Программа развития и обучения детей 5-6 лет
рабочая программа по математике на тему

Петухова Надежда Александровна

Программа составлена для подготовки детей дошкольного возраста, не посещающих детские дошкольные учреждения к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_po_doshkolki..doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки Администрации г.Новокузнецка

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

РАССМОТРЕНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

на заседании методического                                             Директор МОУ «Средняя

объединения                                                                       общеобразовательная

                                                                                             школа №14»

протокол №______________                                            ____________ Т.И.Колесова

от «____»___________2008 г.                                         «_____»___________2008 г.

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ  И  ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ  5 – 6 лет

                                                           Автор – составитель:

                                                           Петухова Н.А., учитель нач. классов

Новокузнецк


Введение

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникновением многовариативного образовательного пространства дошкольного и начального общего образования.

Проблемы преемственности:

  1. Несогласованность между « входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы.
  2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей со ступени дошкольного образования на ступень начального образования.
  3. Отсутствие системности при отборе содержания и организации образовательного процесса по ступеням дошкольного образования и начального образования.
  4. Неполное соблюдение психологической преемственности.
  5. Отсутствие единых образовательных программ.

Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основной успешности дошкольного обучения, а главное сохраняет «радость детства». В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности: отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым; формируется эмоционально – нравственная сфера, способность переживать радость бытия.

С другой стороны – школа как приемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования не должна пониматься  только как подготовка детей к обучению.

Вступление ребенка в школьную жизнь подводит итог его дошкольному детству и сильно меняет социальную ситуацию его развития. Поэтому для того, чтобы начало обучения стало стартовой точкой следующего этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития может затормозиться, а школьная полноценно не начаться.

В связи с этим нами разработана рабочая программа, целью которой является: реализация единой линии развития ребенка на этапе дошкольного и школьного начального образования, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека.

Задачи:

  1. Научить детей элементарным нормам общения.
  2. Расширить представление детей об окружающей действительности.
  3. Формировать личностные качества с учетом эмоционально – чувственной сферы.
  4. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  5. Развивать устную речь.
  6. Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию.
  7. Обогатить словарный запас у детей.

         

Программа составлена на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А.,

Гербовой В.В., Комаровой Т.С., а также с опорой на программу «Предшкольная пора» (ХХ1 век) под редакцией Виноградовой Н.Ф.

        Программа рассчитана на 156 часов. Режим проведения занятий: 2 раза в неделю, ежедневно проводятся 3 занятия по 25 минут каждое. Сроки реализации программы: с октября по май.

Понимая важность подготовки детей к школе, необходимо организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут выполнять требования учителя, сотрудничать с одноклассниками.

Все занятия проводятся в форме игры. Используются беседы, викторины, рассказы, конкурсы, обсуждение работ и обмен впечатлениями.

Формы организации педагогического процесса в зависимости от содержания материала индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

        Группы предшкольной подготовки создаются при школе для детей, не посещающих дошкольные учреждения и живущие на микроучастке школы.

        

Содержание программы.

Программа рассчитана на 6 часов в неделю (156 часов в год) и включает следующие разделы:

  1. «Мир общения».
  2. «Про все на свете».
  3. Обучение грамоте и развитию речи «АБВГДейка».
  4. Развитие математических представлений и понятий.
  5. Подготовка руки к письму.

Раздел I. «Мир общения» - 26 часов (1 час в неделю).

Цель: формирование социального опыта у детей, осознания элементарного взаимодействия в системе «Человек – природа – общество», воспитание нравственного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней.

Содержание раздела: познание себя и мира вокруг, взаимодействие и взаимоотношение; усвоение норм отношения к миру и поведения в нем; восприятие прекрасного через самостоятельное чувствование.

Умение и навыки к концу года:

  1. Различать и называть виды транспорта (надземный, подземный, воздушный, водный).
  2. Выбирать и группировать предметы в соответствии познавательной задачи.
  3. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ, последовательно и логично.
  4. Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.
  5. В общении с взрослыми и сверстниками пользоваться вежливыми словами.
  6. Употреблять синонимы, антонимы.
  7. Уметь слушать чтение литературных произведений, пересказывать их.

Раздел II. «Про все на свете» - 26 часов (1 час в неделю).

Цель: развитие познавательной деятельности у детей, научного миропонимания, экологической, санитарно – гигиенической и этической культуры, творческих способностей, патриотических чувств,

 пополнение знаний о мире природы и мире людей ближайшего окружения ребенка.

Содержание раздела: почему лето сменяется осенью, осень зимою, а потом бывает весна; животные, насекомые, птицы рядом; чем живет лес; секреты мелодии и ритма; колыбельные песни; веселые стихи поэтов для детей; потешки, прибаутки, песенки; друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Умения и навыки к концу года:

  1. Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  2. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, о домашних и диких животных, птицах; о Красной книге; о природе родного края.
  3. Иметь представление о труде взрослых; о государственных праздниках; о школе.
  4. Иметь представление о том, что Москва – главный город нашей страны, что там работает президент и правительство.
  5. Иметь представление о родном городе и районе.

Раздел III. Обучение грамоте и развитию речи «АБВГДейка» - 26 часов (1 час в неделю)

Цель: формирование элементарных знаний о звуке, слоге, слове,  предложении; развитие интереса к чтению.

        Содержание раздела: представление о звуке, различие звуков на слух, выделение в словах отдельных звуков, слого – звуковой анализ, соотношение слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его слого – звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми словами и предъявленными слого – звуковыми схемами – моделями. Знакомство с буквами русского языка, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

Умения и навыки к концу года:

  1. Знать звуки и буквы русского языка, осознавать их основные отличия, усваивать правила общения.
  2. Уметь выразительно читать наизусть, пересказывать небольшие тексты после прослушивания, сочинять самостоятельно или по заданию.
  3. Различать понятия звук, слог, слово, предложение. Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Раздел IV. Развитие математических представлений и понятий – 52 часа ( 2 часа в неделю)

Цель: развитие элементарных математических понятий и представлений, познавательной деятельности, интеллекта.

        Содержание раздела: активизация представлений о числах до 10, понятия закономерности построения числового ряда, овладения способами сравнения предметов, расширения представлений о форме и о геометрических фигурах, их особенностях и общих свойствах, обогащение временных характеристик, обогащение математических понятий через доступные образы, формирование элементарных действий контроля и оценки.

Умения и навыки к концу года:

  1. Иметь элементарные представления и понятия о числах, геометрических фигурах.
  2. Знать как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  3. Знать цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9; знаки +, -, =.
  4. Знать название текущего месяца, последовательность дней недели.
  5. Уметь называть числа в прямом и обратном порядке.
  6. Уметь соотносить цифру и число предметов.
  7. Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.
  8. Уметь ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

.

Раздел V. Подготовка руки к письму – 26 часов (1 час в неделю)

Цель: развитие основных движений, мелкой моторики, формирование грамматических навыков, координацию движений мелких мышц, составляющих кисть руки.

        Содержание раздела: раскрашивание, рисование узоров, штриховку, восприятие графических узоров по клеточкам, обведение контуров. Все упражнения направлены на отработку начальных графических навыков и правильную постановку руки, развитие интеллектуальных способностей.

Умения и навыки к концу года:

  1. Уметь рисовать прямые линии, соединений линий по точкам.
  2. Уметь рисовать фигуры и раскрашивать рисунки.
  3. Уметь штриховать фигуры в заданном направлении.
  4. Уметь находить  рабочую строку.
  5. Уметь правильно держать ручку, карандаш.

        


Тематическое планирование занятий «Мир общения».

п/п

Тема занятий.

Кол-во часов

1

Твои любимые книжки.

2 часа

2

Мы – хорошие друзья.

2 часа

3

Культура общения.

2 часа

4

Могут ли «разговаривать» предметы?

2 часа

5

Слова и предметы.

2 часа

6

Учимся читать дорожные знаки.

2 часа

7

Слова и рисунки.

2 часа

8

Читаем стихи и сказки с помощью схем.

2 часа

9

Мир полон звуков.

2 часа

10

Веселые стихи для детей.

2 часа

11

Классификация слов предметов.

2 часа

12

Узнай предмет.

2 часа

13

Мир общения.

2 часа

Итого:

26 часов

Тематическое планирование занятий «Про все на свете»

п/п

Тема занятий.

Кол-во часов

1

Времена года.

4 часа

2

Удивительное рядом.

4 часа

3

Книга природы.

4 часа

4

Большие и маленькие секреты.

2 часа

5

Час потехи.

6 часов

6

Доброе семя – добрый всход.

2 часа

7

Все профессии важны.

2 часа

8

Москва – главный город нашей страны.

1 час

9

Наш город.

1 час

Итого:

26 часов


Тематическое планирование занятий «АБВГДейка».

п/п

Тема занятий.

Кол-во часов

1

Веселое путешествие.

1 час

2

Звуки и буквы Аа, Оо, Уу, Ээ, Ии, ы.

1 час

3

Узнавание звуков в словах.

1 час

4

Поиграем в эхо.

1 час

5

Игра «Путаница».

1 час

6

Звуки и буквы Мм, Сс.

1 час

7

Узелки на память.

1 час

8

Звуки и буквы Нн, Тт.

1 час

9

Звуки и буквы Рр, Вв.

1 час

10

Звуки и буквы Пп, Лл.

1 час

11

Узелки на память.

1 час

12

Звуки и буква Кк.

1 час

13

Звуки и буква Гг.

1 час

14

Звуки и буквы Ее, Ёё.

1 час

15

Узелки на память.

1 час

16

Звуки и буквы Дд, Жж.

1 час

17

Звуки и буква Бб.

1 час

18

Звуки и буква Зз.

1 час

19

Звук и буква Яя.

1 час

20

Звуки и буква Хх.

1 час

21

Звуки и буквы Цц, Фф.

1 час

22

Звук и буква Й.

1 час

23

Буква Ь.

1 час

24

Звук и буква Юю.

1 час

25

Звук и буква Шш

1 час

  26

Звуки и буквы Чч, Щщ.

1 час

Итого:

26 час


Тематическое планирование занятий по развитию математических представлений.

п/п

Тема занятий.

Кол-во часов

1

Счет от 1 до 5. Активизация представлений о числах до 5.

5 часов

2

Образование числа 6. Цифра 6.

1 час

3

Сравнение чисел, понятие «больше», «меньше», «столько же».

2 часа

4

Знакомство с цифрой 7.

1 час

5

Пространственное понятие «вверх», «вниз», «вперед», «сзади».

2 часа

6

Построение числовой лесенки. Сравнение круга и квадрата.

3 часа

7

Знакомство и образование числа 8.

1 час

8

Сравнение двух множеств.

3 часа

9

Независимость количества от формы.

2 часа

10

Ориентирована в пространстве.

4 часа

11

Сравнение квадрата и прямоугольника.

2 часа

12

Понятие «предыдущего», «последующего»

3 часа

13

Понятие «многоугольник».

2 часа

14

Знакомство с образованием числа 9.

1 час.

15

Сравнение групп предметов.

4 часа.

16

Ознакомление с календарем. Дни недели.

4 часа

17

Образование числа 0.

1 час

18

Образование числа 10.

1 час

19

Сравнение чисел 9 и 0.

1 час

20

Сравнение овала и круга.

2 часа

21

Ознакомление с геометрическими телами: куб – кубик, шар – шарик.

3 часа

22

Решение задач.

4 часа

Итого:

52 часа


Тематическое планирование занятий «Готовим руку к письму».

п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

1

Рисование прямых линий.

1 час

2

Рисование линий по серединам дорожек.

1 час

3

Лабиринты.

1 час

4

Соединение линий по пунктирам.

1 час

5

Дорисуй рисунок.

1 час

6

Обведи рисунок.

1 час

7

Соединение линий по точкам.

1 час

8

Рисование фигур.

1 час

9

Раскрашивание рисунков.

1 час

10

Рисование по клеткам.

1 час

11

Рисование второй половинки картинки.

1 час

12

Рисование рисунков по образцу.

1 час

13

Рисование по аналогии.

1 час

14

Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами.

1 час

15

Раскрашивание картинок.

1 час

16

Штриховка.

1 час

17

Рисование овалов.

1 час

18

Рисование пунктирными линиями.

1 час

19

Рисование пирамид.

1 час

20

Кораблик в море.

1 час

21

Рисуем цветы.

1 час

22

Рисуем насекомых.

1 час

23

Штриховка.

2 часа

24

Знакомство с рабочей строкой.

2 часа

Итого:

26 часов


Дидактическое обеспечение

Дидактические игры:

- Лабиринты букв.

     Развивает интеллект. Совершенствуются процессы внимания, памяти, логического мышления. Подготовка к обучению чтения. Запоминаются буквы. Анализируются слова по звуковому составу, тренируются навыки чтения. Подготовка руки к письму. Создается моторный образ буквы, развивается умение сохранять плавное и неотрывное движение руки в соответствии с изображением буквы.

- Лабиринты цифр.

        Развивает познавательные способности: внимание, память, мышление (умение анализировать, сравнивать). Способствует освоению математического содержания: обозначение количества цифрой; независимость количества от формы и расположения предметов; выстраивание ряда чисел в порядке убывания и возрастания; умение находить и исправлять ошибки, представлять целое по фрагментам. Подготовка руки к письму: умение сохранять направление движения руки (плавного и неотрывного) в соответствии с изображением цифры.

 - Катя, Рыжик и Рыбка.

        Развитие сенсорных способностей: знакомство с эталонами формы и величины, развитие аналитического восприятия. Формирование элементарных математических представлений: знакомство с формой и величиной предметов, с пространственными отношениями. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Подготовка руки к письму. Развитие интеллектуальной культуры, умения учиться: понимать учебную задачу, находить средства для ее решения, контролировать себя в процессе работы, добиваться успеха.

- Предметный мир вокруг нас.

        Способствует возникновению познавательной активности, складываются первые эмоциональные предпочтения как основа воспитания ценностного отношения к предметному миру. Обеспечивает словарный запас, развитие речи. Учит отгадывать загадки, решать задачи и головоломки, развивает смекалку, позволяет сделать процесс вхождения ребенка в предметный мир не только обучающим и развивающим, но и увлекательным.        


Таблицы:

- Цифры от 1 до 9.

- Как правильно писать цифры.

- Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг).

- Алфавит в картинках.

- Обучение грамоте.

Картины:

- Времена года.

- Животные и их детеныши.

- Дорожные знаки. 

- Сюжетные картины по темам.

- Сказки. 

Раздаточный материал:

- карточки со слогами;

- фишки;

- карточки с цифрами;

- карточки с буквами;

- геометрические фигуры.


         Учебно – методическое обеспечение

(на каждого ученика)

  1. Колесникова,Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  2. Колесникова,Е.В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  3. Колесникова,Е.В. Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  4. Козлова,С.А. Я хочу в школу. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  5. Салмина,М.Е. Учимся рисовать клетки, точки и штрихи. – М.: Вентана-Граф, 2008.

 


Список литературы для учителя:

  1. Богуславская,Н.Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997.
  2. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Издательский дом Воспитания школьников, 2004.
  3. Виноградова,Н.Ф. Предшкольная пора. М.: Вентана-Граф, 2006.
  4. Волина,В.В. Учимся играя. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Волина,В.В. Веселая грамматика. – М.: Просвещение, 1994.
  6. Журова,Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школьная пресса, 2001.
  7. Корнеева,Е.Н. Ох уж эти первоклашки. – Ярославль: Академия развития, Академия,К, 1999.
  8. Левитас,С.М. Геометрия без доказательств. – М.: Просвещение, 1995.
  9. Перелман,Я.И. Занимательная арифметика. – М.: АО Столетие, 1994.

10.Шорыгина,Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. – М.: ТЦ  

      Сфера, 2004.


Пронумеровано и

прошнуровано 15 страниц

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная

 школа № 14

_____________Колесова Т.И.

«____»_____________2008г.

Пронумеровано и

прошнуровано 15 страниц

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная

 школа № 14

_____________Колесова Т.И.

«____»_____________2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по предшкольному обучению детей ИЗО

Программа может быть использованhttp://nsportal.ru/node/add/bookа на занятиях по предшкольной подготовки детей, а также на занятиях в детских садах....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ «Послушные пальчики»

Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:Преемственность дошкольного и школьного образования.Цели:Необходимо выровнять возможности первоклассников.Задачи:• выявление и развитие у учени...

Особенности развития и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Представленная работа поможет разобраться в терминологии, касаемой обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.   Даны рекомендации, которые помогут учителю найти подход к каждому "...

Образовательная программа «Развитие коммуникативной компетенции детей и подростков посредством социальных игр» «ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ»

Образовательная программа «Развитие коммуникативной компетенции детей и подростков посредством социальных игр» «ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ» ...

Программа развития для одаренных детей 1-4 классов "Совёнок"

Актуальность проблемы              Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К шко...

«Особенности психического развития и обучения детей с синдромом Дауна».

Чтобы ребенок с синдромом Дауна  учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе, хо...

Круглый стол «Особенности развития и обучения детей с ОВЗ в школе» 17.11.2022

Круглый стол «Особенности развития и обучения детей с ОВЗ в школе» 17.11.2022 Взаимообмен опытом - участие педагогов ГКОУ СКОШИ № 522 ноября специалисты нашей школы: учителя...


 

Комментарии

Спасибо.Очень понравилось Ваше планирование.