Домашнее задание как средство развития самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.
методическая разработка на тему

Мжельская Галина Владимировна

 

Современная школа  должна обеспечить каждому ребёнку индивидуальную траекторию развития и обучения не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. В статье представлена методика работы, примеры домашних заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_zadaniya.docx86.44 КБ

Предварительный просмотр:

Домашнее задание как средство развития самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

                                                                                     

      Начальная школа – самоценный новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в школе, расширяются взаимосвязи с окружающим миром, меняется статус, увеличивается потребность в самовыражении. Современная школа должна обеспечить каждому ребёнку индивидуальную траекторию развития. Cистема домашних заданий, предусмотренная в практике работы отечественной школы, в опеределённой мере  призвана обеспечить это каждому школьнику.

     «Домашние задания  - форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи. Домашнее задание - обязательный компонент учебной работы; средство подготовки к самообразованию» (См. Педагогический энциклопедический словарь).

     В документах об образовании, программах можно много найти методов, приёмов, заданий для работы в классе, а вопрос о домашних заданиях остаётся на усмотрение учителя. В САНПИНах читаем, что домашних заданий в 1 классе нет. C этим положением полностью совпадает мнение авторов системы «Начальная школа 21 века». Вот как они объясняют, почему домашние задания в их привычном варианте не должны иметь место в первом классе:  «Учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития, мотивации.  В результате у одной группы детей, которые хорошо успевают в классе,  происходит снижение познавательного интереса: им не интересно делать то, что хорошо освоил. Другая группа учащихся затрачивает на его выполнение большое количество времени, что приводит к перегрузке, ухудшению их состояния здоровья. Родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения,  не знают, как правильно это сделать. В результате, они сами пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым лишая ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Такая помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика»

    С этим мнением нельзя не согласиться, но практика, к сожалению, диктует свои условия: первоклассники, как это ни странно, не мыслят свою учебную деятельность без домашних заданий, так как считают их обязательным атрибутом своей новой социальной роли – позиции школьника. Да и некоторые излишне активные родители, обеспокоенные возможными неуспехами своих детей, сами придумывают домашние задания, ориентируясь при этом на свой прежний опыт. Как же решить эту проблему?

    Решение проблемы с домашними заданиями у первоклассников  станет возможным при ряде условий:

1. Условие добровольности, необязательности его выполнения для всех первоклассников.

2. Содержание домашних заданий не должно предполагать письменных работ.

3. Для родителей всех первоклассников  еженедельно (в первой четверти), ежемесячно (во второй четверти), раз в полугодие (в третьей четверти)   учитель проводит консультации, где рассматриваются цели, задачи и способы выполнения тех или иных домашних заданий.

4. Задания носят характер практических работ дошкольно-школьного плана: понаблюдать, послушать, отыскать книгу, смастерить или нарисовать, поиграть в игру, рассказать о чём-либо своим родителям, придумать и т.п.

    Только при соблюдении этих условий, на наш взгляд, можно добиться того, что домашние задания не будут противоречить требованиям САНПИНов и вместе с тем  выполнят свою развивающую и обучающую функцию.    В ФГОС НОО, ориентированном на становление личностных характеристик выпускника начальной школы,  сформулированы 7 целевых установок, названных «портретом выпускника начальной школы»:

  • Любящий свой народ, свой край, свою Родину;
  • Уважающий и принимающий ценности своей семьи и общества;
  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

     Все эти характеристики в полной мере могут стать и целевыми установками не только учителей, но и родителей, при грамотном участии которых достижение этих целей станет возможным. Если говорить о младших школьниках, то в качестве обязательного домашнего задания для них будет слушание чтения родителей. Ежедневно в арсенале   каждого первоклассника должна быть одна прочитанная книга.  Что читать и как это правильно делать, - тема и предмет консультации, которую проводит учитель. Важно подчеркнуть, что именно родители должны это делать, в то время как дети должны научиться слушать, понимать, эмоционально воспринимать содержание читаемой книги.  Задача родителей – сделать так, чтобы детям  захотелось читать.

   Чтобы с первых дней обучения в школе наши дети овладевали умениями учиться, необходимы новые, необычные задания для первоклассников. «Отыщи, поиграй с родителями в эту игру, придумай, расспроси, выучи правила игры, сходите с кем-либо из взрослых на экскурсию» и т.д., -  такие домашние задания действительно нельзя выполнить без помощи родителей. Выполняя их, мы воспитываем привычку к переменам, к нововведениям, учим применять полученные в классе знания и умения в новой ситуации, учим добывать нужную информацию, разносторонне анализировать её.

     Только так станет возможным формирование «действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик научится задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него».

   Каким бы ни было домашнее задание, главное – это методика и способы его проверки и оценивания. Для первоклассников и их родителей это особенно важно, поскольку многие из них с самого начала обучения ориентированы на получение отметок. В этом ещё одна проблема домашних заданий в первом классе.

     Решать эту проблему надо начинать именно с родителей. Учитель должен проинформировать всех родителей о главных задачах первого класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО, что такое позиция школьника и каково истинное назначение домашних заданий. Обязательно следует вместе с родителями коснуться вопроса о том,  почему отметки в первом классе, какую бы форму они ни принимали, - звёздочки, фонарики, треугольники или кружочки, - являются помехой успешной самостоятельной  учебной деятельности в дальнейшем.

  Цель оценивания – поддержать любознательность и активность ребёнка, формировать заинтересованность процессом познания.  Решить  эту задачу в полной мере поможет портфолио ученика, куда заносится всё, что касается оценки деятельности школьника в школе и дома. Только необычные, непривычные для родителей домашние задания дадут возможность объединить усилия семьи и школы в плане развития каждого ребёнка.

В качестве оценки следует использовать новые формы.  К примеру, школьник подготовил интересную презентацию об истории математики, успешно выступил перед одноклассниками, смог сам организовать игру. За это он получает благодарственное письмо учителя, которое  может быть оформлено как официальный документ с подписью педагога на красивом бланке. Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведенная учащимся работа выходит за рамки классной

      Задача учителя первого класса состоит в том,  чтобы продумать систему необычных развивающих домашних заданий, а также и  систему их оценивания, полностью исключив отметки.  Покажем это на конкретных примерах из практики работы в первом классе.

                                                                                                  Таблица 1

Характер и содержание домашнего задания

Целевые установки ФГОС НОО

Какой должна быть помощь родителей при  выполнении домашнего задания

Методика, способы проверки и оценивания домашнего задания.

Урок обучения грамоте по теме «Устная и письменная речь»   Отыщите как можно больше примеров письменной речи в своём доме, например,  на кухне.

Гарантированность достижения планируемых результатов ООП НОО.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения.

1.Выслушать ребёнка, побеседовать о секретах письменной речи (писать можно не только буквами, но и цифрами).

2.Организовать семейный конкурс «Кто больше?»

1.Беседа о способах выполнения задания.

2. Рассказы детей о том, где в квартире можно отыскать письменную речь.

3.Учитель дополняет ответы детей, сообщая им, что при выполнении этого задания, он сам сделал для себя открытие, что больше всего письменную речь хранят открытки, письма, книги

Урок письма в период обучения грамоте: «Составьте узор из элементов букв, которые мы с вами сегодня учились писать, и украсьте этим узором свою открытку для мамы или бабушки»

Уважать и принимать ценности семьи, быть доброжелательным, уметь дарить близким радость в самый обычный день, без специального повода

1.Семейная игра «Наш секрет». Готовим маленький сюрприз  для папы, (бабушки, дедушки, мамы).

2.Узнать, что обозначает слово «сюрприз»

Продолжаем семейную игру «Стать добрым волшебником, ну-ка попробуй!»

Разучиваем стихи:

Стать добрым волшебником, ну-ка попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой. Понять и исполнить желанье другого – одно удовольствие! Честное слово!

Вручаем знак «Добрый волшебник»

Урок окружающего мира по теме «Семья»: Вспомните или спросите у своих родителей, какие песенки вы любили слушать, когда были маленькими. Или отыщите в своей домашней библиотеке книжку, в которой собраны народные песенки, потешки, колыбельные. Принесите эту книгу завтра в класс, мы посмотрим её, послушаем ваши рассказы или чтение наизусть.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

рассказывают о своих любимых песенках, помогают найти книгу.

Сюжетно-ролевая игра «Споём колыбельную своей кукле, своему братику (сестрёнке)

Выставка книг.

Формируем классную библиотеку, выбираем библиотекаря.

Проводим конкурс выразительного чтения наизусть песенок, потешек.

Участникам конкурса вручаем дипломы

Урок математики, тема «Число и цифра 4». Узнайте, чего на свете бывает четыре»

Формируем познавательную активность, заинтересованность в познании окружающего мира

Помочь ребёнку как можно больше отыскать предметов и явлений, которые можно обозначить числом 4.

Провести наблюдение или отыскать север, юг, запад и восток

Играем в игру «Цепочка знаний»: 4 лапы у зверей, 4 ножки у стола, 4 времени года, 4 стороны света и т.д.

Урок литературного чтения по теме «Мир родной природы»: Отыщите и выучите загадку о каком-нибудь растении или животном. Завтра устроим конкурс «Загадай-ка»

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

помогают найти загадки.

  • конкурс «Загадай-ка». Благодарность за участие. Самая интересная загадка (трудная, необычная и т. д. )

Урок музыки по теме «Музыка вокруг нас»: Расскажите своим родителям об игре, в которую мы научились играть на этом уроке. Вместе с родителями поиграйте в эту игру «Топай – хлопай». Или:

Сходите на прогулку и вместе с родителями отыщите в нашем городе «Дом, где музыка живёт»

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

включаются в игру, слушают правила, помогают разыскивать дом, где живёт музыка, экскурсия в этот дом.

  • слушаем рассказы о доме, де живёт музыка. Делимся чувствами

Урок изобразительного искусства: На следующем уроке в нашем классе организуется выставка «Мы рисуем …». Каждый из вас может принять участие в этой выставке. Подберите или нарисуйте то, что для вас особенно интересно или то, что у вас получается лучше.

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

выслушивают ребёнка.

самооценка, рисунок в портфолио.

Урок физкультуры: Спросить у мам, пап, бабушек и дедушек, в какие подвижные игры они играли с друзьями, когда были первоклассниками

Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (подвижные игры), развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Объясняют правила игры.

Ученики учат играть в эти игры других учащихся. Собираем коллекцию игр.

Из приведённых примеров следует, что уже в первом классе с помощью подобных домашних заданий формируются следующие регулятивные УУД, без которых немыслима настоящая позиция школьника.

                                      Регулятивные действия

 - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

 -  целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 -  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 -  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 -  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

 

                           Домашние задания второклассников

    У второклассников  домашнее задание становится обязательным и призвано помочь ребёнку осваивать в полной мере материал учебника, потому во многом является   новым видом деятельности, как для самих школьников, так и для их родителей.  Эта деятельность не только требует мобилизации волевых усилий, желания, умения выполнить эту задачу, но и  должна формировать правильное отношение к отметкам, выставление которых начинается с первого полугодия.

    Домашние задания по любому предмету должны развивать самостоятельные учебные умения школьника,  учить ребенка рассуждать, разговаривать, опираясь на материал учебника, советоваться с самим собой, без  учителя, взвешивать все «за» и «против», решать с помощью материалов учебника конфликт между истиной и фактом.  

Функция родителей  не подменять собой школьника, а стать самым внимательным слушателем, самым любознательным «вопрошайкой».  Своим активным слушанием, своими вопросами родители должны помогать второклассникам  по-новому взглянуть на то, что изучалось в классе. Вторая задача родителей – установить, что ребёнок освоил и понял довольно хорошо, а что вызвало у него непонимание и  трудности. О них родители должны сообщать учителю, (желательно в письменном виде) прямо в тетради ученика с тем, чтобы учитель при проверке домашнего задания обратил внимание на это и сразу спланировал возможные виды коррекционных работ на всех последующих уроках. Это станет возможным только при условии отсутствия отметок при проверке домашних заданий. Отметки за выполнения домашних заданий возможны, если учитель предусматривает на уроке в качестве проверки домашнего задания работу, идентичную домашней или предлагает детям применить отработанные дома правила и способы работы на новом материале разного уровня сложности.

    Системная работа ученика дома должна приводить к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, саморефлексии, учится выполнять работу качественно и в срок. При этом количество времени, потраченное учащимися на выполнение всех домашних заданий, не должно превышать 1,5 часов.  

Главное назначение домашнего задания

  • воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  • овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
  • формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
  • формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение, гипотезы и т.д.).  
  • предоставление возможности каждому  ребёнку пережить радость самостоятельных открытий;.
  • формирование умения лаконично и интересно излагать полученную информацию;
  • получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

Таким образом, у учащихся необходимо сформировать мотив, навыки учебного труда, умение работать с информацией.

Этого можно добиться, используя задания, разнообразные по видам деятельности, учитывающие индивидуальные особенности детей, планируемые результаты, тип урока.

Система работы учителя.

  • Учитель изучает планируемые результаты, программы, распределяет материал учебника  по уровням сложности. Добавляет недостающий материал. Распределив учебный материал по разделам и уровням обучения уже при планировании работы, можно давать учащимся дифференцированные задания не только на уроке, но и при планировании домашних заданий. Это ведёт к  формированию  УУД  у обучающихся, способствует развитию самостоятельности и активности. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда.
  • Составляет список дополнительной литературы. Это необходимо для тех детей, кто хочет «заглянуть за страницы учебника», позволит самостоятельно, без помощи родителей найти необходимый материал.
  • Предлагает для домашней работы задания разного уровня сложности и видов деятельности, даёт четкую инструкцию, устанавливает сроки выполнения.
  • Ежедневно проверяет выполнение домашнего задания, проводит мониторинг.
  • Консультирует родителей и учащихся.

Использование на уроке разных видов заданий, позволит сделать работу дома разнообразнее и интереснее, повысить мотивацию учащихся.

Виды заданий в соответствии с типом урока (из учебников системы «Начальная школа XXIвека» )

  1. Подготовка к восприятию нового учебного материала (прочитай; составь; проведи опыт; понаблюдай; сделай; рассмотри);
  2. Повторение, закрепление и углубление изученного материала (дополни; подготовь; нарисуй; прикинь результат; измерь; докажи; подбери; выучи);
  3. Самостоятельное решение посильных познавательных задач  (составь вопросы для викторины, кроссворд, задачу; сравни; сочини; исследуй; реши).

Например.

Подготовка к восприятию нового учебного материала.

Урок окружающего мира.

Тема: как животные защищаются от врагов (2 класс).

Задание: составь рассказ о любом животном по плану:                        

  1. Где живёт?                                                                                            
  2. Каков его внешний вид?
  3. Как оно передвигается?
  4. Чем оно питается?
  5. Как защищается от врагов?

  • Повторяем: где можно найти материал (книги, интернет, наблюдение в зоопарке),
  •  Определяем,  нужно ли изображение животного, что лучше: иллюстрация или фотография.
  • На следующем уроке дети слушают рассказы, заполняют таблицу, делают вывод:
  • При помощи чего животные защищаются от врагов? (окрас, способ передвижения, форма тела).

Животное

Защита от врагов

заяц

Окрас, бег

  • Читаем статью в учебнике. Уточняем, дополняем, корректируем полученные знания. 

Повторение, закрепление и углубление изученного материала.

  • После изучения темы «Лес» даётся задание нарисовать картину.
  • Подготовка: рассматриваем картины  художников, отмечаем, что важно при  создании своей картины.

      План.

  •  Что нарисую (растения, животные, люди в лесу).
  •  Какое время года.
  • Какие цвета использую.
  • Что хочу рассказать своим рисунком (показать красоту леса, рассказать о лесных жителях, о дарах леса).
  • Где найду материал (в литературных произведениях, научно- познавательных книгах, в учебнике, понаблюдаю в природе).  

Самостоятельное решение посильных познавательных задач.

Составь сказку о волке.

  • Подготовка на уроке.
  1. Вспоминаем что такое сказка.
  2. Составляем план сказки:
  • Кто герои? Что их связывает? ( волк и заяц, волк и охотник и т. д.)
  • Где они повстречались?
  • С чего всё началось? (поспорили, подружились, попали в необычное место и т. д.)
  • Как развивались события?
  • Чем всё закончилось?

Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.

Домашние задания дифференцируются в соответствии с количеством выполнявших работу учеников:

  • Групповая. Задание для группы является частью общего задания для класса. Например, при изучении темы «Единицы длины» одна группа находит, что можно измерять миллиметрами, другая – километрами, третья – метрами. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке.
  •  индивидуальная  (карточки, ТПО.  Расскажи о картине, наблюдение) задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. Цель: проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика или развить творческие способности одарённых детей.
  • одна на всех (Самый распространенный вид домашнего задания. Цель - отработка знаний)

Дифференциацию помощи со стороны учителя при выполнении одного и того же задания (алгоритмы, ТПО, карточки) Этот способ дифференциации означает, что учащиеся, которые медленно усваивают материал, получают более подробную инструкцию по сравнению с теми, кто усваивает быстро. 

  • Дифференциация по интересам школьников. (Исследовательская деятельность, проекты, творческие работы)

Индивидуальное  задание. Рассмотри картину Я. Матейко «Астроном Николай Коперник». Подготовь рассказ о картине. Задание даётся заранее.

Составь задание для соседа по парте. На уроке изучается тема «Безударные гласные в корне слова». Задание на дом: напиши 5 слов на эту орфограмму на листочке.

На следующем уроке ученики меняются листочками, находят орфограммы в словах, объясняют их написание друг другу.

Задания одинаковы для всех по содержанию, но различные  по способам выполнения

  • Найди число клеток фигуры.

                   

Деятельность носит поисковый характер.

Русский язык.

Закончи текст по данному началу. Учащиеся могут составить тексты разных видов (описание, повествование, рассуждение) и жанров (сказка, рассказ).

Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них (базовый, повышенный уровень)

  • Дифференциация обучения является залогом предоставления каждому ученику  шанса достичь планируемых результатов. Для получения информации об уровнях подготовки обучающихся необходимо использовать задания разного уровня сложности:

-Базовый уровень

-Повышенный уровень

  • Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для дальнейшего обучения на следующей ступени обучения. Это стандартные учебно-познавательные и учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий.
  • Задания повышенного уровня сложности проверяют способность ученика выполнять такие учебно-познавательные и учебно-практические задания задачи, в которых нет явного указания на способ их выполнения, учащийся должен выбрать способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета.

Дифференцированное задание по русскому языку по теме: «Виды предложений по цели высказывания и интонации».

Дети могут выбрать домашнее задание по желанию:

  1. Упражнение. Спиши, определи вид предложения по цели высказывания и интонации.
  2.  Исследуй стихотворение, определи вид предложения по цели высказывания и интонации, запиши номер предложения в таблицу

Виды предложений.

Номера предложений.

Повествоват., невоскл.

Повествоват., воскл.

Вопросит., невоскл.

Вопросит., воскл.

Побудит., невоскл.

Побудит., воскл.

Сделай вывод: каких предложений больше и почему автор их использовал?

Если хочешь,  можешь исследовать и другие произведения.

Дифференцированное задание по окружающему миру.

Твое звёздное небо. (3 часа)
1 урок Солнечная «семья».

  • 1.«Четвёртый лишний» (1 урок)

   Юпитер, Венера, Солнце, Земля. Найди лишнее слово, расскажи об этом небесном теле. Используй материал учебника (Задание базового уровня – пересказ статьи) 

  • 2. А по Солнцу гулять можно? Найди несколько доказательств своего ответа. Используй материал учебника на стр. 7 в статьях «Звёзды имеют разный цвет», «Солнечная «семья». (Н.Виноградова «Окружающий мир» 2 класс) (повышенный уровень – рассказ составляем по двум статьям, возможность использовать дополнительную литературу) 
  • 3. Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят. Почему путешественники ищут его на небе постоянно? Найди его на небе. (Исследование – в учебнике нет материала.)

Творческие задания – особый вид домашних заданий. Не является обязательным.

  • Это загадки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;
  • — викторины, кроссворды и т. п.;
  • — тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;
  • — сборники рассказов о героях
  • — рисунки, поделки;
  • —  стихи и др.

Как проверить домашнее задание?

  • Письменные работы
  • В группах, парах. (Расскажи друг другу)
  • Индивидуально учителю или для всех.

Учитель фиксирует для себя, какое задание выбрали дети, какого уровня сложности, корректирует работу (что хорошо усвоили, над чем надо работать)

Как оценить?

1. Самооценка:

  • Какое было задание?
  • Ты  сам его выполнил?
  • Правильно или с ошибкой?
  • В чём состояла ошибка?
  • Как исправить?

2. Учитель оценивает по уровню сложности, замечает продвижения детей, даёт рекомендации.

Работа с родителями

  • Родительские собрания;
  • Консультации;
  • Памятки, как помочь ребёнку при выполнении домашних заданий

Дидактические приёмы, повышающие эффективность домашней работы

  • Задавать задание в начале или в середине урока специально подготовленное, организованное, разнообразное по видам деятельности.
  • Домашнее задание должно учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика.
  • Домашнее задание даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему.
  • Домашнее задание даёт возможность сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в инструмент познания.
  • Наличие алгоритмов выполнения задания, правильно поставленная работа       с родителями.
  • Оценивать домашнее задание по достоинству и в срок, развивать самооценку.

Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд не только в классной, но и в домашней самостоятельной работе. Дифференцированные домашние задания способствуют самообразованию учащихся по собственной инициативе, дают возможность работать в индивидуальном темпе, вырабатывают правильную самооценку, способствуют развитию самостоятельности и творческой активности учащихся.

Список литературы.

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/а. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Планируемые результаты начального общего образования/ (Л.Е.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М. : Просвещение, 2010.
  4. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Соколова Т. Е. «Информационно – поисковые умения. От наблюдения и описания к сравнению: Учебно- методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом  «Фёдоров», 2007, выпуск 5.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010
  7. Система учебников «Начальная школа XXI века»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельной читательской деятельности младших школьников

Главная  задача учителя начальных классов – научить ребёнка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить обучающихся к миру книг и тем самым способствовать развитию с...

Творческий проект на уроках технологии как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Данный опыт функционирует в МОУ «Коммунаровской СОШ»Автор выступал на методических объединениях учителей начальных классов. Опыт  работы используется  учителями младших классов и учите...

Проблемное обучение как средство организации учебно-познавательной деятельности младших школьников

Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизироват...

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников». ...

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАУЧНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

В рамках реализации целей и задач ФГОС второго поколения внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе....

Педагогический опыт "Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников"

Задача учителя - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и которы...

ВКР "Обучающие компьютерные игры как средство развития учебно-познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка"

Использование информационно-коммуникационных технологий дает неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления. Повышается...