Рабочая программа по коррекции письменой речи "Смешанная дисграфия"
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Программа разработана и используется при коррекции смешанной дисграфии у школьников младших классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_2-3_klaasov_smeshannaya_disgrafiya.docx | 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ гимназия №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекции письменной речи для учащихся 2-3 классов
«Смешанная дисграфия»
Программа составлена учителем-логопедом Березенко И.Е.
Калининград 2024
Пояснительная записка
Актуальность
В настоящее время на школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразвитием речи.
Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической, артикуляторно-акустической дисграфии, дисграфии с нарушением фонемного распознавания и с элементами оптической. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают правила и применяют их на практике, у них наблюдается бедность словарного запаса, страдает лексическая сторона речи.
Проблема дисграфии у младших школьников с каждым годом становится актуальнее, что существенно затрудняет их адаптацию в школе. Сегодня в школе редко встретишь классическую дисграфию, чаще мы имеем смешанную или сложную дисграфию. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся в нарушениях письменной речи, нарушениях психических функций. При смешанной форме дисграфии наблюдаются следующие ошибки: пропуски букв и слогов, перестановки букв и слогов, нарушение границ предложений, замены букв по акустическому или пространственно-количественному типу, недописывание элементов и др. Такие ошибки вследствие коррекционно-логопедической работы исчезают, но при увеличении учебной нагрузки могут возвращаться и проявляться в большей степени.
Данная программа - система работы по профилактике и устранению смешанной дисграфии.
Цель программы: Профилактика и преодоление смешанной дисграфии.
Задачи программы:
- формировать, развивать и совершенствовать навык анализа структуры предложения и текста;
- формировать, развивать и совершенствовать навык слогового анализа и синтеза;
- формировать, развивать и совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- формировать, развивать и совершенствовать фонематическое восприятие;
- учить дифференцировать звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие;
- формировать, развивать и совершенствовать функции словоизменения, навык
- словообразования;
- формировать, развивать и совершенствовать умения морфологического анализа слова;
- развивать зрительное внимание, восприятие и память;
- работать над оптико-пространственным ориентированием;
- учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв;
Целевая аудитория:
Обучающиеся 2-4 классов с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием грамматического строя речи , испытывающие трудности в освоении ООП НОО и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.
Принципы логопедической работы
Коррекционная работа по данной программе базируется на следующих принципах:
- патогенетический принцип ( учет механизмов нарушения);
- принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений;
- принцип системности ( система методов);
- принцип комплексности ( устной и письменной речи);
- принцип опоры на сохранное звено психической функции;
- принцип поэтапного формирования умственных действий;
- Онтогенетический принцип;
- принцип постепенного усложнения материала с учетом зоны БД;
- Содержание коррекционно-логопедической работы
Программа « Коррекция смешанной дисграфии» составлена с учетом программ обучения русскому языку в начальных классах общеобразовательной школы.
Коррекционная работа ведется по следующим разделам:
- Звуковой анализ и синтез.
- Анализ и синтез предложения.
- Словообразование и словоизменение.
- Дифференциация гласных и согласных звуков по сходным акустическим характеристикам .
- Дифференциация согласных и гласных букв сходных по графическим признакам .
План работы по программе «Коррекция смешанной дисграфии»
(ведущая — дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, с элементами оптической и акустической) .
- Диагностический этап
№ п/п | Тема |
1 | Обследование зрительной и слуховой памяти. |
2 | Обследование состояния звукопроизношения,фонематического восприяия. |
3 | Обследование лексики, грамматического строя речи,связанной речи. |
4 | Исследование процесса чтения. |
5 | Исследование процесса письма (диктант, списывание) |
Итого: 2-3 часа |
- Звуковой анализ и синтез
№ п/п | Тема |
1 | Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Их акустические особенности. |
2 | Слоговой анализ и синтез. Слогообразующая функция гласных. Ударение. |
3 | Фонематический анализ и синтез (позиционный), анализ количества звуков, последовательность. |
4 | Согласные звуки и буквы. |
5 | Согласные и гласные звуки и буквы. |
6 | Мягкий знак. Его функция. Мягкий знак - показатель мягкости. |
7 | Мягкий знак — разделительный. |
8 | Твердый знак. Его функция. |
9 | Слоги. Слоговой анализ слов. |
10 | Слоги, слоги для переноса. Дифференциация. |
11 | Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие |
Итого: 16-19 часов. |
- Работа над языковым анализом и синтезом предложения
№ п/п | Тема |
1 | Предложение. Порядок слов. Составление схем. |
2 | Составление предложений с определенным количеством слов. |
3 | Составление предложений из слов, данных в беспорядке. (без изменения) |
4 | Составление предложений из слов, данных в беспорядке (с изменением) |
5 | Практические упражнения в распространении предложений. |
6 | Предложение и словосочетание. Их дифференциация. |
7 | Установление связи слов в предложении при помощи вопросов. |
Итого: 7-9 часов. |
- Работа над словообразованием, согласованием.
№ п/п | Тема |
1 | Слова, обозначающие предмет. Синонимы и антонимы. |
2 | Слова, обозначающие действие. Синонимы и антонимы. |
3 | Слова, обозначающие признаки предметов. Синонимы и антонимы. |
4 | Согласование слов. |
5 | Предлог. |
6 | Приставка. |
7 | Дифференциация предлога и приставки. |
8 | Составление предложений с предлогом. |
Итого: 7-9 часов. |
- Дифференциация согласных и гласных звуков по сходным акустическим характеристикам
№ п/п | Тема |
1 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация Б-П в слогах, словах, предложениях. |
2 | З-С. Дифференциация З-С в слогах, словах, предложениях. |
3 | Г-К. Дифференциация Г-К в слогах, словах, предложениях. |
4 | В-Ф. Дифференциация В-Ф в слогах, словах, предложениях. |
5 | Д-Т. Дифференциация Д-Т в слогах , словах, предложениях. |
6 | Ж-Ш. Дифференциация Ж-Ш в слогах, словах, предложениях. |
7 | Ч=Ть. Дифференциация Ч-Ть в слогах, словах, предложениях. |
8 | Твердые и мягкие согласные. Дифференциация А-Я в слогах, словах, предложениях. |
9 | У-Ю. Дифференциация У-Ю в слогах, словах, предложениях. |
10 | О-Ё. Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях. |
11 | Э-Е. Дифференциация Э-Е в в слогах, словах, предложениях. |
12 | Ы-И. Дифференциация Ы- И в слогах, словах, предложениях. |
Итого:10-12 часов. |
- Дифференциация согласных и гласных букв сходных по графическим признакам
№ п/п | Тема |
1 | Дифференциация строчной письменной л-м, и-ш,б-д, н-ю, х-ж, н-к, г-р, п-т, а-о, и-у |
2 | Дифференциация заглавной прописной Е-З, У-Ч, Т-П, И-Ш, Ш-Щ |
3 | Исследование процесса письма ( заключительная диагностика) |
Итого: 2-3 часа. |
Итого: 55 часов.
Тематическое планирование по программе
«Смешанная дисграфия» (ведущая - дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, с элементами акустической и оптической) для учащихся 2-3 классов.
- Диагностический этап
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 . | Обследование зрительной и слуховой памяти. Обследование состояния звукопроизношения, фонематического восприятия. | Проведение тестов для обследования зрительной и слуховой памяти. Обследование звукопроизношения изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте. | 1 |
2 . | Обследование лексики, грамматического строя речи, связанной речи. Исследование процесса чтения. | Исследование возможности называния картинок, воспроизведения слов, навыков слогового анализа, номинативного словаря, обобщения понятий, объяснения понятий, использование антонимов и синонимов, навыков словообразования, навыков словоизменения. Исследование процесса чтения | |
3 . | Исследование процесса письма (диктант ,списывание). | Обследование письма. | 1 |
- Основной этап
Коррекция дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза Звук
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 . | Звуки и буквы .Гласные и согласные. | Знакомство с речевыми звуками (слышим и произносим, видим и пишем). Сравнение звуков и букв. (названий). Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных. Дифференциация гласных и согласных. | 1 |
2 . | Гласные звуки и буквы. | Знакомство с гласными звуками и буквами. Соотнесение звуков с буквами. Образование гласных. Развитие звукового анализа и синтеза. (схемы) | 1 |
3 . | Гласные 2 ряда. | Знакомство с гласными второго ряда. Развитие фонематического восприятия и слуха. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных 2 ряда при смягчении согласных. Дифференциация схем с гласными 2 ряда. | 2 |
4 . | Слоговой анализ и синтез. Слогообразующая функция гласных. Ударение. | Определение количества слогов. Знакомство с ударением. Выделение ударного гласного. | 1 |
5 . | Согласные звуки и буквы. | Знакомство с согласными звуками. Развитие фонематического восприятия и слуха. (Какой первый? Какой последний? Гласный? Согласный? ) Соотнесение согласных звуков с буквами. Определение места звука в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе. | 2 |
6 . | Согласные звуки всегда твердые и всегда мягкие. Особенности их употребления на письме. | Знакомство со звуками ж, ш, ц, ч, щ, й .Знакомство со схемой. | 2 |
7 . | Мягкий знак. | Роль мягкого знака. Разделительный и смягчающий. Соотнесение со схемой. Обогащение словаря. Работа по звуко-буквенному анализу. | 2 |
. |
Слог
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 . | Слог. | Знакомство со слогом. Понятие Открытый и закрытый слог. Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Перенос слов. | 2 |
2 . | Ударение. | Продолжаем знакомство с ударением. Выделение ударного слога. Соотношение слов со схемой. | 1 |
3 . | Ударные и безударные гласные . | Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов. | 3 |
Слово
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 . | Родственные слова. Корень слова. | Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием родственные слова. Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков(Единый корень, близость значения). Закрепление знаний о безударной гласной. Выделение корня в словах. Обогащение словаря. | 3 |
2 . | Образование слов при помощи суффиксов. | Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффикса. Обогащение словаря. (темы- профессии ,детеныши) . | 2 |
3 . | Образование слов при помощи приставок. | Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании. (в-из, под-над, из- под, с-со, на-над ) Развитие временных и пространственных отношений. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами. | 2 |
4 . | Приставки и предлоги. | Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация приставок и предлогов. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа с антонимами и синонимами. | 2 |
5 . | Морфологический состав слова. | Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение приставок, корня, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами. | 2 |
Словосочетание и предложение
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 . | Словосочетание и предложение. | Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами слов словосочетания и предложения. Языковой анализ и | 3 |
синтез предложения. Работа над деформированным предложением. |
Связанная речь
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 . | Последовательный рассказ. | Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом. Восстановление рассказа по плану. | 2 |
2 . | Описательный рассказ. | Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа по плану. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом. | 2 |
3 . | Составление связанного рассказа по предметной, сюжетной и серии картинок. | Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Составление рассказа по серии картин(2,3,4 картинки) . | 2 |
Коррекция акустической дисграфии
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1. | Дифференциация гласных букв. | Гласные буквы. Дифференциация гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е Выбор гласных на письме. | 1 |
2. | Дифференциация А-Я . | Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы. Дифференциация гласных букв. А- Я в слогах, словах, предложениях и тексте. | 1 |
3. | Дифференциация У-Ю. | Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы. Дифференциация гласных букв У- Ю в слогах, словах, предложениях, тексте. | 1 |
4. | Дифференциация О-Ё. | Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы . Дифференциация гласных букв О-Ё в слогах, словах, предложениях и тексте. | 1 |
5. | Дифференциация Ы-И. | Гласная буква И. Обозначение |
мягкости согласных на письме при помощи гласных. Дифференциация гласных букв Ы-И в слогах, словах, предложениях и тексте. | 1 | ||
6. | Дифференциация Э-Е. | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной. Дифференциация Э-Е в слогах, словах, предложениях, тексте. | 1 |
7. | Звонкие и глухие согласные. | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза. | 1 |
8. | Звуки Б-Б, П-П. | Звуки б-б,п-п. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, памяти, анализа, синтеза. | 1 |
9. | Звуки В-В, Ф-Ф. | Звуки в-в,ф-ф. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте .Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия ,анализа и синтеза. | 1 |
10 . | Звуки Г-Г, К-К, Х-Х. | Звуки г-г, к-к, х-х . Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, предложениях, тексте. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. | 1 |
11 . | Звуки Д-Д, Т-Т. | Звуки д-д, т-т . Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия , анализа и синтеза. | 1 |
12 . | Звуки З-З, С-С. | Звуки з-з, с-с. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. | 1 |
13 . | Звуки Ж-Ш. | Звуки ж-ш. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, | 1 |
словах, предложениях, тексте. | |||
14 . | Звуки ТС-Ц. | Знакомство со звуками ТС-Ц. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа, синтеза. | 1 |
15 . | Звуки Ч-Щ. | Звуки Ч-Щ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами. Развитие слуховых дифференцировок. | 1 |
16 | Заключительная диагностика Исследование процесса письма (диктант, списывание). | Обследование | 1 |
Итого : 55 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников....
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии для 3 класса адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа...
Рабочая программа по коррекции акустической дисграфии у младших школьников
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.В. Мазановой "Коррекция акустической дисграфии"...
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим письмом о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции письменной речи у учащихся 8-11 лет и преодолению коммуникативных трудностей «Школа письма».
Данная программа направленна на коррекцию письменной речи учащихся 2-4 классов, имеющих нарушения речи (общее недоразвитие речи и др.) и испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной ...
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии 4 класс
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса общеобразовательной школы...
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью...