Конспект урока по математике по теме "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 им. Героя Советского Союза. Д. Т. Доева»
Урок математики в 4 классе
на тему:
«Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого».
(Урок – путешествие)
Подготовила учитель высшей категории
Зыкова Алла Ивановна
Урок № 41
Тема: Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого
(учебник, с. 63)
Цель деятельности учителя | Ознакомить с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения, совершенствовать навыки сложения и вычитания многозначных чисел; закрепить представления о планетах Солнечной системы, , развивать интерес к предмету «Окружающий мир». |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения; научатся складывать и вычитать многозначные числа. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности |
Целевые приоритеты воспитания | к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека |
Тип урока | комбинированный урок. |
Интегрированный блок | Математика, окружающий мир |
Оборудование | Телевизор, компьютер, индивидуальные карточки |
Ход урока
I. Оргмомент
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
- Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Наш урок сейчас начнем
- Откройте тетради и запишите число (18 ноября) и классная работа
II. Актуализация знаний
Учитель.
- Урок у нас сегодня необычный, потому что мы с вами отправляемся в космическое путешествие. В этом путешествие вам понадобятся все ваши математические знания.
- А что ещё нужно для путешествия в космос? (Сила, выдержка, взаимопомощь)
- Оценивать ваши знания я буду звездочками. В конце урока мы подведем итог.
1. Устный счет.
Учитель.
- Перед стартом экипаж должен пройти проверку.
Перед вами задания устного счета.
- Выполните задание. Найдите в ряду лишнее число. Объясните свой выбор
А) 100, 900, 202, 500, 800
Б) 873, 524, 1004, 678, 346
В) 8004, 4567, 2345, 908, 7853
- Назовите число, которое при счете идет за числом 998, стоит перед числом 500,
следует за числом 359, стоит перед числом 1000.
- Назовите число, в котором:
3сот. 7дес.; 1сот. 9ед.; 6сот. 3дес. 8 ед.; 4сот. 2 дес. 3 ед.
- Ребята, на чём мы отправимся в космос? (На ракете)
- Верно. Мы построим свою ракету, на которой и отправимся в космос.
2. Игра «Танграм»
Решив пример, ученики прикрепляют геометрическую фигуру к магнитной доске с верным ответом
Желтый: 5600· 10 : 100 = 560 Голубой: 600· 30 : 1000 = 18 Зелёный: 510 : 30 = 17 Красный: (5640 + 299) · 0 = 0 Оранжевый: 60 000 – 1 = 59999 Синий: 899 999+1= 900 000 Коричневый: 2100 : 70 = 30 |
III. Самоопределение к деятельности
- Проверим исправность приборов космического корабля.
- Найдите лишнее выражение
159 – 104 = 55, Х + 15 = 22, 70 · 4 =280, 120 : 6 = 20
- Объясните свой ответ (это уравнение). Что такое уравнение?
Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти.
Разделите данные уравнения на две группы (карточки на доске):
85 + Х = 100, 230 – Х = 135, Х – 9820 = 518, Х + 436 = 1024
- Объясните свой выбор (наблюдаем сложение и вычитание).
- Вспомните как называются компоненты арифметического действия «сложение» (слагаемое + слагаемое = сумма).
- А что предлагается найти во второй группе уравнений? (уменьшаемое и вычитаемое).
-Какие уравнения решали на прошлом уроке? (На нахождение неизвестного слагаемого)
- Скажите, как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Решение уравнений на нахождение уменьшаемого и вычитаемого)
- Решите уравнение на нахождение неизвестного вычитаемого.
(Один ученик решает у доски, стальные в тетради)
230 – х = 135 х – вычитаемое
х = 230 – 135
х = 95
230 – 95 =135
135 = 135
Ответ: х = 95.
IV. Работа по теме урока
- Неисправности устранены.
- Экипаж к полету готов?
- Надеть шлемы!
- Пристегнуть ремни!
Начинаем отсчет: 10, 9, 8, 7, 6….. (видеоролик)
Несколько вопросов о Солнечной системе
- Что такое Солнечная система? ( Солнце и планеты.)
- Какие планеты являются ближайшими соседями планеты Земля? ( Венера и Марс)
- Что такое Луна? ( Это спутник Земли.)
- Первая планета на нашем пути – Марс .
- Что вы знаете о Марсе? (Сообщение ученика)
Марс – четвёртая от Солнца планета названа в честь римского бога войны за свой красный цвет. Поверхность Марса содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Ночью температура на Марсе опускается до минус 85°.
На планете Марс перед нами стоит задача объяснить решение уравнений.
Первое уравнение объясняет учитель (записано на доске)
х – 34 = 48 : 3 х - уменьшаемое
х – 34 = 16
х = 34 + 16
х = 50
50 – 34 = 48 : 3
16 = 16
– В уравнении х – 34 = 48 : 3 неизвестно уменьшаемое, вычитаемое 34, а разность выражена частным чисел 48 и 3. Найдем сначала разность (48 : 3 = 16). Значит, разность равна 16. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо разность и вычитаемое сложить. Вычисляем: 34 + 16 = 50.
Значит, х = 50. Выполним проверку, подставив вместо х найденное число: 50 – 34 = 16 и 48 : 3 = 16. В левой и правой части уравнения получили одно и то же число. Значит, уравнение решено верно.
– Откройте учебник на странице 63 и объясните решение второго уравнения и проверку к нему, у доски объясняет ученик
Следующая планета, которую мы пролетаем – это Юпитер .
(Сообщение ученика) Юпитер – самая большая планета в Солнечной системе.
Названа в честь главного римского бога Юпитера. Состоит
главным образом из различных газов. В атмосфере Юпитера
постоянно бушуют мощные ураганы.
Учитель: Задание Юпитера – решить уравнение
У доски решает….
64 – х = 91 : 7 х- вычитаемое
64 – х = 13
х = 64 – 13
х = 51
64 – 51 = 91 : 7
13 = 13
Ответ: х = 51
Проверка: Что в уравнении неизвестно?
Как найти вычитаемое?
Чему равно вычитаемое? Сверим решение уравнения
Учитель: Ребята, мы в космосе не одни.
Наш корреспондент ведёт прямую трансляцию с орбитальной станции. С нами на связи Рубцов Глеб Богданович.
Здравствуйте, Глеб.
Корреспондент:
– Здравствуйте, Алла Ивановна! Здравствуйте, ребята!
Учитель: Как проходит ваш полёт?
Корреспондент:
– К сожалению произошла авария с кислородным баллоном, мы потеряли часть кислорода. Ребята, нам нужна ваша помощь в проведении расчётов. Пока экипаж устраняет поломку, помогите высчитать объём заполненных баллонов.
Потери составили 320 куб.метров.
Остаток – 590 куб.метров.
Надо вычислить: на сколько был заполнен баллон?
Учитель: Ребята, составьте и решите уравнение.
Обратите внимание на алгоритм решения уравнение (слайд № )
Алгоритм решения уравнений:
- Определить компоненты действий;
- Выяснить какой из компонентов является неизвестным;
- Применить правило его нахождения;
- Выполнить действия и получить ответ;
- Выполнить проверку.
(Показывает карточки : Потери – 320
Остаток – 590 )
Уравнение: х – 320 = 590 х – уменьшаемое
х = 590+320
х = 910
910 – 320 = 590
590 = 590
(Проверка)
- Так на сколько были заполнены баллоны кислородом? (910 кубических метров)
Учитель: Следующая планета: Сатурн
(Сообщение ученика) Сатурн - планета названа в честь римского бога
земледелия. Окружена множеством ярких колец, которые
состоят из обломков льда и камней. Сатурн состоит в
основном из газов и не имеет твёрдой поверхности. На
Сатурне дуют самые сильные ветра в Солнечной системе
(500 м/с). Легко видим невооруженным глазом с Земли.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Планета Сатурн приглашает нас немного отдохнуть
(Музыкальный видеоролик)
Учитель: Следующая планета – это Уран
(Сообщение ученика)
Уран - эта планета-гигант названа в честь греческого бога неба Урана. Недра Урана состоят в основном изо льдов и горных пород. Из-за большого удаления от Солнца Уран получает от него очень мало света и тепла – почти в 370 раз меньше, чем Земля.
Учитель: Планета Уран предлагает нам решить задачу?
(Решение задачи по учебнику – стр. 63 № 287)
№ 287 (Ученик под руководством учителя у доски)
Всего – 300 м.
Занято – 8 рядов по ? м.
Осталось – 140 м.
Решение
1) 300 – 140 = 160 (м.) – занято.
2) 160 : 8 = 20 (м.).
Ответ: 20 мест в каждом ряду.
Учитель: Следующая планета – Нептун
(Сообщение ученика)
Нептун - планета носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 200°С. На планете свирепствуют самые сильные бури во всей Солнечной системе.
Учитель: - Внимание экипажу! Впереди метеоритный дождь! Чтобы пройти его, произведём математические расчёты. Некоторые дети работают по карточке
(Работа по карточкам)
60 005 + (36 006 – 28 097) = 67 914 100 105 – (87 007 – 679) = 13 777
Учитель: Остальные ребята выполняют на стр. 63 № 289 (2 столбик)
400 + 80 : 4 · 5 = 500
800 – 640 : 2 : 4 = 720 (Взаимопроверка)
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Скажите ребята, какие планеты Солнечной системы мы не посетили?
Меркурий и Венера
Что вы знаете о них?
Меркурий – это ближайшая к Солнцу планета. Она получила своё название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, а ночью ледяной холод. Поверхность планеты каменистая и пустынная
Венера-вторая планета от солнца. Носит имя богини красоты.
Выглядит как очень яркая звезда
(Карточки, с которыми работали ученики, остаются на парте после урока
мне сдадите.)
Учитель: А сейчас посмотрите на наши сенсорные углы.
(Под потолком, в разных углах висят разноцветные круги: зелёный, синий, оранжевый, красный.)
Внимание. Зелёный круг. Все видят. Синий круг. Все видят. Красный круг. Все видят. Оранжевый круг. Все видят. Запомнили, какие где?
Расслабьтесь и по моей команде: синий, зелёный, красный, синий, оранжевый, зелёный, красный.
Молодцы!
IV. Подведение итогов. Рефлексия
– Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся на нашу планету Земля. Понравился вам наш урок? В начале урока мы ставили перед собой цели. Как думаете, мы достигли поставленных целей?
Давайте подведём итог урока (Закончите фразу)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я смог…
Мне захотелось…
– Вы хорошо поработали сегодня. Подсчёт звездочек .
Выставление отметок
Домашнее задание : стр.63 № 286, № 289.
Урок нам бы хотелось закончить такими словами:
Моя планета – человеческий дом,
Но как же жить под данным колпаком?
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву.
Где стонут травы: больше не могу!..
Вот она летит , маленькая такая!
Всё ещё живёт !
Всё ещё людям верит!
Вот она плывёт сквозь грозовую полночь.
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь.
Просит прийти на помощь.
Просит прийти на помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике. 4 класс ТЕМА: НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.
ТЕМА: НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.ЦЕЛИ: Образовательные: познакомить с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженн...
Конспект урока по математике по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" 1 класс Программа "Школа 2100"
Данный урок полностью соответствует ФГОС, выдержана новая структура урока с учетом формируемых УУД. Прилагается самоанализ современого урока....
Конспект урока по математике "Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого".
...
Конспект урока по математике на тему: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность" 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность" 1 класс...
Конспект урока по математике 3 класс. Как найти неизвестный делитель. Как найти неизвестное делимое .
Предмет: математикаКласс: 3-2Тема урока: Как найти неизвестный делитель. Как найти неизвестное делимое .Цели урока: учить находить неизвестное делимое; закреплять умение решать уравнения; формировать ...
Конспект и презентация на тему: "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого".
Цель:Познакомить с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения;Совершенствовать навыки учащихся складывать и вычитать многозначные числа;Закре...
Конспект урока по математике на тему:"Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность." 1 класс
Конспект урока по математике на тему:"Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность." 1 класс...