Программа развития и обучения детей 5-6 лет
рабочая программа по математике на тему
Программа составлена для подготовки детей дошкольного возраста, не посещающих детские дошкольные учреждения к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_po_doshkolki..doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки Администрации г.Новокузнецка
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
на заседании методического Директор МОУ «Средняя
объединения общеобразовательная
школа №14»
протокол №______________ ____________ Т.И.Колесова
от «____»___________2008 г. «_____»___________2008 г.
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 лет
Автор – составитель:
Петухова Н.А., учитель нач. классов
Новокузнецк
Введение
Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникновением многовариативного образовательного пространства дошкольного и начального общего образования.
Проблемы преемственности:
- Несогласованность между « входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы.
- Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей со ступени дошкольного образования на ступень начального образования.
- Отсутствие системности при отборе содержания и организации образовательного процесса по ступеням дошкольного образования и начального образования.
- Неполное соблюдение психологической преемственности.
- Отсутствие единых образовательных программ.
Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основной успешности дошкольного обучения, а главное сохраняет «радость детства». В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности: отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым; формируется эмоционально – нравственная сфера, способность переживать радость бытия.
С другой стороны – школа как приемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.
Вступление ребенка в школьную жизнь подводит итог его дошкольному детству и сильно меняет социальную ситуацию его развития. Поэтому для того, чтобы начало обучения стало стартовой точкой следующего этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития может затормозиться, а школьная полноценно не начаться.
В связи с этим нами разработана рабочая программа, целью которой является: реализация единой линии развития ребенка на этапе дошкольного и школьного начального образования, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека.
Задачи:
- Научить детей элементарным нормам общения.
- Расширить представление детей об окружающей действительности.
- Формировать личностные качества с учетом эмоционально – чувственной сферы.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Развивать устную речь.
- Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию.
- Обогатить словарный запас у детей.
Программа составлена на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А.,
Гербовой В.В., Комаровой Т.С., а также с опорой на программу «Предшкольная пора» (ХХ1 век) под редакцией Виноградовой Н.Ф.
Программа рассчитана на 156 часов. Режим проведения занятий: 2 раза в неделю, ежедневно проводятся 3 занятия по 25 минут каждое. Сроки реализации программы: с октября по май.
Понимая важность подготовки детей к школе, необходимо организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут выполнять требования учителя, сотрудничать с одноклассниками.
Все занятия проводятся в форме игры. Используются беседы, викторины, рассказы, конкурсы, обсуждение работ и обмен впечатлениями.
Формы организации педагогического процесса в зависимости от содержания материала индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.
Группы предшкольной подготовки создаются при школе для детей, не посещающих дошкольные учреждения и живущие на микроучастке школы.
Содержание программы.
Программа рассчитана на 6 часов в неделю (156 часов в год) и включает следующие разделы:
- «Мир общения».
- «Про все на свете».
- Обучение грамоте и развитию речи «АБВГДейка».
- Развитие математических представлений и понятий.
- Подготовка руки к письму.
Раздел I. «Мир общения» - 26 часов (1 час в неделю).
Цель: формирование социального опыта у детей, осознания элементарного взаимодействия в системе «Человек – природа – общество», воспитание нравственного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней.
Содержание раздела: познание себя и мира вокруг, взаимодействие и взаимоотношение; усвоение норм отношения к миру и поведения в нем; восприятие прекрасного через самостоятельное чувствование.
Умение и навыки к концу года:
- Различать и называть виды транспорта (надземный, подземный, воздушный, водный).
- Выбирать и группировать предметы в соответствии познавательной задачи.
- Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ, последовательно и логично.
- Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.
- В общении с взрослыми и сверстниками пользоваться вежливыми словами.
- Употреблять синонимы, антонимы.
- Уметь слушать чтение литературных произведений, пересказывать их.
Раздел II. «Про все на свете» - 26 часов (1 час в неделю).
Цель: развитие познавательной деятельности у детей, научного миропонимания, экологической, санитарно – гигиенической и этической культуры, творческих способностей, патриотических чувств,
пополнение знаний о мире природы и мире людей ближайшего окружения ребенка.
Содержание раздела: почему лето сменяется осенью, осень зимою, а потом бывает весна; животные, насекомые, птицы рядом; чем живет лес; секреты мелодии и ритма; колыбельные песни; веселые стихи поэтов для детей; потешки, прибаутки, песенки; друг за дружку держаться – ничего не бояться.
Умения и навыки к концу года:
- Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, о домашних и диких животных, птицах; о Красной книге; о природе родного края.
- Иметь представление о труде взрослых; о государственных праздниках; о школе.
- Иметь представление о том, что Москва – главный город нашей страны, что там работает президент и правительство.
- Иметь представление о родном городе и районе.
Раздел III. Обучение грамоте и развитию речи «АБВГДейка» - 26 часов (1 час в неделю)
Цель: формирование элементарных знаний о звуке, слоге, слове, предложении; развитие интереса к чтению.
Содержание раздела: представление о звуке, различие звуков на слух, выделение в словах отдельных звуков, слого – звуковой анализ, соотношение слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его слого – звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми словами и предъявленными слого – звуковыми схемами – моделями. Знакомство с буквами русского языка, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.
Умения и навыки к концу года:
- Знать звуки и буквы русского языка, осознавать их основные отличия, усваивать правила общения.
- Уметь выразительно читать наизусть, пересказывать небольшие тексты после прослушивания, сочинять самостоятельно или по заданию.
- Различать понятия звук, слог, слово, предложение. Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
Раздел IV. Развитие математических представлений и понятий – 52 часа ( 2 часа в неделю)
Цель: развитие элементарных математических понятий и представлений, познавательной деятельности, интеллекта.
Содержание раздела: активизация представлений о числах до 10, понятия закономерности построения числового ряда, овладения способами сравнения предметов, расширения представлений о форме и о геометрических фигурах, их особенностях и общих свойствах, обогащение временных характеристик, обогащение математических понятий через доступные образы, формирование элементарных действий контроля и оценки.
Умения и навыки к концу года:
- Иметь элементарные представления и понятия о числах, геометрических фигурах.
- Знать как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Знать цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9; знаки +, -, =.
- Знать название текущего месяца, последовательность дней недели.
- Уметь называть числа в прямом и обратном порядке.
- Уметь соотносить цифру и число предметов.
- Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.
- Уметь ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
.
Раздел V. Подготовка руки к письму – 26 часов (1 час в неделю)
Цель: развитие основных движений, мелкой моторики, формирование грамматических навыков, координацию движений мелких мышц, составляющих кисть руки.
Содержание раздела: раскрашивание, рисование узоров, штриховку, восприятие графических узоров по клеточкам, обведение контуров. Все упражнения направлены на отработку начальных графических навыков и правильную постановку руки, развитие интеллектуальных способностей.
Умения и навыки к концу года:
- Уметь рисовать прямые линии, соединений линий по точкам.
- Уметь рисовать фигуры и раскрашивать рисунки.
- Уметь штриховать фигуры в заданном направлении.
- Уметь находить рабочую строку.
- Уметь правильно держать ручку, карандаш.
Тематическое планирование занятий «Мир общения».
№ п/п | Тема занятий. | Кол-во часов |
1 | Твои любимые книжки. | 2 часа |
2 | Мы – хорошие друзья. | 2 часа |
3 | Культура общения. | 2 часа |
4 | Могут ли «разговаривать» предметы? | 2 часа |
5 | Слова и предметы. | 2 часа |
6 | Учимся читать дорожные знаки. | 2 часа |
7 | Слова и рисунки. | 2 часа |
8 | Читаем стихи и сказки с помощью схем. | 2 часа |
9 | Мир полон звуков. | 2 часа |
10 | Веселые стихи для детей. | 2 часа |
11 | Классификация слов предметов. | 2 часа |
12 | Узнай предмет. | 2 часа |
13 | Мир общения. | 2 часа |
Итого: | 26 часов |
Тематическое планирование занятий «Про все на свете»
№ п/п | Тема занятий. | Кол-во часов |
1 | Времена года. | 4 часа |
2 | Удивительное рядом. | 4 часа |
3 | Книга природы. | 4 часа |
4 | Большие и маленькие секреты. | 2 часа |
5 | Час потехи. | 6 часов |
6 | Доброе семя – добрый всход. | 2 часа |
7 | Все профессии важны. | 2 часа |
8 | Москва – главный город нашей страны. | 1 час |
9 | Наш город. | 1 час |
Итого: | 26 часов |
Тематическое планирование занятий «АБВГДейка».
№ п/п | Тема занятий. | Кол-во часов |
1 | Веселое путешествие. | 1 час |
2 | Звуки и буквы Аа, Оо, Уу, Ээ, Ии, ы. | 1 час |
3 | Узнавание звуков в словах. | 1 час |
4 | Поиграем в эхо. | 1 час |
5 | Игра «Путаница». | 1 час |
6 | Звуки и буквы Мм, Сс. | 1 час |
7 | Узелки на память. | 1 час |
8 | Звуки и буквы Нн, Тт. | 1 час |
9 | Звуки и буквы Рр, Вв. | 1 час |
10 | Звуки и буквы Пп, Лл. | 1 час |
11 | Узелки на память. | 1 час |
12 | Звуки и буква Кк. | 1 час |
13 | Звуки и буква Гг. | 1 час |
14 | Звуки и буквы Ее, Ёё. | 1 час |
15 | Узелки на память. | 1 час |
16 | Звуки и буквы Дд, Жж. | 1 час |
17 | Звуки и буква Бб. | 1 час |
18 | Звуки и буква Зз. | 1 час |
19 | Звук и буква Яя. | 1 час |
20 | Звуки и буква Хх. | 1 час |
21 | Звуки и буквы Цц, Фф. | 1 час |
22 | Звук и буква Й. | 1 час |
23 | Буква Ь. | 1 час |
24 | Звук и буква Юю. | 1 час |
25 | Звук и буква Шш | 1 час |
26 | Звуки и буквы Чч, Щщ. | 1 час |
Итого: | 26 час |
Тематическое планирование занятий по развитию математических представлений.
№ п/п | Тема занятий. | Кол-во часов |
1 | Счет от 1 до 5. Активизация представлений о числах до 5. | 5 часов |
2 | Образование числа 6. Цифра 6. | 1 час |
3 | Сравнение чисел, понятие «больше», «меньше», «столько же». | 2 часа |
4 | Знакомство с цифрой 7. | 1 час |
5 | Пространственное понятие «вверх», «вниз», «вперед», «сзади». | 2 часа |
6 | Построение числовой лесенки. Сравнение круга и квадрата. | 3 часа |
7 | Знакомство и образование числа 8. | 1 час |
8 | Сравнение двух множеств. | 3 часа |
9 | Независимость количества от формы. | 2 часа |
10 | Ориентирована в пространстве. | 4 часа |
11 | Сравнение квадрата и прямоугольника. | 2 часа |
12 | Понятие «предыдущего», «последующего» | 3 часа |
13 | Понятие «многоугольник». | 2 часа |
14 | Знакомство с образованием числа 9. | 1 час. |
15 | Сравнение групп предметов. | 4 часа. |
16 | Ознакомление с календарем. Дни недели. | 4 часа |
17 | Образование числа 0. | 1 час |
18 | Образование числа 10. | 1 час |
19 | Сравнение чисел 9 и 0. | 1 час |
20 | Сравнение овала и круга. | 2 часа |
21 | Ознакомление с геометрическими телами: куб – кубик, шар – шарик. | 3 часа |
22 | Решение задач. | 4 часа |
Итого: | 52 часа |
Тематическое планирование занятий «Готовим руку к письму».
№ п/п | Тема занятия. | Кол-во часов |
1 | Рисование прямых линий. | 1 час |
2 | Рисование линий по серединам дорожек. | 1 час |
3 | Лабиринты. | 1 час |
4 | Соединение линий по пунктирам. | 1 час |
5 | Дорисуй рисунок. | 1 час |
6 | Обведи рисунок. | 1 час |
7 | Соединение линий по точкам. | 1 час |
8 | Рисование фигур. | 1 час |
9 | Раскрашивание рисунков. | 1 час |
10 | Рисование по клеткам. | 1 час |
11 | Рисование второй половинки картинки. | 1 час |
12 | Рисование рисунков по образцу. | 1 час |
13 | Рисование по аналогии. | 1 час |
14 | Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами. | 1 час |
15 | Раскрашивание картинок. | 1 час |
16 | Штриховка. | 1 час |
17 | Рисование овалов. | 1 час |
18 | Рисование пунктирными линиями. | 1 час |
19 | Рисование пирамид. | 1 час |
20 | Кораблик в море. | 1 час |
21 | Рисуем цветы. | 1 час |
22 | Рисуем насекомых. | 1 час |
23 | Штриховка. | 2 часа |
24 | Знакомство с рабочей строкой. | 2 часа |
Итого: | 26 часов |
Дидактическое обеспечение
Дидактические игры:
- Лабиринты букв.
Развивает интеллект. Совершенствуются процессы внимания, памяти, логического мышления. Подготовка к обучению чтения. Запоминаются буквы. Анализируются слова по звуковому составу, тренируются навыки чтения. Подготовка руки к письму. Создается моторный образ буквы, развивается умение сохранять плавное и неотрывное движение руки в соответствии с изображением буквы.
- Лабиринты цифр.
Развивает познавательные способности: внимание, память, мышление (умение анализировать, сравнивать). Способствует освоению математического содержания: обозначение количества цифрой; независимость количества от формы и расположения предметов; выстраивание ряда чисел в порядке убывания и возрастания; умение находить и исправлять ошибки, представлять целое по фрагментам. Подготовка руки к письму: умение сохранять направление движения руки (плавного и неотрывного) в соответствии с изображением цифры.
- Катя, Рыжик и Рыбка.
Развитие сенсорных способностей: знакомство с эталонами формы и величины, развитие аналитического восприятия. Формирование элементарных математических представлений: знакомство с формой и величиной предметов, с пространственными отношениями. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Подготовка руки к письму. Развитие интеллектуальной культуры, умения учиться: понимать учебную задачу, находить средства для ее решения, контролировать себя в процессе работы, добиваться успеха.
- Предметный мир вокруг нас.
Способствует возникновению познавательной активности, складываются первые эмоциональные предпочтения как основа воспитания ценностного отношения к предметному миру. Обеспечивает словарный запас, развитие речи. Учит отгадывать загадки, решать задачи и головоломки, развивает смекалку, позволяет сделать процесс вхождения ребенка в предметный мир не только обучающим и развивающим, но и увлекательным.
Таблицы:- Цифры от 1 до 9.
- Как правильно писать цифры.
- Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг).
- Алфавит в картинках.
- Обучение грамоте.
Картины:
- Времена года.
- Животные и их детеныши.
- Дорожные знаки.
- Сюжетные картины по темам.
- Сказки.
Раздаточный материал:
- карточки со слогами;
- фишки;
- карточки с цифрами;
- карточки с буквами;
- геометрические фигуры.
Учебно – методическое обеспечение
(на каждого ученика)
- Колесникова,Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Колесникова,Е.В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Колесникова,Е.В. Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Козлова,С.А. Я хочу в школу. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Салмина,М.Е. Учимся рисовать клетки, точки и штрихи. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Список литературы для учителя:
- Богуславская,Н.Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997.
- Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Издательский дом Воспитания школьников, 2004.
- Виноградова,Н.Ф. Предшкольная пора. М.: Вентана-Граф, 2006.
- Волина,В.В. Учимся играя. – М.: Просвещение, 1991.
- Волина,В.В. Веселая грамматика. – М.: Просвещение, 1994.
- Журова,Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школьная пресса, 2001.
- Корнеева,Е.Н. Ох уж эти первоклашки. – Ярославль: Академия развития, Академия,К, 1999.
- Левитас,С.М. Геометрия без доказательств. – М.: Просвещение, 1995.
- Перелман,Я.И. Занимательная арифметика. – М.: АО Столетие, 1994.
10.Шорыгина,Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. – М.: ТЦ
Сфера, 2004.
Пронумеровано и
прошнуровано 15 страниц
Директор МОУ «Средняя
общеобразовательная
школа № 14
_____________Колесова Т.И.
«____»_____________2008г.
Пронумеровано и
прошнуровано 15 страниц
Директор МОУ «Средняя
общеобразовательная
школа № 14
_____________Колесова Т.И.
«____»_____________2008г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по предшкольному обучению детей ИЗО
Программа может быть использованhttp://nsportal.ru/node/add/bookа на занятиях по предшкольной подготовки детей, а также на занятиях в детских садах....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ «Послушные пальчики»
Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:Преемственность дошкольного и школьного образования.Цели:Необходимо выровнять возможности первоклассников.Задачи:• выявление и развитие у учени...
Особенности развития и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
Представленная работа поможет разобраться в терминологии, касаемой обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. Даны рекомендации, которые помогут учителю найти подход к каждому "...
Образовательная программа «Развитие коммуникативной компетенции детей и подростков посредством социальных игр» «ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ»
Образовательная программа «Развитие коммуникативной компетенции детей и подростков посредством социальных игр» «ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ» ...
Программа развития для одаренных детей 1-4 классов "Совёнок"
Актуальность проблемы Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К шко...
«Особенности психического развития и обучения детей с синдромом Дауна».
Чтобы ребенок с синдромом Дауна учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе, хо...
Круглый стол «Особенности развития и обучения детей с ОВЗ в школе» 17.11.2022
Круглый стол «Особенности развития и обучения детей с ОВЗ в школе» 17.11.2022 Взаимообмен опытом - участие педагогов ГКОУ СКОШИ № 522 ноября специалисты нашей школы: учителя...
Комментарии
Спасибо.Очень понравилось