Особенности развития и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
консультация по логопедии по теме

Криницкая Светлана Геннадьевна

Представленная работа поможет разобраться в терминологии, касаемой обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.   Даны рекомендации, которые помогут учителю найти подход к каждому "особому" ребенку. Материал будет полезен учителям начальных классов и другим педагогам, работающим с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме

 «Особенности развития и обучения детей с ОВЗ»

Подготовила:

Криницкая С.Г.,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Бийск, 2017г

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ  С ОВЗ.

Ежегодно школа принимает детей с особенностями в развитии (ОВЗ). Некоторые из них имеют подтвержденные диагнозы, а большинство – не хотят идти на ПМПК. Обучать приходится всех.

Рассмотрим, какие особенности таят в себе разные нарушения у детей, как с ними работать в условиях инклюзивного обучения.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) наблюдается  нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития  речи (ФНР) является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • дифференциация оппозиционных звуков сначала с опорой на различные анализаторы, а потом  только на слух.
  • Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов. Работа с ударением.
  • Воспроизведение слов сложной слоговой структуры, скороговорок.

Фонетическое недоразвитие речи (или фонетический дефект – ФД) – в мед. картах – дислалия . Характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

РЕКОМЕНДАЦИИ: следить за качеством произношения звуков детьми.

Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (ОНР IV уровня) характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся выраженных нарушений звукопроизношения может не отмечаться. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования. Хотя словарь у детей может быть достаточно разнообразен, но они не всегда точно знают и понимают значения некоторых слов, антонимов, синонимов, пословиц, поговорок. В самостоятельной речи такие дети испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • фиксировать внимание на смысловой стороне речи, на словоизменении, способах словообразования, связи слов в словосочетаниях, предложениях.
  • Сосредоточить внимание на конкретной грамматической категории и вариантах её представительства в русском языке ( Т.П.- столом, доской, полотенцем, землёй, кистью)
  • Способствовать развитию умения строить высказывание, формировать законченную мысль после отбора языковых средств.
  • Пополнять и активизировать словарный запас детей (работа с антонимами, синонимами, многозначными словами, подбор обобщающих слов и т.д.)

Нарушение чтения  (дислексия) и письма (дисграфия) –появление специфических ошибок во время чтения и в письменных работах. Вторичное нарушение от вышеперечисленных ФФН, ФНР, ФД, ОНР.

Проявление: низкий темп, замены и пропуски букв (слогов, слов), искажение слова, угадывающее чтение, трудности понимания. Монотонность чтения, неправильное определение границ предложения.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Обследование специалистом
  • Устранение дефекта произношения
  • Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов
  • Работа с разрезной азбукой по слоговому синтезу
  • Постепенное усложнение материала
  • Работа с ударением
  • Обогащение словаря путем словоизменения и словообразования
  • Развитие языкового анализа
  • Пересказ прочитанного и составление рассказа по различным опорам.

Заикание (логоневроз)– нарушение темпо-ритмической стороны речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судорога – главное условие заикания.

Не путать с полтерном – запинки при волнении, на высокой эмоциональной волне. Тут важно успокоиться, продышаться и медленно начать говорить. Можно погладить по голове. Судорога может возникать на любой мышце речевого аппарата. Нужно мед. Лечение. Возникает на испугах, на адаптациях, на стрессах. Слабость нервной системы проявляется в беспокойном сне, труднопереключаемости, перепадах настроения, заостренном демонстрационном поведении. Нервная система срабатывает на сигнал.  Таким детям рекомендован логопедический массаж, ЛФК, общий массаж, закаливание, режим дня, сократить информацию извне.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • заикание не проявляется в шепоте
  • при пении нет судорог
  • отвечать письменно
  • сопряженная речь (хором)
  • отраженная медленная речь
  • отраженный элемент вопроса
  • заучивать материал.
  • уловки в потягивании (нуууу, знааааете...)

КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С ЗАИКАЮЩИМСЯ РЕБЕНКОМ

  • не советуйте ребенку говорить медленнее или «расслабиться»;
  • не договаривайте слова за ребенка и не говорите вместо него;
  • учите всех детей в классе говорить и слушать по очереди. Заикающимся важно, чтобы его не перебивали;
  • требуйте от него того же, что и от остальных;
  • говорите с ним не спеша, делайте паузы;
  • дайте ему понять, что слушаете содержание ответа, а не то, как он это делает;
  • поговорите с ребенком наедине о том, что ему нужно , чтобы чувствовать себя в классе комфортно;
  • не относитесь к заиканию как к чему-то, чего надо стыдиться.

Дизартрия – нарушение речи вследствие нарушения иннервации речевого аппарата. Чаще встречается стертая форма дизартрии. Осн. Проявление: невнятная, невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в речи, хлюпающее звучание шипящих, свистящих и аффрикат, повышенное слюноотделение (гиперсаливация), не сглатывают слюну при разговоре. Дети неопрятные, моторно неловкие, вялые, не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф, не умеют работать с ножницами, плохо рисуют или вообще не любят держать в руках пишущие предметы. Не играют в пальчиковые игры, в конструктор, не собирают пазлы. Резко снижена эмоционально-выразительная окраска речи. Зачастую носовой оттенок речи. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчива, голос угасает. Голос тихий, не удаются модуляции голоса по высоте, по силе голоса (не может имитировать звукоподражания).

РЕКОМЕНДАЦИИ – развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений, логопедический массаж, логопедическая гимнастика, укрепление голоса и дыхания, закаливание. Медикаментозное лечение – обязательно.

Задержка психического развития (ЗПР) – слабовыраженное отклонение в психическом развитии. Занимает промежуточное место между нормой и патологией. Ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее. Наблюдается замедление темпов созревания психики. У ребенка могут быть различные текущие соматические и нервно-психические состояния или заболевания, которые тормозят физическое, психическое (в том числе речевое), личностное  развитие. Поэтому важно наблюдение у врачей специалистов. В большинстве случаев, дети не могут преодолеть задержку без специальной помощи. Медикаментозное лечение является обязательным.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Не допускать чрезмерных нагрузок( н.с и так слабая, может проявиться «простуда», тики, энурез, заикание, обострение хронич.болезней);
  • Охранительный режим (лечить не ЗПР, а причины его) –психологический климат в семье, правильный режим дня, двигательная активность, круг общения, игра.
  • Изменение поведения взрослого к ребенку (взаимопонимание и доверие, разумный контроль, избежание категорических указаний, многократное повторение просьбы, задействовать все полисенсорные каналы восприятия информации, слушайте ребенка, не настаивайте на принесении извинения за проступок, оптимальность требований к ребенку.)
  • При выполнении задания снижайте отвлекающие его факторы, переутомление может привести к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Не использовать наказание. Чаще хвалите ребенка. Не разрешайте откладывать выполнение задания на «потом».
  • Помогите начать задание ребенку. Он нуждается в бОльшем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности.

Аутизм (РДА, РАС)- «от полного забвения до славы»

Мать- малоэмоциональна, либо очень эмоциональна; отец- со странностями (специальность, привычки, хобби и т.д.)

Признаки РДА:

  • Особенности речи (речевая акселерация, не называет себя «я», эхолалии, мимоответы, отсроченный ответ, персеверации-застревание, фонография- способность запоминать огромные блоки информации, невероятное развитие памяти)
  • Синдром тождества (неофобия) – страх новизны, боязнь перемен
  • Особенности игровой деятельности – играют не игрушками, стереотипного характера (вращение шнурка, палочки), полевое поведение (бесцельное манипулирование предметами), манежный бег, пронзительный немодулированный крик)
  • Отгороженность – негативное поведение, протест, нежелание общаться.

Рекомендации: индивидуальный подход к ребенку, чуткость к нему.

Умственная отсталость (олигофрения) – снижение интеллекта, неполное умственное развитие (либо врожденное, либо приобретенное до 3 лет). Это не психическое заболевание, а специфическое состояние, когда интеллект ограничен уровнем функционирования ц.н.с.. Снижена способность к абстрактному мышлению. Эмоциональная сфера не страдает, доступны все эмоции, но они не так многогранны. Умственная отсталость не прогрессирует.

  • F70 – УО легкой степени (дебильность)
  • F71- УО умеренная (имбецильность)
  • F72 – тяжелая  (идиотия),F73 – глубокая (идиотия)

Проявление:

  • Сниженный уровень интеллекта
  • Недоразвитие сложных функций мышления (сравнение, обобщение)
  • Невозможность абстрактного мышления
  • Позднее овладение речью (устной и письменной)
  • Нарушение внимания, восприятия
  • Нарушение эмоционально-волевой сферы (неустойчивость эмоций, резкая смена, недифференцированность)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Программа обучения должна соответствовать возможностям ребенка
  • Комплексное воздействие (мед.+спец-сты)
  • Выделить сохранные сферы в развитии ребенка для опоры в обучении
  • Задействовать все стороны полисенсорного восприятия ребенка (зрит, слух, двигат), а также разл. нетрадиц.методы
  • Формирование «социального опыта» (общение с людьми в обществе)
  • Упражнения на классификацию, обобщение, сравнение, установление логики и последовательности событий, работа по алгоритму.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе"

Классификация видов ЗПР,методические рекомендации для учителей...

Методические рекомендации для педагогов по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях ФГОС.

Методические рекомендации для учителей по созданию оптимальных условий организации учебного процесса при работе с детьми ОВЗ:  ЗПР, РАС,НОДА, УО. Приемы обучения, способствующие активиз...

Индивидуализация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн....

Обучение детей с ТНР в общеобразовательной школе.

Данная тема в последнее время крайне актуализирована, и мы не можем не уделить внимание особенностям обучения детей с нарушениями развития....

Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

обучение детей с ОВЗ (УО) в инклюзивных классах...

Круглый стол «Особенности развития и обучения детей с ОВЗ в школе» 17.11.2022

Круглый стол «Особенности развития и обучения детей с ОВЗ в школе» 17.11.2022 Взаимообмен опытом - участие педагогов ГКОУ СКОШИ № 522 ноября специалисты нашей школы: учителя...