Знакомство с новым учебником «Русский язык». Повторяем гласные звуки и их буквы.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Никифорова Валентина Петровна

Обеспечить условия для усвоения содержания учебника и отработки действий при работе с учебником, рабочей тетрадью.

Создать благоприятную атмосферу для развития эмоциональной сферы, интереса к русскому языку, волевых качеств.

Развитие умений выделять звуки из слова, характеризовать гласные , делить слова на слоги, ставить ударение.

Развивать орфографическую зоркость учащихся.

Воспитывать уважение к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка в 1 классе.62.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Сценарий урока по русскому языку.                         Класс: 1

                                                                                                                                    Программа: «Школа 2100»

Тема:   Знакомство с новым учебником «Русский язык».  Повторяем гласные звуки и их буквы.

                                                                 Никифорова Валентина Петровна

                                                                                                       учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 г. Крымск

Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».  Повторяем гласные звуки и их буквы.

Цель:

  • обеспечить условия для усвоения содержания учебника и отработки действий при работе с учебником, рабочей тетрадью;
  • создать благоприятную атмосферу для развития эмоциональной сферы, интереса к русскому языку, волевых качеств;
  • развитие умений выделять звуки из слова, характеризовать гласные , делить слова на слоги, ставить ударение;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся;
  • воспитывать уважение к родному языку.

Оборудование: презентация, видеоклип о русском языке, учебник, рабочая тетрадь.

                   

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Повторение

I. Работа в учебнике.

Рассматривание обложки.

- Как называется этот учебник?

Обращение учебника.

Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я — ваш учебник «Русский язык». Посмотрите, какой я красивый, яркий. Пришёл к вам не один, со мной весёлые игрушки.

Котик, Дракоша, зайчонок

Спешат по звонку точно в срок,

А маленький скромный мышонок

Мартышку зовёт на урок:

«Не стоит, подружка, лениться –

Учёба всегда пригодится!»

Русский язык.

Я — наука сложная, серьёзная. Меня нельзя изучить за один день. Как вы, например, понимаете слово «язык» (Язык как орган речи, как наука, как часть колокола, обуви.)

Учитель.

Язык — одно из самых сложных явлений человеческого общества. Русский язык — наш родной язык. Мы на нём общаемся, думаем. А изучить его нам помогут учебник «Русский язык» и «Рабочая тетрадь по русскому языку». Давайте откроем учебник и прочитаем обращение авторов учебника к первоклассникам. (с. 2)

(Видеоклип о русском языке)

II.Выполнение заданий в «Рабочей тетради».

1.Знакомство с рабочей тетрадью.

На уроках русского языка все записи мы будем выполнять в тетрадях. Надо постараться, чтобы они были грамотными, аккуратными, легко читаемыми. Тетрадь – это лицо ученика.

- Дополните стихотворение и найдите иллюстрацию описываемого в нём явления в тетради.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

и называется всё … (алфавит).

-Как по-другому назвать алфавит? (Азбука.)

-Прочитаем хором названия букв в алфавите.

-Помогите обезьянке найти в алфавите такие буквы, которые соответствуют её печатным аналогам, подчеркните их.

-Как называются подчёркнутые вами буквы? А не подчёркнутые?

2. Откройте тетрадь на с. 3.

– На верхней линейке запишем число, а на второй линейке записано, где выполняется работа.

Ученики проговаривают и записывают число, читают слова «Классная работа».

3.Чистописание. Выполняется на с. 2 «Рабочей тетради».

1)На каждом уроке русского языка мы будем работать над каллиграфией – правильным и красивым написанием букв. А для чего нужно уметь красиво писать?

2)Орфографическая работа с непроверяемыми написаниями — терминами урока. Списывание с заданием.

Спишите с доски слова и словосочетания, расставьте ударение, найдите «ошибкоопасные» места и подчеркните их.

              Родина, Россия, русский язык, ученик, учитель.

-Составьте устно с этими словами предложения.

-Что хотели бы узнать на уроке? Чему будем учиться?

3. Беседа о звуках.

  • В своей жизне мы слышим огромное количество звуков: завывание ветра, пение птиц, шум волн... А проснуышись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, пыхтит чайник, гремит посуда.
  • Выходим из дома — и опять нас окружают звуки. «Доброе утро!» - слышим мы от соседей.
  • Чем же отличаются звуки в словах «Доброе утро!» от потока других звуков (скрипа снега, шума дождя, шуршания шин)?
  • Бывают звуки речевые и неречевые. Речевые звуки складываются в определённый порядок, становятся словами, которые имеют определенное значение, смысл.
  • На какие группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные.)
  • Сколько гласных звуков? Назовите их. (6: а, о, ы, и, у, э.)
  • Сколько согласных звуклв? (36)

III. Работа в учебнике.  

1. Чтение учителем обращения авторов к первоклассникам на с. 2.

Вопросы после чтения:

– Что вы узнали о русском языке, читая «Букварь»?

2. Мы поиграем с вами в игру «Да – нет». Я буду называть слова, и если вы слышали их, понимаете их значение, то будете поднимать две руки вверх, а если не слышали, то скрещивать руки над головой.

Предложение, звук, морфема, буква, корень, сказуемое, предлоги, слоги, алфавит, падеж, склонение, спряжение, суффикс, подлежащее, причастие, местоимение.

3. Вот видите, как много вы знаете, а ещё больше вам предстоит узнать.

– На каких уроках вы будете изучать эти и другие понятия? Догадались?- - - Чем  же мы будем заниматься на первых уроках русского языка?

Познавательные УУД:

1) учить находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

2) выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

3)выражать смысл ситуации различными средствами (схемы, знаки, рисунки, символ).

Регулятивные УУД:

1) учатся высказывать своё мнение, находят ответы на вопросы в тексте;

2) составлять последовательность действий для решения учебной задачи;

3) учиться работать по предложенному учителем плану;

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1)развиваем умение слушать и понимать других, работать в паре;

2)высказывать свои мысли в устной и письменной форме;

3)подчиняться обшепринятым правилам поведения.

Личностные результаты:

1)развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2)оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3)стремимся к повышению культуры речевого общения;

4)стараемся применять по назначению приобретенные языковые умения.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Работа в тетради (с. 3).  

1.Формулирование темы и цели урока.

– Запишите каждую третью букву.

Д, Б, Е, М, К, А, С, Т, У, Х, Ц, Э, Ш, Ь, И.

Что хотели бы узнать на уроке? Чему будем учиться?

Прочитайте слова про себя. Какие слова состоят из одного слога? Какие слова являются однокоренными?

– Обратите внимание на соединение букв. Запомните слова, диктуйте себе по слогам. Подчеркните сочетание ши. Как оно пишется?

– Выделите корень в однокоренных словах (цирк, циркачи).

2. Самоконтроль:

– Интересно, куда спешит индеец в лодке? Укажите ему путь.

Спешит индеец Луч Заката

Поскорей доплыть до брата.

Через лучшие буквы, слова этот путь

Постарайся скорей протянуть.

Ученики определяют лучшие буквы, слоги, слова и ведут через них синим карандашом «путь» от индейца в лодке к другому индейцу. У кого путь длиннее, у того больше правильно написанных букв, слов.

– Что мы сейчас делали?

Что уже повторили?

– Определите тему урока.

– Откройте тетради на с. 3. Допишите все заглавные буквы гласных.

         Физминутка.

На зарядку солнышко

Поднимает нас,

Поднимает руки мы

По команде «Раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «Два».

ΙΙΙ. Применение  знаний

 I. Работа в учебнике. (с.3 - 4)   

Повторяем то, что знаем.

1. Упр. 1, с. 3

  • Назовите буквы : э,  е,  с,  ё,  з,  х.
  • Какие звуки они обозначают?  Запишите каждую букву два раза. В чём разница между звуком и буквой? Запишите соединения букв: эл, Эм, Жд, ел, ёл, эт.
  • Какие слова могут начинаться с этих букв? (электричество, Эмма, Жданов, ели, ёлка, этажи)

2. Упр. 2, с. 3.

  • Прочитайте слова: эхо, этот, этаж, эти, эпизод.
  • Что означают эти слова? Какой звук обозначает первая буква в каждом слове?
  • Спишите первое, третье и пятое слово. Подчеркните буквы, которые обозначают согласные звуки на конце слова. Почему это трудное место. Проверь написанное.

3. Из толкового словаря. с. 4. Знакомство с толковым словарём.

Эпизод. 1. Случай, происшествие. Интересный эпизод из жизни путешественников. 2. Часть художественного произведения. Самый интересный эпизод рассказа.

4. Картинный диктант.

Капуста, ученик, сапоги, класс, учитель, сорока, дорога, корова.

5. Работа в паре. С одним из этих слов придумать и записать предложение.

II. Работа в тетради (на зелёной полосе), с. 3.

– Какие буквы гласных обозначают два звука и когда?

– Обведите их в красный кружок.

– С какой буквы гласного не начинаются слова?

– Обведите её в коричневый кружок. (Буква ы.)

– Почему гласные звуки так называются?

– Что нового вы узнали?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ТОУУ

ΙV. Итог

– Что нового узнали?  

– Какие знания повторили?

– Назовите все гласные звуки; все буквы гласных звуков.

- В  чём затруднялись?

ТООУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с новым учебником. Гласные звуки и буквы. 1 класс ОС "Школа 2100"

Первый урок русского языка в 1 классе ОС " Школа 2100"...

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"...

Урок русского языка "Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки

Задачи: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; развивать письменную речь, навыки грамотного письма, умение оценивать результаты своей деятельности; в...

Знакомство с новым учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей.

Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения....

Урок русского языка 1класс. УМК Перспектива. Тема:Гласные звуки. Обозначение их буквами.

Урок русского языка по теме "Гласные звуки. Обозначение их буквами" построен в соответствии с требованиями ФГОСС. Материал включает конспект урока и презентацию....