Скорость, время. расстояние
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Клюшина Елена Валентиновна

 Закреплять умение решать задачи на движение, навыки устного счета, действий с многозначными числами. Повышать интерес к математике за счет активизации работы детей на уроке, развивать логическое мышление, память, внимание, расширять кругозор, углублять знания детей об окружающем мире. Воспитывать коммуникативную культуру, формировать объективную самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorost_vremya_rasstoyanie.rar1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе

УМК «Школа России»

Тема «Взаимосвязь времени, скорости и расстояния. Закрепление»

Цель: закрепить знания детей о взаимосвязи времени, скорости и расстояния.

Задачи.

Обучающие: закреплять умение решать задачи на движение, навыки устного счета, действий с многозначными числами.

Развивающие: повышать интерес к математике за счет активизации работы детей на уроке, развивать логическое мышление, память, внимание, расширять кругозор, углублять знания детей об окружающем мире.

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру, формировать объективную самооценку.

Оборудование.

Для учителя:  компьютер, мультимедиапроектор (интерактивная доска).

Для учащихся: индивидуальные карточки с заданием, листы самооценки.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания:

Дома вы решали примеры на порядок действий с многозначными числами с. 96, № 8 (1-2 ст.). Давайте проверим, слушайте, если ответ у вас не сходится, зачеркивайте и дома сделаете работу над ошибками (сильный ученик читает ответы, все проверяют). Если у вас все правильно, поставьте в листе оценки «плюсик».

2. Повторение.

Действия с многозначными числами, использование алгоритма действий.

- А сейчас я хочу проверить, как быстро и хорошо вы решаете такие примеры самостоятельно. У большинства из вас есть листочек с примером. Сейчас запишите его в тетрадь, составьте программу действий и решите пример. На решение примера у вас 3 минуты.

Всего 23 примера по количеству букв во всех словах.

1 485 : 5 . 4 = 1 188

2 496 : 8 . 7 =  2 184

9 999 : 9 . 8 = 8 888

8 957 + 32 027 + 278 546 = 319 530

823 + 43 264 + 354 120 = 398 207

5 110 . 6 – 99 : 33 = 30657

8 130 . 5 + 72 : 24 =  40 653

82 000 – 4 730 .  8 =  44 160

93 000 – 8 691 . 7 =  32 163

4689 . 5 + 97308 = 120 753

90 000 – 6 . 2 509 = 74 946

76090 . 4 – 52 673 = 251 687

7150 . 6 – 70 : 14 = 42 895

27 050 . 8  -   32 914 : 7 = 211 698

50 320 : 8 – 42 14 : 7 = 5 688

50400 . 3 : 9 – 3 050 : 5 . 8 = 11 920

6 800 – 1648 : 8 + 78 . 4 = 6 906

31 100 – ( 4 180 . 3 + 236 . 8) = 16 672

(2600 – 2 320) : 4 + 140 . 3 = 490

400 800 – (3 980 . 7 – 580) = 373 520

50 786 + (8091 . 3 : 9 – 97) = 53 386

70 900– 13 200 : 100 : 6 = 70 878

9 235 + 4 . (536 : 8) = 9 503

  1. Для слабых детей дается индивидуальное задание на карточках:

Индивидуальная карточка:

Ты можешь выбрать любой уровень и при правильном решении получить указанное количество баллов, но будь внимателен, рассчитай свои силы.

1 уровень (3 балла)

6 450 : 6 = 1075

6036 : 4 = 1509

4 956 : 7= 708

2 уровень (4 балла)

27 356 – 160 . 3 = 27 836

3 уровень (5 баллов)

82 000 – 4 730 . 8 + 4 585 = 48 745

Проверьте ответы (слайд 2):

Встают «розовые». У розовых – такие ответы (щелчок). У кого ответ совпал (такой ответ есть в списке) выходит к доске. Если такого ответа в списке нет – дома проверить и перерешать пример.

У зеленых – такие ответы (щелчок)

У синих – такие ответы  (щелчок).

 А теперь каждая группа посмотрит на свои карточки, возле каждого примера есть буква, соберите слово.

Слова «Время», «Скорость», «Расстояние».

- У кого пример решен правильно, поставьте в листе оценки себе «плюсик».

- Думаю, вы уже догадались, над какой         темой мы будем работать сегодня.

-  Итак, сегодня мы продолжим работать с этими величинами и учиться решать задачи с использованием данных величин.

Сейчас я предлагаю вам маленький тест. Я буду читать вам определения, а вы поднимать синюю карточку, если согласны, и красную, если утверждение не верно (слайд 3):

Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время!


Чтобы найти скорость, надо из расстояния вычесть время.


Чтобы найти скорость , надо расстояние разделит на время.


Чтобы найти время, надо расстояние умножить на скорость.


Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

* На слайде появляются вопросы при нажатии на красные стрелочки (работают как триггеры), после того, как дети поработают со всеми вопросами, можно попросить детей для проверки убрать неправильные высказывания – опять нажать на стрелочки возле неправильных высказываний, при нажатии на стрелочки возле истинных высказываний  появятся формулы нахождения данных величин.

Итак, повторим:

Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.

Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость,

Чтобы найти расстояние, надо время умножить на скорость.

* Переход к следующему слайду осуществляется по управляющей кнопке.

- А теперь вспомните, в каких единицах измеряются эти величины. В тетради распределите в три столбика данные единицы измерения: скорость, время, расстояние.

- Проверка: какие единицы вы не смогли распределить по группам и почему (литры – мера объема, кв.км, га – меры площади)

- Давайте проверим, в какой столбик нужно было определить каждую мерку.

* Все единицы измерения работают как триггеры, дети могут по очереди выходить к доске, называть величину и нажимать на выбранную  единицу – она переместится в нужный столбик, если ребенок ошибется – он сразу увидит свою ошибку.

- Если у вас все правильно, поставьте на полях себе «плюсик».

- В парах на основе записанных данных придумайте задачу (опросить 4-5 пар, предложить детям выбрать наиболее интересную задачу).

- Давайте решим предложенную задачу в тетрадях.

- А теперь маленькое отступление. Несколько уроков назад мы с вами создали задачник, для которого вы составили задачи с научными данными. И сегодня свою задачу нам предлагает Марина Туз (слайд 5):

Масса африканского слона 7 т 500 кг.         Сколько понадобится бурых медведей, чтобы уравновесить африканского слона, если один медведь весит 750 кг?

Попробуйте в парах найти решение для этой задачи (выслушиваются варианты).

- Один ученик у доски. Марина проверяет.

* Проверка по слайду 6 – по щелчкам появляется последовательно 10 медведей и весы уравновешиваются.

- Ну что ж, раз Марина напомнила нам об африканских слонах, отправимся в путешествие по африканской саванне. Слоны – мощные животные, самые большие животные суши, но очень медлительные, конечно, с такой массой быстро не побежишь.

Средняя скорость африканского слона 3 км/ч, но если он испугается, то может бежать со скоростью 30 км/ч.

Какой путь проделал слон, если он 2 часа брёл спокойно, а потом 2 часа бежал, испугавшись шума вертолёта?

Слайд 7:

- Итак, о чем эта задача? (о слоне)

- Что мы узнаем о слоне из задачи? Как двигается слон? (первые два часа он шел со скоростью 3 км/ч, а следующие два часа – 30 км/ч)

* При смене слайда по щелчку  появляется первая часть задачи и изображение шагающего слона. По 2 щелку – вторая часть задачи с вопросом. По 3 щелчку - путь слона. По 4-5  щелчку – намечаются первые 2 часа и скорость первой половины пути. По 6-7  щелчку – выделяются еще два часа и скорость второй части пути. По 8 щелчку слон начинает двигаться, задача анимируется – дети получают наглядное представление об особенностях движения слона и изменении его скорости.

- Какие данные мы имеем? (время и скорость)

- Что нужно узнать? (расстояние)

- Заполним таблицу – слайд 8 (на интерактивной доске с помощью маркера)

По щелчку текст задачи исчезает.

Ученик решает у меловой доски с объяснением.

- Здесь мы немножко отдохнем (Физминутка для глаз и шеи)

- Продолжаем наше путешествие по саванне. Вот вдали показались жирафы, а в речке плещется бегемот. Следующая задача будет о них (слайд 9):

Скорость бегемота 3 км/ч, а жираф двигается в среднем со скоростью 4 км/ч. На сколько больше километров пройдет жираф, чем бегемот  за 2 часа.

- Что нам дано в этой задаче? (скорость жирафа и бегемота)

- Что означает 4 км/ч и 3 км/ч? (это значит что за 1 час жираф может пройти 4 км, а бегемот только 3)

- Кто идет быстрее? Кто сможет пройти большее расстояние? (жираф)

- Давайте проверим. (по щелчку животные начинают двигаться – дети видят, что жираф идет быстрее)

- Что нам известно о каждом животном? (жираф идет со скоростью 4 км/ч, бегемот – 3 км/ч (по щелчку появляются данные), время у них одинаковой – 2 часа)

- Что нужно узнать? (кто пройдет больше и на сколько километров)

- Для того, чтобы узнать на сколько километров больше, что нужно знать? (сколько прошел жираф и сколько бегемот)

- Как узнать путь? (надо скорость умножить на время)

- Эту задачу вы решите самостоятельно в парах. Первые три пары принесут мне тетради.

- А теперь проверим. У вас должен получиться ответ «на 2 км больше пройдет жираф». Если ответ у вас такой же, поставьте себе «плюсик» в карточку.

* Внизу слайда расположен значок «восклицательный знак» - он ведет на слайд 10  «Это интересно», если время есть можно познакомить детей с данными. Если времени мало, то по управляющей кнопке можно перейти на слайд подведения итогов.

- А дома  (слайд 11) попробуйте сами сочинить и написать на листочке задачу с использованием изученных величин. Самые интересные задачи войдут в сборник и мы используем их на уроке.

- Ну что же, на этом наш урок закончен. Какую тему мы закрепляли на уроке? Что запомнилось лучше всего? В какой момент стало трудно? Что помогло преодолеть трудности? А теперь оцените свою работу. Посмотрите на свои карточки. Если у вас во всех клеточках стоят «плюсы» - 4 плюса, значит, вы очень хорошо работали на уроке, у вас крепкие знания, если у вас есть пустые клеточки, вам нужно еще повторить таблицу умножения и закрепить знания о величинах, а уж если все клеточки пустые, значит, вам нужно дома заниматься, подходите ко мне, если вам нужна помощь. Посмотрите на экран (слайд 12)  и нарисуйте на листочке оценки мордашку, соответствующую вашей работе на уроке. Будьте справедливы к себе.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. Введение понятий скорость, время, расстояние 3 кл

Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особе...

Презентация к уроку "Зависимость величин"(скорость, время, расстояние)

В 4 классе по УМК "Школа  2100" используется данный материал  при изучении темы "Зависимость величин от направления движения"...

Скорость. Время. Расстояние.

Цели: - сформировать у учащихся представление о новой величине «скорость» и единицах ее измерения; - выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел (скоростью, временем, расстоя...

Итоговые тесты - необходимый набор знаний к концу 3 четверти в 4 классе (понятия скорость, время, расстояние, взаимосвязь, единицы измерения, односложные задачи на скорость, простейшие примеры на вычисления)

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию тесты, в которых собраны 30 вопросов, примеров и задач (односложных), с которыми ученики, оцениваемые на "удовлетворительно", предпоаложительно должны спра...

Открытый урок по математике 4 класс тема «Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице». УМК "Гармония"

Цель:  Познакомить детей с понятием «скорость»; научиться записывать единицы скорости; записывать задачу на движение одного тела в таблице; сравнивать скорости различных тел в разных ...

Конспект урока "Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи" 4 класс УМК "Гармония"

Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи...

Конспект урока "Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи" 4 класс УМК "Гармония"

Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи»...