Сценарий урока по математике 1 класс "Величины.Длина"
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

Пиянзина Валентина Ивановна

Урок проведён в технологии деятельностного метода в 1 классе по программе "Перспектива" учебник Петерсон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon урок математики в 1 классе62.29 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок математики 1 «Б» класс                                                               31.01.2012г

Тема урока: «Величины. Длина .»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели: 1. Сформировать умения измерить и строить отрезки заданной длины с помощью линейки.

2. Сформировать знания различных единиц измерения длины (локоть, ладонь, шаг, фут, дюйм, сажень, косая сажень и т.д)

3. Тренировать  способность к умению учиться.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, классификация.

Демонстрационный материал: схемы задач, демонстрация старинных мер длины: пядь, локоть, сажень, косая сажень, фут, дюйм.

Раздаточный материал: морковки, модель сантиметра.

Ход урока:

I Мотивация к учебной деятельности (психологическая поддержка- учитель произносит тихо, дети вслед за учителем громко)

Мы – умные

Мы – дружные

Мы – внимательные

Мы – старательные

Мы – отлично учимся

Всё у нас получится

Ребята, нам сегодня побывать в прошлом.

-Как вы думаете, как это можно сделать?

(Мы будем знакомиться с чем-то старинным)

II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном          действии

- Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке)

А) – Какие свойства вы знаете? (цвет, температура. Объём. Масса, форма, длина и т.д учитель выставляет на доску)

- На какие 2 группы их можно разделить? (величины, не величины)

- Какие признаки можно назвать величинами? (те, которые можно измерить, а результаты выразить числом, сравнить, т.е определить что больше, что меньше)

Б) – Какие предметы нарисованы на рисунке?

- Что можете о них сказать?

В) Послушайте рассказ:

У зайчика Ушастика на даче выросло много моркови. Он захотел поделиться морковкой со своим другом козликом. Зайчик  решил оправить посылку. Для этого ему нужен ящик. Ушастик измерил морковку – длина её 4 хвостика. И заказал ящик ёжику. Ящик получился хороший, но морковка в него не поместилась.

III Выявление места и причины затруднения.

- Почему? Морковка не поместилась в ящик? (разные по длине хвостики)

- Это произошло потому, что зайчик использовал старинный приём измерения и даже выдумал свою меру длины- хвост

В старину меры длины были основаны на размерах частей чела человека. Все эти мерки были при нём.

- Как вы думаете, какие это мерки? (если ученики не называют. То учитель даёт подсказку)

Локоть- расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца (показ рисунка)

Пядь- расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев.

Сажень- расстояние между кончиками пальцев вытянутых рук вытянутой вверх правой руки.

Дюйм- расстояние равное длине верхней фаланги большого пальца (2,5 см)

Шаг- равен средней длине человеческого шага (71 см)

Ладонь- расстояние равное ширине лодони

Фут- расстояние от большого пальца на ноге до пятки.

Аршин- равен длине человеческого шага

Вершок- расстояние равное ширине 2-х пальце (указательного и среднего=4,5 см)

Посмотрите, некоторые из них изображены в вашей тетради на с. 1

- Удобно- ли пользоваться старинными единицами измерения? (нет, получаются разные результаты, т.к человек имеет индивидуальное строение тела)

- Значит, что нужно сделать, чтобы измерения были точными и одинаковыми? (выбрать единицу измерения длины)

Физкультминутка

Изобразите старинные меры длины: сажень, косая сажень, локоть, фут, дюйм

IVПостроение проекта выхода из затруднения

-Значит, какую задачу вы поставите перед собой ( познакомиться с единицей измерения длины, найти такую единицу измерения длины)

-Тогда озвучьте тему нашего урока

- Мы познакомимся с чем? (величинами)

- Величиной чего? (длины)

На доску вывешивается : Тема: Величины. Длина.

-Вы сказали что, величину можно измерить. Так вот, чтобы не было споров при измерении длины люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела. Сегодня мы познакомимся с одной такой меркой- это сантиметр. (учитель демонстрирует картонную модель, равную 1 см)

- А сейчас, ребята помогите зайчику- Ушастику измерить длину морковок, чтобы он точно подобрал ящик. (У каждого на парте морковки одинакового размера и картонная модель 1 см)

- Какие результаты получили? (дети озвучивают результаты измерения)

- Теперь результаты одинаковые, точные? (результаты примерно одинаковые. Но расхождения есть)

- Удобно- ли было измерять морковку таким способом (неудобно мерка маленькая и долго)

- Как можно быстро и точно измерить длину морковки? (при помощи измерительных приборов, н-р линейки или рулетки. Учитель демонстрирует рулетку и линейку)

VРеализация построенного проекта

Прежде чем вы будете измерять длину морковки, давайте вспомним порядок измерения линейкой:

  1. Приложить линейку к предмету.
  2. Совместить один коней предмета с нулём на шкале линейки.
  3. Найдём на линейке число, соответствующее второму концу предмета.
  4. Назовем ответ.

- Значит, какой длины нужен ящик для морковки?

- если ящик будет большей длины, его можно будет использовать?

VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Можно- ли сказать, что вы уже всё сделали на уроке? (нет)

- Какую цель вы ставили перед собой? (познакомиться с единицами измерения длины)

-Вы достигли её? Этого достаточно? (мы должны ещё потренироваться измерять длину)

Работа по учебнику 

Откройте учебники на с. 1  №4 Используя линейку, измерьте длины отрезков

- Прокомментируйте пожалуйста, как вы будете измерять отрезок (комментирование по пунктам плана 1 отрезок)

- Длину второго отрезка измерьте самостоятельно

- Проверьте, длина 2-го отрезка 3 см.

-Кто измерил правильно поставьте на полях знак + , а кого другой ответ ?

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Вы работали с комментированием, а теперь необходимо выяснить сможете- ли вы измерять длину в сантиметрах самостоятельно.

- У вас на партах есть карточки с изображением отрезков. Измерьте длины этих отрезков и запишите их

- Теперь проверьте их (АВ=6см, АС=4см)

- Кто справился с заданием поставьте на листочках знак- + , те кто не справился-?

VIII Включение в систему знаний и повторение

- При выполнении каких заданий вы сможете использовать умения, приобретённые на уроке? ( при решении задач)

- Составьте задачу по схеме:

                   5 см

 I______       ________

                                               3 см

II____________________________

                              ? см

- Что вы находите ? (большее число)

- Как найдём большее число?

- Какое выражение?

- Проговорите решение

- Назовите ответ

IX Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Что вы сегодня нового узнали на уроке?

- Какие цели вы сегодня ставили? (познакомить с единицей измерения длины)

- Достигли- ли этих целей?

- У кого  остались затруднения по новой теме?

-  Оцените свою работу на уроке, используя цветные карточки

Если вам всё понятно - поднимите красный кружок

Если ещё остались затруднения – зелёный кружок

Если ничему не научились - белый кружок

Резерв

Объясните значение пословиц:

  1. Косая сажень в плечах. (Так говорят об очень сильном человеке. Богатырь, великан)
  2. Видеть за версту вперёд. (Умение предвидеть)
  3. Семь пядей во лбу. (умный. Мудрый человек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока по математике 2 класс по теме "Деление с 0 и 1"

сценарий урока математике по программе "Школа 2100", автор учебника Петерсон Л.Г..урок составлен в технологии деятельностного метода...

Сценарий урока по математике 2 класс "Сложение вида 36+2, 36+20"

Урок-путешествие в Африку. Открытый урок. Программа "Школа России. + документ из 6 страниц для интерактивной доски Смарт...

Сценарий урока-сказки математики во 2 классе по развивающей системе обучения Л.В.Занкова с применением ИКТ «Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами»

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнени...

Сценарий урока по математике в 3 классе

Тема урока "Умножение вида 50х9". Урок разработан по учебнику В.Н. Рудницкая,  Т.В. Юдачева...

Сценарий урока по математике

Сценарий открытого урока  по математике в первом классе по УМК Л.Г.Петерсон на тему: Задачи. Тип- урок рефлексии. На уроке используется деятельностный метод....

Сценарий урока по математике

Сценарий урока по математике на тему : Прибавление числа 4. Тип урока: урок открытия нового знания. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

сценарий урока по математике 1 класс УМК Гармония

Тема: «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд»....