«Особенности психического развития и обучения детей с синдромом Дауна».
методическая разработка

Гарифуллина Юлия Сергеевна

Чтобы ребенок с синдромом Дауна  учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе, хороших результатов  можно получить только при максимуме внимания. Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям. Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Муниципальное казенное образовательное учреждение

 «Общеобразовательная школа – интернат психолого-педагогической поддержки»

Выступление по теме:

                           «Особенности психического развития и обучения детей с синдромом  Дауна».

        Подготовила:

Гарифуллина Юлия Сергеевна, учитель

                                                                                                                           начальных классов

Тема: «Особенности психического развития и обучения детей с синдромом  Дауна».

Дети с синдромом Дауна обучаемы. Это признанный факт во всем мире. Поэтому во многих странах,  рожденные с синдромом Дауна, занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания.

Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг. В научном мире это генетическое заболевание объясняется наличием в клетках человека 47-й хромосомы (вместо обычного набора в 46 хромосом). Такое явление встречается не так часто. Наиболее характерные внешние признаки синдрома Дауна, по которым можно поставить предположительный диагноз сразу после рождения ребенка это: «плоское» лицо – 90%,утолщенная шейная кожная складка, (короткоголовость) – 81%,раскосые глаза, полулунная кожная складка у внутреннего угла глаза .

Обучение детей с синдромом Дауна:  двигательные навыки и навыки самообслуживания

Жизнь – это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы обучения и воспитания ребенка с синдромом Дауна является развитие у него двигательных функций.  Когда-то этот метод предложил голландский физиотерапевт Петер Лаутеслагер. Он считал, что необычным детям социальная среда нужна в первую очередь.

Врач предложил применять свой метод на детях с синдромом Дауна с раннего возраста. Причем в процесс развития моторики и коммуникативных навыков у ребенка должны быть вовлечены  все взрослые (родители, бабушки, дедушки,  воспитатели, учителя).

Кроме того, данный метод обучает навыкам самообслуживания, дети с синдромом Дауна знакомятся с бытом, учатся ухаживать за собой и за домом. Это развивает у ребенка самостоятельность и независимость, концентрирует внимание, развивает моторику.

На слайдах презентации вы  видели   Павла, учащегося 1 класса с данным синдромом. В классе и дома ребёнок находится в благоприятной атмосфере, которая помогает его социализации и обучению.

 У ребёнка наблюдается со стороны дыхательной системы – остановки дыхания, как во сне, так и при бодрствовании, врождённая катаракта, дизартрия, плоскостопие, трудности в освоении речи   связаны задержкой в интеллектуальном развитии, маленькие и узкие ушные каналы, отрицательно влияют на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их. Также фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера  практически сохранена.  Павел радуется, смеётся, может быть ласковым, послушным, доброжелательным, хотя иногда бывает и наоборот. Он  любит своих родных, особенно скучает по отцу, находящемуся в длительных командировках. Последнее время проявляет любопытство к окружающему пространству. Например, едет в школу, или, возвращаясь обратно с родными, играет в игру: «А это что?» И бабушка или мама рассказывают ему, о чём он спрашивает.

Обучение в школе

Ещё раз хочу повторить, что главная цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей. Поэтому обучение и воспитание находится здесь в единстве. На уроках формируется правильное поведение, культура поведения в общении с людьми, умении выражать просьбу, защитить себя, или избежать опасности.

Павел относится к типологической группе, где  преобладает процесс торможения над процессом возбуждения.  Для него характерна    медлительность,    неповоротливость,  замедленный темп работы. При поступлении в 1 дополнительный класс  у него были недостаточно развиты социальные навыки. К концу 1 класса он научился вести себя в классном коллективе. Может оказать помощь своим одноклассникам  , убрать за собой посуду в столовой. Сам ест, одевается, раздевается, моет руки и.т.д.

 Дифференцированный подход является основным путем осуществления  обучения.

Задания учебные даются  в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно усвоить; или же просто заинтересовать ребенка, Особенно Павел любит задания, которые связаны с его семьёй. .При изучении темы «Семья» , предъявляемые картинки ассоциировались с его семьёй. Задания: «Назови по имени всех членов семьи. Покажи, что делает дома папа, мама? Что делаешь по дому ты? Покажи, кому больше помогаешь. Разукрась маму, папу, сестру». На уроках развития речи и чтения ежедневно проводится артикуляционная гимнастика  для губ,  языка, челюсти, мы играем в дразнилки, играем мимикой лица, издаём звуки животных. Пополняем словарный запас короткими словами. Результатом работы можно на сегодняшний день отметить то, что речь ребёнка стала более понятной не только родителям и мне, но и окружающим. Ребёнок говорит отдельные слова, может  выразить свою просьбу , ответы даёт словами и жестами. Например, к новогоднему празднику было дано задание, выучить стихотворение, чтобы рассказать Деду Морозу. На каждом уроке подбираются индивидуальные задания, чтобы заинтересовать его, определить мотивацию, исходя из его интересов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, т.е способности управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. Используются такие упражнения «Перелистывание страниц», «Нанизывание пуговиц», «собирание Лего-конструктора», лепка букв, цифр и.т.д., вырезание из бумаги, аппликации….

На уроках проводится работа по развитию  мышления. Например, такие упражнения    «Сделай как я», «Повтори рисунок, букву, цифру» и.т.д. «Кто нарисован? Где, что находится?»

Упражнения на развитие умения сравнивать и выделять свойства (форма, цвет, размер) Сравни предметы, свойства (кубик деревянный и тряпочный), чем похожи и отличаются?

https://fhd.multiurok.ru/f/c/e/fcea65f440375ee850052854c77ff836fc28a4f6/razvitiie-sotsial-no-obuslovliennykh-svoistv-lichnosti-shkol-nikov-s-sindromom-dauna_1.pnghttps://fhd.multiurok.ru/f/c/e/fcea65f440375ee850052854c77ff836fc28a4f6/razvitiie-sotsial-no-obuslovliennykh-svoistv-lichnosti-shkol-nikov-s-sindromom-dauna_1.pnghttps://fhd.multiurok.ru/f/c/e/fcea65f440375ee850052854c77ff836fc28a4f6/razvitiie-sotsial-no-obuslovliennykh-svoistv-lichnosti-shkol-nikov-s-sindromom-dauna_1.png

На развитие умения обобщать и классифицировать я использую, например, такие задания:«Найди лишний предмет, геометрическую фигуру» «Найди и покажи на рисунке только треугольники, круги…и.т д.» «Подчеркни  только букву А»

Подбирая какое – либо задание  на любом уроке необходимо продумывать следующие вопросы:
1) Какова цель задания. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе его проведения? 2) Посильно ли оно для  ребенка? 3) Подведение итогов.

  В заключение хочется сказать о том, что дети с синдромом Дауна, конечно, требуют больше внимания, терпения, времени и усилий со стороны государства, родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов и др. Но  результат оправдывает средства. И, наблюдая за тем, как растет и развивается Паша, мы испытываем радость за этого маленького мальчика, которому родители дали шанс жить, учиться и быть счастливым.

 Литература

1.Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями/ Под ред. Б.П.Пузанова: 2-у изд., исправ. и доп._М.:  Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013.-439.- (Серия «Коррекционная педагогика»).

Интернет-ресурсы

https://multiurok.ru/files/razvitiie-sotsial-no-obuslovliennykh-svoistv-lichnosti-shkol-nikov-s-sindromom-dauna.html

https://infourok.ru/praktika-obuchenie-detey-s-sindromom-dauna-posredstvom-metoda-lekoteka-3282188.html

https://yandex.ru/images/search?text=методы%20способствующие%20усвоению%20базовых%20знаний%20на%20репродуктивном%20уровне.&stype=image&lr=130099&source=wiz

https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2019/11/sirotyuk_dv_11_2019.pdf         

https://downsideup.org/ru/catalog/article/osobennosti-razvitiya-i-psihicheskogo-funkcionirovaniya-detey-s-sindromom-dauna

https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/01/deti_s_sindromom_dauna._osobennosti_perspektivy.zip

        

        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение ребёнка с синдромом Дауна

Слайд 2

ОБУЧЕНИЕ Дети с синдромом Дауна обучаемы. Это признанный факт во всем мире. Поэтому во многих странах, рожденные с синдромом Дауна, занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания.

Слайд 3

Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг.

Слайд 4

Д вигательные навыки и навыки самообслуживания Жизнь – это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы обучения и воспитания ребенка с синдромом Дауна является развитие у него двигательных функций.

Слайд 6

Н еобычным детям социальная среда нужна в первую очередь.

Слайд 7

Социализация Дети с синдромом Дауна знакомятся с бытом, учатся ухаживать за собой и за домом. Это развивает у ребенка самостоятельность и независимость, концентрирует внимание, развивает моторику.

Слайд 8

Социализация

Слайд 9

Заключение В заключение хочется сказать о том, что дети с синдромом Дауна, конечно, требуют больше внимания, терпения, времени и усилий со стороны государства, родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов и др. Но результат оправдывает средства. И, наблюдая за тем, как растет и развивается Паша, мы испытываем радость за этого маленького мальчика, которому родители дали шанс жить, учиться и быть счастливым.

Слайд 10

Благодарю за внимание!

Слайд 11

Презентацию подготовила, учитель начальной школы МКОУ «Общеобразовательная школа- интернат ППП» г.Мариинска Кемеровской области Гарифуллина Юлия Сергеевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

  Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в начале обучения дети много работают с наглядными образцами, то...

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

Особенности психичекого развития детей младшего школьного возраста...

Особенности психического развития детей.

Статья содержит теоретический материал об особенностях психического развития детей младшего школьного возраста, о свойствах их памяти, восприятия и воображения. Данный материал особенно интересен начи...

Статья на тему:"Особенности психического развития детей младшего школьного возраста"

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов д...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данный материал будет полезен как для педагогов, так и для родителей....