Программа развития для одаренных детей 1-4 классов "Совёнок"
рабочая программа (4 класс)
Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа направлена на развитие интеллектуальных, творческих, спортивных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности. Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одарённых детей. Одарённость - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Общая одарённость (проявляющаяся во всех видах деятельности ребенка и сферах его интереса). Специфическая одарённость (музыкальная, интеллектуальная, спортивная, лидерская, техническая, художественная, артистическая и др.)
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
- развитие физических способностей учащихся.
Цели программы:
- создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности, общества, государства;
- обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:
- выявление одаренных учащихся;
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных, городских, окружных , всероссийских и международных олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
КОЦЕПЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, трудовой, учебной). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Но такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяет утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными.
К этой группе детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующие, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
- испытывают радость от умственного труда;
- характеризуются высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер.
Создание условий для оптимального развития одаренный детей, включая детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто ослабленных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_dlya_odarennyh_detey_1-4_klassov_sovenok_1.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации мо г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено» протокол № 1 от 27.08.2017 г. заседания НМС | «Согласовано» 29.08.2017 г. | «Утверждено» приказ № 561-о от 29 августа 2017 г |
Председатель НМС | Зам.директора по УВР | Директор школы |
Чернецкая Н.Г. | Омельченко А.В. _____________ | Ямполец Н.И. |
_______________ | _______________ |
Департамент образования Администрации МО г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
ПРОГРАММА развития для одаренных детей 1-4 классов
«Совёнок»
Срок реализации программы: 2017-2021 уч год.
Разработчик программы: учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 Таланцева С.Б., классный руководитель 1 г класса
Нормативно - правовые основы Программы
Программа развития одаренных детей «Совёнок» разработана в соответствии с:
1.Законом РФ «Об образовании»,
2.Конвенцией ООН «О правах ребенка»,
3.Концепцией модернизации содержания и структуры российского образования;
4.Концепция воспитания в образовательной среде ЯНАО;
5.Уставом МБОУ СОШ №3 г Салехард,
6.Локальными правовыми актами школы
7.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795);
8.Рекомендацией “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16);
9.Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16);
10.Ф З “О воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”;
11.Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»
12.Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение , 2009.
13.ФГОСами нового поколения, 2010.
Пояснительная записка
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.
Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа направлена на развитие интеллектуальных, творческих, спортивных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности. Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одарённых детей. Одарённость - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Общая одарённость (проявляющаяся во всех видах деятельности ребенка и сферах его интереса).
Специфическая одарённость (музыкальная, интеллектуальная, спортивная, лидерская, техническая, художественная, артистическая и др.)
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
- развитие физических способностей учащихся.
Цели программы:
- создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности, общества, государства;
- обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:
- выявление одаренных учащихся;
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных, городских, окружных , всероссийских и международных олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
КОЦЕПЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, трудовой, учебной). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Но такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяет утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными.
К этой группе детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующие, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
- испытывают радость от умственного труда;
- характеризуются высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер.
Создание условий для оптимального развития одаренный детей, включая детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто ослабленных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Целями работы учителей с одаренными детьми являются:
- Выявление одаренных детей
- Создание условий, способствующих их оптимальному развитию
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1.Знакомство учителей с психолого-педагогической и методической
литературой о работе с одаренными детьми, проведение педагогических советов, методических семинаров, подбор и накопление литературы для самообразования, курсы повышения квалификации.
- Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
- Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, накопление библиотечного фонда
- Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
- разработка индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена:
- составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими;
- создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия с одноклассниками;
- стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведения ребенка на пьедестал и публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
7. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
8. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому вопрос о стратегии работы с данной категорией учащихся на этапе начальных классов рассматривается как отдельный вопрос.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и в удовольствии от умственного труда.
Познавательная потребность, является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие её способностей из природных задатков.
Выявление одаренных детей проходит в несколько этапов:
I этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т. д. Этот этап (1 - 4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотнее осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и вне урочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности .
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой при роде деятельности - в области художественного развития.
II этап - диагностический (5 - 9-е классы) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется БУП) спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т. д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра.
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
Развитие одаренного ребенка в начальной школе должно стать одним из основных направлений работы школы.
Исходя из вышеперечисленного можно выделить следующие цели и задачи учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе:
1. Развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей.
2. Развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).
Задачи:
- обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми;
- на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но и уровень его творческих возможностей, специальные интересы и способности;
- разработать диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей ;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методов, способствующих развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- поддержать совместно с родителями талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.
Формы работы с одаренными учащимися
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
спецкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы образовательного учреждения.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учениками должно быть направлено на оптимальное развитие способностей иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию охотно работает над пополнением собственных знаний, учится у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным, проводником передовых педагогических технологий, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Система дополнительного образования
Необходимым условием для решения стоящих перед школой задач в области развития творческих способностей личности является создание системы дополнительного образования.
Объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования составляет единое образовательное пространство школы, в котором развивается, обучается и самореализуется ученик на протяжении всех лет учебы.
План мероприятий по выполнению программы
«Одаренные дети»
на 2017-2021 гг.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Диагностика одаренных детей |
ежегодно | Таланцева С.Б. |
2. | Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся | Март ежегодно | Гизатулина Н.А. |
3. | Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками | Март ежегодно | Кл. руководители |
5. | Организация и проведение школьных олимпиад. | Октябрь ноябрь ежегодно | Таланцева С.Б. |
6. | Участие в городских, всероссийских олимпиадах | Ноябрь, декабрь ежегодно | Учителя-предметники, Таланцева С.Б. |
7. | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы развития одаренных детей 1-4 класов «Совёнок» | январь | Администрация |
8. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми | Постоянно | Таланцева С.Б. |
9. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | Постоянно | Учителя- предметники |
10. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | май | Администрация |
11 | Организация работы научного общества обучающихся и учителей (НООУ) в учебном году | Сентябрь | Таланцева С.Б. |
12 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей | С 2017 года | Учителя-предметники, Таланцева С.Б. |
15 | Творческий отчет учащихся | Ежегодно май | Гизатулина Н.А., Таланцева С.Б. |
16 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми | Ежегодно | Таланцева С.Б. |
17 | Распространение опыта работы с одаренными детьми | ежегодно | Таланцева С.Б. |
18 | Проведение предметных недель и декад | Ежегодно | Учителя-предметники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития и обучения детей 5-6 лет
Программа составлена для подготовки детей дошкольного возраста, не посещающих детские дошкольные учреждения к школе....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ «Послушные пальчики»
Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:Преемственность дошкольного и школьного образования.Цели:Необходимо выровнять возможности первоклассников.Задачи:• выявление и развитие у учени...
Образовательная программа «Развитие коммуникативной компетенции детей и подростков посредством социальных игр» «ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ»
Образовательная программа «Развитие коммуникативной компетенции детей и подростков посредством социальных игр» «ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ» ...
Развитие интеллектуальной одаренности детей при обучении математике
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15997434","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"59","width":"62"}}]] Сов...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Одним из условий реализации права личности на проявление индивидуальности выступает работа педагога с одарёнными детьми, позволяющая решать основные задачи, поставленные Федеральным государственным об...
Выступление на педагогическом совете по теме: ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность развития детской одарённости в настоящее время занимает одно из ведущих мест, что связано с потребностью общества в неординарной творческой и интеллектуально развитой личности. В последни...
Программа наставничества для одаренных детей
Программа наставничества позволит сформировать внутри образовательной организации, а также вне ее при участии обучающихся и родителей - как новую плодотворную среду для раскрытия потенциала каждого....