Урок математики Увеличение числа в несколько раз
методическая разработка по математике (2 класс) по теме
Урок математики во 2 классе "Увеличение числа в несколько раз",программа Л.В.Занкова. На уроке использована авторская презентация и авторская разработка "Лист Успеха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_material.doc | 73 КБ |
zadaniya_uchebnika.doc | 33.5 КБ |
prezentaciya_v_prezentaciya.pptx | 180.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики .2 класс. Учебник: И.И. Аргинская , Е.И. Ивановская, 2007 г.
Тема: Задачи на увеличение числа в несколько раз.
Цель: знакомство с новым видом задач и способом их решения.
Задачи: - на основе знаний о действии умножения показать смысловое значение данного вида задач и определить выбор действия для их решения;
- учить понимать и реализовывать учебную задачу на этапах урока;
- развивать умение анализировать учебный материал, рефлексировать свою деятельность.
Ход урока
Начинаем наш урок. Чтобы он получился плодотворным, предлагаю начать с «витруального завтрака». Что входит в меню? Взгляните на доску!
СЛАЙД 2 (1 кадр)
Какая тема, на ваш взгляд, наиболее важна при нахождении значений этих выражений? Выберите ответ в «Листе успеха».
(Познавательные универсальные действия - Универсальные логические действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - выдвижение гипотез и их обоснование).
Найдите значение выражений и с помощью алфавита разгадайте слово - устный счёт - СЛАЙД 2 (2 кадр)
Почему именно яблоко? (Ответы детей – во фруктах содержатся витамины).
Яблоки очень помогают при умственной деятельности, а это очень нам нужно! А ещё мы возьмём сливы.
СЛАЙД 3 (1 кадр) - Сливы содержат довольно много витаминов группы В (поддерживают в порядке нервную систему, борются с усталостью, улучшают настроение).
Зашифруйте аналогично слово «слива», применяя два условия:
СЛАЙД 3 (2 - 3 кадр). Работайте парами. Вначале обговорите порядок работы и согласуйте свои действия.
( Коммуникативные действия - планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Регулятивные действия - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Занесите свой вариант в «Лист успеха».
Давайте решим задачу про яблоки и сливы. СЛАЙД 4 (1 кадр)
Назовите условие задачи. СЛАЙД 4 (2- 10 кадр)
Вам всё понятно? (Обсуждение фразы «три раза по столько» - высказываются дети).
(Коммуникативные действия - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Савельева Л.В. МОУ «Колосовская СОШ»
Регулятивные действия - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно).
Я правильно поняла, что слив взяли 3 раза по 7? . СЛАЙД 5 (1 кадр)
Сначала 7, потом ещё 7 и ещё 7? СЛАЙД 5 (2 кадр)
Как предполагаете решить задачу, какое выберете действие? Конечно же, сложение одинаковых чисел заменяем умножением! Запишите решение. Убедились, что слив больше?
Говорят « больше в …… раз». СЛАЙД 6 (1 кадр)
В данной задаче – во сколько раз? СЛАЙД 6 (2 кадр)
А если бы слив было бы в 4 раза больше, какое было бы решение? А в 8 раз? В 10? Я вижу, что «витруальный завтрак» пошёл вам на пользу!
Предлагаю загадку: Хоть со мной не дружит круг, треугольнику я друг!
Ромбу я почти что брат! И зовут меня … (квадрат)
Объясните, почему с квадратом не дружит круг, но дружит треугольник? По каким признакам похожи ромб и квадрат?
(Универсальные логические действия:анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Посчитайте, сколько квадратов на рисунке. СЛАЙД 7
Свой ответ запишите в «Лист успеха».
Обратите внимание на квадрат – стр.149, №335 (1, 2 задание). Выполняем по вариантам : 1 вариант – в строчках, 2 вариант – в столбиках. По диагонали квадрата находит значение сумм у доски ….. (вызывается один ученик).
Сравним результаты. Это волшебные или магические квадраты.
А как по-другому можно назвать квадрат? ( многоугольник, четырёхугольник,
прямоугольник) Следующее задание – о прямоугольнике – стр.150, №336.
Начертите в тетради соответствующий прямоугольник, и (дополнительное задание) проведите в нём отрезок, чтобы образовались трёх- и пятиугольник.
Основные задания урока мы прорешали.
Но какова была тема урока?
Что нового вы узнали, чему научились? СЛАЙД 8 (1 кадр)
( Ребята спорят о новых задачах и магических квадратах и приходят к выводу, что складывать числа они умеют давно, просто узнали о существовании и название такого квадрата, а при разборе и решении задачи у них появились совершенно новые знания и умения – как понять выражение «больше в …. раз» почему нужно именно действие умножения).
(Коммуникативные действия - учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Регулятивные действия - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные универсальные действия - - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели).
И опять вы не ошиблись! СЛАЙД 8 (2 кадр)
Хочется верить, что эту тему вы поняли!
Савельева Л.В. МОУ «Колосовская СОШ»
И ещё: - если я задам вопрос «Вы уверены, что поняли эту тему?», то СЛАЙД 9 (1, 2 кадр) - сколько учеников, как я предполагаю, ответят «ДА»? Как вы решите эту задачу?
А на самом деле, кто из вас понял эту тему, поднимите руку, пожалуйста!
(Личностные универсальные учебные действия - внутренняя позиция школьника.
Регулятивные действия - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Кому из ребят отдаёте бонусный балл?
(Личностные универсальные учебные действия - внутренняя позиция школьника.
Регулятивные действия - волевая саморегуляция как способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
СЛАЙД 10
Дома составьте задачу к теме нашего сегодняшнего урока, и предлагаю завтра же проверить, насколько хорошо вы усвоили данный материал. А сейчас – задание по выбору : стр.149, №335 (5,6 задание) или стр.150, №336 ( 3 задание). Если не успеете, закончите работу дома. Успехов вам, ребята!
Комментарий.
Так как я работаю в системе развивающего обучения на основе деятельностного подхода, то для меня важным является построить работу на уроке так, чтобы у детей одновременно с получением полезной информации формировалась активная познавательная позиция - стремление к самостоятельному добыванию знаний. (требования ФГОС)
Основная цель урока всегда реализуется через решение промежуточных задач. На данном уроке добиться цели я предполагала с помощью следующего:
1) самостоятельного определения детьми темы урока;
2) в процессе движения от незнания к знанию постановки цели урока;
3) планирования предстоящей деятельности;
4) обсуждения проблемной ситуации и открытия способа решения заданий нового вида;
5) использования открытого способа в решении практических задач.
Конкретной развивающей цели на данный урок я не ставила, так как класс работает в системе развивающего обучения, и поэтому весь урок был направлен на формирование у детей основ учебной деятельности (требования ФГОС)
Для активизации познавательной активности и формирования интереса к уроку я использовала приёмы игровой технологии и презентацию в формате ИКТ.
Мне трудно судить об этом уроке как о занковском , но смею надеяться, что
его основные особенности проявились в следующих моментах:
многоаспектность урока
- Порядок действий в выражениях без скобок
- Составление равенств по заданным параметрам
- Знакомство с задачами на увеличение числа в несколько раз
- Выделение признаков геометрических фигур
- Пространственное расположение фигур
- Сложение двузначных чисел
Савельева Л.В. МОУ «Колосовская СОШ»
- Определение сторон прямоугольника по заданному периметру
- Элементы начертательной геометрии с логическим заданием
Из дидактических принципов системы могу выделить:
ведущая роль теоретических знаний – понимание смысла действия сложения при выборе способа решения нового вида задач;
осознание процесса учения учениками – при определении темы урока;
работа над общим развитием всех учащихся – применение «Листов успеха», наглядно – демонстрационный метод в презентации, индивидуальная работа у доски, дополнительные задания по ходу урока, подведение итога урока способом рефлексии.
Описание собственных методических наработок. « Лист успеха».
Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждого учителя в частности. И поэтому особое значение приобретает совершенствование процедур оценки знания обучающихся.
Новые формы оценивания позволяют как учителям, так и детям получать более развернутую и содержательную обратную связь и на ее основе вносить необходимые поправки в учебный процесс.
Ориентация образования на формирование ключевых компетентностей способна оказать существенное влияние на всю систему оценки и контроля результатов обучения. Новые требования к учителю в условиях перехода к внедрению ФГОС связаны с необходимостью обеспечения вариативности, личностной и практической ориентации образовательного процесса. Совершенно очевидно, что в этом случае возникает необходимость разработки новых видов, форм, методов и средств оценки учащихся в образовательном процессе.
Основные изменения в системе оценивания учеников младших классов связаны:
с индивидуализацией, и в то же время существенным повышением объективности благодаря введению многокритериальности;
с реализацией приоритета самоконтроля, самооценки и взаимоконтроля, взаимооценки учащихся перед оценкой учителя.
Каким образом реализовать эти идеи в своей работе – над этим задумываются многие практикующие учителя. Ведь традиционные отметки пока не отменены и являются основным измерителем учебной деятельности. Я применяю на своих уроках такие формы оценивания как «Лист успеха».
Применяя «Лист успеха», я пытаюсь ввести дифференциацию оценки по видам работ на уроке, создаю предпосылки для выработки у детей критериев оценивания, развиваю навыки самоконтроля и оценивания работы одноклассников. Таким образом идёт проектирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий, что является основным концептуальным положением ФГОС и создаёт благоприятные предпосылки для формирования модели выпускника начальной школы как деятельностной, позитивно значимой личности.
Савельева Л.В. МОУ «Колосовская СОШ»
«Лист успеха» ученика 2 б кл. (Ф.И.) _____________________________ Тема урока: Задачи на увеличение числа в несколько раз. Дата: _____________________ Роспись учителя: ___________ | ||
1. | а) табличное умножение б) порядок действий в) сложение с переходом через разряд | |
2. | Шифровка слова слива С – Л – И – В – А – | |
3. | Количество квадратов на рисунке __________________ | |
4. | Задание по выбору : стр . _________ № ____________ Решение: | |
5. | Д.з . – составление задачи по теме урока | |
6. | Бонус (от одноклассников) | |
Отметка: ____________________ Общий балл: |
Ключ к «Листу успеха».
№ | Оценка в баллах | Максим. баллы |
1. | а – 1 балл б – 3 балла в – 0 баллов | 3 |
2. | 5 баллов – соответствие условию, нет вычислительных ошибок 4 балла - соответствие условию, есть вычислительные ошибки 3 балла – одно условие не выполнено, нет вычислительных ошибок 2 балла - одно условие не выполнено, есть вычислительные ошибки 1 балл – оба условия не выполнены, нет вычислительных ошибок 0 баллов - оба условия не выполнены, есть вычислительные ошибки | 5 |
3. | Количество баллов соответствует числу найденных квадратов | 14 |
4. | Задание выполнено полностью и без ошибок 4 балла Задание выполнено частично, но без ошибок или задание выполнено полностью, но с ошибками 3 балла Задание выполнено частично и есть ошибки 2 балла | 4 |
5. | Текст задачи соответсвует изученной теме – 3 балла, не соответсвует изученной теме – 1 балл. | 3 |
6. | Бонус | 1 |
29 - 30 баллов – «5» 20 - 28 баллов – «4» 15 - 19 баллов – «3» |
Проверочная работа .
1.Каким действием выполняют решение задачи с условием «в ….. раз больше»:
А- сложением
Б – вычитанием
В – умножением
Д – делением
2. Заполни схему к задаче по рисунку :
_ ……….
_ ? в …. раза больше
Выбери решение к задаче и запиши результат и ответ :
4 * 5 =
4 * 4 =
4 + 16 =
Ответ : ________________________________________________
3. Подчеркни выражения, соответствующие условию «в 6 раз больше» :
28 + 6 6 * 6 6* 8 8 * 6 6 : 6
Приведи несколько своих примеров, соответствующих заданному условию:
4.______________________________________________________________________
Савельева Л.В. МОУ «Колосовская СОШ»
Предварительный просмотр:
334 1)Прочитай задачу.
В вазе 7 яблок, а слив — три раза по столько, сколько яблок. Сколько в вазе слив?
Тебе понятно, что значит «три раза по столько»? Какими действиями можно решить задачу? Какое выберешь ты? Почему?
- Вместо «три раза по столько» принято го ворить «в три раза больше».
- Сформулируй задачу, используя выражение «в три раза больше». Запиши её решение.
28 | 21 | 26 |
23 | 25 | 27 |
24 | 30 | 22 |
335 1) Запиши суммы чисел каждой строки, каж дого столбца и с угла на угол первого квад рата.
14 | 13 | 18 |
19 | 15 | 11 |
12 | 17 | 16 |
- Найди значения сумм. Что ты заметил? Ты знаешь, как называют такие квадраты?
- В математике их часто называют волшеб ными, или магическими.
- Увеличь каждое число первого квадрата на одно и то же число. Новый квадрат будет волшебным?
Объясни свой ответ и проверь его.
- Проверь, будет ли волшебным второй квад рат. Объясни свой ответ.
- Попробуй изменить в нём числа так, чтобы квадрат стал волшебным.
стр.149
336 1) Периметр многоугольника с равными сто ронами, выраженными целым числом сантиме тров, равен 12 см. Какой это может быть многоугольник? Чему равна длина каждой его стороны?
- Это задание имеет одно решение? Если нет, постарайся найти все решения. Начерти найденные многоугольники.
- Найди все многоугольники с равными сто ронами и периметром, равным 18 см. (Сторо ны многоугольников выражены в сантиметрах.)
стр.150
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 + 8 *4 5 *2 - 24 : 3 7 * 2 – 1 28 :7 * 4 30 – 36 : 4 * 2 8 * 2 : 1
слива - из 2-х действий - и 1 и 2 ступени
Стр. 149, №334 - ? три раза по столько (по 7)
7 7 7
7 * 3 больше В 3 раза
Тема урока : Задачи на увеличение числа в несколько раз
Я думаю,что … «нет» – 2 ученика «да» - ? В 10 раз больше
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Задачи на увеличение числа в несколько раз" ("Школа России")
Работая по традиционной программе, можно успешно использовать технологию проблемно-диалогического обучения и открывать знания вместе с детьми....
Технологическая карта урока математики "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц". Презентация к уроку.
Технологическая карта урока по математике в 1 классе по теме "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц" с описанием ууд.УМК " Начальная школа 21 века"...
Урок математики "Увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц"
Конспект урока составлен по УМК "Перспектива" по учебнику Л.Г. Петерсон "Учусь учиться" 2 класс. Тип урока - рефлексия....
Конспект урока по математике для 3 класс по теме "Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз и текстовые задачи на увеличение числа на несколько единиц"
Конспект урока по математике для 3 класс по теме "Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз и текстовые задачи на увеличение числа на несколько единиц"...
Урок математики в 3 классе с применением ИКТ Тема урока: Задачи на увеличение числа в несколько раз
Учащиеся научатся решать задачи на увеличение числа в несколько раз; пользоваться таблицей умножения и деления; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; создавать модели с выделение...
Урок математики "Уменьшение числа в несколько раз"
Урок математики "Уменьшение числа в несколько раз" разработан с использованием технологии Способа диалектического обучения....