Урок математики "Задачи на увеличение числа в несколько раз" ("Школа России")
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Сизова Татьяна Владимировна

Работая по традиционной программе, можно успешно использовать технологию проблемно-диалогического обучения и открывать знания вместе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_matematiki.doc313 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»

Задачи на увеличение числа в несколько раз

Урок математики в 3 б классе

по УМК «Школа России»

Сизова Татьяна Владимировна

24.11.2009

Урок математики.

Тема: 

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Цели:

  1. познакомить с решением задач на увеличение числа в несколько раз в сравнении с задачами на увеличение числа на несколько единиц;
  2. совершенствовать знание таблиц умножения на 2, на 3, на 4;
  3. развивать образное мышление, умение рассуждать.

Оборудование:

  • опорные слова, схемы;
  • индивидуальные карточки с примерами;
  • рабочие листы с заданиями;
  • изображение Робика, живой кошки, электронной кошки; ключ-шифр из букв (см. Приложение)

Ход урока:

  1. Организация класса.

Решать задачи – это здорово!

Неинтересен урок без задач.

Задачи заставляют думать,

Анализировать и рассуждать.

Но не может быть задачи без решений,

В решении не обойтись без вычислений,

И, чтобы ошибок не допускать,

Необходимо уметь вычислять.

  1. Устный счёт. Актуализация знаний.

Решив дома примеры, вы расшифровали рисунки, а теперь расшифруем слова.

  1. Расшифруем слова.

У вас есть цветные карточки с примерами, где зашифрованы слова, буквы-ключи к шифру у вас тоже имеются

Проверяем. Какие слова получились на розовых листочках? Что общего у этих слов, какая орфограмма?

А теперь принесите свои листочки по рядам, прикрепим их к доске.

Какие слова получились на зелёных листочках? Что общего у этих слов?

Принесите свои листочки по рядам, прикрепим их к доске.

Проверяем на жёлтых, голубых листочках. С какой орфограммой эти слова? Вывешиваем на доске.

2.Составим примеры.

Посмотрите на группы цветных четырёхугольников и подумайте, какой пример можно записать.

Что нужно сделать с последней группой, чтобы увеличить количество фигур в 2 раза?

Какое выражение тогда запишем?

Ещё одно слово расшифруем с помощью полученных результатов.

3х8

3х10

3х5

2х3

 

12:3

27:3

 

9:3

18:3

21:3

18:2

3

4

6

7

9

15

24

30

скуч

печ

ный

руч

ка

дач

реч

ной

☺☺  ☺☺  ☺☺   2+2+2=2х3=6 (о)

☺☺☺  ☺☺☺   3+3=3х2=6 (о)

☺☺☺☺☺  ☺☺☺☺☺ 4+4=4х2=8 (б)

☺  ☺  ☺  ☺  ☺ 1+1+1+1+1=5 (т)

Добавить ещё 5, чтобы по 5 было 2раза.

☺☺☺☺☺   

☺☺☺☺☺   5+5=5х2=10 (р)

10

6

8

6

5

р

о

б

о

т


  1. Введение новых знаний.

Постановка учебной проблемы.

Итак, у нас в гостях наш старый знакомый робот. А зовут его?

Он  с Малышом приготовил для нас несколько устных задач. Они записаны на ваших рабочих листах.

№ 1.У Малыша есть живая кошка, а Робик сделал себе электронную. Если обычная кошка прыгает в длину 2 м, то электронная – на 4 м дальше. Какова длина прыжка электронной кошки?

№ 2. Кошка Малыша чует запах мяса на расстоянии 4 м, а кошка Робика «чует» батарейку на расстоянии на 8 м больше. На каком расстоянии электронная кошка «чует» батарейку?

Как узнали? Почему прибавили?

№ 3. А вот мышей электронная кошка ловит плохо. За ночь она поймала трёх мышек, а живая поймала их в 4 раза больше. Сколько мышей поймала живая кошка?

Задача последняя была одна для всех?

А ответов сколько?

А чем последняя задача не похожа на предыдущую?

Так. Но это ещё надо проверить.

А посмотрите внимательно на условия задач, чем отличаются?

Какой возникает вопрос?

Какую задачу именно?

Тема урока сегодня Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Робик

2+4=6 (м)

4+8=12 (м)

Потому что сказано «дальше», больше, результат увеличивается.

3+4=7 (м.)      3х4=12 (м.)

Решается умножением.

Сказано «на больше», а в последней – «в  раза больше».

Каким действием решить задачу?           ? 

В которой есть слова в и раз    

 

Поиск решения проблемы.

Выдвижение гипотез и проверка.

Давайте прочитаем ещё раз задачу.

Какие есть гипотезы, каким действием нужно решить задачу?

Почему не сложением, ведь сказано «больше»

Давайте проверим вашу гипотезу, что решается умножением. С помощью чего обычно мы решаем задачи?

Давайте выполним рисунок на доске и в тетрадях.

Сколько мышей поймала электронная кошка?

Известно, сколько мышей поймала живая кошка?

Что сказано? Как нарисовать, что в 4 раза больше?

Какое выражение можем записать по этому рисунку? Запишите ответ задачи.

Умножением.

С предлогом «на» мы прибавляем.  ?,на… >    +

С помощью краткой записи, рисунка, таблицы, схемы.

Δ Δ Δ     Δ Δ Δ

              Δ Δ Δ

              Δ Δ Δ

              Δ Δ Δ

3х4=12 (м.)

  1. Воспроизведение знаний.

Выражение решения

Так какой вопрос возник у нас в начале урока?

Попробуйте сформулировать ответ в виде правила по сегодняшней теме урока.

Ещё раз хором проговорим это правило.

Как решить задачу на увеличение числа в несколько раз?

Задачи на увеличение числа в несколько раз решаются умножением.

Реализация продукта

На листочках попробуйте составить схему-карточку по этому правилу.

Покажите свои листочки. У меня получилось почти так же, как и у вас.

 

 ?, в…раз >   х

Физминутка

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем,

Надо косточки встряхнуть.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

А теперь все улыбнитесь

И за дело вновь возьмитесь.

  1. Выработка умения

Откройте учебники на странице 53. Прочитаем вслух внимательно задачи. Подумайте, каким действием нужно решить и почему.

На рабочих листах найдите задачи. Сначала решим те, которые соответствуют теме сегодняшнего урока. Под какими номерами?  (№ 2, 3) Решите их в тетрадях, а 2 человека поработают за доской.

№ 1. Роботы научились делать игрушки и стали их раздавать во дворе ребятам. 7 ребят получили по 2 электронные игры. Сколько всего игрушек подарили роботы детям?

№ 2. Бригаду роботов взяли на работу в мебельную мастерскую. В первый же день рабочие сделали 4 стола, а роботы столько, что все поразились: в 8 раз больше! Сколько столов сделали роботы?

№ 3. На следующий день собирали шкафы. И снова роботы опередили всех. Рабочие собрали 3 шкафа, а роботы – в 9 раз больше. Сколько шкафов было собрано роботами?

№ 4. Четыре робота работали строителями. За работу им заплатили 24 денежки. Сколько денежек заработал каждый робот?

Проверим решение задач № 2, № 3, сверимся с доской.

Решите оставшиеся задачи без краткой записи. За доской работают 2 человека. Кто закончит раньше, поработайте с «магическими квадратами»

Первую задачу умножением, потому что сказано «в 3 раза больше».

Вторую задачу – сложением, потому что сказано «на 3 больше».

4х8=32 (ст.)

3х9=27 (шк.)

2х7=14 (игр.)       24:4=6 (д.)

40

30

25

20

 

30

24

54

12

  1. Домашнее задание

Дома решите магические квадраты и придумайте 2 задачи на увеличение числа в несколько раз.

  1. Подведение итогов урока

Какое правило  мы открыли сегодня,  благодаря  Робику?  Кто решил квадраты, на перемене подойдите за оценками.

                         

5

6

8

9

12

15

21

спех

ла

на

но

де

смех

сде

3х4

18:3

3х3

24:3

15:3

3х7

3х2

27:3

16:2

5х3

3

4

6

7

8

9

18

20

24

28

жив

не

бом

хле

ди

че

ло

ным

век

е

2х2

21:3

24:4

4х7

32:4

4х5

12:4

36:4

3х6

8х3

5

6

7

9

15

32

35

40

дись

ни

чу

са

в

е

жи

не

3х5

28:4

7х5

8х4

45:5

30:5

5х8

27:3

25:5

_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....

Технологическая карта урока «Единственное и множественное число имен существительных» УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных» Цели деятельности учителя: познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам...

Конспект урока «Задачи на увеличение числа в несколько раз» 3 класс УМК "Школа России"

План - конспект урока по математике (УМК «Школа России») 3 класс тема «Задачи на увеличение числа в несколько раз»...

Урок математики в 3 классе с применением ИКТ Тема урока: Задачи на увеличение числа в несколько раз

Учащиеся научатся решать задачи на увеличение числа в несколько раз; пользоваться таблицей умножения и деления; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; создавать модели с выделение...

Технологическая карта урока математики "Задачи на увеличение числа в нексолько раз" (Школа России, 3 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формирование умения решать задачи на увеличение числа в несколько разЗадачи урока Дидактические: 1) Познакомить обучающих...