Организация учебного сотрудничества на уроке в начальной школе как способ развития детской познавательной инициативы
статья


Предварительный просмотр:

Круглый  стол «Пути эффективного учебного взаимодействия»

  Мингазова Р.Р.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№21 с.Семеновка г.Йошкар-Олы

Организация учебного сотрудничества на уроке в начальной школе как способ развития детской познавательной инициативы

    

Одной из задач современной системы образования является формирование совокупности  “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться. Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность, а также методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры и т.д.

     В связи с этим учитель должен эффективно использовать активные формы и методы обучения. Одной из таких форм является организация учебного сотрудничества на уроке. Местом рождения учебного сообщества является первый класс. 

 Бережно поддерживать и выращивать поисковую активность - цель любого учителя, стремящегося сформировать у школьников умение учиться самостоятельно, без его (учителя) постоянной помощи и побуждения. Неумение передавать детям знание не репродуктивно, организуя их собственную поисковую активность и не давая готовых образцов действия, размышления, словесного выражения мысли - одна из главных трудностей учителя, пытающегося преодолеть традиционные методы обучения. Правила, образцы, алгоритмы, инструкции, определения дети могут создавать самостоятельно, если их учитель научится двум вещам: не делать этого за детей; инициировать детский поиск и пробы собственных вариантов решения задач. 

     Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности, субъект-субъектные отношения участников совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебная мотивация, учитель - организатор сотрудничества.

  1. Наиболее простая форма группового взаимодействия, когда каждый участник высказывает как можно больше идей о  том, как решить задачу,  а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ  «от группы».
  2. Между детьми распределены разные точки зрения (может  по парам). Например,  рост – развитие, первоклассники делятся в группы из 4-х человек по двое. Распределение карточек, изображающих процессы, в две стопки.
  3. Ролевое взаимодействия (исполнитель/проверяющий)
  4. Конвейерный тип взаимодействия – распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи. Эта форма групповой работы удобна для отработки навыков, при освоении операционального состава действия. До тех пор, пока не выполнена одна операция, не может быть начата другая.
  5. Кооперационный – для решения задач, требующих больших затрат времени. Продукт складывается из результатов работы каждого участника. Например, дети лепят волшебную  планету, вращающуюся вокруг своей оси не так, как Земля.

Общие правила организации групповой рабoты:

 1) Детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя «мелочей»:  как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на товарища; как соглашаться, а как возражать на бумаге.

 2) Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец, обсудить с детьми нормы и правила такого взаимодействия. Можно у доски с 1-2 учениками показать ход работы; дать речевые клише: «Ты согласен?», «Ты не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?»

Пара у доски – покажите, как вы будете рассуждать, чтобы понять, чьё это слово.

3) По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы состоит в том, чтобы разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия

К доске вышла группа, в совместной работе которой были недостатки: один ребенок не участвовал в обсуждении, безропотно принимая и верные, и ошибочные мнения двух других. Группа, работая у доски, сделала ошибку — отнесла слово не в тот класс. Учитель спросил, кто сделал ошибку. Оказалось, что ошибка общая — один из ребят высказал неправильное мнение, другой с ним согласился, не требуя доказательств, третий промолчал, хотя и думал иначе. Подводя итоги урока, учитель еще раз сформулировал ошибки групповой работы: 1) нельзя не иметь своего мнения; 2) нельзя не высказывать своего мнения; 3) нельзя утверждать что-то, не доказывая. Лингвистические ошибки первого урока не анализировались.

4) Особое внимание необходимо обратить на формирование групп. Необходимо учитывать, с одной стороны, личные склонности учащихся, с другой стороны, необходимо подбирать группы так, чтобы в ней не было только одних «слабых» или «сильных» учеников. Самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер.

5) Нецелесообразно заставлять учащихся объединяться. Если ученик хочет работать один, необходимо дать ему такую возможность. Но в ходе обсуждения результатов желательно (если есть на чем) продемонстрировать детям преимущество совместной работы.

6) Для того, чтобы сложились работоспособные группы, нужны обычно 2-3 занятия. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но и навсегда закреплять единый состав групп также не рекомендуется.

7) При оценке работы групп следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, вежливость, приветливость.  Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

8) Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. В классе полезен «шумомер» - звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.

На последующих уроках должно произойти окончательное уяснение нового способа действий всеми детьми. Это происходит в форме групповой работы, когда дети (теперь уже без дирижирующего учителя) решают задачи, похожие на ту, на которой был открыт новый способ действия. В этой работе дети как бы совершают «повторное открытие способа», для некоторых детей (такие есть почти в каждом классе) это происходит впервые.

На что следует обратить внимание при организации групповой работы на уроке?

1. Формирование правил работы в группах (совместное обсуждение)

  • не говорить всем сразу, не перебивать;
  • смотреть на говорящего;
  • уважительно относиться к мнению друг друга;
  • распределять работу в группе;
  • уметь уступать друг другу.

 2. План работы в группе (учить работать по плану)

 3. Учить распределять работу. Обсуждать это перед самой работой.

 4. Можно назначать организатора работы в каждой группе. Он:

  • распределяет работу
  • удерживает задание, вопрос обсуждения
  • является ответственным за выполнение поставленной задачи.

 5. Рефлексия работы группы.

    Распространённые ошибки в организации групповой работы:

  1. Неуместность групповой работы.

А) ситуация успеха (успех должен быть пережит каждым отдельно)

Б) задания на восстановление ранее сконструированных  моделей необходимы, но не представляют собой задачу для группы.

2.Учитель не выясняет, понятно ли детям задание (Что вы будете сейчас делать? Как задание…?)  Желательно выслушать нескольких учащихся, чтобы прозвучала наиболее точная инструкция.

3. Способы организации работы в группе оговариваются после того, как дети приступили к обсуждению содержания задания. Прерывая детей, учитель вынужден быть немногословным и торопливым

4. Не договорились о времени на работу.

5. Нет коллективной работы (каждый работает сам, не советуются). После индивидуальной работы должно быть обсуждение и формирование коллективного решения. Желательно, чтобы любой результат групповой работы (модель, вопрос, рисунок) был зафиксирован на листе бумаги (на доске) с обязательным указанием авторов.

6. О результатах работы всегда рассказывает её организатор (и по указанию учителя и сами выбирают).

7. При обсуждении результатов групповой работы учитель обращается к одному ребёнку. Он – или победитель, или берёт всю вину на себя. Всё время, пока идёт групповая работа, учитель должен видеть группу единым целым (строить отношения с группой как с групповым субъектом).

      Таким образом, сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников, а также способствует развитию детской познавательной инициативы.

     Кроме задач обучения и развития сотрудничество предоставляет большие возможности в решении задач  воспитания младшего школьника. Сотрудничество будет решать задачи воспитания, если учитель будет преднамеренно создавать, моделировать отношения в группе, привлекая к этому самих ребят, стимулировать подлинно нравственные переживания взаимного участия, заинтересованности в успехе одноклассников, ответственности за процесс и результат работы на уроке.

   Сотрудничество младших школьников в учебной деятельности повышает учебную мотивацию учащихся, способствует развитию «субъект – субъектных» отношений между участниками этой деятельности, при умелом руководстве учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников.»

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников....

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе

В статье указываются формы организации учебной деятельности на уроке,  дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества на уроке как важ...

Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"

В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...

Организация учебного сотрудничества на уроках в начальной школе

В соответствии с ФГОС общего образования целью образования становится формирование и развитие у школьников ключевой компетенции «умение учиться».Важнейшей задачей современной системы образ...

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе...

"Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика."

Материал для сообщения на МО или семинаре или педагогическом совете учителя начальных классов....