем коллективно. Проговаривают 2-3 человека.
-Что нужно узнать в задаче? Каким действием узнаем? Можно заменить умножением? Почему?
2+3+2
Работа в паре. Решение задачи № 2.
После проверки задаю вопрос:
-Можно задачу решить умножением? Как?
Уточняющий вопрос: 2х3 или 3х2?
Дети объясняют: по 2 щенка у 3 собак.
VII. Физминутка
А)Зарядка для глаз.
-Найдите на нашей картине животных, птиц, которых можно встретить в зоопарке. Назовите их. (Волк, медведь, лиса, лебедь.)
- Почему в зоопарке не встретите кота? (это домашнее животное, а в зоопарке только дикие животные)
Б) «Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.»
VIII. Закрепление навыка.
Работа в группах. Решение задачи.
Для животных в зоопарк на обед привезли 11 килограмм яблок, моркови на 5 кг меньше, чем яблок. Капусты привезли на 13 кг больше, чем моркови. Сколько килограмм капусты привезли в зоопарк?
Дети обсуждают условие группами, записывают краткое условие, решение и ответ.
Проверка работы в группах. Сравниваем, как решили задачу 1 группа и 2 группа.
IX. Геометрический материал. СЛАЙД
Для животных в зоопарке построили домики, вольеры. Какую форму они имеют? Что строят, располагают внутри клеток? Зачем? Вычислите длину прямоугольной клетки, если стороны равны 3м и 5м.
X. Итог.
- Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали на уроке!
Выставление оценок.
XI. Рефлексия.
- Чему учились на уроке? Что нового узнали? Зачем нужна таблица умножения? Что понравилось на уроке?
Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.
У учащихся 3 смайлика. Они показывают смайлик в соответствии с их настроением.
XII. Домашнее задание. 1 и 2 группа - с.87 № 22
3 и 4 группа – с.87 №24 а
№4
Тема. Деление на равные части. Знак деления.
Цель: сформировать представление о новом математическом действии-делении.
Регулятивные УУД:
-учить работать по образцу, соотносить свои действия с предложенным планом, выявлять недочёты в своей работе;
-отрабатывать умение произвольно включаться в деятельность и работать в общем темпе.
Личностные УУД:
-способствовать освоению личностного смысла учения;
- формирование положительной учебной мотивации, понимание смысла учебной деятельности;
-воспитывать самостоятельность, личную ответственность за результат, учить простым способам рефлексии.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать речь учителя, своих товарищей;
-воспитывать взаимопомощь, умение сопереживать;
Предметные УУД:
-уметь делить четные числа поровну на части;
-сформировать понимание математического действия деления, учиться применять его на практике;
- познакомить со знаком и записью действия деления, уметь отличать от других математических знаков;
- развивать умение решать текстовые задачи.
Оборудование: счётные палочки, треугольники, карточки 3-х цветов, «Волшебный сундучок» и письмо от Буратино, конторки, тренажёр восьмёрка на потолке, карточки для групповой работы.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний
I.Орг. Момент. Психологический настрой.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Добрый день, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку. Сегодня на уроке нас ждёт новое открытие, старайтесь быть внимательными, активными! Ориентация во времени.
- Назовите месяцы осени?
-Какой сейчас месяц?
-День недели?
-Какое сегодня число? Молодцы!
-Я желаю вам на уроке удачи, хорошо потрудиться, чтобы узнать и понять новое и показать свои знания, умения. А что нужно для этого? (Внимание, старание, терпение и знания). Что вы хотите пожелать друг другу на уроке?
II. Актуализация знаний. Подготовка к активной деятельности на уроке.
а) Игра «Математическая цепочка»
5+6-7х2+6-9х2-10=0
-Какие математические действия вы выполняли?
б) Выберите правильный ответ.
2х7 8-5 2х4 2+8 2х9
-по 2 взяли 4 раза
-по 2 взяли 7 раз
- к 2 прибавили 8
- из 8 вычесть 5
-по 2 взяли 9 раз
Дети выходят и подчёркивают соответствующий пример.
в) Устный счет.
-Выберите правильный ответ
2х4= 6 8
2х9= 18 12
3х6= 16 18
4х3= 16 12
3х5=13 15
г)-Поставьте нужный знак
2 2=0
2 5=10
6 2=4
- Молодцы! Какие математические действия вы выполняли?
III. Пальчиковая гимнастика. Работа за конторками.
Вот помощники мои.
Их как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки.
Чок-чок-чок-чок
Скачет резвый каблучок!
3 человека работают за конторками.
Запись числа в тетрадь.
Минутка чистописания: 8 0
IV. Самоопределение к деятельности. Проблемная ситуация.
-Ребята, у меня есть волшебный сундучок и сегодня в нём необычное задание - письмо от Буратино. Давайте прочитаем его.
«Дорогие ребята! Вы знаете, как Мальвина любит задавать уроки. Вот и сейчас она задала такие трудные задачки. Помогите мне их решить. Я очень хочу к папе Карло.
-За столом к обеду собрались Мальвина, Пьеро, Артемон и Буратино. К чаю подали 8 кусочков сахара. Сколько нужно взять каждому, чтобы у всех было поровну?
-После обеда Мальвина дала задание нарисовать сад и раздала 9 карандашей поровну Пьеро, Артемону и Буратино. Сколько карандашей получил каждый?»
-Поможем Буратино?
Задача 1.
-О чём говорится в задаче? Сколько героев сказки сидело за столом? Сколько кусочков сахара подали?
К доске выходят 4 ученика, ещё один берёт 8 палочек и раздаёт каждому сначала по 1 палочке.
-Остались палочки? Давайте ещё раздадим по 1. Закончились палочки? Сколько палочек у каждого получилось? По 2.
V. Сообщение темы урока.
- Решение этой задачи записываем так 8 : 4=2. Знак : называется деление, и действие называется деление.
Читаем так: восемь разделить на четыре получится 2. По 2 кусочка сахара получит каждый.
Задача 2.
К доске выходят 3 ученика, ещё один берёт 9 палочек и раздаёт каждому сначала по 1 палочке.
-Остались палочки? Давайте ещё раздадим по 1. Закончились палочки? Раздаём, пока палочки не закончатся.
- Сколько палочек у каждого получилось? По 3.
- Решение этой задачи записываем так 9:3=3.
- Откройте учебник. Назовите тему нашего сегодняшнего урока? Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
(Чтение правила на с.89)
- Что нам нужно запомнить? Прочитайте и скажите, что такое деление?
-Как пишется знак деления?
-Как читается пример со знаком деления?
VI. Изучение новой темы.
- Знакомство с образцом.
-Посмотрите на рисунок на с.89 и объясните, как можно посчитать, сколько яблок достанется каждому мальчику? Посчитайте, сколько яблок? Что сделать, чтобы каждому досталось одинаково?
Один ученик берёт 10 кружочков и раздаёт их 2 одноклассникам. Остальные наблюдают.
-Что мы делали с числом 10? (делили). Первое число в примере на деление называется делимое, мы его делим. На сколько частей делим, называется делитель. Результат называется частное, потому что каждый мальчик получил часть от общего числа.
-Посчитайте, по сколько получилось у каждого мальчика?
-Какое действие мы выполняли?
-Зачем нужно действие деление?
Обращаю внимание, что делим на равные части.
- Закрепление действия по образцу.
Аналогично к доске выходят 2 ученика поочерёдно, выполняют и объясняют решение следующих задач:
Учитель раздал 12 тетрадей 3 ученикам поровну. Сколько тетрадей получил каждый ученик?
В библиотеке 8 книг поставили на 2 полки поровну. Сколько книг поставили на каждую полку?
-Какое действие выполняем? Как записать решение?
VII. Физминутка
А) зарядка для глаз -восьмёрка на потолке.
Дети обводят глазами сначала красный круг, затем зелёный и по синим восьмёркой.
Б) «Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Поскачите, пошагайте,
Наклонитесь, приседайте,
И закончив упражненье,
Прекращаем мы движенье.
VIII. Отработка навыка выполнения действия деления. При решении используют счётные палочки.
- Работа в группах.
Решение текстовых задач на с. 94 № 16.1-1 группа и №16.2-2 группа.
2. Проверка работы групп.
Один ученик из группы объясняет, как записали решение задачи и как считали.
- У кого не получилось? Что не получилось?
IX. Геометрический материал.
Работа с треугольниками. С.95, № 21- дети показывают прямой угол у треугольника и у каждой фигуры определяют, есть прямой угол или нет, и сколько прямых углов.
-Как называется фигура, у которой все углы прямые?
-Сколько таких фигур? Назовите номер.
X. Итог урока.
- Что узнали нового на уроке? Чему учились? Зачем нужно уметь делить? Когда вы встречались с такими примерами, действиями? (в семье поровну разделить сладости, в классе поровну разделить игрушки, разложить в столовой ложки, расставить на праздник посуду)
XI. Рефлексия.
- молодцы! Сегодня вы очень хорошо поработали на уроке! Чья работа на уроке вам сегодня понравилась? Какое задание было самым интересным?
Самооценка с помощью трёхцветных карточек:
Красная –всё хорошо получилось, без ошибок; зелёная – были небольшие замечания и недочёты; синяя – были ошибки.
XII. Домашнее задание. С.95 № 20, повторить таблицу умножения на 2.
№5
Тема. Таблица деления на 2.
Цель: познакомить с таблицей деления на 2.
Регулятивные УУД:
- учить формулировать тему и цель урока с помощью учителя, принимать учебную задачу;
- учиться осуществлять самоконтроль и самооценку;
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
Личностные УУД:
- формировать положительную учебную мотивацию, понимание смысла учебной деятельности;
-воспитывать ответственность, самостоятельность;
- учить навыкам самоконтроля, усидчивости, выдержке;
Коммуникативные УУД:
- учить обращаться за помощью и принимать помощь от одноклассников, учителя;
-воспитывать умение считаться с чужим мнением, взаимодействовать с людьми.
Предметные УУД:
-формировать знания обучающихся таблице деления на 2, учить применять ее на практике;
-осуществлять коррекцию и развитие памяти (кратковременной и долговременной);
- упражнять в выполнении действия деления.
Оборудование: мячики с разным наполнителем, магнитная доска, конторки, настенная сюжетная картина, карточки для индивидуальной работы.
Тип урока: изучение нового материала.
I.Орг. Момент. Психологический настрой.
«Мы внимательны.
Мы старательны.
Мы хорошо учимся.
И все у нас получится ».
- Добрый день, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку. Сегодня на уроке нас ждёт новое открытие, старайтесь быть внимательными, активными!
-Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра?
Молодцы!
II. Актуализация знаний. Подготовка к активной деятельности на уроке.
а) Игра «Не подведи друга»
К доске выходят по 2 человека. Один пишет ответ на данный пример, второй — на следующий. 2х4 2х7 2х2 2х1 2х9
8, 10; 14, 16; 4, 6; 2,4; 18, 20.
б) Устный счет.
-Какие математические действия вы знаете? Назовите.
+ - х :
Подставьте нужное действие: 13 5=
Уменьшаемое13, вычитаемое 5, найти разность.
Первый множитель 2, второй множитель 8, чему равно произведение?
Первое слагаемое 6, второе слагаемое 4, найдите сумму.
Делимое 6, делитель 2. Найти частное.
Последний пример считают с опорой на наглядность.
- Молодцы! Какие математические действия вы выполняли?
III. Пальчиковая гимнастика. Работа с мячами с разными наполнителями.
-Сегодня мы поработаем с мячиками. Сколько человек в классе? Если каждый возьмёт по одному мячику, сколько всего мячиков надо, чтобы провести зарядку? А если каждому дать по два мячика, сколько всего надо мячиков? Сколько мячей у ребят первого ряда? А второго7
Сжимание мячиков в руках. Один мячик катают между ладошками, между пальчиков. Затем ладошкой одной руки по тыльной стороне второй руки и наоборот.
3 человека работают за конторками.
Запись числа в тетрадь.
Минутка чистописания: 1 4
IV.Самоопределение к деятельности. Проблемная ситуация.
-Давайте вспомним, с каким математическим действием мы познакомились на прошлом уроке? Вспомните названия компонентов при делении?
Ребята, если нам надо 6 карандашей разложить в 2 коробки поровну, как это нужно сделать? А если 10 стаканов на 2 стола? 4 цветка высадить на 2 клумбы поровну? Удобно нам каждый раз брать палочки или картинки и делить?
V. Сообщение темы урока.
- Для того, чтобы нам быстро делить на нужное количество равных частей и знать результат существуют таблицы. На сколько частей мы делили в каждой задаче?
Кто догадался, какую таблицу мы будем сегодня составлять и запоминать?
- Откройте учебник. Назовите тему нашего сегодняшнего урока. Что нам нужно запомнить?
VI. Изучение новой темы.
1.Работа по учебнику на с.96.
- Вспомните, как называются числа при делении. Назовите делимое в каждом примере первого столбика? Чем они отличаются? Назовите делитель?
-Назовите частные? Чем они отличаются?
Записать самостоятельно таблицу деления на с.96 №1.
Прочитать несколько примеров вслух.
- Закрепление действий по образцу.
Пользуясь таблицей деления записать решение текстовых задач №4 на с.97.
3.Проверка действий по образцу.
- Как записали решение задач? У кого возникли затруднения?
VII. Физминутка
А) «Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.»
Б) офтальмологическая зарядка. Работа с настенной сюжетной картиной:
-Назовите героев известных вам сказок?
Машенька испекла 8 пирожков и разделила дедушке и бабушке поровну. По сколько пирожков получили дедушка и бабушка?
VIII. Отработка навыка использования таблицы деления на 2.
А. Решение примеров по карточкам.
12:2= 6:2= 2:2=
16:2= 8:2= 4:2=
20:2= 12:2= 10:2=
Б. Проверка работ.
Дети читают примеры, их результаты.
На слайде полное решение примеров.
IX. Геометрический материал.
Работа по учебнику с 98 № 9. Начертить треугольник по точкам.
X. Итог урока.
- Что узнали нового на уроке? Как вы думаете, быстрее теперь будет выполнять деление на 2?
XI. Рефлексия.
- Кому было интересно и легко на уроке, выберите весёлого смайлика, кому было интересно, но трудно, сложно выберите смайлика без улыбки, кто не понял, что такое умножение выберите грустного смайлика.- молодцы! Сегодня вы очень хорошо поработали на уроке!
XII. Домашнее задание. С.98, № 6, 1,2 группа-2-й столбик;
3,4 группа -1-й столбик.
Список литература:
1.Алышева Т.В.Учебник «Математика» в 2-х частях, 3 класс./ .В.Алышева .-М.: Просвещение, 2018 го-.
2.Кульневич С.В, Лакоценина Т.В. Не совсем обычный урок. Практическое пособие./ С.В.Кульневич, Т.В.Лакоценина -Воронеж. «Учитель», 2001 год-173 с.
3.Лысенкова. Когда легко учиться/ С.Н.Лысенкова.- М.: «Педагогика», 1981 год-44с.
4.Лысенкова. Методом опережающего обучения./ С.Н.Лысенкова- М.: «Просвещение», 1988 год -192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"
Методический семинар, презентация к семинару...
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.
Показаны возможности формирования познавательных логических универсальных учебных действий в начальной школе....
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах
Материал посвящён формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться....
Формирование базовых учебных действий на уроках в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ.
Социализаця детей с ограниченными возможностями здоровья является важной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваюся современные подходы к решению данной проблемы на основе разнооб...
Из опыта работы «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики, как средство развития личности в начальной школе".
Выступление на районном методическом семинареучителей начальных классов по теме....