Урок математики в 3 классе по теме: "Приемы устных и письменных вычислений"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Цели урока:
- Познакомить с приемами устных вычислений.
- Закреплять знания устной и письменной нумерации, умения решать задачи.
- Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление; способствовать развитию познавательного интереса к математике и истории.
- Расширить кругозор учащихся, повышение их общей культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_matematika.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Приемы устных вычислений
Цели урока:
- Познакомить с приемами устных вычислений.
- Закреплять знания устной и письменной нумерации, умения решать задачи.
- Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление; способствовать развитию познавательного интереса к математике и истории.
- Расширить кругозор учащихся, повышение их общей культуры.
Оборудование: учебник «Математика» 3 кл. М.И.Моро, М.А.Бантова …, репродукция картины Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет», портреты М. В. Ломоносова и Л. Магницкого, индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока:
I . Мотивация учебной деятельности.
Давайте, ребята, учиться считать
Трехзначные числа вычитать, прибавлять.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
II. Сообщение темы и цели урока.
Вычитать и складывать
Мы будем числа круглые.
- На уроке познакомимся с приемами устных вычислений в пределах 1000, закрепим устную и письменную нумерацию, умения решать задачи. Гостем на уроке будет ещё одна наука. Разгадайте ребус: и100рия. Значит, на уроке вы узнаете интересные сведения из истории математики.
III Устный счет.
1.- Дополните до 400 числа: 340, 370, 360.
- Дополните до 800 числа: 760, 750, 730, 790.
- Замените суммой разрядных слагаемых (1 ученик у доски)
347 456 609
-Запиши цифрами: (2 ученик у доски)
7 сотен 5 дес. 2 ед.
8 сотен 3 дес.
6 сотен 9 ед.
2. - Решите задачи.
Нам известно, дециметр
Меньше в десять раз, чем метр.
А во сколько раз 2 метра
Будут больше дециметра? (20)
Саша выше Тани,
Таня выше Гали,
Как построить всех детей
Нам в спортивном зале?
(Кто выше всех? Ниже всех?) Саша выше всех, Галя ниже всех.
У стола 4 ножки
А вопрос таков6
Сколько вместе будет ножек
У 17 столов?
3) «Поставь на место»
Вывешивается плакат
99 119
149 159 129 109 139 |
-Какое число лишнее?
- Запишите числа в порядке убывания.
- Если расположите числа правильно, то прочитаем высказывание немецкого математика XIX века К. Ф. Гаусса.
(На обратной стороне карточки записано слово)
Получилось
159 149 139 129 119 109 99
Математика – царица наук, а арифметика – царица математики.
4) История. Правильно решив следующие примеры, вы узнаете, какие школы впервые открылись при Петре I. Примеры читаем разными способами.
699 302 72 53 14 42 72 22
р ц и ф н е и ы
362 – 60 12 х 6 553 – 500 18 х 4 700 – 1 56 : 4 66 :3 84 : 2
Цифирные школы открылись в Москве при Петре 1. Они получили такое название потому, что главными предметами, которые там изучали, были арифметика и геометрия. В 1716 году таких школ создано 12, а в 1722 году, то есть через 6 лет, их было уже около 50. Значение этих учебных заведений было очень велико: они стали основой для распространения образования в России. А теперь в России каждый человек имеет право на образование. И вы, ребята, который год уже учитесь?
- Третий год.
IV. Работа над новой темой.
Тогда вспомните, какой системой счисления мы пользуемся? Как ведется счет в десятичной системе?
- Счет ведётся десятками.
1. Заполните пропуск
1 сот. = … дес.= … ед.
1 тыс. = …сот. = … дес. = … ед.
2. Самостоятельное объяснение решения примеров
400 + 300
- Как будем решать этот пример?
400 – это 4 сот, а 300 – это 3 сот. Складываем и получим 7 сотен
- Обратите внимание, что все числа, которые мы складывали, оканчиваются нулями. Как называют их математики? (круглые числа)
120 – 50 = 70
Как будем считать десятками или сотнями?
- Десятками. 12 дес. – 5 дес. = 7 дес.
3. № 1 с. 66
- Открываем тетради, пишем дату и выполняем с устным объяснением №1 и записью на доске.
4. №2 Подумайте, как записать задачу кратко и самостоятельно решите задачу.
( 1 ученик решает у доски)
Если вы правильно решите задачу, то узнаете имя математика, создателя первого печатного учебника «Арифметика», по которому обучались дети в «цифирных» школах.. Если в ответе получится число 500 – это Михаил Ломоносов, если получится 900 – это Леонтий Магницкий.
Это Л. Магницкий.
Леонтий Филиппович был выходцем из крестьянской семьи Телятиных. Однажды, беседуя с Телятиным, Петр I сказал: «Да ты, братец силен в науках, притягиваешь знания, как магнит, быть тебе посему Магницким». Так Леонтий Филиппович Телятин стал Магницким. Написанная им «Арифметика» была лучшим учебником. А другой ученый, физик, химик, поэт М. Ломоносов, когда ему было 19 лет, отправляясь пешком в Москву « за наукой», в котомке за плечами вместо краюхи хлеба нес «Арифметику» Магницкого, которую он заработал у дьячка. Из истории известно, что он знал «Арифметику» наизусть и называл её «вратами своей учёности».
- Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.
VI. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач из учебника Магницкого.
- Занимаясь по учебникам Магницкого, дети решали и примеры, и задачи. Давайте и мы решим задачи из учебника Магницкого.
а) « Некий человек продал 2 вещи. За одну взял 170 рублей. За другую же 130. Сколько стало у него рублей7»
б) « Другой человек собрал 3 мешка денег из купечества своего. В первый мешок – 100 рублей, во второй – 120 рублей, а в третий – 80. Сколько у него получилось денег?
в) «Купец купил в 3 местах сукно: в первом месте – 150 аршин, во втором – 50 аршин, а в третьем 200 аршин. Сколько всего аршин во всей покупке?» (Один аршин равен 71 см.).
2. Работа по репродукции картины Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет» (слайд 31,32)
А теперь посмотрим, как занимались дети более ста лет тому назад.
Эта картина хранится в Третьяковской галерее в Москве, на ней изображен урок устного счета. Обратите внимание на детей: некоторые ребята в лаптях, а у одного и рубаха порвана. Ясно, что картина не из нашей школьной жизни. Это время старой, дореволюционной школы, более ста лет назад.
Художник изобразил крестьянских детей. В то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Как вы думаете, что делают здесь ученики?
- Что-то считают.
Посмотрите-ка, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно не легкую задачу дал им учитель. Но, наверное, этот ученик скоро закончит свою работу, а ошибки быть не должно: уж очень серьезно относится он к устному счету. А вот тот ученик, который что-то шепчет на ухо учителю, видно, уже решил, только ответ его не совсем правильный. Смотрите, учитель слушает ученика, а на лице одобрения нет. А, может быть, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают верно, так же как и первый, поэтому не спешит одобрить его ответ?
А теперь решим этот пример у доски. Кто смелый? (Решаем задачу Рачинского)
3. Цепочка примеров
Давайте и мы посчитаем устно. (Примеры)
4. Арифметическая мозаика. Работа с учебником. № 5, с 66
Письменно решаем 2 уравнения на деление, а остальные устно. Ответы уравнений, решенных делением, раскрасьте красным цветом, а остальные – зелёным.
14 | 98 | 2 | 22 |
29 | 15 | 50 | 32 |
80 | 4 | 44 | 700 |
18 | 3 | 1 | 122 |
99 | 19 | 70 | 6 |
В результате должна получиться 5.
5. Игра «Числовой коврик» (групповая работа)
Сейчас вам придется узнать, является ли квадрат магическим.
200 | 400 | 300 | 40 | 90 | 20 | 40 | 110 | 250 | ||
400 | 300 | 200 | 30 | 50 | 70 | 300 | 90 | 10 | ||
300 | 200 | 400 | 80 | 10 | 60 | 60 | 200 | 140 |
Отвечает один ученик от группы.
VII. Итог урока.
- Что учили на этом уроке?
- Что нового узнали по истории?
Домашнее задание с. 66 №3, 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математике по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел. Письменное вычисление».
Программа "Школа 2100" 2 класс...
Урок математики 3 класс "Путешествие в страну устных вычислений в пределах 1000. Закрепление."
Урок – сказка. Учащимся предстоит на протяжении всего урока встречаться с грозным Цифрозавром, похитившим цифры из страны Цифирии. Оделеть его они смогут лишь тогда, когда успе...
Конспект открытого урока по математике 3 класс на тему: "Приемы устных вычислений в пределах 1000. Деление трехзначного числа на однозначное"
ёёёёёёёёёёёёёёёёёёёизучения нового материала, урок,интегрированный, т.к.в нём есть элементы различных видов уроков: беседа,лекция, практическая работа, анализ ситуации, устный опрос, письменнаяработа....
Урок математики, 3 класс. "Повторение. Нумерация чисел.Устные и письменные приемы сложения и вычитания"
Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме " Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания". В урок включено использование интерактивные карточк...
Конспект урока по математике 3 класс на тему: "Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200» Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о приемах устных вычислений вида 470+30, 620-...
Конспект урока по математике 3 класс на тему: "Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90» Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о приемах устных вычислений вида 470+80, 560-9...
Конспект урока по математике 3 класс на тему "Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200"
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема: Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200Цели деятельности учителя: ознакомление с приемами устных вычислений вида 450+30, 620-200; закрепление умений выполнять дел...