ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ «Послушные пальчики»
рабочая программа на тему
Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:
Преемственность дошкольного и школьного образования.
Цели:
Необходимо выровнять возможности первоклассников.
Задачи:
• выявление и развитие у учеников творческих способностей;
• развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;
• развитие у учеников коммуникативных способностей и социальных навыков;
• сохранение и укрепление здоровья ребёнка;
• обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи;
Способ реализации:
Создание атмосферы комфортности, в которой заинтересованность ребенка будет достигаться за счет динамики и смены различных видов деятельности.
Приоритетным в содержании обучения младших школьников будет являться индивидуальный подход, а также личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком.
Занятия будут построены таким образом, чтобы оптимально сочетать занятия в игровой форме и отдых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslushnye_palchiki_smirnova.docx | 44.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №112 с углубленным изучением информатики»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
«Послушные пальчики»
Составитель: Смирнова Елена Михайловна,
учитель начальных классов
2011 год
Пояснительная записка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма.
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:
Преемственность дошкольного и школьного образования.
Цели:
- Необходимо выровнять возможности первоклассников.
Задачи:
• выявление и развитие у учеников творческих способностей;
• развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;
• развитие у учеников коммуникативных способностей и социальных навыков;
• сохранение и укрепление здоровья ребёнка;
• обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи;
Способ реализации:
- Создание атмосферы комфортности, в которой заинтересованность ребенка будет достигаться за счет динамики и смены различных видов деятельности.
- Приоритетным в содержании обучения младших школьников будет являться индивидуальный подход, а также личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком.
- Занятия будут построены таким образом, чтобы оптимально сочетать занятия в игровой форме и отдых.
План работы
программы развития мелкой моторики ведущей руки детей 6-7 лет
«Послушные пальчики»
Сроки проведения –66 часов
Время занятий – 2 урока по 30 минут.
Программа интегрирована с технологией и ИЗО.
Организация образовательного процесса базируется на следующих принципах:
1. Личностно ориентированные принципы:
· Принцип адаптивности;
· Принцип развития;
· Принцип психологической комфортности
2. Культурно ориентировочные принципы:
· Принцип целостности содержания образования;
· Принцип смыслового отношения к миру;
· Принцип систематичности;
3. Деятельностно-ориентированные принципы
· Принцип обучения деятельности;
· Принцип опоры на предшествующее развитие;
Особенностью программы является:
1. развитие основных психологических функций детей (память, мышление, внимание, речь);
2. развитие познавательных навыков, необходимых первокласснику;
3. развитие мелкой моторики ведущей руки;
4. развитие координации движения и чувства ритма;
5. эстетическое развитие;
6. развитие коммуникативных навыков;
Ожидаемые результаты ориентированы на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Содержание программы «Послушные пальчики»
№ п.п. | Дата | Тема занятия |
Вводное занятие | ||
Вводное занятие по обследованию состояния осязания и мелкой моторики рук. | ||
Обучение самомассажу рук | ||
Самомассаж кистей рук. | ||
Работа с природным материалом. «Осенний букет» из крылаток и семян тыквы. | ||
Обучение самомассажу кистей рук, способствующему снятию напряжения. | ||
Обучение самомассажу кистей рук, способствующему укреплению мышц рук. | ||
Обучение самомассажу кистей рук, способствующему снятию моторной напряжённости. | ||
Упражнения для развития силы пальцев рук. Работа с эспандером. | ||
Изготовление куклы из пластмассовой бутыли. | ||
Игры-шнуровки | ||
Готовим руку к письму. Игры-шнуровки. | ||
Готовим руку к письму. Игры-шнуровки. | ||
Пальчиковый игротренинг | ||
Пальчиковый игротренинг. «Письмо на ладони», «Встречные колечки» | ||
Пальчиковый игротренинг. «Ладонь-кулак», «Перекаты» | ||
Мозаичная аппликация «Листопад». | ||
Рисование разными способами | ||
Рисование красками различными способами (кисть). | ||
Рисование красками различными способами (пальцы).
| ||
Рисование разных фигур по манной крупе. | ||
Работа с пластилином | ||
Работа с пластилином. Фрукты. | ||
Работа с пластилином. Овощи. | ||
Работа с пластилином. Ягоды. | ||
Рисование по точкам | ||
Рисование по точкам. «Кенгуру». | ||
Рисование по точкам. «Жираф». | ||
Рисование по точкам. «Собака». | ||
Рисование по фигурным линейкам. | ||
Штриховка в заданном направлении | ||
Штриховка в заданном направлении. Вверх-вниз. | ||
Штриховка в заданном направлении. Вправо-влево. | ||
Штриховка в заданном направлении. Петли. | ||
Дорисовка предметов | ||
Дорисовка предметов с использованием опорной аппликации. | ||
Дорисовка предметов с использованием опорной аппликации. | ||
Работ с электронной мозаикой | ||
Работа с мозаикой «Учимся с Логошей». | ||
Работа с мозаикой «Учимся с Логошей». | ||
Работа с мозаикой «Учимся с Логошей». | ||
Аппликации | ||
Наклеивание заготовок в свободном порядке «Снегопад». | ||
Вырезание снежинок из бумаги. | ||
Аппликация "Снеговик" из шариков ваты . | ||
Оригами | ||
Линии. Оригами. «Кораблик». | ||
Линии. Оригами. «Корзинка». | ||
Линии. Оригами. «Кукла». | ||
Линии. Оригами. «Лягушка». | ||
Конструирование из геометрических фигур | ||
Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Домашние животные. | ||
Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Дикие животные. | ||
Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Птицы. | ||
Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Насекомые. | ||
Работа с иглой и ниткой | ||
Работа с иглой и ниткой. Шитье и вышивание по проколу. | ||
Изонить. «Грибок». | ||
Изонить. «Мячик». | ||
Работа с пуговицами. Нанизывание пуговиц на шнурок. | ||
Аппликация | ||
Аппликация из цветной бумаги «Весенний цветок». | ||
Логические задачи | ||
Задачи со спичками. | ||
Задачи со спичками. | ||
Работа с кубиками | ||
Работа с кубиками. | ||
Работа со шнуровкой | ||
Выкладывание и наклеивание шнура по контурному изображению предмета. | ||
Наклеивание шнура по контурному изображению предмета. | ||
Аппликация | ||
Узнавание изображений, выполненных способом аппликации. | ||
Выполнение аппликации из геометрических фигур. | ||
Лепка | ||
Лепка с использованием природного материала. | ||
Лепка с использованием природного материала. | ||
Работа с пластилином | ||
Лепка фигурки зайца из нескольких частей. | ||
Заполнение пластилином изображения, используя заготовки. | ||
Работа с бумагой | ||
Изготовление лодочки путем складывания. | ||
Изготовление трехмачтового кораблика. | ||
Объёмное моделирование из спичечных коробков | ||
Изготовление автомобиля. | ||
Изготовление макета дома. | ||
Нанизывание бус | ||
Нанизывание бус из бисера. | ||
Нанизывание бус из семян. | ||
Плетение | ||
Плетение косичек из ниток. | ||
Аппликация | ||
Итоговое занятие. Творческая работа. Панно «Лето». |
- Богатеева З.А. Чудесные поделки бумаги: Кн. для воспитателя детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1992.
- Гуляева В., Геронимус Т., Волшебная паутинка. Самоделки. СПб.: Интербук, 1991.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991.
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: , Детство-Пресс, 2004.
- Игнатьева С.А. Играем и пишем. Серия «Дошколенок». Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 32 с.
- Игры-шнуровки Марии Монессори.
http://www.karapuziki.kz/shnurovki/shnurovki_01.html
- Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера,2002.
- Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007.
- Пальчиковый игротренинг http://igra.line.ru http://homes.line.ru/igra
- Развитие навыков мелкой моторики http://sunchildren.narod.ru/finemotorskills1.html
- Система работы по развитию мелкой моторики. http://rassvet.edu.yar.ru/work1/system.html
- Соколова Е.И. Готовимся к школе: Развиваем моторику руки.
- Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики. http://www.7ya.ru/article/Sbornik-igr-i-zadanij-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-Chast-I
- Умные игра для умных детей http://www.logozavr.ru/8/
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Щеблыкин И.К.и др. Аппликационные работы в начальных классах: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1990.
- Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...
Упражнения для развития мелкой моторики детей.
Предлагаю Вашему вниманию упражнения для развития мелкой моторики учащихся.Известный итальянский педагог,психолог и врач Мария Монтессори отмечала,что благодаря контакту с окружением и собственным исс...
Коррекционно-развивающее занятие для оптимизации уровня развития мелкой моторики детей «Волшебные пальчики»
развитие мелкой моторики...
Доклад "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"
развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...
Презентация "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"
развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...
Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ как средство развития речи
Вопрос развития мелкой моторики наших детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области образования. Уровень развития мелко...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками» для детей с тяжелым нарушением интеллекта.
занятие для обучающихся с тяжелым нарушением интеллекта 3-й год обучения. Занятие представлено в форме путешествия, где дети знакомятся с разными пальчиковыми играми, играми для самомассажа....