Рабочая программа по коррекции письменой речи "Смешанная дисграфия"
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Березенко Ирина Евгеньевна

Программа разработана и используется при коррекции смешанной дисграфии у школьников младших классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ гимназия №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекции письменной речи для учащихся 2-3 классов

«Смешанная дисграфия»

Программа составлена учителем-логопедом Березенко И.Е.

                         Калининград 2024

                                        Пояснительная записка

Актуальность

В настоящее время на школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразвитием речи.

Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической, артикуляторно-акустической дисграфии, дисграфии с нарушением фонемного распознавания и с элементами оптической. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают правила и применяют их на практике, у них наблюдается бедность словарного запаса, страдает лексическая сторона речи.

Проблема дисграфии у младших школьников с каждым годом становится актуальнее, что существенно затрудняет их адаптацию в школе. Сегодня в школе редко встретишь классическую дисграфию, чаще мы имеем смешанную или сложную дисграфию. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся в нарушениях письменной речи, нарушениях психических функций. При смешанной форме дисграфии наблюдаются следующие ошибки: пропуски букв и слогов, перестановки букв и слогов, нарушение границ предложений, замены букв по акустическому или пространственно-количественному типу, недописывание элементов и др. Такие ошибки вследствие коррекционно-логопедической работы исчезают, но при увеличении учебной нагрузки могут возвращаться и проявляться в большей степени.

Данная программа - система работы по профилактике и устранению смешанной дисграфии.

Цель программы: Профилактика и преодоление смешанной дисграфии.

Задачи программы:

  • формировать, развивать и совершенствовать навык анализа структуры предложения и текста;
  • формировать, развивать и совершенствовать навык слогового анализа и синтеза;
  • формировать, развивать и совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
  • формировать, развивать и совершенствовать фонематическое восприятие;
  • учить дифференцировать звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие;
  • формировать, развивать и совершенствовать функции словоизменения, навык
  • словообразования;
  • формировать, развивать и совершенствовать умения морфологического анализа слова;
  • развивать зрительное внимание, восприятие и память;
  • работать над оптико-пространственным ориентированием;
  • учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв;

Целевая аудитория:

Обучающиеся 2-4 классов с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием грамматического строя речи , испытывающие трудности в освоении ООП НОО и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.

Принципы логопедической работы

Коррекционная работа по данной программе базируется на следующих принципах:

  • патогенетический принцип ( учет механизмов нарушения);
  • принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений;
  • принцип системности ( система методов);
  • принцип комплексности ( устной и письменной речи);
  • принцип опоры на сохранное звено психической функции;
  • принцип поэтапного формирования умственных действий;
  • Онтогенетический принцип;
  • принцип постепенного усложнения материала с учетом зоны БД;
  •  Содержание коррекционно-логопедической работы

Программа « Коррекция смешанной дисграфии» составлена с учетом программ обучения русскому языку в начальных классах общеобразовательной школы.

Коррекционная работа ведется по следующим разделам:

  1. Звуковой анализ и синтез.
  2. Анализ и синтез предложения.
  3. Словообразование и словоизменение.
  4. Дифференциация гласных и согласных звуков по сходным акустическим характеристикам .
  5. Дифференциация согласных и гласных букв сходных по графическим признакам .

План работы по программе «Коррекция смешанной дисграфии»

(ведущая — дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, с элементами оптической и акустической) .

  1. Диагностический этап

№ п/п

Тема

1

Обследование зрительной и слуховой памяти.

2

Обследование состояния звукопроизношения,фонематического восприяия.

3

Обследование лексики, грамматического строя речи,связанной речи.

4

Исследование процесса чтения.

5

Исследование процесса письма (диктант, списывание)

Итого: 2-3 часа

  1. Звуковой анализ и синтез

№ п/п

Тема

1

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Их акустические особенности.

2

Слоговой анализ и синтез. Слогообразующая функция гласных. Ударение.

3

Фонематический анализ и синтез (позиционный), анализ количества звуков, последовательность.

4

Согласные звуки и буквы.

5

Согласные и гласные звуки и буквы.

6

Мягкий знак. Его функция. Мягкий знак - показатель мягкости.

7

Мягкий знак — разделительный.

8

Твердый знак. Его функция.

9

Слоги. Слоговой анализ слов.

10

Слоги, слоги для переноса. Дифференциация.

11

Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие

Итого: 16-19 часов.

  1. Работа над языковым анализом и синтезом предложения

№ п/п

Тема

1

Предложение. Порядок слов. Составление схем.

2

Составление предложений с определенным количеством слов.

3

Составление предложений из слов, данных в беспорядке. (без изменения)

4

Составление предложений из слов, данных в беспорядке (с изменением)

5

Практические упражнения в распространении предложений.

6

Предложение и словосочетание. Их дифференциация.

7

Установление связи слов в предложении при помощи вопросов.

Итого: 7-9 часов.

  1. Работа над словообразованием, согласованием.

№ п/п

Тема

1

Слова, обозначающие предмет. Синонимы и антонимы.

2

Слова, обозначающие действие. Синонимы и антонимы.

3

Слова, обозначающие признаки предметов. Синонимы и антонимы.

4

Согласование слов.

5

Предлог.

6

Приставка.

7

Дифференциация предлога и приставки.

8

Составление предложений с предлогом.

Итого: 7-9 часов.

  1.         Дифференциация согласных и гласных звуков по сходным акустическим характеристикам

№ п/п

Тема

1

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация Б-П в слогах, словах, предложениях.

2

З-С. Дифференциация З-С в слогах, словах, предложениях.

3

Г-К. Дифференциация Г-К в слогах, словах, предложениях.

4

В-Ф. Дифференциация

В-Ф в слогах, словах, предложениях.

5

Д-Т. Дифференциация Д-Т в слогах , словах, предложениях.

6

Ж-Ш. Дифференциация Ж-Ш в слогах, словах, предложениях.

7

Ч=Ть. Дифференциация Ч-Ть в слогах, словах, предложениях.

8

Твердые и мягкие согласные. Дифференциация А-Я в слогах, словах, предложениях.

9

У-Ю. Дифференциация У-Ю в слогах, словах, предложениях.

10

О-Ё. Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях.

11

Э-Е. Дифференциация Э-Е в в слогах, словах, предложениях.

12

Ы-И. Дифференциация Ы-

И в слогах, словах, предложениях.

Итого:10-12 часов.

  1. Дифференциация согласных и гласных букв сходных по графическим признакам

№ п/п

Тема

1

Дифференциация строчной письменной л-м, и-ш,б-д, н-ю, х-ж, н-к, г-р, п-т, а-о, и-у

2

Дифференциация заглавной прописной Е-З, У-Ч, Т-П, И-Ш, Ш-Щ

3

Исследование процесса письма ( заключительная диагностика)

Итого: 2-3 часа.

Итого: 55 часов.

Тематическое планирование по программе

«Смешанная дисграфия» (ведущая - дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, с элементами акустической и оптической) для учащихся 2-3 классов.

  1. Диагностический этап

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

.

Обследование зрительной и слуховой памяти. Обследование состояния звукопроизношения, фонематического восприятия.

Проведение тестов для обследования зрительной и слуховой памяти. Обследование звукопроизношения изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте.

1

2

.

Обследование лексики, грамматического строя речи, связанной речи. Исследование процесса чтения.

Исследование возможности называния картинок, воспроизведения слов, навыков слогового анализа, номинативного словаря, обобщения понятий, объяснения понятий, использование антонимов и синонимов, навыков словообразования, навыков словоизменения. Исследование процесса чтения

3

.

Исследование процесса письма (диктант ,списывание).

Обследование письма.

1

  1. Основной этап

Коррекция дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза Звук

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

.

Звуки и буквы .Гласные и согласные.

Знакомство с речевыми звуками (слышим и произносим, видим и пишем). Сравнение звуков и букв. (названий). Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и

согласных. Дифференциация гласных и согласных.

1

2

.

Гласные звуки и буквы.

Знакомство с гласными звуками и буквами. Соотнесение звуков с буквами. Образование гласных.

Развитие звукового анализа и синтеза. (схемы)

1

3

.

Гласные 2 ряда.

Знакомство с гласными второго ряда. Развитие фонематического восприятия и слуха. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных 2 ряда при смягчении

согласных. Дифференциация схем с гласными 2 ряда.

2

4

.

Слоговой анализ и синтез. Слогообразующая функция гласных. Ударение.

Определение количества слогов. Знакомство с ударением.

Выделение ударного гласного.

1

5

.

Согласные звуки и буквы.

Знакомство с согласными звуками. Развитие фонематического восприятия и слуха. (Какой первый? Какой последний?

Гласный? Согласный? ) Соотнесение согласных звуков с буквами. Определение места звука

в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе.

2

6

.

Согласные звуки всегда твердые и всегда мягкие. Особенности их употребления на письме.

Знакомство со звуками ж, ш, ц, ч, щ, й .Знакомство со схемой.

2

7

.

Мягкий знак.

Роль мягкого знака. Разделительный и смягчающий. Соотнесение со схемой.

Обогащение словаря. Работа по звуко-буквенному анализу.

2

.

Слог

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

.

Слог.

Знакомство со слогом. Понятие Открытый и закрытый слог.

Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога.

Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Перенос слов.

2

2

.

Ударение.

Продолжаем знакомство с ударением. Выделение ударного

слога. Соотношение слов со схемой.

1

3

.

Ударные и безударные гласные .

Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов.

3

Слово

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

.

Родственные слова. Корень слова.

Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием родственные слова. Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков(Единый корень, близость значения).

Закрепление знаний о безударной гласной. Выделение корня в словах. Обогащение словаря.

3

2

.

Образование слов при помощи суффиксов.

Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффикса. Обогащение словаря. (темы-

профессии ,детеныши) .

2

3

.

Образование слов при помощи приставок.

Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании. (в-из, под-над, из- под, с-со, на-над ) Развитие временных и пространственных отношений. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами.

2

4

.

Приставки и предлоги.

Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация приставок и предлогов. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа с антонимами и синонимами.

2

5

.

Морфологический состав слова.

Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение приставок, корня, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами.

2

Словосочетание и предложение

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

.

Словосочетание и предложение.

Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами

слов словосочетания и предложения. Языковой анализ и

3

синтез предложения. Работа над деформированным предложением.

Связанная речь

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

.

Последовательный рассказ.

Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом.

Восстановление рассказа по плану.

2

2

.

Описательный рассказ.

Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа по плану. Составление описания по опорным словам. Работа над

деформированным текстом.

2

3

.

Составление связанного рассказа по предметной, сюжетной и серии картинок.

Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей.

Составление рассказа по серии картин(2,3,4 картинки) .

2

Коррекция акустической дисграфии

Тема

Содержание

Кол-во часов

1.

Дифференциация гласных букв.

Гласные буквы. Дифференциация гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е Выбор гласных на письме.

1

2.

Дифференциация А-Я .

Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы.

Дифференциация гласных букв. А- Я в слогах, словах, предложениях и тексте.

1

3.

Дифференциация У-Ю.

Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы.

Дифференциация гласных букв У-

Ю в слогах, словах, предложениях, тексте.

1

4.

Дифференциация О-Ё.

Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы .

Дифференциация гласных букв О-Ё в слогах, словах, предложениях и тексте.

1

5.

Дифференциация Ы-И.

Гласная буква И. Обозначение

мягкости согласных на письме при помощи гласных. Дифференциация гласных букв Ы-И в слогах, словах,

предложениях и тексте.

1

6.

Дифференциация Э-Е.

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной. Дифференциация Э-Е в слогах, словах, предложениях, тексте.

1

7.

Звонкие и глухие согласные.

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия,

анализа, синтеза.

1

8.

Звуки Б-Б, П-П.

Звуки б-б,п-п. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, памяти, анализа, синтеза.

1

9.

Звуки В-В, Ф-Ф.

Звуки в-в,ф-ф. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и

тексте .Работа со словами паронимами. Развитие фонематического

восприятия ,анализа и синтеза.

1

10

.

Звуки Г-Г, К-К, Х-Х.

Звуки г-г, к-к, х-х . Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, предложениях, тексте. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

1

11

.

Звуки Д-Д, Т-Т.

Звуки д-д, т-т . Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.

Работа со словами паронимами. Развитие фонематического

восприятия , анализа и синтеза.

1

12

.

Звуки З-З, С-С.

Звуки з-з, с-с. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

1

13

.

Звуки Ж-Ш.

Звуки ж-ш. Дифференциация звуков изолированно, в слогах,

1

словах, предложениях, тексте.

14

.

Звуки ТС-Ц.

Знакомство со звуками ТС-Ц. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте.

Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа, синтеза.

1

15

.

Звуки Ч-Щ.

Звуки Ч-Щ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами. Развитие слуховых дифференцировок.

1

16

Заключительная диагностика Исследование процесса письма (диктант, списывание).

Обследование

1

Итого : 55 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников....

Рабочая программа по коррекции акустической дисграфии у младших школьников

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.В. Мазановой "Коррекция акустической дисграфии"...

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов

Рабочая  программа по коррекции смешанной дисграфии составлена   в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим  письмом  о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции письменной речи у учащихся 8-11 лет и преодолению коммуникативных трудностей «Школа письма».

Данная программа направленна на коррекцию письменной речи учащихся 2-4 классов, имеющих нарушения речи (общее недоразвитие речи и др.) и испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной ...

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии 4 класс

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса общеобразовательной школы...

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью...