Урок математики "Уравнение с неизвестным вычитаемым". 1 класс
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Урок математики по образовательной системе "Школа 2000", по учебнику Математика (автор Л.Г.Петерсон). Используется технология деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravnenie_s_neizvestnym_vychitaemym_1_kl..doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №3»
Урок: математика.
Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Класс: 1.
Учитель начальных классов I квалификационной категории Золина Надежда Александровна
Тема урока: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Основные цели:
- Сформировать способность к нахождению неизвестного вычитаемого, формировать умение применять полученные знания при решении уравнений.
- Повторить названия компонентов действий сложения и вычитания, алгоритм решения уравнений с неизвестным слагаемым, закрепить умение решать текстовые задачи.
- Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, обобщение, классификация.
Демонстрационный материал:
- алгоритм решения уравнений с неизвестным слагаемым;
- иллюстрации;
- названия компонентов действия вычитания;
- эталон для самопроверки, подробный эталон.
Оборудование: презентация
Ход урока:
- Мотивация учебной деятельности(1-2 мин.)
Цель:
- Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
- Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе I.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит;
И не пекарь, а печёт? (солнце)
- Мы скучали по тёплому весеннему солнышку. И вот оно! Мы ему улыбаемся и дарим свои улыбки друзьям, родным. Ребята у вас хорошее настроение? Значит, вы будете активно работать. Вам по плечу любая работа. Вы справитесь, я в вас верю.
- Да природа пробуждается. Вот-вот прилетят наши пернатые друзья. Зимой мы для птиц готовили кормушки, подкармливали их, чтобы им было легче перезимовать. А весной готовим для них скворечники, чтобы они смогли в них вывести птенцов. Только они, почему-то, закрыты на замочек.
Хватит ли у нас умений, знаний, чтобы «открыть» замочки?
( Если не будем лениться, а будем хорошо трудиться!)
- Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности (5-6 мин.)
Цель:
- Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить названия компонентов действия вычитания, повторить алгоритм нахождения части и целого.
- Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия. Обобщение, анализ.
- Зафиксировать необходимость выведения правила нахождения неизвестного вычитаемого.
Организация учебного процесса на этапе II.
- Чем же мы занимались на прошлом уроке? (Решали уравнения).
- Что такое уравнение ? (Равенство, в котором есть неизвестное число).
- Чему мы научились ? ( Решать уравнения с неизвестным слагаемым).
- Сегодня мы опять будем решать уравнения. Неужели мы ещё не всё про них знаем? Нужно это выяснить! Хотите?
- Но урок у нас необычный, нужно поработать так хорошо, чтобы замочки сами
« раскрылись» от наших хороших ответов. Сумеем ли мы помочь птичкам ? (Вместе сумеем всё!)
- А для начала нужно всего лишь вспомнить, как находят целое и часть.
Учитель демонстрирует необходимый эталон – словесную форму способа действия:
3 слайд
Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть. |
- Давайте выполним первое задание. (задание проецируется на экране)
4 слайд
- Первое препятствие мы преодолели , и, я думаю, первый замочек со скворечника «сняли».
- Давайте выполним следующее задание. (задание на экране)
5 слайд
- Вот и второй скворечник готов встретить своих питомцев. Но работы ещё много.
6 слйд
x + 5 = 9
- Что это? (Уравнение)
- Решите это уравнение, пользуясь эталоном
x + а = b x = b - а |
( Учащиеся решают уравнение самостоятельно, один ученик решает у доски)
- Вот и ещё один «ключик». Вы молодцы!
- Вот летят скворцы, а между ними один воробей, никак не угомонится, не пускает птиц. Приготовил нам ещё одно задание. Если мы сумеем выполнить его задание, может быть, и он успокоится и полетит устраивать своё жильё.
7 слайд
?
- Что это такое? (Равенство).
- Можно ли его назвать уравнением? Оно похоже на те , что мы уже решали?
( Нет, действие вычитание ).
- А как называются компоненты при вычитании ? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)
- А вы сможете сказать, какими фигурами можно заполнить этот неизвестный мешочек? Как узнали? ( Методом подбора).
- А здесь?
8 слайд
- Каким будет здесь ответ? Скажите так же быстро, не медля.
- Какой ответ у вас получился?
Дети называют ответы, учитель фиксирует результаты на доске.
- Почему ответы получились разные? Как же вы рассуждали?
III. Постановка проблемы (2 мин.)
Цель:
- Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения алгоритма нахождения неизвестного вычитаемого.
- Согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе III.
- Трудновато стало ! Почему? У нас возникла проблема!
Что в этом уравнении необычно? Чем является неизвестное число? (Вычитаемым).
- Умеем ли мы решать уравнения с неизвестным вычитаемым?
- А хотите научиться?
- Какую поставим перед собой задачу? (Научиться решать новые уравнения)
- Какова же тема урока? ( Решение уравнений с неизвестным вычитаемым).
IV. Проектирование и фиксация нового знания (10 мин.)
Цель:
- Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма нахождения неизвестного вычитаемого.
- Зафиксировать новый способ действия в знаковой форме.
Организация учебного процесса на этапе IV:
- Да, мешочки получились переполненными. Как же нам быть?
Попробуем найти такой «ключик», который поможет найти решение.
(Выслушиваются мнения учеников).
Строится алгоритм нахождения вычитаемого:
- На что нужно посмотреть в первую очередь? (На знак).
9 слайд
Смотрю на знак арифметического действия. |
- Теперь можно безошибочно определить, где целое, а где части.
Найду части и целое. |
- Чем же является неизвестная величина?
Определю, что неизвестно: целое или часть. |
- Как же найти часть? (Нужно из целого убрать известную часть).
- Как определили целое? (Вычитать можно только из целого).
Применю правило. |
- Как будем вычитать? (Зачёркивать). Значит нужно произвести вычисления.
Произведу вычисления. |
- Какие фигуры остались? Проверим.
Сделаю проверку. |
- Итак, как найти вычитаемое? (Надо из целого вычесть часть, т.е. из уменьшаемого вычесть разность).
- Но мы также находили неизвестное слагаемое? Почему так произошло? (В обоих случаях мы находим часть).
- Ребята, посмотрите, какое интересное уравнение предлагает вам решить автор учебника: а – х = b
-Чему равен х в таком уравнении? Можно пользоваться алгоритмом.
Учитель предлагает учащимся эталон, знаковую фиксацию способа действия:
а – х = b х = а - b |
10 слайд
- Вернёмся к нашему уравнению. Какой же ответ должен получиться?
Физкультминутка. Релаксация.
- Ребята, вы молодцы! Вы на славу потрудились. Хорошо встретили птичек, приготовили скворечники. Пусть им будет хорошо и спокойно. И мы тоже с вами отдохнём.
Вот солнечный зайчик заглянул и к вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щёчках. Аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть. Погладьте и голову, шею, животик, он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.
V. Первичное закрепление (5 мин.)
Цель:
Зафиксировать правило нахождения неизвестного вычитаемого в громкой речи.
Организация учебного процесса на этапе V.
- Отдохнули, пора за работу!
Работа по учебнику: с. 24, № 2.
- Задание (а) учащиеся выполняют под руководством учителя, комментируя решение в громкой речи.
- Ребята, а теперь заменим графическое изображение числовым. Сколько фигур составляют целое ? Чему равна известная часть ? Озвучьте числовое уравнение и прокомментируйте решение.
2. Задание (б) учащиеся выполняют, работая в парах, поочерёдно комментируя его в устной речи.
VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (5 мин.)
Цель:
- Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Проверить умение решать уравнения с неизвестным вычитаемым.
Организация учебного процесса на этапе VI.
- Я думаю, что теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание. Решите уравнения под № 3, на стр. 24. Первый вариант решит 1-ое уравнение, второй вариант – 2-ое. Я уверена, вы все справитесь. Желаю успеха! 11 слайд
Эталон для самопроверки на новый способ действия: 8 – х = 3 а – х = b х = 8 – 3 х = а - b х = 5 8 – 5 = 3 3 = 3 Ответ: х=5 |
Эталон для самопроверки на новый способ действия: 9 – х = 8 а – х = b х = 9 – 8 х = а - b х = 1 9 – 8 = 1 1 = 1 Ответ: х=1 |
- Кто допустил ошибки при решении уравнений? Определите место ошибки и причину.
- Над чем надо поработать? Подчеркните место ошибки.
- Ребята, я советую вам дома ещё раз поработать самостоятельно: решить третье уравнение.
- А кто сделал правильно, тот поставит рядом с уравнением знак «+». Молодцы! Вам я предлагаю придумать уравнение с неизвестной частью.
- А вот и солнышко появилось «на небе», оно рассеяло все наши сомнения.
VII. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.).
Цель:
- Оценить результаты собственной деятельности.
- Согласовать д/з
Организация учебного процесса на этапе VII.
- Огромное трудолюбие и ваше доброе сердце помогли нам совершить так много хороших дел и очень многому научиться.
- Вы помните, какую цель мы ставили перед собой? (Научиться решать уравнения с неизвестным вычитаемым).
- Достигли ли мы этой цели?
- Как же найти неизвестное вычитаемое, или часть? (Из целого вычесть другую часть, или из уменьшаемого вычесть разность).
- Вы думаете, что вы научились решать уравнения? Оцените свою работу следующими знаками:
- Кто испытывал трудности при выполнении заданий, но старался , быстро находил место ошибки, всё исправил, то на солнышке ставит точку и говорит себе: «Я работал хорошо».
- Кому на уроке работать было трудно, и остался вопрос, который вам хочется мне задать, напишите на солнышке вопросительный знак и скажите: «У меня обязательно всё получится».
- Кому всё было понятно, кто активно работал, может помочь товарищу решить уравнение, поставьте себе восклицательный знак и скажите: «Я молодец!».
- Молодцы! Я вижу, как солнышко дарит свои тёплые лучи каждому из вас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее внимательнее.
- Урок окончен, всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме: "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого"
Фанный урок построен с учетом ФГОС -2 и направлен на:Познакомить детей с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.Совершенствовать навыки у...
Конспект урока по математике. 4 класс ТЕМА: НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.
ТЕМА: НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.ЦЕЛИ: Образовательные: познакомить с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженн...
Тема урока: Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого
ЦЕЛЬ: Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;Задачи:Научиться определять, как связаны между собой числа при вычитании;Находить неизвестное ум...
Конспект урока по математике на тему "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого" 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого свычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что так...
Конспект урока математики для 4 класса: «Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.»
Конспект урока математики для 4 класса: «Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.» Материал поможет познакомить детей с решением уравнений на основе связи уменьшаемо...
Конспект урока по математике по теме "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого" 4 класс
Урок-путешествие...
Технологическая карта урока математики "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений об решении уравнений на основе связи уменьшаемого свычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.Задачи урокаДидактические:Познак...