Парные глухие и звонкие согласные в конце и в середине слова.
план-конспект по логопедии

Почтарева Алина Павловна

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_5v_2.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Парные глухие и звонкие согласные в конце и в середине слова.

Цели:

  1. Закрепить практический навык подбора проверочных слов по орфограмме «парные глухие и звонкие согласные».
  2. Расширять и уточнять активный и пассивный словарь учащихся.
  3. Развивать коммуникативные умения и навыки.

Ход занятия

1.        Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам сейчас улыбнуться друг другу, настроиться на плодотворную работу. У каждого из вас на парте лежит шкала, на ней нужно зафиксировать ваше настроение сейчас. Спасибо, отложите в сторону.

Подготовить тетрадь к занятию, записать число. Тетрадь закрыть и в сторону отложить.

Цель: Активизация внимания, развитие и повышение зрительного восприятия, воображения.

Прочитать шуточное стихотворение и назвать нелепости ситуации (неправдоподобности). Обсудить, какие именно нелепости встретились в стихотворении. (распечатать стихотворение каждому)

Быстрый бег у тигра-крошки.

У ежа огромный рост,

У слона - кривые рожки

 И большой пушистый хвост.

 Из воды, увидев волка,

 Белка бросилась к кустам.

 Бегемот залез на елку

 И грызет орешки там.

2.        Формирование практического навыка подбора проверочных слов к орфограмме
«парные глухие и звонкие согласные»

2.1. Введение в тему занятия.

Посмотрите на выделенные слова. Прочитайте их.

бег, крошки, рост, рожки, хвост, бегемот, залез.

Попробуйте разделить слова на две группы:   ----*-----   и    -------*

(вывесить на доску схемы и слова, чтоб по очереди разделяли по схемам)

Подумайте, какая орфограмма объединяет эти слова?

На основании этого скажите, с чем будет связана тема занятия?

Вывод: Тема занятия - парные глухие и звонкие согласные в конце и в середине слова.

2.2. Повторение изученного на предыдущих занятиях.

Прочитайте слово БЕГ. Что вы слышите в конце слова? – К.   А букву пишем Г.

Прочитайте слово РОЖКИ. Какой звук вы слышите на третьем месте? – Ш.   А букву пишем Ж.

В середине и в конце слова звонкие согласные часто произносятся, как глухие.

Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибку?

Вывод: чтобы не ошибиться в правописании слов с парными согласными в конце и середине слова, нужно уметь подбирать проверочные слова.

Как подбирать проверочные слова?

Проверочные слова нужно подбирать так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная. (Правило на доску)

Нечетко слышится согласный?

Зовем скорей на помощь гласный!

2.3.         Распределение слов по двум группам: проверочные слова (парный согласный в сильной позиции) и слова с орфограммой (парный согласный в слабой позиции).

Цель: Активизация внимания, развитие мыслительных операций, орфографической зоркости.        

(Использовать игру карточную для этого) Перед вами 10 карт. 5 проверяемых слов, 4 проверочных. Предложите проверочное слово для того слова, которое осталось без пары. Попробуйте найти его на доске.

Садитесь, разложите перед собой пары слов.

Подготовить руку к письму. Су-ДЖОК

Чтоб здоров был пальчик наш.

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём.

И к другому перейдём.

(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.)

А теперь возьмите тетрадь, запишите все пары слов в тетрадь. Подчеркните орфограмму.

2.4.Работа с преобразованием проверочного слова в слово с глухим согласным в слабой позиции.

 Карточка – тренинг  «Подбери  слова» (Распечатать и вклеить каждому в тетрадь)

  •  Запиши  слова   по   образцу,  подчеркни  орфограммы

        Рубить  дрова      -  рубка  дров

        Покупать  игрушки    -     ___________________________________________

        упаковать  вещи        -       ___________________________________________

        диктовать  слова        -     ___________________________________________

        смазать  колёса          -      ___________________________________________

        пересадить  растения  -    ___________________________________________

        погрузить   багаж       -     ___________________________________________

        рубить  дрова             -      ___________________________________________

        поливать   огород      -      ___________________________________________

        доставить  груз          -      ___________________________________________

2.5.Нахождение искомого слова по первым слогам данных. Определение орфограммы. Исключение лишнего.

Цель: уточнение функций слогового анализа, формирование навыка подбора проверочных слов.

Прочитать слова. Используя первые слоги этих слов, составить новые. Записать получившееся слово.

Какая согласная вызывает сомнение? Назвать проверочное слово.

  1. забор, гадкий, камера;
  2. кролик, ватрушка, каша;
  3. овчина, царапина;
  4. русалка, башмак, канат;
  5. рокот, ботва.

2.6 Работа с пословицами.

У каждого из вас пословица, вставь пропущенные буквы. Объясни выбор пропущенной буквы и значение пословицы.

Книга  –  твой  дру… ,  без  неё как  без  ру… .

Зимой  сне…  глубокий  – летом хле…  высокий.

Береги   но…   в   большой моро… .

Го…   сухой  –  хле…  пустой.

Гри…  –  не   хле…,  а  ягода – не  трава.

Земля    любит   наво… ,  а лошадь  –  овё… .

Как проверили, какая буква пропущена? Верно, ведь если не слышится согласный, зови на помощь гласный. Молодцы!  

4.Рефлексия (шкала настроения)

Наше занятие подходит к концу, поэтому я попрошу вас снова отметить свое настроение сейчас.  

        

Карточка – тренинг  «Подбери  слова»

  •  Запиши  слова   по   образцу,  подчеркни  орфограммы

        Рубить  дрова      -  рубка  дров

        Покупать  игрушки    -     ___________________________________________

        упаковать  вещи        -       ___________________________________________

        диктовать  слова        -     ___________________________________________

        смазать  колёса          -      ___________________________________________

        пересадить  растения  -    ___________________________________________

        погрузить   багаж       -     ___________________________________________

        рубить  дрова             -      ___________________________________________

        поливать   огород      -      ___________________________________________

        доставить  груз          -      ___________________________________________

Карточка – тренинг  «Подбери  слова»

  •  Запиши  слова   по   образцу,  подчеркни  орфограммы

        Рубить  дрова      -  рубка  дров

        Покупать  игрушки    -     ___________________________________________

        упаковать  вещи        -       ___________________________________________

        диктовать  слова        -     ___________________________________________

        смазать  колёса          -      ___________________________________________

        пересадить  растения  -    ___________________________________________

        погрузить   багаж       -     ___________________________________________

        рубить  дрова             -      ___________________________________________

        поливать   огород      -      ___________________________________________

        доставить  груз          -      ___________________________________________


Книга  –  твой  дру… ,  без  неё как  без  ру… .

Зимой  сне…  глубокий  – летом хле…  высокий.

Береги   но…   в   большой моро… .

Го…   сухой  –  хле…  пустой.

Гри…  –  не   хле…,  а  ягода – не  трава.

Земля    любит   наво… ,  а лошадь  –  овё… .


1)        забор, гадкий, камера;

2)        кролик, ватрушка, каша;

3)        овчина, царапина;

4)        русалка, башмак, канат;

5)        рокот, ботва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Конспект урока: "Проверка слов с глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова."

Конспект урока: "Проверка слов с глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова."Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель урока: составить правило проверки парног...

УРОК русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне и в середине слов"

Развитие умения проверять написание слов с парными согласными в конце и в середине слова; формирование умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова; воспитание любви к природе,...

Открытый урок по русскому языку. "Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в середине и в конце слова". 3 класс

Развитие умения проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах; отрабатывать последовательность действий при об...

Конспект урока по "Русскому языку", 3 класс, тема: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова

Тема: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова».Цель: закрепление правописания слов с парными согласными на конце и в середине слов на основе ...