Национально – региональный компонент в образовательном процессе начальной школы. Дополнения к федеральным программам окружающий мир 1-4 класс
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Основные цели внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс начальной школы:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;
- обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, воспитание высоконравственной личности;
- развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;
- применение знаний, умений в повседневной жизни.
Основная задача начального общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, создание специальной педагогической среды для формирования человеческого потенциала России с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolneniya_k_federalnoy_programme_po_okr._m.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Национально – региональный компонент в образовательном процессе начальной школы.
Дополнения к федеральным программам по общеобразовательным предметам в 1-4 классах (окружающий мир)
Основные цели внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;
- обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, воспитание высоконравственной личности;
- развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;
- применение знаний, умений в повседневной жизни.
Основная задача начального общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, создание специальной педагогической среды для формирования человеческого потенциала России с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Темы федеральной программы | Региональный компонент |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | 1 КЛАСС |
Что это за листья? Что такое хвоинки? | Хвойно – широколиственные растения Мордовии. |
Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? | Разнообразие животного мира Мордовии. |
Что такое зоопарк? | В зоопарке Мордовии (заочная экскурсия). |
Что мы знаем о нашей стране и своём городе (селе). | Республика Мордовия-часть России Село Андреевка-наша малая родина |
Куда текут реки? | Куда течёт река Пьяна? |
Как зимой помочь птицам? | Зимующие птицы Мордовии. |
Откуда в снежках грязь? | Участие детей в охране природных объектов. |
Когда появилась одежда? | Национальные костюмы мордовских народностей. |
Почему мы часто слышим слово «экология»? | Забота республики об окружающей среде. |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | 2 КЛАСС |
Твой адрес в этом мире. Что нас окружает. | Республика Мордовия-часть России (работа по физической карте России и Мордовии и по атласу) |
Государственная символика России | Наша республика сегодня. Герб, флаг, гимн Республики Мордовия. |
Как измеряют температуру? Что такое погода? | Погода края. Температура воздуха, осадки, продолжительность тёплого и холодного периодов. |
В гости к осени (урок-экскурсия) | Природа села Андреевка осенью. Растения и животные, реки, озёра, овраги и балки. |
Заглянем в кладовые Земли. | Полезные ископаемые, широко применяемые в народном хозяйстве республики (мел, песок, глина). |
Какие бывают растения? Какие бывают животные? | Разнообразие животного и растительного мира Мордовии. |
Дикорастущие и культурные растения. | Что даёт наш край стране. Растениеводство района и края. |
Дикие и домашние животные. | Животноводство республики. |
Красная книга. | Красная книга Мордовии. |
Будь природе другом. | Участие детей в охране природных объектов. |
Культура и образование. Все профессии важны. | Города Мордовии. Саранск -научный и культурный центр республики. |
Формы земной поверхности | Поверхность земли на территории Большеигнатовского района. |
Водоёмы. | Реки и озёра района |
Весенние раннецветущие растения. | Естественный растительный покров на территории Большеигнатовского района. |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | 3 КЛАСС |
Общество. | Мордовский народ и его место среди народов России. |
Берегите воду. | Охрана воды в нашей республике. Озеро Инерка. |
Образование и разрушение почв. | Наиболее распространённые виды почв в нашем районе. Охрана почв. |
Охрана растений. | Красная книга Мордовии. Мордовский государственный заповедник им. П.Г.Смидовича. |
Охрана животных. | Животные из Красной книги Мордовии. |
Экологическая безопасность. | Забота Республики Мордовия об окружающей среде. |
Три кита экономики. | Экономика Мордовии и Большеигнатовского района. |
Полезные ископаемые. | Основные полезные ископаемые Мордовии (песок, мел, мергель, опока, трепел, известняк, торф, глина). |
Растениеводство. | Культурные растения нашего края. |
Животноводство. | Животноводство в нашей республике. |
Какая бывает промышленность. | Промышленные предприятия Республики Мордовия. |
Экономика и экология. | Экологическая обстановка в республике и районе. |
На севере Европы. | Финляндия – финны близкие родственники мордовского народа. |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | 4 КЛАСС |
Мир глазами географа. | Наш край на карте. |
Мир глазами историка. | Андреевский курган. Экскурсия в школьный краеведческий музей. |
Прошлое и настоящее глазами эколога. | Промышленные предприятия Мордовии, их польза и вред. |
Наш край. | Карта Мордовии и Большеигнатовского района |
Поверхность нашего края. | Деление территории Мордовии и нашего района по характеру рельефа. |
Водоёмы. Типы водоёмов. | Большие и малые реки Мордовии. Озёра. Болота. |
Наши подземные богатства. | Основные полезные ископаемые Республики. Полезные ископаемые, широко применяемые в народном хозяйстве, их местонахождение. |
Земля – кормилица | Наиболее распространённые виды почв на территории Мордовии и в Большеигнатовском районе. |
Жизнь леса. | Хвойно – широколиственные леса Мордовии. |
Жизнь луга. | Естественный растительный покров республики и района. |
Жизнь пресного водоёма. | На реке Пьяна. Реки Большеигнатовского района. |
Растениеводство в нашем крае. | Что даёт наш район республике, а республика стране. |
Животноводство в нашем крае. | Отрасли животноводства, развитые в республике и нашем районе. |
Во времена древней Руси. | Далёкое прошлое нашего края. |
Страна городов. | Старинные города Мордовии (Темников, Краснослободск, Саранск). |
Трудные времена на русской земле. | Набеги кочевников на мордовские земли. |
Екатерина Великая. | Крестьянское восстание под предводительством Е.Пугачёва в мордовском крае. Адмирал Ф.Ф.Ушаков. |
Россия вступает в ХХ век. | А.И.Полежаев - поэт-революционер |
Страницы истории 20-30-х годов. | История образования нашей республики. |
Великая война и великая Победа. | Мордовия в годы суровых испытаний. |
Страна, открывшая путь в космос. | А. Дежуров - первый космонавт Мордовии. |
Основной закон России и права человека. | Конституция Республики Мордовия |
«Дети имеют право на особую заботу и помощь» | Детские оздоровительные лагеря, санатории и дома отдыха на территории республики. |
Охрана растений и животных. | Мордовский государственный заповедник им. П. Г. Смидовича. Национальный парк «Смольный». Забота республики об окружающей среде. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе
В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования ...
Использование национально-регионального компонента на уроках в начальных классах
Представлен практический опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках в начальной школе...
Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента
Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...
Национально-региональный компонент преподавания в начальной школе
В статье приведены примеры использования национально - регионального компонента на уроках и во внеклассной работе....
Рабочие программы по предметам 3 класса по программе ПНШ с Национально-региональным компонентом
Рабочие программы по всем предметам 3 класса в соответствии ФГОС НООО с Национально-региональным компонентом. Есть график проведения контольнольных и проверочных работ....
Национально – региональный компонент в образовательном процессе начальной школы. Дополнения к федеральным программам - технология
Основные цели внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс преподавания технологии:- освоение знаний о национальной культуре мордовского народа как ценности;- обогащение учащихся н...