Урок математики во 2 классе тема: Приемы устных и письменных вычислений
методическая разработка по математике по теме
урок закрепления пройденного материала;задания направлены на развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_priemy_ustnyh_i_pismennyh_vychisleniy.doc | 469 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия
МОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа №3»
Урок математики во 2 классе
тема: Приемы устных и письменных вычислений
Учитель: Тройченко Светлана Серафимовна
тема: Приёмы устных и письменных вычислений.
Тип: урок закрепления пройденного материала.
Форма: игра-путешествие.
Задачи урока:
обучающие
- закреплять приемы письменных вычислений,
- совершенствовать устные вычислительные навыки;
- закрепить умение анализировать и решать составные задачи.
развивающие
- способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;
- развитие познавательной активности;
- развивать вычислительные навыки, умения решать задачи;
- развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока;
воспитывающие
- создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;
- воспитание культуры учебного труда.
Оборудование: индивидуальные карточки, зеркало (одно на парту), чертёж – рисунок карты путешествия, плакаты, таблицы.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение цели урока.
-Ребята, мы сегодня с вами совершим путешествие в Страну занимательной математики. Это будет не простое путешествие, а математическое. Итак, мы отправляемся в путь!
А начать урок мне хотелось бы с высказывания английского философа
Роджера Бэкона. Попробуйте прочитать.
Справка для учителя: Роджер Бэкон (около 1214 — 1292) был, вероятно, первым ученым, в нашем понимании этого слова. Он получил классическое образование, но был хорошо знаком и с точными науками, развивавшимися в арабских странах.
Значительно опередив свое время, Бэкон с успехом продемонстрировал увеличительное стекло. В одном из трактатов он писал: "Можно построить такие колесницы, которые без участия животных будут двигаться с невероятной скоростью"; "Можно построить летающие машины, в которых будет сидеть человек, вращая механизм, заставляющий искусственные крылья махать, будто это крылья летящей птицы". Среди других предсказаний Бэкона — пароход, подводная лодка, водолазный костюм и телескоп.
(дети читают зеркальную надпись)
Проверьте с помощью зеркала: «Тот, кто не знает математики, не может узнать другие науки и не может познать мир.» Роджер Бэкон
Учитель. Действительно, математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия. Ведь во всём нужны числовые подсчёты.
Учитель. А знаете ли вы ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счёта. В те далёкие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «5 пальцев», «5 яблок», «5 домов» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5».
Так появились числа.
Но прошло ещё много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге.
Один из величайших математиков древности Пифагор, живший в Древней Греции, считал, что числа очень важны для жизни людей.
Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
2. Устный счет. Решение магического квадрата
сумма чисел - 15
8 ЛА |
| |
9 ! | 2 РОМ |
8 ЛА | 1 МИ | 6 ЮТ |
3 УП | 5 ЛЯ | 7 ЧИС |
4 РАВ | 9 ! | 2 РОМ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
МИ | РОМ | УП | РАВ | ЛЯ | ЮТ | ЧИС | ЛА | ! |
«Миром управляют числа».
Учитель. Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу, выражать различные величины, сравнивать, производить вычисления и многое другое.
Все эти знания нам пригодятся в путешествии по Стране занимательной математики.
Учитель. А сейчас проверим вашу эрудицию. Заполните, пожалуйста, пропуски на карточках, поставьте необходимые числа. Эти числа мы запишем на чистописании.
Мы живём в ___________веке. Сейчас ___________год,
месяц ___________, число __________.
Часы показывают _______часов, _________минут.
13+4= кг чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.
Человеку в день требуется 28-26= л воды.
42+23= ударов в минуту делает сердце взрослого человека.
3. Запись числа. Чистописание
21 2011 12 9 10 50 17 2 65
Наибольшее двузначное число в ряду?
Какое число следует за числом 65?
Число состоящее из 1 дес. и 7 ед.
Какое число предшествует 50?
Найдите сумму чисел 20 и 1.
Какое число состоит из 1 десятков и 2 единиц?
Назовите наибольшее однозначное число.
А почему числа называют двузначными? Какое сегодня число? Расскажите все, что знаете об этом числе.
Характеристика числа (однозначное или двузначное, состоит из .дес и .ед, предыдущее и последующее, четное или нечетное)
Правильно, сегодня мы продолжаем изучать двузначные числа и действия с ними.
Индивидуальная работа
Работа с классом
Что можете сказать о действии сложения?
- Как называются числа при сложении?
- Какое действие можно считать обратным действию сложения? (вычитание).
- Запишите к этому выражению равенство с обратным действием, когда известно значение суммы и первое слагаемое, а затем наоборот.
Итак, какое же действие является обратным сложению? (вычитание)
4. Решение задач.
Итак, вычитание является обратным действием сложения
- Где ещё используются числовые выражения? ( в решении задач)
- Вот сегодня у нас цель провести исследование двух задач: выявлять сходства, отличия, выясним почему именно эти задачи решаем и самое главное мы должны в результате совместной деятельности дать название этим задачам.
Реши задачу. Составь обратные. Начерти граф-схемы.
В классе 26 учеников. Для украшения новогоднего зала каждый мальчик сделал 12 гирлянд. Сколько сделали девочки?
-Прочитайте задачу
-О чем говорится в задаче? Назовите условие задачи.
-Что неизвестно?
-Можем ли мы ответить сразу на вопрос задачи? Почему?
-Составим граф-схему . Составьте обратную задачу
Появляются задачи:
- Прочтите. Что скажите? В чём сходство? В чём различие? Какая связь между задачами? ( в задачах говорится об одних и тех же предметах, но известное и неизвестное меняется)
- Как вы думаете в связи с этим задачи будут иметь одинаковые решения
- О чём говорится в задачах? Какие главные слова можно выделить?
Давайте решим (записывают решения)
- Сравните решения задач. Есть ли между ними связь? От чего она зависит?
Вывод: решение второй задачи является проверкой решения первой задачи.
- Цель какую ставили? (дать название данным задачам)
- Как можно назвать эти задачи? Какие есть предположения?(обратите внимание на знаки в решении). Объясните свой выбор («обратные задачи»)
- Проверим (появляется слайд «обратные задачи»)
- Какую цель ставили? ( Дать название задачам.)
- Какой получили результат? ( Мы выявили название).
- Возвращаемся к нашей теме.
- Кто с уверенностью может сказать, что он всё понял и научился решать такие задачи?
5. Работа в парах «Поиск обратных задач»
Учитель выдаёт каждой паре конверт, содержащий в себе несколько задач.
Дети находят среди них обратные.
Задание: - обведи номера обратных задач, докажите свой выбор.
1. В классе 26 учеников. 17 из них мальчики. Сколько девочек в классе?
2. В классе 17 мальчиков, а девочек на 8 меньше. Сколько девочек в классе?
3. В классе 17 мальчиков и 9 девочек. Сколько всего детей в классе?
4. В классе 35 учеников, 17 из них мальчики. Сколько девочек в классе?
Высвечивается ответ: 1, 3. Слайд (10)
Сделай самооценку: (кто не допустил ошибок, ставит на полях «+»)
6. Физминутка
7. Занимательные задания.
-Я уверена, что после такого количества разнообразных заданий вы стали ещё сообразительнее, находчивее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.
Посмотрите на эти записи, давайте поразмышляем, где в них правда ,а где ложь?
А) Истинные и ложные высказывания.
Правда или ложь?
http://aida.ucoz.ru
;
Правда или ложь?
Правда или ложь?
Б) Что надо сделать, чтобы это высказывание стало истинным?
(Делают записи: 1<100, 1м=100см, 1м=10дм, 1+99=100)
Учитель. Продолжим наше исследование.
В)Найдите закономерность и определите лишнее число.
5,10,15,16,20 (каждое следующее увеличивается на 5);
10,17,20,30,40 (круглые числа);
24,11,13,15,17 (в порядке возрастания и увеличения на 2);
-Найдите сумму этих чисел. Как это удобнее сделать? (24+16)+17
8. Приемы устных и письменных вычислений
Учитель.Эта перестановка, вытекает из переместительного и сочетательного свойств суммы, видна на следующих примерах:
6+7+4+3 =(6+4)+(7+3) =20
33+28+27+12= (3 +27)+(28+12) =60+40 =100
1. Вычислите удобным способом. 1 + 5 + 9 + 15
18 + 7 + 13 + 22 26 + 19 + 20 + 4
48 + 7 + 3
Учитель. При выполнении устных вычислений иногда полезно округлять числа, прибавляя к ним несколько единиц или убавляя их, имея в виду, что, например: 83-77 = 83-80+3 или 48+27=48+30-3.
Справка для учителя. Учащиеся знакомятся с ок руглением компонентов арифметических действий. При выполнении таких заданий внимание обращается на выявление закономерности и нахождение более рационального приема вычислений.
2. Округление компонентов действия можно проследить на следующих примерах:
1. Округление одного из слагаемых: 27+59 =27+60-1-86.
2. Округление двух слагаемых: 27+59=30+60-3-1=86
3. Округление при нахождении суммы нескольких слагаемых:
19+23+49=20+23+50-1-1= 91.
4. Округление вычитаемого: 53-28=53-30+2=25.
9. Итог урока
Учитель. Математика – интересная, занимательная и полезная наука. Когда придёт время выбирать профессию, вы поймёте, что нет на Земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике.
10. Рефлексия.
-Скажите, ребята, вам понравилось наше путешествие?
У вас на партах есть карточки.
Закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
БЫЛО ЛЕГКО И
ИНТЕРЕСНО
БЫЛО ТРУДНО
И НЕИНТЕРЕСНО
БЫЛО ТРУДНО, НО
ИНТЕРЕСНО
11.Домашнее задание. Выставление оценок.
Составь свой творческий проект числа.
Тройченко Светлана Серафимовна
учитель начальных классов МОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа №3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок математики 3 класс. Тема: «Приемы устных вычислений в пределах 1000»
Конспект урока и презентация....
Урок математики в 3 классе по теме: "Приемы устных и письменных вычислений"
Цели урока:Познакомить с приемами устных вычислений.Закреплять знания устной и письменной нумерации, умения решать задачи.Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление; способствовать...
Конспект к уроку математики , 3 класс. Тема: "Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90 ".
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90» Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о приемах устных вычислений вида 470+80, 560-9...
Конспект урока математики (3 класс). Тема: Приемы устных вычислений. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений устных вычислений: устного умножения и деления, знакомство и повторение приемов устных вычислений.Планируемые результаты:Предметные:знать: десятичный сос...
Открытый урок по математике 3 класс Тема: «Приемы устных вычислений».
Вид урока: УРОК – РАССЛЕДОВАНИЕТип урока: закреплениеЦель: познакомить с приемами устных вычислений с трехзначными числами, оканчивающийся нулями, закреплять знание нумерации в пределах 10...
Конспект урока по математике 3 класс. Тема: "Приемы устных вычислений" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с устными приемами умножения и деления чисел, оканчивающихся нулями; закрепление вычислительных навыков; формирование умения решать задачи изученных видов.Планиру...
Конспект урока по "Математике", 3 класс, тема: Приемы устных вычислений. Умножение и деление в пределах 1000.
Класс: 3ВУМК: Школа РоссииТема: Приемы устных вычислений. Умножение и деление в пределах 1000.Тип урока: Открытие новых знанийЦель деятельности учителя: создание благоприятных условий для формирования...