Национально – региональный компонент в образовательном процессе начальной школы. Дополнения к федеральным программам окружающий мир 1-4 класс
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Кечемайкина Нина Васильевна

Основные цели внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс начальной школы:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;

- обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, воспитание  высоконравственной личности;

- развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;

- применение знаний, умений в повседневной жизни.

Основная задача начального общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, создание специальной педагогической среды для формирования человеческого потенциала России с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolneniya_k_federalnoy_programme_po_okr._m.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Национально –   региональный компонент в образовательном  процессе начальной школы.

Дополнения к федеральным программам по   общеобразовательным    предметам в 1-4 классах (окружающий мир)

Основные цели внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;

- обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, воспитание  высоконравственной личности;

- развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;

- применение знаний, умений в повседневной жизни.

Основная задача начального общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, создание специальной педагогической среды для формирования человеческого потенциала России с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. 

Темы федеральной программы

Региональный компонент

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1 КЛАСС

Что это за листья?

Что такое хвоинки?

Хвойно – широколиственные растения Мордовии.

Кто такие насекомые?

Кто такие рыбы?

Кто такие птицы?

Кто такие звери?

Разнообразие животного мира Мордовии.

Что такое зоопарк?

В зоопарке Мордовии (заочная экскурсия).

Что мы знаем о нашей стране и своём городе (селе).

Республика Мордовия-часть России

Село Андреевка-наша малая родина

Куда текут реки?

Куда течёт река Пьяна?

Как зимой помочь птицам?

Зимующие птицы Мордовии.

Откуда в снежках грязь?

Участие детей в охране природных объектов.

Когда появилась одежда?

Национальные костюмы мордовских народностей.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Забота республики об окружающей среде.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

2 КЛАСС

Твой адрес в этом мире. Что нас окружает.

Республика Мордовия-часть России

(работа по физической карте России и Мордовии и по атласу)

Государственная символика России

Наша республика сегодня.

Герб, флаг, гимн Республики Мордовия.

Как измеряют температуру?

 Что такое погода?

Погода края. Температура воздуха, осадки, продолжительность тёплого и холодного периодов.

В гости к осени (урок-экскурсия)

Природа села Андреевка осенью.

Растения и животные, реки, озёра, овраги и балки.

Заглянем в кладовые Земли.

Полезные ископаемые, широко применяемые в народном хозяйстве республики (мел, песок, глина).

Какие бывают растения?

Какие бывают животные?

Разнообразие

животного и растительного мира  Мордовии.

Дикорастущие и культурные растения.

Что даёт наш край стране. Растениеводство района и края.

Дикие и домашние животные.

Животноводство республики.

Красная книга.

Красная книга Мордовии.

Будь природе другом.

Участие детей в охране природных объектов.

Культура и образование.

Все профессии важны.

Города Мордовии. Саранск -научный и культурный центр республики.

Формы земной поверхности

Поверхность земли на территории Большеигнатовского района.

Водоёмы.

Реки и озёра района

Весенние раннецветущие растения.

Естественный растительный покров на территории Большеигнатовского  района.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3 КЛАСС

Общество.

Мордовский народ и его место среди народов России.

Берегите воду.

Охрана воды в нашей республике. Озеро Инерка.

Образование и разрушение почв.

Наиболее распространённые виды почв в нашем районе. Охрана почв.

Охрана растений.

Красная книга Мордовии.

Мордовский государственный заповедник им. П.Г.Смидовича.

Охрана  животных.

Животные из Красной книги Мордовии.

Экологическая безопасность.

Забота Республики Мордовия об окружающей среде.

Три кита экономики.

Экономика Мордовии и Большеигнатовского района.

Полезные ископаемые.

Основные полезные ископаемые Мордовии (песок, мел, мергель, опока, трепел, известняк, торф, глина).

Растениеводство.

Культурные растения нашего края.

Животноводство.

Животноводство в нашей республике.

Какая бывает промышленность.

Промышленные предприятия Республики Мордовия.

Экономика и экология.

Экологическая обстановка в республике и районе.

На севере Европы.

Финляндия – финны близкие родственники мордовского народа.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

4 КЛАСС

Мир глазами географа.

Наш край на карте.

Мир глазами историка.

Андреевский курган.

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Промышленные предприятия Мордовии, их польза и вред.

Наш край.

Карта Мордовии и Большеигнатовского района

Поверхность нашего края.

Деление территории Мордовии и нашего района по характеру рельефа.

Водоёмы. Типы водоёмов.

Большие и малые реки Мордовии. Озёра. Болота.

Наши подземные богатства.

Основные полезные ископаемые

Республики. Полезные ископаемые,

широко применяемые в народном хозяйстве, их местонахождение.

Земля – кормилица

Наиболее распространённые виды почв на территории Мордовии и в

Большеигнатовском районе.

Жизнь леса.

Хвойно – широколиственные леса Мордовии.

Жизнь луга.

Естественный растительный покров

республики и района.

Жизнь пресного водоёма.

На реке Пьяна.

Реки Большеигнатовского района.

Растениеводство в нашем крае.

Что даёт наш район республике, а республика стране.

Животноводство в нашем крае.

Отрасли животноводства, развитые в республике и нашем районе.

Во времена древней Руси.

Далёкое прошлое нашего края.

Страна городов.

Старинные города Мордовии (Темников, Краснослободск, Саранск).

Трудные времена на русской земле.

Набеги кочевников на мордовские земли.

Екатерина Великая.

Крестьянское восстание под предводительством Е.Пугачёва в мордовском крае.

Адмирал Ф.Ф.Ушаков.

Россия вступает в ХХ век.

А.И.Полежаев - поэт-революционер

Страницы истории 20-30-х годов.

История образования нашей республики.

Великая война и великая Победа.

Мордовия в годы суровых испытаний.

Страна, открывшая путь в космос.

А. Дежуров - первый космонавт Мордовии.

Основной закон России и права человека.

Конституция Республики Мордовия

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

Детские оздоровительные лагеря, санатории и  дома отдыха на территории республики.

Охрана растений и животных.

Мордовский государственный заповедник им. П. Г. Смидовича.

Национальный парк «Смольный».

Забота республики об окружающей

среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе

              В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования ...

Использование национально-регионального компонента на уроках в начальных классах

Представлен практический опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках в начальной школе...

Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента

Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...

Национально-региональный компонент преподавания в начальной школе

В статье приведены примеры использования национально - регионального компонента на уроках и во внеклассной работе....

Рабочие программы по предметам 3 класса по программе ПНШ с Национально-региональным компонентом

Рабочие программы по всем предметам 3 класса в соответствии ФГОС НООО с Национально-региональным компонентом. Есть график проведения контольнольных и проверочных работ....

Национально – региональный компонент в образовательном процессе начальной школы. Дополнения к федеральным программам - технология

Основные цели внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс преподавания технологии:- освоение знаний о национальной культуре мордовского народа как ценности;- обогащение учащихся н...