Скорость. Время. Расстояние.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
Цели:
- сформировать у учащихся представление о новой величине «скорость» и единицах ее измерения;
- выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел (скоростью, временем, расстоянием) на основе исследования графических моделей движения на числовом луче;
- продолжить отрабатывать вычислительные навыки;
- способствовать развитию логического мышления, внимания, речи;
- прививать интерес к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skorost._vremya._rasstoyanie..docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
СКОРОСТЬ. ВРЕМЯ. РАССТОЯНИЕ
3 класс. Урок с элементами моделирования.
УМК: Л.Г. Петерсон «Математика. 3 класс».
Цели:
- сформировать у учащихся представление о новой величине «скорость» и единицах ее измерения;
- выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел (скоростью, временем, расстоянием) на основе исследования графических моделей движения на числовом луче;
- продолжить отрабатывать вычислительные навыки;
- способствовать развитию логического мышления, внимания, речи;
- прививать интерес к математике.
Оформление:
- картинки с изображением движения объектов;
- пазл школьного автобуса;
- карточки S=а х b, v = s : t, Скорость. Время. Расстояние;
- рисунки с изображением лиц детей (по кол-ву учащихся).
Х о д у р о к а
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Оргмомент | |
- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем себе удачи. Итак, мы начинаем урок. | |
II.Актуализация знаний | |
- Ребята, посмотрите на доску. Вы видите различные картинки. Что изображено на них? | - Ракета, гепард, черепаха, катер, самолет… |
-Как вы думаете, что объединяет их? | - Они изображают движение. |
- А чем же тогда они отличаются? | - Эти предметы двигаются с различной скоростью |
- Совершенно верно. Они все двигаются по-разному: кто-то быстрее, кто-то – медленнее. Вот сегодня мы и поговорим о движении и как его можно измерить. | |
- А как вы считаете, какой из этих объектов движется быстрее? | - Ракета. |
- Предлагаю вам из геометрических фигур собрать ее. На 1 ряду - … , на 2 ряду - …, на 3 ряду - … Подойдите к первой парте. Кто же из вас быстрее справится с этим заданием? Итак, 5,4,3,2,1, пуск! | Собирают ракету |
- Ракета бороздит воздушное пространство, и нам предстоит выполнить следующие задания. (открываем левую половину доски) | Изображена большая ракета |
Найдите длину стороны прямоугольника, если S= 720 см, а вторая сторона принимает значения 6см, 9см, 12см, 20см. | |
720 : 6 | 120 |
720 : 9 | 80 |
720 : 12 | 60 |
720 : 20 | 36 |
- Ответы запишите в тетради | |
- Какое число лишнее в данном ряду? | - 120 – трехзначное число; - 80 – не кратно 3; -36 – не круглое число. |
- В каком порядке расположены числа? | - В порядке убывания. |
- Как изменяются стороны в прямоугольнике? | - Одна сторона увеличивается, а другая уменьшается. |
- А о каких величинах можно сказать «увеличивается» и «уменьшается»? Приведите примеры из реальной жизни. | - О массе, о времени, о температуре и т.д. |
- Мы умеем измерять величины, которые вы назвали. А как измерить скорость? | |
- Рассудите спор двух друзей. Перед вами на партах задача. Познакомимся с ней. Миша и Игорь учатся в разных школах и никак не могут разобраться, кто из них быстрее бегает. Миша на соревнованиях пробежал 60 м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15с. Каждый считает себя лучшим спортсменом. Игорь утверждает, что он затратил меньше времени, а Миша с ним не согласен. Ведь он пробежал большее расстояние. Кто же из них прав? | Мнения детей |
III.Постановка проблемы | |
- Как видите, ни время, ни расстояние сами по себе не являются характеристиками скорости, хотя скорость от них и зависит. Так какова же цель нашего урока? Сегодня на уроке мы: - познакомимся со скоростью; - единицами ее измерения; - установим, взаимосвязь скорости со временем и расстоянием; - будем учиться решать задачи нового вида. (Цели открываются на доске) Итак, тема урока – «Скорость. Время. Расстояние» | Высказывания детей. Что такое скорость? Какие единицы измерения скорости? Какова взаимосвязь скорость, время, расстояние? Как решать задачи? |
IV. «Открытие» детьми нового знания | |
- Вернемся к задаче о споре двух друзей. Как же нам узнать, кто бегает быстрее? | - Надо узнать, кто пробегает быстрее за 1 секунду |
Запись на доске и в тетрадях:
| |
- Какой вывод можно сделать? | - Они пробегают одинаковое расстояние за 1с. |
- Т.е. у них одинаковая скорость. Что же такое скорость? | Предположение детей. |
- Найдите ответ в учебнике на с.1. Значит, скорость характеризуется не временем и расстоянием отдельно, а расстоянием, пройденным в единицу времени. (обращение к целям урока) | - Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени. |
- Т.к. скорость – величина, ее можно измерить, сравнить, то существуют единицы ее измерения. Работа в учебнике с.1 №1. Пользуясь определением скорости, объясните смысл предложений. (Обращение к целям урока) | Ответы детей |
V. Физминутка | |
Бегун – бежит. Пловец – плывет, А летчик водит самолет. Шофер баранку крутит так, А я пешком хожу вот так! Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз. И за парту вновь садись. | Дети проговаривают слова вместе с учителем и делают движения по ходу стихотворения. |
-Попробуйте узнать, у кого какая скорость? (работа с картинками, на которых изображено движение различных объектов) | Гепард – 90 км/ч Черепаха – 5 м/мин Самолет – 800 км/ч Ракета – 6 км/с Катер- 50 км/ч Человек – 5 км/ч |
(обращение к целям урока) -Какой цели нашего урока мы уже достигли? | Ответы детей. |
-Как мы уже знаем, скорость характеризуется не временем и расстоянием отдельно, а расстоянием, пройденным в единицу времени. Нам надо решить следующую задачу. Поезд проехал 150 км за 3 часа. С какой скоростью он ехал? Определите, какой чертеж подходит к условию данной задачи. Свой ответ обоснуйте. 50 км/ч | Т.к. проезд проехал 150 км за 3 ч, то, чтобы найти его скорость надо 150 :3 = 50 (км/ч) |
- Условие этой задачи можно записать и с помощью таблицы, где мы отразим величины (s,v,t) и их единицы измерения. Расстояние обзначим s (не путать с S), скорость – v, а время – t. На доске и в тетрадях запись: s v t 150 км ? 3 ч. 150 : 3 = 50 (км/ч) Ответ: скорость поезда – 50 км/ч. | |
- Как же вы нашли скорость? Запишем полученный вывод с помощью букв. | v = s : t |
- Таким образом, вы вывели формулу зависимости скорости от расстояния и времени. (Обращение к целям). Т.е. скорость будет больше у того, кто затратит меньшее время при одинаковом расстоянии. | |
VI. Отработка полученных навыков | |
№ 2, с.2 - Что известно в задаче? Что надо найти? Как будете находить скорость? Какой ответ получился? Объясните полученный результат. | Работа в учебниках и на доске. |
№ 10 на с.3 - Предлагаю вам за 1 минуту постараться решить одно из уравнений. Полученный ответ запишите на своих досках. Кто справится с этим заданием быстрее? | Ответы показывают на инд. Досках |
-Какой цели мы достигли? (обращение к целям) | - Мы научились решать задачи, записывать условие задачи по-разному. |
| |
Дома предлагаю выполнить № 11, / с.3. Проведите наблюдение, какое время вы затратите на его выполнение? | |
| |
-Ребята, обратите внимание, за весь урок мы ответили на все вопросы, которые поставили перед собой. Достигая цели нашего урока, мы собрали пазл. Что получилось? На этом школьном автобусе вы отправитесь в дальнейшее путешествие по стране Математики по увлекательным улица города Скорость – Время – Расстояние. Чтобы занять места в автобусе, надо ответить на вопросы. | |
-Что нового узнали на уроке? -С какой новой величиной познакомились? - В каких единицах измеряется скорость? - Что мы делали с вами? Чему научились? | |
- У вас на партах находятся картинки с веселыми мордашками. Я попрошу вас подписать свое имя и подойти к автобусу. На каждом окошке вы увидите надпись. Прикрепите свое изображение там, где считаете нужным, оценив свою работу на уроке. Я хочу поблагодарить вас за работу. Сегодня вы показали свои отличные знания по математике. | Прикрепление картинок на автобус. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика. Введение понятий скорость, время, расстояние 3 кл
Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особе...
Скорость, время. расстояние
Закреплять умение решать задачи на движение, навыки устного счета, действий с многозначными числами. Повышать интерес к математике за счет активизации работы детей на уроке, развивать логическое...
Презентация к уроку "Зависимость величин"(скорость, время, расстояние)
В 4 классе по УМК "Школа 2100" используется данный материал при изучении темы "Зависимость величин от направления движения"...
Итоговые тесты - необходимый набор знаний к концу 3 четверти в 4 классе (понятия скорость, время, расстояние, взаимосвязь, единицы измерения, односложные задачи на скорость, простейшие примеры на вычисления)
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию тесты, в которых собраны 30 вопросов, примеров и задач (односложных), с которыми ученики, оцениваемые на "удовлетворительно", предпоаложительно должны спра...
Открытый урок по математике 4 класс тема «Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице». УМК "Гармония"
Цель: Познакомить детей с понятием «скорость»; научиться записывать единицы скорости; записывать задачу на движение одного тела в таблице; сравнивать скорости различных тел в разных ...
Конспект урока "Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи" 4 класс УМК "Гармония"
Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи...
Конспект урока "Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи" 4 класс УМК "Гармония"
Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи»...