логопедическое сопровождение учащихся начальной школы с нарушением письменной речи в условиях ФГОС
презентация к уроку по логопедии
Логопедическое сопровождение учащихся начальной школы с нарушением письменной речи в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_soprovozhdenie.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нарушения средств общения фонетическое недоразвитие (ФН ) фонематическое недоразвитие Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН ) Общее недоразвитие речи (ОНР)
Стандарты устанавливают требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (Из приказа МинОбра № 373 ) Личностные - включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции , личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности Метапредметные - включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями , составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями Предметные - включающие освоенный … опыт специфический для данной предметной области деятельности по получению нового знания , его преобразованию и применению , а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира.
Познавательные универсальные действия смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Дисграфия , дислексия - одна из самых актуальных задач логопедии
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Причины дисграфии : несформированность фонетико-фонематических процессов; несформированность лексико-грамматической стороны речи; биологические причины (нарушения головного мозга ребенка).
Виды дисграфии : акустическая , оптическая, аграмматическая , дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Ошибки на уровне буквы и слова. Ошибки звукового анализа Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов. Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки. Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»). Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – « довр »). Добавление лишней буквы; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – « дуружно »). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – « девочика »). Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.
Ошибки фонематического слуха Проявление : замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки. Дети часто путают парные звонкие и глухие согласные (зима – « сима »); гласные о – у, ё - ю ; заднеязычные согласные г – к – х (сухой – « сугой »); соноры л – р , й – л , м – н ; свистящ . и шипящ . звуки м/ д собой: с – ш , з – ж, с( мягк .) – щ ; аффрикаты: ч – щ ; ч – ц ; ч – т( мягк .); ц – с. Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.
Оптические ошибки Проявление : ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ , ш – щ , ш – и, б – д ; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов. Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве, а также развивать зрительный анализатор .
Упражнения, для коррекции дисграфии и дислексии : Ежедневно в течение 5 минут (не больше) зачеркивать или обводить заданные буквы. Каждый день писать короткие диктанты карандашом. Выполнять упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Основные правила Режим благоприятствования Отказ от проверок на скорость чтения Отказ от упражнений, в которых текст написан с ошибками, подлежащими исправлению Подход «больше читать и писать» успеха не принесет Не показывать свою эмоциональную вовлеченность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Данный материал включает в себя опыт совместной работы логопеда и родителей по предупреждению дисграфии у первосклассников....
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Взаимодействие усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...
Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопункта общеобразовательной школы» для учащихся 1-4 классов.
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, по...
Система логопедического сопровождения учащихся начальной школы в их подготовке к гимназическому этапу обучения.
Система логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов эффективно осуществляется в гимназии №271 и помогает детям с нарушениями устной и письменной речи успешно осваивать программу 5-11 классов....
Логопедическое сопровождение учащихся начальной школы образовательного учреждения
Доклад учителя-логопеда школьном методическом совете....