Знакомство с новыми звуками [к] и [к’], буквами К, к.
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

Стрекалова Светлана Юрьевна

Конспект урока интегрированного курса "Грамота" по УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_k.doc843 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по интегрированному курсу «Грамота» 1 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)

 Тема урока: Знакомство с новыми звуками [к] и [к’], буквами К, к.    

                       В цирке. Решение примеров и задач. Умножение.

Цель урока:. Введение  новых звуков [к] и [к’] и      

                        букв  К, к (печатной и письменной).

Задачи:

 

  1. Познакомить с многозначными словами    

                             (омонимами)

.

  1. Повторить понятие «звук» и «буква».

  1. Развивать фонематический слух, связную речь.

  1. Познакомить со смыслом  умножения.

  1. Закрепить умение решать примеры.

                          .

  1. Повторить прямой и обратный счёт до 20  на    

                              русском и коми языках.

  1. Закрепить умение измерять расстояние между  

                               точками.

Организационный момент.

Постановка учебной задачи.

- Сегодня к нам на урок хочет попасть очень весёлый человечек. Вы узнаете его, если отгадаете кроссворд со с.113 учебника.

                           

                       

 На доске нарисован подобный кроссворд. Только вместо машины – подъёмный кран на доске изображён водопроводный кран.  Один ученик работает у доски, остальные в учебнике.

- Посмотрите внимательно на доску. Чем отличаются кроссворды в учебнике и на доске?  (Кран подъёмный – кран водопроводный)

- Какое ключевое слово у нас получилось? (КЛОУН)

- Сегодня на урок к нам пришёл клоун. А зовут его вот так.

                              ׳

а

е

                       

- Кто догадался, как зовут нашего клоуна?  (Кеша)

- Кто сможет назвать тему нашего урока?   (Звуки [к] и [к’] и буква, которая их обозначает)

Знакомство с новыми звуками

-Произнесём слово КЛОУН, выделим первый звук. Какой это звук?  (Этот звук согласный, твёрдый, глухой)

- Произнесите имя клоуна – КЕША. Какой первый звук в этом слове?  (Он согласный, мягкий, глухой).

- Где работает клоун?  (В цирке)

- Сегодня  Кеша приглашает нас в цирк. В этом слове есть наш новый звук? (Да, в конце слова, твердый согласный)

- Мы попадём на цирковое представление, если приобретём входные билеты. Кто верно решит свой пример на билете –  добро пожаловать на представление.

    Дети и гости получают билеты разного цвета: голубые (I  ряд), жёлтые (II ряд), зелёные (III ряд), розовые (гости). На каждом билете у детей  один пример. Билеты голубого цвета с ответом 8, жёлтого – 6, зелёного – 4.

       желтые                            голубые                          зеленые                  

4 + 2        9 – 3                  4 + 4        9 – 1                     1 + 3       8 – 4

8 – 2        1 + 5                  7 + 1        6 + 2                     9 – 5       5 – 1

3 + 3        7 – 1                  5 + 3        10 – 2                   7 – 3       6 – 2

5 + 1        10 – 4                3 + 5        1 + 7                     10 – 6     2 + 2

На розовых билетах:  Задумайте число, прибавьте к нему 6,

                                       из суммы вычтите 2. затем вычтите

                                       задуманное число, к результату прибавьте 1.    

                                       Какое число у вас получилось?

- Покажите свои ответы. Поднимите  карточку с нужной цифрой. У всех, кто получил голубые билеты получилось – 8. Вы заняли первый ряд.

- Второй ряд – желтые билеты, ответ – 6.

- В примерах на зелёных билетиках ответ – 4. Ваш ряд – третий.

- Розовые билеты получили наши гости, которые пришли к нам на урок. Какие у вас ответы? (5)

- Теперь все сели правильно, заняли свои места и ждём начала представления.

Упражнение на развитие фонематического слуха (Физкультминутка)

 Перед представлением давайте прочитаем программу. Если встретите в номере наши новые звуки  [к] и [к’], хлопаете в ладоши, если нет этих звуков, то артист сегодня на арену выйти не сможет. И так сегодня в программе:

                             ПРОГРАММА

ОБЕЗЬЯНКА КИРА (хлопают)

КОСОЛАПЫЙ МИШКА НА МОТОЦИКЛЕ (хлопают)

ТЮЛЕНЬ (нет)

ЗНАМЕНИТЫЙ ФОКУСНИК (хлопают)

ДРЕССИРОВАННЫЙ СЛОНЁНОК (хлопают)

ПИТОН (нет)

АКРОБАТЫ (хлопают)

ЖЕНГЛЕРЫ (нет)

ЭКВИЛИБРИСТЫ НА МОНОЦИКЛЕ (хлопают)

НАЕЗДНИЦА НА КОНЕ (хлопают)

ДРЕССИРОВАННЫЕ СОБАЧКИ МУШКА И БАБОЧКА(хлопают)

КОНФЕРАНСЬЕ – КЛОУН КЕША (хлопают)

- Кто такой конферансье? (Ведущий)

Знакомство с новой буквой.

-Начинаем наше представление. На арене появляется обезьянка Кира. У неё в руках буквы. (см. Приложение) Нет ли среди них буквы, которая обозначает наши звуки [к] и [к’]. Найдите её.

- Эту букву зовут «ка». Кто её найдёт в кассе букв?

- Почему достали две буквы? (Заглавная и строчная)

- На что похожа?

- В какой домик мы её поселим? (В домик, в котором живут буквы обозначающие два звука – твердый и мягкий )

- Сложите на парте эту букву из цветных карандашей.

- Откройте рабочую тетрадь №3 с.9. Научимся эти буквы печатать.

            Образец письма даёт учитель на доске.

Сначала напишем букву в воздухе.

- Напишем букву в тетради. Внимательно следим за стрелочкой-помощником.

Чтение слогов  и слов с новой буквой. Знакомство с письменными буквами.

- Обезьянка Кира просит нас прочитать слоги с буквой «ка». Читаем по «окошечкам». (с.112 учебника)

- А теперь познакомимся с письменными буквами. (с.9 Раб. тетр.)

- Чем отличаются печатные и письменные буквы?

- Прочитаем, что написано в тетради письменными буквами. (Кира)

- Что это? (Это имя нашей обезьянки)

- Напечатайте это слово в тетради после стрелочки. О чём нельзя забывать? (Это имя, напишем с заглавной буквы)

Упражнения в решении примеров

- На арену цирка выезжает косолапый Мишка. Помогите ему проехать. В рабочей тетради на с.10 даны примеры. Решим их, а затем соедините ответы по порядку. Мишка поедет по этой фигуре.

- По какой фигуре помогли проехать Мишке. (Рыбке)

- Поздравим Мишку с успешным выступлением. (Дети встают и хлопают).

- На арене появляется знаменитый маг. Кто такой маг? (Фокусник)

- Хотите узнать, сколько ему лет?  Назовите этот предмет.

               Учитель показывает стол.

- СТОЛ,  уберите последний звук. Сколько же ему лет?  (Сто)

- Фокусник при помощи своей палочки может всё, что угодно. Посмотрите, он рака превратил в раков.

             На рисунке один рак, рядом – два рака.

- А мы сможем? (Да, мы можем напечатать РАК – РАКИ )

- В раб. тетради на с. 9 найдите эти слова. Что за значок стоит над словом? (Ударение)

- Сколько слогов в первом слове? (Один)

- Почему?  (Один гласный)

- Сколько слогов во втором слове? (Два)

- Разделите его вертикальной чертой и отметьте слоги дугой снизу.

- А теперь наш маг превращает МАК . Что у него получится? (маки)

- Маг превращает предметы, а мы с вами умеем превращать слова.

- Чем отличается слово от предмета? (Предметом можно пользоваться, а слово можно  написать, прочитать, произнести, услышать)

Упражнения в счёте до 20 и обратно.

- На арене цирка выступает слонёнок. Он лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Посмотрите, как он ловко стоит на тумбе. Так он может постоять, если посчитать до 20 и обратно. До 20 считаем по-коми, а обратно по-русски.

Физкультминутка.

- А вы сумеете постоять и сосчитать на одной ноге до 20, а на другой в обратном порядке.

- Вспомним, как получается число:

                 

 14        17                       13                      19

 

      (14 это 10 и 4, 17 это 10 и 7, 13 это 10 и 3, 19 это 10 и 9)

АНТРАКТ

- Что такое  антракт? (Перерыв)

- На нашем представлении объявлен антракт. А в школе – это перемена. После отдыха мы продолжим наш урок и представление артистов цирка.

Письмо строчной буквы

- На арене акробаты. Посмотрите на их выступление. Какая  фигура у них получилась? (Письменная строчная буква «ка»)     

- Найдите букву «ка» в рабочей тетради. Каких элементов не хватает? Допишите их.

Знакомство с умножением

- Выходит снова наш старый знакомый клоун Кеша. Сколько у него карманов? (Два)

- К каждом кармане у Кеши кегли. Посчитаем кегли в карманах?

 (В первом кармане 6 кеглей, в другом тоже 6)

- Как узнать, сколько их всего?  В учебнике на с.112 нарисованы кегли. Запишите ответ в пустом квадратике.

 

    ПО 6 КЕГЛЕЙ 2 РАЗА – ЭТО               (12)

- Как это можно записать?   (6 + 6 = 12)

- А ещё по 6 взяли  2 раза можно записать с помощью умножения.

                       6 · 2 = 12

Упражнения в составлении слов

- Клоун Кеша хотел объявить следующих артистов, но забыл кого.

Поможем ему собрать слова (с.10 Раб. тетр.)

 Первое слово получилось – МАК. Мак может выступать? (Нет)

  Дети составляют слова, переставляя буквы. Выясняют, какое слово подойдет для выступления.

       РАКИ                      КИНО                    КОНИ

 (В цирке могут выступать кони)

Письмо цифры 8

- На арене – наездница на коне. Конь идёт по арене так, что можно прочитать по его следам какой-то узор. В виде какой цифры остаётся его след? (В виде цифры 8)

- Кто правильно сможет её написать в тетради. Напишите эту цифру 7 раз.

Графический диктант

- На арене эквилибристы на моноцикле. Они так ловко справляются со своим номером, при этом у них получается рисунок. А давайте узнаем какой? В рабочей тетради (с.11) нужно нарисовать по клеточкам.

- Что у вас получилось?  (Мушка и бабочка)

 Упражнение в измерении расстояния между точками

Мушка и Бабочка – так зовут собачек, которые выступают в цирке, а дрессирует их клоун Кеша. После выступления они идут домой. Их домики нарисованы в учебнике на с.114.

- Кеша живёт в доме 18, Мушка в доме 20, а Бабочка – 13. Измерьте расстояние от дома Кеши до домиков Бабочки и Мушки. Запишите результат в окошечки.

Итог урока. Рефлексия

Вот и закончилось наше цирковое представление. За хорошую работу на уроке клоун дарит вам шарики.

   Учитель раздаёт за хорошую работу на урок, вырезанные из бумаги шарики. С одной стороны написаны числа от 1 до 10, а с другой стороны буквы.

- Шарики, в обратном порядке становись!

     

 10          9          8          7          6          5          4          3          2          1

- Поверните шарики другой стороной. Прочитайте, что получилось?

 М           О          -          Л         О         Д           -          Ц        Ы          !

- О чём сегодня расскажете дома?

- А кто позвонит Данилу, он у нас заболел. О чём ему расскажете?

               

Список используемой литературы.

  1. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э.,

     Рудницкая В.Н. Грамота: Учебник для учащихся 1 класса    

     общеобразоватеных  учреждений / Под ред. Л.Е.Журовой. –  

     М.: Вентана-Граф, 2004.

  1. Безруких М.М., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Грамота: Рабочая тетрадь №3 для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2004.

     3. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс    

     общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е.Журовой. –  

     М.: Вентана-Граф, 2004.

 4. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших

     школьников на уроках обучения грамоте: Пособие для

     учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

 

- 10-

ПРИЛОЖЕНИЕ

Обезьянка Кира

 

Косолапый Мишка на мотоцикле

Знаменитый фокусник и маг

Дрессированный слонёнок

Наездница на коне

Собачки Мушка и Бабочка

Эквилибристы на моноцикле

Акробаты

                                           Клоун Кеша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

Знакомство с новым учебником. Гласные звуки и буквы. 1 класс ОС "Школа 2100"

Первый урок русского языка в 1 классе ОС " Школа 2100"...

Знакомство с новым учебником «Русский язык». Повторяем гласные звуки и их буквы.

Обеспечить условия для усвоения содержания учебника и отработки действий при работе с учебником, рабочей тетрадью.Создать благоприятную атмосферу для развития эмоциональной сферы, интереса к русскому ...

Тренажер для знакомства с новым звуком и буквой на уроках обучения грамоте

Данная разработка для всех типов электронных досок,  дает возможность наглядно, интересно и доступно знакомить детей с характеристикой каждого звука. Изображение Звуковичка является неподвижным, ...

Конспект урока для 1-го класса по предмету "Обучение грамоте" (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин) на тему "Знакомство с согласными звуками [п], [п\'] и буквами П, п"

Данный конспект урока используется при прохождении нового материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «П», согласными звуками, формирует ценностное отношение к т...

Конспект интегрированных уроков обучения грамоте в 1 классе. "Знакомство с согласными звуками [д] и [д`]. Буква Дд"

Предмет: обучение грамоте русский язык и литературное чтение(2 урока по 45 минут)Тип урока: открытие новых знанийТема: «Знакомство с согласными звуками [д] и [д`]. Буква Дд» Цели:-Поз...