Использование национально-регионального компонента на уроках в начальных классах
статья (3 класс) на тему

Устимкина Валентина Александровна

Представлен практический опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustimkina_statya.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Устимкина В.А.

МОУ «Гимназия №12» (Саранск)

Одним из приоритетных направлений современного образования в России является воспитание подрастающего поколения на основе изучения культуры, истории, традиций  родного края.

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами повышают эффективность урока, данный материал  несет большой объём знаний по различной тематике: история, география, животный и растительный мир, литература, искусство.

Цель использования материала национально-регионального компонента- это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и культурному наследию родного края.

        Охватить краеведческим материалом можно содержание любого предмета. В качестве примера хочу привести фрагмент урока по курсу «Моё Отечество» (3клас):

«Учитель: Кому не знакомы с детства пушкинские строки о заботах царя Дадона в «Сказке о Золотом петушке»:

Ученик: «Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Воеводы не дремали,

Но никак не успевали:

Ждут, бывало, с юг - глядь,-

Ан с востока лезет рать.

Справят здесь - лихие гости

Идут от моря » [1;122]

Учитель: Обстановка, обрисованная словами поэта, отнюдь не сказочная. Так жило молодое русское государство в конце XVI- первой половине XVII века.

- Как всё это может быть связано с городом Саранском?

- В какой век мы с вами должны отправиться, чтобы узнать об этом подробнее?

- Отправляясь на четыре века назад, что хотели бы узнать?»

В процессе изучения истории используем материалы историко-краеведческого музея, музея имени Эрьзи.

Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения мордовских поэтов и писателей. С интересом дети знакомятся с произведениями устного народного творчества мордовского народа.

На уроках математики использую задачи с краеведческим содержанием. Дети с удовольствием сами составляют задачи, по числовым  данным из различных краеведческих  источников. Особенно эффективна эта работа в группах.

Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Детьми были созданы проектные работы: «Мордовский костюм моего села», «Современный детский фольклор. Дети были активными участниками музейного конкурса «Сказ о родном городе», республиканского  конкурсе плакатов «Сохраним Мордовские леса», конкурса проектных работ «Дерево Земли на которой я живу»,  «Письмо родному городу», стали победителями и призерами.

Природная любознательность ребенка, потребность в познании нового способствует развитию интереса к национальным традициям. В дальнейшем это приведет к сохранению, распространению и развитию национальной культуры, бережному отношению к историческому и культурному наследию народов России.

Литература

1. Л.А Ефросинина Литературное чтение. Учебная хрестоматия. – Москва: «Вентана-Граф», 2011.-255с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

         Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”

При составлении плана  урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...

Использование технологии индивидуализации обучения на уроках математики начальных классов

В современном начальном образовании происходят глобальные изменения. Начальная школа переходит от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике «развития личности ребенка». Главной целью начально...

Использование интерактивной системы опроса на уроках в начальных классах

Опрос обучающихся, как одна из форм работы, используется на каждом уроке. Применение интерактивной системы голосования позволяет создавать адаптированные тесты, мотивировать учебную деятельность, рабо...

Формирование коммуникативных компетенций через использование технологии групповой работы на уроках в начальных классах

В презентации кратко описана роль групповой формы работы в формировании коммуникативных компетенций и способы ее организации на уроке....

" Использование изучение народных традиций на уроках в начальных классах" (статья)

В статье рассакзано об использовании изучения народных традиций на уроках в начальных классах....

Физкультурно-познавательный компонент на уроках в начальных классах

Физкультурно-познавательный компонент на уроках русского языка. Уроки математики с позиции здоровьесбережения.Окружающий мир в рамках здоровьесберегающих технологий...