ВВЕДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (с использованием ИКТ)
план-конспект урока по математике (1,2,3,4 класс) на тему

Николаева Татьяна Вячеславовна

Совершенствование преподавания в школе предполагает наряду с другими факторами существенно больше, чем, прежде, внимание к истории своего края, уважение к культуре, народным традициям, религиозным убеждениям предков. Начинать эту работу лучше с раннего возраста. Перед каждым учителем поставлены серьёзные задачи: научить ребёнка любить и знать свой край, учить детей изучать природу своего края, бережно относиться к родной природе, традициям края. В данной работе представлен материал к урокам и внеклассным мероприятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ

 В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(с использованием ИКТ)

Опыт работы учителя начальных классов МОУ СОШ № 2 г. Боровичи     Николаевой Т.В.


Совершенствование преподавания в школе предполагает наряду с другими факторами существенно больше, чем, прежде, внимание к истории своего края, уважение к культуре, народным традициям, религиозным убеждениям предков. Начинать эту работу лучше с раннего возраста. Перед каждым учителем поставлены серьёзные задачи: научить ребёнка любить и знать свой край, учить детей изучать природу своего края, бережно относиться к родной природе, традициям края. Чтобы ребёнок научился любить свою Родину, понимал природу, чувствовал её красоту, уважал народные традиции, на первом родительском собрании рассказываю, как важно прививать добрые чувства ко всему живому. Собрание так и называю «Не опоздайте с добротой!». Рекомендую, чтобы в каждом доме были книги о родном крае, о людях края, рекомендую обсуждать события, произошедшие в городе.

При составлении тематического планирования ввожу региональный компонент на основе краеведческого материала, что способствует привитию интереса к своей области, как части России, развитию способностей учащихся понимать и оценивать природные, экономические и социальные явления и процессы. Введение регионального компонента осуществляю на уроках:

- математики;

- окружающего мира;

- литературного чтения;

- технологии;

- русского языка;

- информатики.

С первых уроков окружающего мира учу детей наблюдать за природой своего края, за окружающей действительностью, развиваю их кругозор, пополняю словарный запас. Дети учатся делать выводы, проводят логические операции, сравнивают и сопоставляют. Стало традицией проводить экскурсии в лес на одно и тоже место в разные времена года. Такие экскурсии в природу дают возможность увидеть и понять характерные особенности каждого времени года своего края. На таких экскурсиях мы с детьми собираем природный материал, из которого затем на уроках технологии изготавливаем различные поделки, рисуем уголки природы, оформляем альбомы по материалам экскурсии.

На уроки окружающего мира я часто приглашаю родителей своих учеников. Они рассказывают детям о лекарственных и ядовитых растениях края (медицинский работник), о природных зонах и др. При изучении темы «Растения и животные» даю детям домашние задания, направленные на самостоятельный поиск материала. На уроках дети знакомятся с описанием жилищ, орудий труда, одеждой, пищей древних новгородцев, с памятниками архитектуры, предметами народного творчества, промысла, узнают о реках и озёрах нашего края, знакомятся с картой области, района. Введение регионального компонента на уроках повышает интерес к предмету, облегчает усвоение наиболее трудных понятий и закономерностей. Дети учатся работать с научно – популярной, справочной и художественной литературой.

Для уроков окружающего мира использую дополнительный материал о нашем крае, области, оформленный в виде карточек к темам уроков, а также текстовыми файлами.

На уроках литературного чтения мы изучаем пословицы, поговорки, приметы о своём крае, собираем загадки. Дети оформляют книжки – самоделки о народных песнях, частушках и других видах устного народного творчества нашего края. В первом классе дети знакомятся с более широким понятием слова «сказка», с видами сказок, былинами. Изучили былину о новгородском купце Садко, узнали о Древнем Новгороде, познакомились с оперой Н.А. Римского – Корсакова «Садко». Дети искали и узнавали у родителей, в дополнительной литературе лирические песни Новгородской области, познакомились с обрядовой песней. При знакомстве с произведениями русских писателей, использую на уроках дополнительный материал о русских писателях, побывавших на Новгородской земле: Н.А.Некрасов, В.Бианки, Г.И.успенский, Ф.М. Достоевский и др.

Включение регионального компонента в программу по технологии призвано решать комплекс воспитательных и образовательных задач:

- развитие познавательных интересов, творческих способностей, эстетического вкуса;

- формирование у учащихся интереса к истории своего края, уважения к мастерам своего дела, качеств рачительных хозяев.

Первые уроки технологии начинаю с экскурсии в окрестности школы:

  1. Знакомство с техническими объектами в районе школы.
  2. Сбор природного материала.

На уроках дети знакомятся с технологией изготовления основных видов строчевой вышивки, встречающийся в народных промыслах Новгородской области, знакомятся с Крестецкой строчкой. Уроки сопровождаются беседами «Народные мастера края»,

 « Чудово – родина спичек» и др. Работу по модулю «Работа с бумагой и картоном» начинаю с посещения Вельгийской бумажной фабрики, где дети знакомятся с технологией изготовления бумаги, с видами бумаги и её свойствами.

На уроках математики детям очень нравится решать и самостоятельно составлять различные задачи, задания на основе регионального компонента. Удачно проходят занятия с использованием математических диктантов с использованием данных на основе регионального компонента.

Уроки русского языка способствуют также привитию любви к родному краю через разные формы работы:

- составление и написание предложений на тему «Мой край», «Мои родители», «Улицы моего города» и др.:

-написание сочинений и изложений с творческими заданиями;

- письмо по памяти;

- орфографические минутки на основе краеведческого материала;

Для качественного изучения темы «Непроверяемые написания» мною создан словарь, где обязательно есть справочный материал по региональному компоненту.

Введение регионального компонента на уроке – одно из важных средств в подготовке учащихся к жизни, в формировании чувства хозяина, знающего и любящего свой край, город и умеющего сохранить и приумножить их богатые культурные традиции.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тема урока: Особенности лесов разных природных зон. Лес Новгородской области.

Карточка 1.

Какой лес в окрестностях нашего края? Выбери правильный ответ.

ХВОЙНЫЙ

ЛИСТВЕННЫЙ
СМЕШАННЫЙ

Карточка2.

Соедини стрелками,  к какому этажу относятся:

1 ярус (этаж)                            кустарники

2 ярус (этаж)                            мхи, лишайники, грибы, травы

3 ярус (этаж)                            высокие деревья

Тема урока: Луг. Растения и животные луга.

Карточка

Подчеркни названия тех растений, которые растут на наших лугах.

КЛЕВЕР
ВОЛЧЬЕ ЛЫКО
ЛЮТИК ЕДКИЙ
МЕДУНИЦА
КУВШИНКА
КУКУШКИНЫ СЛЁЗЫ

Тема урока: Почвы. Почвы Новгородской области.

Карточка

Подчеркни слова, которые определяют тип почвы в Новгородской области.

ЧЕРНОЗЁМНЫЕ ПОЧВЫ
ПОДЗОЛИСТЫЕ ПОЧВЫ
СУГЛИНИСТЫЕ ПОЧВЫ

Тема урока: Температура воздуха.

Карточка

Чем измеряют температуру? Отметь +:

БАРОМЕТРОМ                             УГОЛЬНИКОМ

ЛИНЕЙКОЙ                                  ГРАДУСНИКОМ

Какие бывают термометры?

КОМНАТНЫЙ                                  МЕДИЦИНСКИЙ
УЛИЧНЫЙ                                         ДОМАШНИЙ
ВОДНЫЙ                                            ПОЧВЕННЫЙ

При какой температуре теплее всего?

- 8                             + 15                       0                             - 10                        + 20

Тема урока: Полезные ископаемые нашего края.

Выбери правильный ответ и отметь его +: какие полезные ископаемые есть в Новгородской области:

Торф

Каменный уголь

Нефть

Золото

Гранит

Огнеупорная глина

Песок

Газ

Красная глина

Известняк

Тема урока: Реки и озёра нашего края.

Прочитай. Спиши, разделив слова на 2 группы:

Шелонь, Мста, Пирос, Валдайское, Волхов, Ильмень, Ловать, Шелонь, Боровно.

  1. ТЕКСТОВЫЕ ФАЙЛЫ - ПРЕЗЕНТАЦИИ

  1. Тема урока: Понятие об экологии. Охрана природы нашего края.

Своеобразие географического положения Новгородской области, рельефа, определило ряд интересных природных достопримечательностей, требующих к себе бережного отношения. В области:

7 заказников

16 памятников природы

17 охранных зон для нереста рыбы

ВАЛДАЙСКИЙ ЗАКАЗНИК – озеро Валдайское и Ужин в 1974 году объявлены памятниками природы.

Озера:  Городно (карстовое), Шерегодро, Пирос, Боровно, устье реки Понерётки (карстовая)

Сиверсов канал – первое гидротехническое сооружение в области (1799 – 1800 г) – соединяет верхнее течение реки Волхов и нижнее течение реки Мсты в обход озера Ильмень.

  1. Тема: Международная торговля в древности. «Из варяг в греки»

В 1974 году на берегу озера Шерегодро в 44 погребениях археологи нашли янтарные украшения, подтверждающие связи между местными и прибалтийскими племенами. Из реки Мсты можно было попасть в Балтийское, Чёрное, Каспийское моря. На Мологе устраивали ярмарки, приезжали и иностранные купцы. У д. Плёсо в 1935 году  нашли клад арабских дирхемов чеканки V111 – 1Х века. Эти монеты – свидетельство торговых связей с Востоком.

  1. Тема: История в географических названиях.

Старая Русса.

Давным – давно жил славный богатырь Русс. Был он храбрым. Однажды остановился он у места слияния двух рек и решил поселиться там навсегда. Большую реку назвал он в честь своей жены – Полистью, меньшую – в честь дочери – Порусьей. Многочисленные потомки Русса позднее основали город, который назвали в честь богатыря … 1167 год.

  1. Тема: Вода на Земле. Реки и озёра нашего края.

В Новгородской области 1000 рек, около 900 озёр. Вода  - важнейший природный ресурс. На планете резко увеличилось потребление воды (в 10 раз). Во многих районах земного шара уже остро ощущается недостаток пресной воды, много «мёртвых» водоёмов.

Мста – 445 км                 Ловать – 500 км

Шелонь – 250 км            Волхов – 224 км

Озеро Ильмень самое большое  - 6 м

Озеро Валдайское самое глубокое – 60 м

  1. Тема: Грибы. Грибы нашего края.

   На земном шаре около 7 тыс. видов шляпочных грибов, около 3 тыс. из них – в нашей стране. Съедобных грибов около 200. В пищу же употребляют только около 20 видов. Богат грибами и Новгородский край. Самыми распространёнными являются:

Подберёзовики,, подосиновики, лисички, белые, моховики, опята и др.

6. МИКЛУХО – МАКЛАЙ – НАШ ЗЕМЛЯК,

Детство известного путешественника прошло в нашем крае. Н.Н. Миклухо – Маклай (1846 – 1888 г). Мальчик рано потерял отца, в 11 лет учился в Петербурге в гимназии, затем в университете, за границей. В России работал в ЗООмузее города Петербурга. В 1870 году учёный отправился на о. Новой Гвинеи на военном корабле «Витязь». В сентябре 1871 г высадился на берег, чтобы изучить быт и нравы местных жителей. Папуасы встретили сначала враждебно, потом полюбили его, прозвав «Человек с Луны». За 15 месяцев жизни на острове учёный изучил язык папуасов, обычаи, доказал единство происхождения всех людей на Земле. Работал и на других островах. Он не раз болел тропической лихорадкой и рано умер – в 42 года.

7. ИСТОРИЯ В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЯХ

Боровичский край был обжит ещё в далёкие времена. Обнаружены следы поселений, которым более 5 000 лет. Но лучше изучены неолитические стоянки, относящиеся к середине второго тысячелетия до н. Э. В 1974 году археологи на бнрегу озера Шерегодро нашли янтарные украшения, наконечники стрел, черепки глиняной посуды и др.

Берег Мсты быстро заселяли славяне. Из Мсты по другим рекам можно было попасть в Балтийское море, Чёрное и Каспийское. В несудоходных местах лодки волочили по суше. Сохранилось не мало названий сёл и городов с корнем – волок. В начальной летописи за 947 год впервые упоминается река Мста. Княгиня Ольга установила погосты на реке. Боровичский погост упоминается в Переписной оброчной книге Деревенской пятине в 1495 году. В 1770 году указом Екатерины 11 присвоен статус города.

Новгород  - нов – город – 859 год – проходил по Волхову великий торговый путь.

Старая Русса – «Давным – давно жил славный богатырь Русс. Был он храбрый. Однажды остановился он у места слияния двух рек и решил поселиться здесь навсегда. Большую речку он назвал в честь своей жены Полистью, меньшую – в честь дочери – Порусьей. Многочисленные потомки Русса позднее основали город, который и назвали по имени богатыря …1167 год.

Сольцы – на реке Шелонь. Название получил благодаря соляным источникам, из которых в старину местные жители выпаривали соль.

8. ЗНАКОМСТВО С КАРТОЙ СВОЕГО КРАЯ.

Карты бывают: геологические, климатические, фенологические, экономические, почвенные и другие.

На карте есть условные обозначения, масштаб.

Зелёный цвет – низменности – Приильменская.

Светло – коричневый – возвышенности – Валдайская.

Синий цвет – вода, реки, озёра, самое большое озеро – Ильмень, самое глубокое – Валдайское.

Полезные ископаемые – условные знаки.

Граница области: на северо – западе Восточно – Европейской равнины. Занимает 54,5 тыс кв. км, но на её территории могли бы разместиться такие государства, как Дания, Бельгия или Швейцария. С запада на восток – 385 км, с севере на юг – 250 км.

Область расположена в пределах:

 56 градусов 55 минут и 59 градусов 25 минут северной широты

29 градусов 37 минут и 36 градусов 15 минут восточной долготы.

9. УМЕРЕННЫЙ ПОЯС. ПРИРОДА СВОЕГО КРАЯ

  1. Поверхность нашего края: равнинная – Приильменская низменность, Валдайская возвышенность.
  2. Полезные ископаемые: осадочного происхождения – огнеупорная глина, торф, известняки, песок, красная глина.
  3. Область расположена в зоне умеренно континентального климата – мягкая зима, прохладная затяжная весна, нежаркое короткое лето, продолжительная осень. Избыточное количество влаги.
  4. формирование почв в области происходит в условиях избыточного увлажнения: подзолистая, дерновая, болотная.
  5. Лес занимает в области 60 %. Лес смешанный: хвойные и лиственные породы.
  6. Богата область растительным и животным миром: 250 видов птиц, 56 видов наземных животных лесного и кустарникового вида, 45 видов рыб.
  7. Погода края: средняя годовая температура колеблется от + 2, 5 градусов до + 5 градусов. Летом + 16 + 18.  зимой – 8 – 10 градусов. В 1956 году в Боровичах было зафиксировано – 56 градусов.

10. РЕДКИЕ И ОХРАНЯЕМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ.

Растения:

Ландыш майский

Волчье лыко

Кубышка жёлтая

Ветреница лесная

Кувшинка белая

Можжевельник

Купальница европейская

Колокольчик персиколистный

Животные:

Сова – с 1964 года находится под охраной закона. Одна сова за лето убивает 1000 полёвок, которые способны уничтожить 1 т зерна за лето.

Летучая мышь – уничтожает много вредителей.

Жаба – одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.

Белый журавль

Бабочка Апполон

Стрекоза

11. ВОДА НА ЗЕМЛЕ. РЕКИ И ОЗЁРА НАШЕГО КРАЯ.

Две трети планеты занимает вода и только одну треть – суша.

Треть населения планеты испытывает недостаток в пресной воде.

      Самая длинная река в мире – Нил 6 671 км.

Европы – Волга – 3 530 км,

Азии – Янцзу – 5 800 км,

Северной Америки – Амазонка – 6 480 км.

Самая длинная река Новгородской области – Ловать – 530 км,

Вторая Мста – 445 км,

Шелонь – 250 км

Волхов – 224 км.

Питание рек Новгородской области – смешанное: таяние снега, подземные воды, дожди.

На каждые 100 л воды – 2 л пресной воды.

Вода, вытекая из крана по капле за месяц – 400 л.

В городе Харькове в 1981 году открыли Музей воды.

ОЗЁРА:

о. Байкал – самое глубокое в мире, прозрачная вода до 40 м.

о. Ильмень – самое большое в области.

О. Валдайское – самое глубокое в области

В Новгородской области:

1000 рек

Почти 900 озёр.

12. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ НАШЕГО КРАЯ.

Торф – п. Тёсово – Нетыльское.

             п.. Глуховское

             п. Тухун

Образуется на болотах из отмёрших растений.

Известняк п. Угловка, п. Передольск

Глины огнеупорные – п. окладнево, Шиботово, Артём.

Глины красные – г. старая Русса, п. Панковка, г. Новгород и Боровичи

Песок – повсеместно.

Источники минеральных вод – г. Старая Русса и п. Сольцы.

13.  ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ И ИХ СВОЙСТВА,

Определи название двух очень сложных и схожих полезных ископаемых по их свойствам:

1. Хрупкий, твёрдый, бурого цвета, состоит из остатков растений, легче воды, тускло горит.

2. Хрупкий, твёрдый, чёрного цвета, состоит из остатков растений, тяжелее воды, ярко горит.

 

                 ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

А.  Тема: Животные леса.

  1. Это крупная лесная кошка. Мех у неё густой, мягкий и пушистый. На кончиках ушей есть чёрные кисточки. Водится в наших лесах. (Рысь)
  2. Это животное полуводное. Прекрасно плавает, строит хатки. (Бобр)
  3. Это самый крупный представитель оленьих. Имеет вес до 500 кг. Легко преодолевает снежные сугробы, хорошо плавает. (Лось)
  4. Это крупный хищник. Форма следа этого животного весьма характерна. Передвигаясь шагом, этот зверь идёт след в след. Санитар леса. (Волк)

     Б. Тема: Растения и животные леса.

     1. Назови три растения леса.

     2. Почему в лесу растения располагаются ярусами?

     3. Какой лес в окрестностях Боровичей?

     4. Какие животные есть в наших лесах?

     5. Как человек должен заботиться об обитателях леса?

     6. Какие заказники ты знаешь на территории Новгородской области?

ВИКТОРИНЫ

                                  «Мой край»

  1. Первое упоминание о Новгороде?
  2.   Главный храм – символ Новгорода.
  3. Что такое вече?
  4. Река, на которой стоит Новгород?  
  5. Кто и когда создал памятник «Тысячелетие России»?
  6. Что обозначает на памятнике женщина, шар?
  7. Особая форма ручной вышивки – строчка в Новгородской области?
  8. Год основания города Боровичи?
  9. Год освобождения Новгорода от немецко – фашистских захватчиков?
  10. Назови самое глубокое озеро нашей области.
  11. На какой реке стоит город Боровичи?
  12. Перечисли крупные города Новгородской области.
  13. Где писали на бересте?

                              «Зелёный друг»

  1. Какая часть мировых запасов леса сосредоточена на территории нашей области?
  2. Какой лес в Новгородской области?
  3. Сколько старинных парков в области?
  4. Назови исчезающие растения нашего края.
  5. Новосёлы наших лесов?
  6. Сколько видов птиц в Новгородской области?
  7. Самая маленькая птица наших лесов.
  8. Как по муравейнику определить стороны горизонта?
  9. Почему лес называют «зелёным другом»?
  10. Кого называют санитарами леса?
  11. Почему лису называют Патрикеевной?
  12. Какие растения предсказывают погоду?
  13. Назовите «памятники» природы нашей области.
  14. Что делают из древесины?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1. Карточки - дополнения

Тема: Устное народное творчество в Новгородской области.

Фольклор – по-  английски означает: народная мудрость,  народное знание.

Это выражение впервые употребил в одной из своих работ английский историк Вильям Томсон в 1846 году. Так во многих странах стали называть все виды народного творчества.

В Новгородском крае:

- колыбельные песни;                   - докучные сказки;

-  пестушки;                                    - небылицы;

- потешки;                                       - считалки;

- приговорки;                                  - дразнилки;

- прибаутки;                                    - скороговорки;

- загадки;                                         - поговорки;

- пословицы;                                   - заклички;

- сказки;                                           - былины

Тема: Русские писатели на Новгородской земле.

Иван Сергеевич Соколов – Микитов (1892 – 1975). Навестил Боровичский край во второй половине тридцатых годов по приглашению В. Бианки.

Виталий Валентинович Бианки (1894 – 1959). Называл наши места «Страна Див». Начиная с 1933 года. Ранней весной приезжал Бианки в Боровичский край, чтобы следить за прилётом, гнездованием и отлётом птиц, а осенью возвращался в Ленинград, где окончательно обрабатывал свои наблюдения, превращая их в повести, рассказы и сказки.

Николай Алексеевич Некрасов впервые посетил Боровичский край в 40 – е годы прошлого века. Он приезжал погостить к своему другу на станцию Лыкошино к В. А. Панаеву. Свои впечатления о порожистой реке Мсте он отразил в романе «Три страны света».

Николай Сладков  - сторонник «поэтической охоты» часто гостил в деревне Ерзовка Боровичского уезда. В «Подводной газете» он описывает карстовое озеро Городно.

 Леонтий Раковский описывал жизнь генералиссимуса А.В. Суворова в селе Кончанском. Писатель посетил село в январе 1941 года.  

И др.  писатели посвящали свои произведения Боровичскому краю.  


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ

  1. Составление и решение задач по краткой записи.

 а)  На доске два числа    859  и   2005.

     - Что за числа? Это даты. 859 – первое упоминание о Новгороде, а 2005 – это сегодняшний год.

- Составьте и решите задачи.

б) Составить задачи по данным:  МСТА – 445 км

                                                         Волхов – 224 км

1. Длина реки Мсты  445 км, а Волхова – 224 км. Какая река длиннее и на сколько?

2. Длина реки Мсты  445 км, а Волхова – 224 км. Чему равна длина двух рек?

в)

Ильмень – 3м

Валдайское – 60 м

- Составь задачи:

Глубина озера Ильмень около 3 м, а глубина озера Валдайского – 60 м. Во сколько раз глубина озера Ильмень меньше, чем глубина озера Валдайского? На сколько метров глубина Валдайского озера больше, чем глубина озера Ильмень? Чему равна глубина двух озёр вместе?

г). На доске:  

 Ель –                               30 м      - 300 лет

Лиственница -                53 м      - 600 лет

Сосна -                            55 м      - 350 лет

- Прочитай числа по разному.

- Сравни средний возраст жизни деревьев.

- Разбей эти числа на 2 группы.

- Составь задачи, используя эти данные.

1. Ель растёт в высоту до 30 м, а сосна – 55 м. На сколько метров сосна выше ели?

2. Лиственница живёт около 600 лет, а ель – 300. Во сколько раз дольше живёт лиственница, чем ель? На сколько лет меньше живёт ель, чем лиственница?

  1. Математические диктанты с использованием регионального компонента.

 

Тема: Арабская и римская нумерация.

  1. В нашей стране искусственное расселение бобров началось в 1930 году, в нашем крае – в 1952 году.
  2. В Новгородской области около 250 видов птиц.
  3. Длина реки Ловать 500 км.
  4. В 19 веке в Крестцах  - возникновение вышивального промысла.
  5. Софийский собор построен в Х1 веке.
  6. В Опеченском Посаде в конце Х1Х века жил русский писатель В. Шишков.
  7. В ХV111 веке в окрестностях Боровичей была обнаружена огнеупорная глина.

3.  Текстовые задачи.

  1. Площадь озера Ильмень 1090 кв. м, а в засушливые годы площадь уменьшается в 3 раза. Чему равна площадь озера в засушливые года? На сколько меньше становится площадь озера?
  2. В Новгородской области первая весенняя гроза была зафиксирована 2 мая, а последняя 14 октября. Сколько времени между грозами?
  3. Средняя температура в Новгородской области в период зимы около 10 градусов ниже нуля, а в одну из зим в Боровичах мороз достиг 54 градусов ниже нуля. На сколько градусов понизилась температура воздуха?

4. Высота пещеры на реке Понерётка 80 см, а ширина около 2 м. Найди периметр и площадь данной пещеры.

5. 60 кг макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево, растущее в лесу свыше 50 лет. Сколько деревьев сохраняет учащийся одной школы, если он собрал свыше 720 кг макулатуры?

     6. Сколько лет отправляются поезда из Боровичей, если первый поезд ушёл в 1877  

         году?

7. В каком году был открыт музей А.В. Суворова в Кончанском – Суворовском, если в 1997 году ему исполнилось 55 лет? (1942)

8. Путевой дворец, в котором останавливалась Екатерина 11, с 1902 года стал профессиональным училищем. Сколько лет существует это училище?

9. Сколько лет газете «Красная искра», если она основана в 1919 году?

10. В 1772 году Боровичам был пожалован герб – символ городского самоуправления. Сколько лет гербу?

11. Указом царицы Екатерины 11 в 1770 году поселению Боровичи присвоен статус города. Сколько лет городу?

12. В 1797 году в селе Кончанское отбывал ссылку полководец А.В. Суворов. В 1940 году в селе был открыт памятник полководцу. Сколько лет прошло с момента ссылки до открытия памятника? Сколько лет памятнику ?

13. На доске:

859 год         2006 год       1770 год

- Что знаете об этих датах?

859 – год основания г. Новгорода

1770 – год основания города Боровичи

- Составьте задачи.

1. В 859 году основан город Новгород. Сейчас 2006 год. Сколько лет городу?

2. В 859 году основан город Новгород, а в 1770 году основан города Боровичи. Какой город старше и на сколько?

Обратные задачи.

14. Город Старая Русса возник в 1167 году, а Боровичи в 1770 году. Какой город старше и на сколько? Сколько лет Старой руссе? Боровичам?

15. В 1862 году в центре Новгородского Кремля построили памятник «Тысячелетие России», а в 1975 году в селе Кончанское – Суворовское была открыта диарамма

«Альпийский поход Суворова». Какой памятник старше и на сколько лет? Сколько лет каждому памятнику?

16. В 1828 году был основан курорт в городе Старая Русса. Сколько лет курорту?

    ( отдыхали и лечились известные писатели Н. Добролюбов, Ф. Достоевский, А.    Горький, А. Толстой)

17.  В 1905 году построен мост через реку Мсту. Сколько лет мосту? Кто его сконструировал?


Конспект урока русского языка 2 класс с использованием  ИКТ

Тема: Суффикс.

Цель:

  1. Повторить изученные части слова и их обозначения.
  2. Повторить суффиксальный способ образования новых слов.
  3. Развивать умение разбирать слова по составу.

Приём эмоционального вхождения в урок

- Словарная работа – слайд №1

Повторение изученного

Актуализация опорных знаний – слайд № 2

Переход к новому материалу

Работа в парах на карточках

Проверка с

опорой на образец написания

Работа с таблицей суффиксов – слайд №3

Алгоритм

Физкультминутка

 

Работа по учебнику

стр. 124

1 ученик на экране

Метод развёрнутого толкования слова + алгоритм

Упражнение 3

2 ученика на экране

Самостоятельная работа

Итоги урока

Оценивание

Домашнее дифференцированное задание

Солнышко

- Отгадайте слово по его значению:

………небольшой сочный плод кустарников и травянистых растений    ЯГОДА

- Вспомните, как называется:

  1. Часть слова, которая изменяется …..
  2. Окончание, не выраженное звуками …..
  3. Общая часть родственных слов …
  4. Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов …
  5. Как называется способ образования новых слов с помощью суффикса …

- У вас карточки с заданиями – схемами. Выполните .

1 карточка                    Выделите корень.

            Большой дом

Дом    существо, которое обитает в каждом доме по

           мнению суеверных людей

          Прирученные животные ( не дикие)

2 карточка

                Маленький город

Город     человек, живущий в городе

               ……….. пейзаж

Вешаю на доску слова, которые записали дети.

- проверьте написание, у кого есть ошибки?

- Какие части слова помогли образовать новые слова?

                             СУФФИКС

- отметьте их.

Проверка. Вернулись к ЯГОДА  С помощью чего получили новые слова?

- Рассмотрите таблицу суффиксов.

- Какие суффиксы вы знаете?

    (Дети называют суффиксы, приводят примеры, записывают)

                         

- Откройте учебник на стр. 124

Упражнение 2.  Читаем задание и самостоятельно выполняем

 

Проверяем.     С помощью какого суффикса мы получили новые слова?     -

- Выполняем упражнение 3        

Проверка.

Списать слова и разобрать их по составу:

Горошинка, озёрный, избушка, пекарь, кружочик, кармашик. Грачонок.

- Кружочик   - ?      - ек-

- кармашик   - ?      - ек -                 ?

- грачонок   - ?     - ок -

- Когда пишем – ик, - ек ?    - онок, - ёнок   ?

- Как называется часть слова после корня перед окончанием?

- Для чего служит суффикс?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

1. стр. 125    упр. 6

2. составить слова по схемам и  записать их

 3. Придумать и записать 3 предложения со словом ЯГОДА


КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

2 КЛАСС с использованием ИКТ

Тема: Родной край – частица Родины. Улицы моего города.

Триединая цель урока:

  1. Познакомить учащихся с историческими сведениями о  названии улиц своего города.
  2. Формировать у учащихся нравственные качества личности.
  3. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории своего края, к тем местам, где проходит детство учащихся; развивать творческие способности.

Оборудование:

  1. Карта России, Новгородской области и карта города Боровичи.
  2. Набор открыток « Боровичи».
  3. Фотографии старых улиц города (слайды)
  4. Индивидуальные кроссворды и общий на экране (слайд).
  5. Карточки со словами: Родина, Отчизна, Отечество, родная страна, родная сторона, мой город, моя улица.
  6. Магнитофонная кассета с записью песни Д. Кабалевского « Родной край».
  7. Проектор, экран.

Эмоцион. вхождение в урок

Повторение ранее изученного и подведение к новому материалу.

Работа с картами. На экране слова: Родина, Отчизна, Отечество, родная страна.

На доске карточки со словами: родная сторона, мой город, моя улица

Новый материал:

Схема на экране

На экране таблица (только начало)

Сообщения детей

Фотографии старых улиц (слайд)

По мере выступления детей заполняем таблицу              

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

Слайд - таблица

Работа с таблицей

Творческая работа

Проверка

Обобщение материала: на экране кроссворд

Итог урока – рефлексия

Домашнее дифференцированное задание

( по выбору учащихся):

Звучит запись песни Д. Кабалевского « Родной край»

- Какие чувства вы испытываете, слушая строки этой песни?

- О чём вы думаете, слушая и напевая эти строки?

( о Родине, о своём крае, городе)

- Как называется страна, в которой мы живём?

( Россия). Покажите на карте.

- Объясните значение слов: Родина, Отчизна, Отечество, родная страна.

- Найдите на карте нашу область, покажите.

- Как называется наш город? Найдите его на карте.

- Как по другому, мы можем сказать о нашем крае, городе? (родная сторона, мой город, моя улица).

Читаю стихотворение Л. Коноваловой:

Подъёмы крутые, террасы и склоны,

А улицы кажутся садом зелёным.

Куда ни идёшь и куда ни глядишь –

В зелёном – цветные квадратики крыш…

- Как вы думаете, куда мы отправимся в путешествие сегодня? (по улицам родного города)

- На каких улицах вы живёте? Как вы думаете, а для чего нужно знать историю улиц?

- Рассмотрите схему:

           Боровичи 1770 год – 43 улицы

            17 – географическое название

                                                               

           

                20 – по имени святых

                                                                 

          Остальные – в честь исторических личностей

- Давайте попробуем узнать, как же назывались улицы в далёком прошлом и как называются они сейчас. Для этого будем заполнять табличку:

Старые названия

Новые названия

- Как вы думаете какие улицы носят географические названия? ( Ленинградская, Южная, Порожская, Загородная и др.)

- В далёком прошлом было много таких улиц:

  1. ученик:

Петербургская улица – сейчас Ленинградская. Это была центральная улица Спасской стороны – начинала свою историю с того, что была естественным земляным валом. Поначалу застраивалась не жилыми домами, а гончарными мастерскими, рядом с которыми велась разработка глины. Позднее гончаров вытеснили за Петербургскую улицу.

     Колония кустарей – гончаров дала начало Гончарной улице, которая и поныне так называется.

  1. ученик:

Бежецкая улица – теперь Советская.

Одна из старых городских улиц. Она отмечена на плане города в 1772 году. Название напоминало о том, что Борисово – глебский рядок входил когда – то в состав Бежецкой пятины. На  Бежецкой улице в основном жили и работали небогатые мещане, а также ремесленники. На улице размещались мастерская дамских и детских нарядов, постоялый двор, иконостасная, портняжная и сапожные мастерские.

  1. ученик:

Многие улицы в далёкие времена называли по имени святых.

Модестов переулок – назван в честь патриарха Модеста.

  1. ученик:

Никитская улица – сейчас улица Дзержинского. Одна из самых старых на Торговой стороне. Название её связано с именем новгородского архиепископа Святителя Никиты.

  1. ученик:

Сергиевская – сейчас улица Кропоткина.

Была названа в честь святого Сергия.

  1. ученик:

Многие улицы называли в честь исторических личностей, т.е. людей, сделавших много полезного для своей Родины.

Самая главная улица старых Боровичей – Екатерининская. Была переименована на Коммунарную (сейчас снова Екатерининская).

Считалась центром торговой жизни. Названа в честь Екатерины П. Ещё улицу называли Каменной – она вся из каменных домов, различной архитектуры. На улице было всегда многолюдно, так как здесь располагались самые главные магазины города очень именитых купцов.

  1. ученик:

Сиверская улица – сейчас улица А. Кузнецова.

Жители назвали её в честь новгородского генерал – губернатора Я. Сиверса – одного из передовых деятелей екатерининской эпохи. Это по его инициативе Боровичи получили статус города. На улице располагались лавочники, ремесленники.

  1. ученик:

Осташевская улица – сейчас улица названа в честь героя Советского Союза Анатолия Кокорина. Это самая старая улица на Заводской стороне.

- Посмотрите, какая таблица у нас получилась:

Старые названия

Новые названия

Петербургская        

Ленинградская

Бежецкая

Советская

Модестов переулок

Модестов переулок

Никитская

Дзержинского

Сергиевская

Кропоткина

Екатерининская

( Каменная)

Коммунарная

Екатерининская

Сиверская

Кузнецова

Осташевская

Кокорина

- Ребята, нам пришло письмо от вашего сверстника из другого города, который просит вас рассказать о нашем городе, его улицах и достопримечательностях. Что бы вы ответили?

 У вас на партах листы  -  составьте

 рассказ – этюд о своей улице.

Слушаю рассказы детей.

 

- Мы уже много нового узнали о нашем городе, посетили музей, изучили историю названия улиц.

Сейчас подведём итоги и попробуем отгадать кроссворд:

1. Её указом 23 мая 1770 года село Боровичский рядок было переименовано в город Боровичи.

2. Этот писатель назвал наш край Страной див.

3. На берегу этой реки стоит наш город.

4. Каменистые преграды, которые встречаются на пути реки.

5. Природный материал, которым богат наш край.

6. От их профессии произошло название этой улицы.

Проверка.

- Что же нового вы узнали сегодня на уроке?

- Для чего мы должны знать и помнить историю своего края, Родины?

Оценивание.

- Мы узнали только о некоторых улицах нашего города

  1. Найти материал о своей родной улице.
  2. Нарисовать, какой бы вы хотели видеть свою улицу.
  3. Составить кроссворд об улицах города.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

ТЕХНОЛОГИИ

1.ЗНАКОМСТВО С ПРЕДПРИЯТИЯМИ НАШЕГО ГОРОДА

КОМБИНАТ ОГНЕУПОРОВ

В 1855 году на реке Крупе капиталист Нобель построил первый завод по производству огнеупорного кирпича. Сейчас комбинат успешно развивается, его продукция идёт во многие страны мира.

ВЕЛЬГИЙСКАЯ БУМАЖНАЯ ФАБРИКА

В 1880 году на реке Вельгии капиталистами Шацелем и Фурманом были построены две бумагоделательные фабрики. На них трудились около 200 рабочих. Сырьём для выделки грубых сортов бумаги были солома и древесина. Перед войной выпускались высокие сорта бумаги. Сейчас фабрика выпускает бумажные салфетки, кассовую ленту и другую продукцию.

АО «ДЕМЕТРА»

Выпускает хлебобулочную продукцию и кондитерские изделия.

2. ЧУДОВО – РОДИНА СПИЧЕК,

Спичка – это необходимая в хозяйстве вещь. Производство спичек сложный процесс. Сырьём служит осина. Она легко обрабатывается, в ней мало смолы, и поэтому спички из осины не коптят. Брёвна попадают в «руки» машины, резец, который превращает дерево в ленты определённой толщины. В следующей машине делают спички, но без шляпок. Их купают в противотлеющем растворе, пропитывают парафином, чтобы пламя быстро переходило по спичке, и пропускают над ванной с зажигательной смесью. Затем сушат. В других цехах делают коробки, наклеивают этикетки. Готовая продукция отправляется в разные города и страны.

Конспект урока окружающий мир с использованием ИКТ.

Тема: Реки и озёра нашего края.

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с реками и озёрами нашего края, их особенностями.
  2. Закрепить понятия «реки» и «озёра» и их отличия.
  3. Развивать умение самостоятельно добывать знания, работать со справочной литературой.
  4. Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование:

  1. Карта Новгородской области.
  2. Карточки со словами.
  3. Сборник «Цвети, наш край».
  4. Презентация к уроку (текстовые и тестовые файлы).
  5. Проектор.
  6. Экран.
  7. Книги о Новгородском крае.

                                                                  ХОД УРОКА

Организационный момент

Загадка № 1 и 2

Карточки слов

Карта Новгородской области

Проблема

Тема урока

(слайд № 1)

      Слайд № 2

Слайд «Описание реки» №   3

Работа в группах

7 минут по сборнику

«Цвети, наш край»

           

Проверка

Сообщения детей об озёрах

Обобщение

      Слайд № 4

Межпредметная связь (слайд № 5   )

Закрепление (работа на слайдах)

ТЕСТОВЫЕ ФАЙЛЫ

  (слайд № 6 и 7 )

Телеграмма –

      слайд № 8

Домашнее дифференцированное задание:

Выставка книг о Новгородском крае

Оценивание

Установление психологической готовности. На доске рисунок солнца с грустной мимикой. Установка на работу.

- Отгадайте загадку:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий -  в море.       (Река)

- Докажите.

- Посреди поля лежит зеркало.

  Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

- Чем озеро отличается от реки?

- Как на карте обозначаются реки? Озёра?

- Что можете сказать о количестве рек, озёр на территории области?

- Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня?

Тема сегодняшнего урока «Реки и озёра нашего края»

- Какие реки нашей области вы знаете? Посмотрите на слайд.

(Дети называют)

В Новгородской области 1000 рек, около 900 озёр. Вода  - важнейший природный ресурс. На планете резко увеличилось потребление воды (в 10 раз). Во многих районах земного шара уже остро ощущается недостаток пресной воды, много «мёртвых» водоёмов.

Мста – 445 км                 Ловать – 500 км

Шелонь – 250 км            Волхов – 224 км

Озеро Ильмень самое большое  - 6 м

Озеро Валдайское самое глубокое – 60 м

- Сейчас вы будете работать в группах. Перед вами на слайде план описания реки. Опишите реку, а затем кто – то один из группы расскажет о ней.

  - А пока, давайте определим, какая река достанется группе. Для этого один представитель от группы выходит и берёт карточку с названием реки у меня на столе:

Шелонь

Ловать

Мста

Волхов

Рассказы детей, оценивание.

- В Новгородской области много озёр. Какие озёра вы знаете?

Рассказы детей:

Ильмень

Валдайское

Пирос

Сухое

Боровно и др.

- Какое значение имеет вода?

Две трети планеты занимает вода и только одну треть – суша.

Треть населения планеты испытывает недостаток в пресной воде.

      Самая длинная река в мире – Нил 6 671 км.

Европы – Волга – 3 530 км,

Азии – Янцзу – 5 800 км,

Северной Америки – Амазонка – 6 480 км.

     Самая длинная река Новгородской области – Ловать –

       530  км,

Вторая Мста – 445 км,

Шелонь – 250 км

Волхов – 224 км.

Питание рек Новгородской области – смешанное: таяние снега, подземные воды, дожди.

- Давайте решим одну задачу.

За 1 день из одного плохо закрытого крана вытекает 14 л воды. В нашей школе 10 кранов. Сколько воды может вытечь из плохо закрытых кранов? ( 14 х 10 = 140 л )

                ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. Прочитай названия рек, выдели красным цветом те, которые находятся в Новгородской области, а синим, ту реку, на которой стоит твой город.

Волга, Шелонь, Ловать, Мста, Лена, Волхов, Пола.

  1. Прочитай и отметь: реки +

                                        озёра -

Шелонь

 Боровно

Мста

 Ловать

 Ильмень

 Пирос

Валдайское

 Полисть.

-  К нам пришла телеграмма по электронной почте:

                           Дорогие ребята!

Я – река, протекаю по вашему городу и делю его на 2 части. Раньше я была судоходна, а теперь постепенно мелею. На моих берегах стоит много предприятий, они сбрасывают в меня свои отходы, отчего я сильно загрязнена. Раньше, вода во мне была чистой, прозрачной, а теперь она мутная, с различными примесями.

 Ребята, помогите мне, спасите от загрязнения!

- Какая река просит нас о помощи? (Мста)

- Подумайте, как бы вы помогли реке – Мсте?

1. Нарисовать плакаты.

2. Составить правила поведения на воде.

3. Составить памятки по охране воды от загрязнения.

- Если вы захотите побольше узнать о реках, озёрах края, то можете найти материал в книгах:

1. В. Серова «Наша Новгородская земля»

2. В. Серова «География Новгородской области»

3. В. Кутузов «Боровичи»

4. Сборник «Цвети, наш край»

Психологическая атмосфера в конце урока (Солнышко с весёлой мимикой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование регионального компонета на уроках в начальной школе

  Как приобщить ребят  к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к своей "малой родине"? Решению этой важной задачи могут помочь уроки лите...

«Использование регионального материала на уроках в начальной школе»

Задача современной школы: воспитывать социально и культурно адаптированного, знающего и любящего свой край гражданина. Этому способствует включение в урок регионального материала. Задача современной ш...

Использование национально-регионального компонента на уроках в начальных классах

Представлен практический опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках в начальной школе...

Обобщение опыта работы по реализации регионального компонента в учебных курсах начальной школы. (Архангельская область)

Цель реализации регионального компонента:- развивать интерес к истории культуре, традициям  и  быту  Архангельской области- формировать национально самосознаниеВоспитывать черты национа...

Национально – региональный компонент в образовательном процессе начальной школы. Дополнения к федеральным программам окружающий мир 1-4 класс

Основные цели внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс начальной школы:- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;- обогащение учащихся новыми све...

Национально – региональный компонент в образовательном процессе начальной школы. Дополнения к федеральным программам - технология

Основные цели внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс преподавания технологии:- освоение знаний о национальной культуре мордовского народа как ценности;- обогащение учащихся н...