Рабочая программа по математике для первого класса
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Шагивалеева Асия Габдрахмановна

Программа разработана для учащихся специальной ( коррекционной школы) III вида, для незрячих детей. Эти дети в начальной школе обучаются 5 лет. Данная программа рассчитана на первый год обучения. В ней предусматривается иное распределение материала по годам обучения и по отдельным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_rabochaya_programma.doc101 КБ
Файл ktp_podgot..docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Пояснительная записка к рабочей программе по математике

 

        Рабочая программа по математике  составлена на основе Программы специальных общеобразовательных школ для незрячих детей, рекомендована МО РФ, 1999 год; Программы «Школа России», М.: «Просвещение», 2009г.

         Программа рассчитана на 170 часов, в том числе на контрольные и проверочные работы -  4 часа.

            Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе массовой школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального   образования.

           В связи с особенностями развития незрячих детей в программе предусматривается иное распределение учебного материала по годам обучения и по отдельным темам; включен дополнительный материал, позволяющий незрячим детям чаще заменять письменные вычисления устными, знакомство с тифлоприборами и специальными инструментами.   

Данная программа определяет начальный этап непрерывного курса математики средней школы. Подготовительный период рассчитан на предварительную коррекционную работу по формированию простейших навыков ориентировки в пространстве, на выработку элементарных навыков обследования предметов, оперирования с раздаточным материалом, на развитие внимания.

С первых уроков начинается формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях на основе практических действий с различными множествами предметов,  их компонентами и результатами.

         Одна из важнейших задач обучения в первом классе -  твердое усвоение таблицы сложения в пределах 10 и знание соответствующих случаев состава чисел из двух слагаемых, а также соответствующие случаи вычитания.

         Наряду с этим важное место в курсе занимает ознаком ление с величинами и их измерением,   формирование у детей простран ственных представлений, ознакомление учащихся с различ ными геометрическими фигурами и некоторыми их свой ствами, с простейшими чертежными и измерительными при борами.

             Большую роль в осуществлении основных положений данной программы играют методы обучения, использования рационально подобран ных средств наглядности и моделирования.  Применение всех видов наглядности, широкое привлечение учащихся к предметно-практической деятельности способствуют наиболее полному включению в процесс восприятия сохранных анализаторов и их активному участию в этом процессе.

         Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и проверочные  работы) и устный опрос (собеседование).

          Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник  (М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова). Учебник для 1класса начальной школы в 2-х частях по 4 книги. Москва, МИПО Репро,2005г. и методическое пособие для учителя (Е.П. Фефилова, О.А. Мокрушина, О.И. Дмитриева. «Поурочные разработки по математике». М.: «Вако», 2009г.)

Цель программы обучения:

  Формирование у школьников прочных вычислительных навыков, привитие детям интереса к изучению математики, развитие способности, мышления.

Задачи программы обучения:

-  выработка простейших навыков ориентировки в пространстве;

- выработка элементарных навыков обследования предметов, оперирования с раздаточным материалом;

-  формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях:

-  формирование прочных вычислительных навыков в пределах 1-20;

-  накопление запаса геометрических представлений

 Содержание обучения

1 класс (170 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

практические

работы

контрольные

работы

1

Подготовка к изучению чисел

13

1

2

Числа от 1 до 10. Нумерация

42

1

3

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание

74

4

Числа от 1 до 20. Нумерация

7

1

5

Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание

19

1

6

Итоговое повторение

5

7

Резервные часы

5

Итого

165

3

1

                                     Требования к уровню подготовки обучающихся по математике

Обучающиеся должны знать:

  1. названия и последовательность чисел от 0 до 20 и обратно;
  2. назва ния и обозначение действий сложения и вычитания;
  3. наизусть таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствую щие случаи вычитания;  

Обучающиеся должны уметь:

  1. считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
  2. складывать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
  3. находить значение числового выражения в 1 2 действия в пределах 10 (без скобок);
  4. решать задачи в одно действие, раскрывающие конкрет ный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.

Обучающиеся должны различать:

-    текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, нахождение неизвестного слагаемого;

-   геометрические фигуры: треугольник, круг, прямоугольник, квадрат, отрезок;

                                Определение уровня развития по математике.

Высокий уровень

– устные вычислительные навыки соответствуют осознанному усвоению изученного учебного материала и умение самостоятельно ими пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро;

- письменные вычислительные навыки – работы выполненные безошибочно;

- умение решать задачи самостоятельно и безошибочно (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи);

- умение называть геометрические фигуры и  их существенные признаки (кривая, прямая линии, луч, отрезок, ломаная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.

Средний уровень

- в устных вычислительных навыках ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приемы вычислений;

- письменные вычислительные навыки – работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок;

- при решении задач допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя, при этом не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок;

- умение называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом допускает неточности в определении существенных признаков фигур.

Низкий уровень

- незнание большей части программного материала;

- в письменных работах ученик допускает более 3 грубых ошибок;

- не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя, допускает 2 и более грубых ошибок;

- умение ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, не соответствующие указанным требованиям.

                                           

                                                 Список литературы

                                                 

1.   Программа   специальных общеобразовательных школ для незрячих детей, рекомендована Главным управлением школ МО РФ,  М.: Просвещение,  1999 год.

2.  М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Учебник для 1класса начальной школы в 2-х частях по 4 книги. Москва, МИПО Репро,2005г

3. Е.П. Фефилова, О.А. Мокрушина, О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по математике. М.: «Вако», 2009г.

4. М.И. Моро, Ю.М. Колягин, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс, в 2-х частях, М.: «Просвещение», 2005г.

   

5  .Волкова С. И. Проверочные работы к учебнику «Математика. 1 класс». – М.: Просвещение, 2006

 

6. Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 1 класс: К учебнику М. И. Моро «Математика. 1 класс. Школа России». – М.: Экзамен, 2006 г.

 

7.  Я иду на урок в начальную школу: Математика: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004г.

8. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей. Сб. научных тр./Сост. Н.А. Крылова, В.А. Лонина, Г.Ю. Мошкова; Под ред. М.И. Земцовой, М., 1980г.

9. Денискина В.З. Особенности овладения незрячими школьниками элементами геометрии и навыками черчения и некоторые методические рекомендации. Дефектология, 1979,№4, с.45-49.

10. Считай без ошибок: справочник школьника по математике / Сост. Н. Е. Точная. – СПб.: Литера, 2004

11. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике: Счет от 1 до 5: 1 класс. – М.: Астрель, 2004

12. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике: Счет от 6 до 10: 1 класс. – М.: Астрель, 2004

13 .Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике: Счет в пределах десятка: 2 класс. – М.: Астрель, 2004  

14. Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 1 класс: К учебнику М. И. Моро «Математика. 1 класс. Школа России». – М.: Экзамен, 2006

  

                               График контрольных, практических работ

                      Тема работы 

Календарные     сроки

 

Iчет

IIчет

IIIчет

IVчет

1

Диагностическая работа по теме:

«Сравнение и счет предметов»

03.09

2

Графическая работа по теме:

 «Длина отрезка»

25.01

3

Устный опрос по теме:

 «Сложение и вычитание в случаях +,-2,3,4»

17.01

4

Тестовое диагностическое задание по теме

«Сложение и вычитание в пределах 10»

08.02

5

Письменный опрос по теме:

 Проверка знаний учащихся.

 Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц »  

22.11

6

Самостоятельная работа по теме:

«Решение задач изученных видов».

01.03

7

Тестовое диагностическое задание по теме:

 « Вычитание и сложение чисел в пределах 10».

17.03

8

Самостоятельная работа по теме:

 «Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток».

03.05

9

  Письменный опрос по теме.

 Итоговая контрольная работа.

17.05

                                             

 



Предварительный просмотр:

  III четверть -43 часа

п/п

Изучаемый раздел

Тема учебного материала

Кол.

Час.

Кален.

сроки

Факт.

срок

Знания

 

Умения

  ОУУиН

КИМ

82

Закрепление пройденного. Приемы сложения и вычитания в пределах 3.

1

13.01

 

  работать с учебной книгой;

83

Приемы сложения и вычитания в случаях +4,-4

1

14

Знание общего принципа к определению результата действия;

умение выбирать наиболее удобный способ вычисления; умение рассуждать; логически мыслить; умение решать примеры данного вида.

проверять и оценивать работы;

84

+4,-4. Приемы вычислений.

Устный опрос по теме: «Сложение и вычитание в случаях +,-2,3,4»

1

17

85

Задачи на разностное сравнение чисел

1

18

Знание терминов, связанных с понятием «задача»;

умение выбирать действие при решении задачи; умение решать задачи.

работать с учебной книгой;

86

Решение задач на разностное сравнение чисел.

1

19

87

+4,-4. Составление и заучивание таблицы.

1

20

Знать таблицу сложения и вычитания 2,3,4

применять таблицу при вычислениях

слушать учителя,   выполнять его инструкции

88

Решение задач. Закрепление пройденного.

1

21

Знание терминов, связанных с понятием «задача»;

умение выбирать действие при решении задачи; умение решать задачи.

выполнять  действия в соответ ствии с планом

89

 Решение задач изученных видов.

1

24

90

Графическая работа.  Измерение и построение отрезков.  

1

25

Знать единицы измерения длины – сантиметр

умение называть единицу измерения,   использовать  линейку  для построения отрезка заданной длины

  пользоваться

инструментами, тифлоприборами

91

   Приемы вычисления. Закрепление пройденного. .

1

26

Знать названия чисел при сложении

умение выбирать наиболее удобный способ вычисления; читать выражения разными способами

проверять и оценивать работы;

проверять и оценивать работы;

92

Перестановка слагаемых.

1

27

 переместительное свойство сложения

 

уметь применять на практике переместительный закон сложения

работать с учебной книгой;

слушать учителя,   выполнять его инструкции

93

Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида  +5, .

1

28

94

 Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида  +5,6,7,8,9.

1

31

95-96

Закрепление пройденного. Перестановка слагаемых.

2

1.02

2

97-98

Состав чисел в пределах 10.

2

3,  4

Знать состав чисел в пределах 10

складывать и вычитать на автоматизированном уровне

умение читать и писать в заданном темпе

99

Закрепление. Таблицы сложения.

1

7

100

Тестовое диагностическое задание по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10»

1

8

таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствую щие случаи вычитания  на уровне автоматизированного навыка

уметь применять на практике переместительный закон сложения

слушать учителя,   выполнять его инструкции

101

Работа над ошибками.   Сложение в пределах 10 в случаях +5,6,7,8,9.

1

9

102-103

Решение задач изученных видов. Самостоятельная работа

2

10,  11

 Знать термины, связанные с понятием «задача»; различать виды задач,

  выбирать действие при решении задачи, ставить вопрос к задаче

умение читать и писать в заданном темпе,

участвовать в дискуссии (диалог, монолог)

104

Закрепление пройденного. Сложение в пределах 10.

1

21

105-107

Связь между суммой и слагаемым.

3

22,24,25

таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствую щие случаи вычитания  на уровне автоматизированного навыка

 

  присчитывать, отсчитывать по2,3,4,5,

 

 Ставить учебную задачу;

выполнять  действия в соответ ствии с планом

108-110

Решение задач изученных видов.

Самостоятельная работа.

3

28,

1.03 ,2

 

111

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

1

3.03

знать названия чисел при вычитании

Знать состав чисел 6,7,8,9,10

наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания

 

уметь читать математические выражения разными способами;

отнимать от одного числа другое

знать  общий принцип  к определению результата действия; умение выбирать наиболее удобный способ вычисления

проверять и оценивать работы;

работать с учебной книгой;

умение работать самостоятельно, в парах;

112

Название компонентов при вычитании. Использование терминов при чтении записей.

1

4

113-114

Состав чисел 6,7. 6 – О,7-О

2

7,  9

115-116

Вычитание вида 8-О, 9-О.

2

10,  11

117

Вычитание вида 10-О,

1

14

118-119

Закрепление. Вычитание  чисел в пределах 10

2

15,  16

120-121

Тестовое диагностическое задание по теме: « Вычитание и сложение чисел в пределах 10».Работа над ошибками.

2

17, 18

 

 IV – четверть     36 часов

 

 

122

 Закрепление. Сравнение чисел.

1

31

Знать суть понятий «столько же и ещё..»,  «столько же, но без…»;

умение рассуждать,логически мыслить; находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Ставить учебную задачу;

выполнять  действия в соответ ствии с планом

123

Закрепление. Задачи на сравнение чисел.

1

1.04

осознавать смысл задач на сравнение

умение анализировать задачу, выбирать действие при решении задачи,

умение работать самостоятельно, в парах4

124-125

Повторение пройденного. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного

2

4,  5

 наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания на автоматизированном уровне; суть понятий «столько же и ещё..»,  «столько же, но без…»;

находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

работать с учебной книгой;

аргументировать,

задавать вопросы,

пользоваться специальным языком

126-127

Килограмм.

2

6,  7

  понятия «масса», «литр»;  единицы измерения массы, объема

  измерять массу, объем,

 различать предметы по форме, объему, весу

пользоваться терминологией;

умение работать самостоятельно

128-129

Литр

2

 8,  11

Числа от 1 до 20  - 26 час.

  Нумерация 11-20 –7 час.

130

Название и последовательность чисел от 10 до 20

1

12

Знать способы образования чисел второго десятка;

названия и последовательность чисел от 0 до 20;

новую  единицу измерения длины; её практическое применение;

читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20

 

измерять отрезки, строить отрезки заданной величины, сравнивать длину отрезков;

 

Ставить учебную задачу;

выполнять  действия в соответ ствии с планом;

  пользоваться инструментами, тифлоприборами

131

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

1

13

132

 Запись и чтение чисел.

1

14

133

Дециметр

1

15

134

Запись и чтение чисел. Закрепление.

1

18

Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание. – 19 час.

  

135

Письменная нумерация чисел в пределах 20.

1

19

  способ сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток;

читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20;

складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;

Ставить учебную задачу;

выполнять  действия в соответ ствии с планом;

 пользоваться инструментами, тифлоприборами

136

Дециметр. Закрепление.

1

20

137-138

Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел. Случай +,-1

2

21, 22

139-140

Сложение и вычитание в пределах 20 в случаях вида +,-2

2

 25, 26

141-142

Сложение и вычитание в случаях вида +,-3

2

 27,  28

143-144

Сложение и вычитание в случаях вида +,-4

2

 29,

145

«Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток».Самостоятельная работа.

1

3.05

146

Запись числового выражения.

1

4

находить значение числового выражения в 1 2 действия в пределах 10 (без скобок);

логически мыслить; рассуждать; доказывать; обосновывать ответ

147-148

Краткая запись задачи.

2

5,   6

понятие «краткая запись»;

способы составления краткой записи задачи;

понятие «неравенство»

Уметь составлять краткую запись, составлять, анализировать, решать  задачу по краткой записи,

читать, решать неравенства;

отвечать на   вопросы , в том числе на вопросы в связи с обследованием  предметов ;

  управлять собственным вниманием

149-150

Составление краткой записи.

2

6,   10

151

Запись неравенств.

1

12

152

Закрепление.  Неравенства.

1

13

153

Закрепление. Составление краткой записи.

1

16

154

Итоговая контрольная работа.

1

17

К/р №1

155

Работа над ошибками.

1

18

Итоговое повторение - 5 час.

156-157

 Повторение  пройденного. Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание.

2

19,   20

Знать способы образования чисел второго десятка;

названия и последовательность чисел от 0 до 20;

способ сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток

читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20;

складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;

проверять и оценивать работы;

логически мыслить; рассуждать; доказывать; обосновывать ответ

158

 Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков.

1

23

геометрические фигуры:  круг, квадрат, треугольник, четырехугольник,

многоугольник, точка, отрезок, замкнутые и незамкнутые ломаные линии

измерять и вычерчивать отрезки заданной длины, сравнивать отрезки;

Умение различать предметы по форме;

отвечать на   вопросы, в том числе на вопросы в связи с обследованием  предметов;

159

Решение задач изученных видов.

1

24

понятие «задача» и ее составные части;

знать отличия задач изученных видов;

различать задачи изученных видов;

решать задачи в одно действие, раскрывающие конкрет ный смысл действий сложения и вычитания

160

Математический брейн-ринг Обобщение.

1

25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Математика" в первом классе

Рабочая программа курса "Математика"  в первом классе. Создана на основе концепции "Начальная школа 21 века". Соответствует ФГОС начального общего образования 2009г...

Рабочая программа по математике для первого класса по программе "Школа 2100".

Рабочая программа по математике для первого класса по программе "Школа 2100"....

Программа по математике для первого класса

Программа по математике для первого класса (автор Г.В. Дорофеев, Т. Н. Миракова)...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...