Развитие логического мышления учащихся начальных классов с помощью системы коррекционно-развивающих заданий.
материал по математике по теме
«Развитие логического мышления учащихся начальных классов с помощью системы развивающих заданий на уроках математики».
Условия возникновения проблемы, становления опыта: отсутствие в учебниках заданий, целенаправленно развивающих логическое мышление, низкий уровень успеваемости учащихся, обусловленный недостаточно развитым мышлением, развитие наиболее успешных детей.
Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса:
Повышается качество успеваемости, формируется творческая личность учащегося, повышается интерес к предмету.
Новизна опыта. Состоит в составлении системы заданий, развивающих логическое мышление в начальных классах, составление сборников нетрадиционных уроков по математике в 4 классах: « Математика тоже бывает интересной», « Путешествие по страницам любимых сказок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления учащихся начальных классов с помощью системы коррекционно-развивающих заданий.
Из опыта работы Залашковой Ольги Николаевны, учителя математики, высшей квалификационной категории,
МОУ « Специальная ( коррекционная) общеобразовательная
школа- интернат № 11 VIII вида», стаж педагогической работы 26 лет.
Название проблемы, над которой я работала не менее 5-и лет имеете устойчивые положительные результаты:
«Развитие логического мышления учащихся начальных классов с помощью системы развивающих заданий на уроках математики».
Условия возникновения проблемы, становления опыта: отсутствие в учебниках заданий, целенаправленно развивающих логическое мышление, низкий уровень успеваемости учащихся, обусловленный недостаточно развитым мышлением, развитие наиболее успешных детей.
Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса:
Повышается качество успеваемости, формируется творческая личность учащегося, повышается интерес к предмету.
Новизна опыта. Состоит в составлении системы заданий, развивающих логическое мышление в начальных классах, составление сборников нетрадиционных уроков по математике в 4 классах: « Математика тоже бывает интересной», « Путешествие по страницам любимых сказок».
Технология опыта.
Развитие мышления при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приемов мыслительной деятельности. При этом важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьников помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действий, вошли эвристические приемы, которые необходимы для решения творческих задач, применение знаний в новых ситуациях, доказательства высказываемых утверждений.
Процесс обучения предполагает целенаправленное управление мыслительной деятельностью учащихся, что приводит к продвижению учеников в их умственном развитии. Чтобы развить мышление учащихся, нужно показать им как функционирует мышление на практике. Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, нужно демонстрировать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения решения. Как результат – ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается найденный способ решения и ход логических мыслей, а без этого знания не могут перейти в убеждения.
Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера (активно или пассивно).
На своих уроках я моделирую ту умственную деятельность, которая нужна на данном этапе развития (учу анализировать задачи, делать чертежи, выявлять отношения объектов и т.д.). Это имеет обучающее и воспитывающее значение: учащиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, т.е. учатся мыслить логически.
Можно выделить два подхода к формированию и становлению логико-математического мышления:
1.традиционное обучение, приводящее в зависимости от воздействия и других объективных причин к формированию либо эмпирического, либо теоретического мышления.
2.специально организованное обучение, ориентированное на формирование учебной деятельности, приводящее к становлению теоретического мышления.
Для формирования логического мышления приоритетным является второй подход, который и был положен в основу формирования моей технологии.
Для осуществления формирования логического мышления учащихся 4-х классов была составлена система развивающих заданий по темам:
· аналогия;
· исключение лишнего;
. « в худшем случае»;
· классификация;
· логические задачи;
· перебор;
- задачи с геометрическим содержанием;
· задачи-шутки;
· ребусы и кросснамберы;
· занимательные задания.
Эти задачи можно разделить на группы, учитывая их воздействие на мыслительную деятельность учащихся.
Формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит на моих уроках при решении задач-шуток, занимательных заданий, задач на перебор вариантов, т.к. в большинстве своем эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической подготовки.
Задачи на переливание, логические задачи, ребусы, задачи на классификацию учат школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления, развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.
Задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению.
Задачи с геометрическим содержанием нацелены на знание геометрических фигур и их свойств как основы для формирования пространственных и изобразительных умений школьников, на расширение кругозора.
Учитель, преподающий в начальных классах, может развивать логическое мышление учащихся с помощью созданной системы заданий. Для этого необходимо учитывать следующее:
1.выбранные задания должны быть посильными для детей;
2.задания, отобранные для одного урока, должны быть разнообразными для воздействия на различные компоненты мышления;
3.если ученики не справляются с заданием, то целесообразно оставить его на обдумывание до следующего урока;
4.ученикам можно дать необязательное домашнее задание по составлению аналогичных задач;
5.если на уроке время ограничено, то эти задания можно применять на занятиях математического кружка.
Система развивающих заданий
Аналогия
Аналогия – это сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии в математике является одной из основ поиска решения задач. Задачи этой серии направлены на отработку таких познавательных приемов, как проведение словесных аналогий и нахождение аналогий между фигурами.
Например:
1.уменьшаемое – разность, множитель - …?
2.продолжите ряд: 1, 5, 13, 29, …
7, 19, 37, 61, …
Исключение лишнего
В каждой задаче этой серии указаны четыре объекта, из которых три в значительной мере сходны друг с другом, и только один отличается от всех остальных.
Например,
1.Сумма, разность, множитель, частное
2.9, 12, 8, 15
3.см, дм, м2, км.
В худшем случае
Это прием решения задачи, где для доказательства какого-либо утверждения можно рассмотреть самый неудобный, худший случай, в котором утверждение выполняется. Если мы докажем утверждение для худшего случая, то тем более оно будет верно и в остальных случаях. Главное – правильно определить этот худший случай.
Например:
1.В классе 37 человек. Докажите, что среди них найдутся четыре
человека, родившиеся в один и тот же месяц.
2.Есть три ключа от трех замков. Какое наименьшее количество проб нужно осуществить, чтобы подобрать ключи к замкам?
Классификация
Классификация – это общепознавательный прием мышления, суть которого заключается в разбиении данного множества объектов на попарно непересекающиеся подмножества (классы). Число таких подмножеств, а также их состав зависит от основания классификации (т.е. признака, существенного для данных объектов), которое может принимать различные значения.
Например:
Что объединяет слова длина, площадь, масса? Какое слово к ним подходит: секунда, центнер, величина, метр?
Логические задачи
Логические задачи – это задачи, требующие умения проводить доказательные рассуждения, анализировать.
Например:
1.Ира, Даша, Коля и Митя собирали ягоды. Даша собрала ягод больше всех, Ира – не меньше всех. Верно ли, что девочки собрали ягод больше, чем мальчики?
2.Наташа произнесла истинное утверждение. Лена повторила его дословно и оно стало ложным. Что сказала Наташа?
Перебор
Сущность этого приема заключается в проведении организованного разбора и анализа всех случаев, которые потенциально возможны в ситуации, описанной в задаче.
Например:
1. Сколько имеется двузначных чисел, у которых среди цифр есть хотя бы одна пятерка?
2. В числе 48352 зачеркните такие две цифры, чтобы число, образованное оставшимися цифрами в том же порядке было
наибольшим (наименьшим).
Задачи с геометрическим содержанием
1.Нарисуйте два треугольника так, чтобы их общей частью были: а) шестиугольник; б) пятиугольник; в) четырехугольник; г) отрезок; д) точка.
2.Разрезать квадрат на две равные фигуры (10 способов).
3.Деревянный куб покрасили со всех сторон, потом распилили на 27 одинаковых кубиков. Сколько кубиков имеют 3 окрашенные грани, 2 окрашенные грани? Сколько кубиков не окрашено?
Задачи на переливание
1.В первый сосуд входит 10 литров воды. Как, используя еще два пустых сосуда по 5 и 7 литров, разделить воду на две части?
2. Восьмилитровый бидон наполнен водой. Как с помощью трехлитровой и пятилитровой банок отлить 1л воды?
Задачи-шутки
1.Гусь стоит 20 рублей и еще половину того, сколько он на самом деле стоит. Сколько стоит гусь?
2.Сколько концов у двух палок, у трех палок, у пяти с половиной палок?
3.Какой математический знак нужно поставить между 5 и 6, чтобы полученное число было больше 5, но меньше 6?
4.Один поезд отправляется из Москвы в Пермь, одновременно с ним выходит поезд из Перми в Москву, скорость которого в два раза больше. Какой из поездов в момент встречи будет находиться дальше от Москвы?
5.Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов осталось?
Занимательные задачи
1.Чему равно произведение -109*(-108)*…107*108?
2.Чему равна сумма -65+ (-64)+(-63)+…+64+65+66?
3.Вдоль всей траектории забега поставили 15 столбов. После начала забега спортсмен был у третьего столба через три минуты. За сколько минут он пробежит весь путь? (Скорость спортсмена считать постоянной).
Проведенная работа по формированию логического мышления у учащихся начальных классов позволяет сделать следующие выводы:
· логическое мышление развивается интенсивнее, если создавать на уроке атмосферу уважения, поощрять инициативу и стимулировать творчество учащихся;
· система развивающих заданий позволяет привить интерес к предмету, дает более глубокое и полное понимание изучаемых тем, развивает мышление учащихся.
Результативность. Система заданий является средством повышения уровня логического мышления учащихся 4-х классов, развивает интеллект. Повышается успеваемость учащихся, прививается интерес к предмету.
Адресная направленность опыта. Система заданий составлена для учителей, преподающих в начальных классах, применяется при решении устных и полуустных заданий, для работы с наиболее успешными детьми.
Устойчивые положительные результаты можно получить при выполнении методических рекомендаций к данной системе заданий; при подборе заданий, имеющих отношение к изучаемой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Использование логических пятиминуток в учебном процессе для развития логического мышления учащихся.
"Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/12/picture-26151-1526144344.jpg)
Развитие логического мышления учащихся младших классов в учебном процессе
В исследовательской работе рассмотрены теоретические основы логического мышления у младших школьников, вопросы обучения логическому мышлению....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/19/picture-42814.jpg)
Развитие логического мышления учащихся
В работе описаны основные приемы используемые для развития логического мышления школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-262820-1380444837.jpg)
Занимательные задачи по математике для развития логического мышления учащихся
Занимательные задачи по математике для развития логического мышления учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/24/picture-155735-1598281324.jpg)
Развитие логического мышления на уроках математики в системе Л. Занкова
Развитие логического мышления на уроках математики в системе Л. Занкова...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-547932-1420319183.jpg)
Развитие логического мышления младшего школьника с помощью настольных игр
«Развитие логического мышления младшего школьника с помощью настольных игр» Прокопьева Антонина Ивановна, воспитатель группы продлённого дня, ГБОУ СОШ №139 с углублённым изучением математик...