Технологическая карта "Звук и буква Уу"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Логопедическое занятие с обучающимися 1 класса ОВЗ ЗПР (вариант 7.1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx25.69 КБ
Файл zvuk_i_bukva_u.pptx1.22 МБ
Файл razdatochnyy_material.docx2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического

                                                                                                                             подгруппового занятия 1 класс,

                                                                                                                                     АООП НОО в соответствии с ФГОС

                                                                                                                             для обучающихся с ОВЗ (ЗПР),

                                                                                                                                            вариант 7.1.

                                                                                                                           Подготовила:  Ахримова Е.В.,      

                                                                                                                                            учитель-логопед,

                                                                                                                                          высшей квалификационной категории,

                                                                                                                                     МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска»

Тема: Звук и буква Уу

Место занятия в системе занятий: по календарно-тематическому планированию занятие № 5 в теме: «Гласные звуки и буквы»; тема предшествующего занятия: «Дифференциация звуков О-А и букв О-А», тема следующего занятия: «Дифференциация звуков О-У и букв О-У». Связь с обучением грамоте.

Тип занятия: усвоение новых знаний

Цель занятия: формирование умения соотносить артикуляционно-акустический образ звука «у» с визуально-кинестетическим образом буквы Уу.

Задачи:

Образовательные: уточнить артикуляционно-акустический образ звука «у» через выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, звуко-буквенный анализ, графическое изображение образа буквы.

Коррекционно-развивающие: развивать силу, длительность и направленность речевого выдоха через выполнение упражнений дыхательной гимнастики; развивать мелкую моторику через выполнение упражнений пальчиковой гимнастики; развивать фонематическое восприятие и фонематический слух через звуковой анализ слов; развитие пространственной ориентировки через выполнение гимнастики для снятия зрительного напряжения. 

Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения обучающихся через умение слушать педагога и правильное построение своих высказываний.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уточнить акустико-артикуляционный образ звука «у» и визуально-кинестетический  образ буквы Уу;
  • развивать навык звуко-буквенного анализа.

Личностные:

  • проявлять познавательный интерес к освоению новых знаний и умений;
  • определять успешность выполнения задания;
  • оценивать самостоятельно собственную деятельность;
  • развивать умения взаимодействовать с другими участниками учебного процесса.

Метаредметные:

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в системе имеющихся знаний;
  • отвечать на поставленные вопросы;
  • строить краткое монологическое высказывание;
  • осуществлять логические действия анализа и синтеза.

Регулятивные УУД:

  • планировать свои действия для выполнения задания;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату своей деятельности;
  • оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные УУД:

  • использовать адекватно речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • слушать и понимать речь окружающих;
  • формировать коммуникативные навыки учебного сотрудничества.

Методы и приемы: метод обсуждения изучаемого материала, метод демонстрации (показа), частично-поисковый, словесный метод-беседа, методы стимулирования и мотивации, метод контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, метод поощрения, метод наглядного обучения, метод рисования песком.

Использованные технологии: здоровьесберегающая технология; информационно-коммуникативная технология; личностно-ориентированного подхода; элементы проблемно-диалогической технологии; технология сотрудничества; технология объяснительно-иллюстративного обучения; развивающего обучения, игровые технологии.

Новые понятия: схема слова.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, косынки, индивидуальные зеркала, предметные картинки, рабочие тетради, разрезные картинки, песок в песочнице, волшебный сундучок с замочками, муляжи фруктов и овощей, корзинка.

Ход занятия

№ п\п

Этап, хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Планируемые результаты

Примечание

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

(2 мин.)

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Присаживайтесь.

Повяжем друг другу косынки и отправимся в  морское путешествие на пароходе.

- Ах, какой свежий морской воздух. Подышим им.

1. Широко открыть рот и спокойно подышать.

2. Вдох и выдох носом.

3. Вдох носом, плавный выдох ртом.

4. Вдох ртом, плавный выдох носом.

5. Закрыть левую ноздрю указательным пальцем левой руки, подышать одной ноздрей.

6.  Закрыть правую ноздрю указательным пальцем правой руки, подышать левой ноздрей.

Чтобы лучше отвечать,

Надо язычок размять.

В море мы нашли сундучок с сокровищами. На нем замочки. Чтобы их открыть, надо выполнить все морские задания.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Выполняют упражнения:

«Улыбка»

 «Трубочка»

 «Лопаточка»

 «Иголочка»

«Качели»

Личностные:

проявлять познавательный интерес к освоению новых знаний и умений

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

формировать коммуникативные навыки учебного сотрудничества

Мультимедийное сопровождение

Индивидуальные зеркала. Мультимедийное сопровождение

Сундучок с замочками

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(3 мин.)

- Что это? Бутылка. А в ней картинки. Каждый получит по 4 картинки, выберите из них лишнюю, объясните свой выбор, закрепите её на доске.

- утка, коза, пёс, кошка 

- диван, кресло, утюг, стол

- пенал, учитель, карандаш, ручка 

- осень, утро, весна, лето

- Назовите первый звук в выделенных словах.

Дети выбирают лишнюю картинку и поясняют свой выбор. Закрепляют картинку на доске.

- Утка - это птица, остальные домашние животные
- Утюг - электроприбор, остальное мебель
- Учитель - профессия, остальные школьные принадлежности
- Утро - время суток, остальные времена года

- Это звук у.

Коммуникативные:

формировать коммуникативные навыки учебного сотрудничества

Познавательные:

 уметь ориентироваться в системе имеющихся знаний;

осуществлять логические действия анализа и синтеза

Мультимедийное сопровождение

3

Постановка учебной задачи и определение темы занятия

(5 мин.)  

- Вы уже догадались о каком звуке мы будем с вами разговаривать?

- Давайте длительно произнесем этот звук. Как мы его произносим?

- Какой это звук?

- Какой цвет мы используем для обозначения этого звука?

- Раскрасьте смайлик красным цветом.

- Как на письме мы обозначим звук у?

- Правильно, звук на письме мы обозначаем буквой. Звук мы произносим, а букву пишем.

- Давайте напишем букву У у в рабочей тетради.

- Мы с вами выполнили первое задание и открываем первый замочек.

- Немного отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику. 

-Птички летели,

 Крыльями махали.

На корабль сели.

Вместе отдыхали.

- Это звук у.

Произносят звук у.

- Губы вперед «трубочкой», воздух проходит свободно, голосок работает.

- Гласный.

- Мы используем красный цвет.

Раскрашивают смайлик.

- Звук у обозначается буквой Уу.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Один ребёнок проходит и снимает первый замочек.

Дети повторяют движения за педагогом и проговаривают фразы.

«Крылья» изобразить двумя руками, помахать ими.
Ладони разворачиваются изображают «нос корабля».

Руки сделать «клювиками птиц».

Регулятивные:

планировать свои действия для выполнения задания

Познавательные:

 уметь ориентироваться в системе имеющихся знаний;

отвечать на поставленные вопросы

Коммуникативные:

использовать адекватно речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Мультимедийное сопровождение

Нераскрашенный смайлик

Работа в тетради.

Мультимедийное сопровождение.

4

Построение проекта решения учебной задачи

(3 мин.)

- Птички принесли нам следующее задание. Разделитесь на пары и попробуем сложить разрезную картинку.

- Посмотрим, что у вас получилось. Это – буква? Буква Уу.

- Глазки наши внимательно смотрели. Глазкам нужно отдохнуть.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

- Как вы думаете, мы справились со вторым заданием? Откроем второй замочек?

Дети выкладывают  букву по образцу, собирая разрезную картинку.

Показывают свои картинки и отвечают на вопросы.

- Да!!!

Выполняют движения по тексту.

Один ребёнок проходит и снимает первый замочек.

Познавательные:

 отвечать на поставленные вопросы;

строить краткое монологическое высказывание

Регулятивные:

планировать свои действия для выполнения задания;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату своей деятельности

Предметные: уточнить визуально-кинестетический  образ буквы У,у

Работа в парах с разрезными картинками.

5

Первичное закрепление

(5 мин.)

- Мы приплыли с вами к острову. Какой красивый песочек. Давайте напишем букву Уу на песочке.

- Молодцы!

- На острове растут фрукты и овощи. Я их собрала в корзинку.

Буду их вынимать из корзинки называть, а вы хлопните в  ладоши, если услышите в названии звук у.

- Помидор, огурец, морковь, картофель, груша, яблоко, лук.

- В названии каких овощей и фруктов встретился звук у?

- Какой по счету звук у в слове «лук»?

- Какой по счету звук у в слове «груша»?

- Какой по счету звук у в слове «огурец»?

- Перед вами схемы названных слов. Закрасьте красным цветом только место звука у.

Рисуют букву Уу на песке.

Хлопают в ладоши на словах – лук, груша, огурец.

- Лук, груша, огурец.

В слове «лук» звук у -второй.

В слове «груша» звук у - третий.

В слове «огурец» звук у - третий.

Раскрашивают на схемах только место звука у

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действий

Коммуникативные:

формировать коммуникативные навыки учебного сотрудничества

Песочница с песком

Корзинка с муляжами фруктов и овощей

Схемы слов с рисунками

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(4 мин.)

- А что это на дне корзинки? Груши! В них написаны или напечатаны буквы У у. Вам нужно раскрасить красным цветом только те, где правильная буква Уу

- Какие по счету груши вы раскрасили?

- Посмотрите на доску. Правильно ли вы выполнили задание?

- Вот, мы и выполнили задание на острове. Можем снять третий  замочек и открыть сундучок.

Раскрашивают выбранные груши.

Ответы детей

- Да, правильно.

Один ребёнок снимает  третий замочек и открывает сундучок.

Личностные:

оценивать самостоятельно собственную деятельность;

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действий

Картинка для раскрашивания

7

Рефлексивная деятельность

 (3 мин.)

- Какая буква спрятана в сундучке? Какой звук она обозначает?

- А, что это еще там такое? Монетки-смайлики! Закрепите их на доске, если вам занятие понравилось!

Наше путешествие подошло к концу! Спасибо за работу!

До свидания!

Дети отвечают на вопросы и анализируют свою работу.

Закрепляют смайлики на доске.

Прощаются с логопедом.

Коммуникативные:

использовать адекватно речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Познавательные:

осуществлять логические действия анализа и синтеза

Монетки-смайлики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звук У и буква У,у Ахримова Е.В. Учитель-логопед

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Технологическая карта урока "Буква мягкий знак и его особенности"

Урок обучения грамоте  "Буква мягкий знак и его особенности"....

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами". Дата публикации: 14.12.2015г.

Педагогическая цель. Создать условия для закрепления умения писать изученные заглавные и строчные буквы; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического с...

Технологическая карта урока " Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п"

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС. Указаны развиваемые ууд на каждом этапе урока. Готовая презентация к уроку....

Технологическая карта интегрированного урока обучения письму и грамоте на тему "Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б-П. Письмо слов и предложений с изученными буквами" 1 класс УМК Школа России

Цели деятельности учителя: закрепление графического навыка: написание строчной и заглавной буквы «Б, б», её соединений с другими буквами в словах. Планируемые результаты:Предметные:...

Технологическая карта урока "Буква и звук Й"

Технологическая карта урока по программе "Школа России"...