Логопедическое сопровождение учащихся начальной школы образовательного учреждения
методическая разработка по логопедии на тему

Ирина Юрьевна

Доклад учителя-логопеда школьном методическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления обозначена на слайде.

2 слайд

Серьёзные изменения в содержание работы логопедической службы образовательных учреждений внесло введение федеральных государственных стандартов начального общего образования. Возникла необходимость разработки образовательных программ, системы мониторинга с учётом психофизических И ЛИЧНОСТНЫХ особенностей обучающихся с нарушениями речи. И эффективность работы учителя-логопеда зависит от тесного сотрудничества и взаимодействия специалистов службы сопровождения педагогического процесса. Учитель ведущий специалист школы, который обучая, первый замечает все недостатки в развитии ребенка и сигнализирует о них логопеду и психологу. В свою очередь психолог оказывает неоценимую помощь, развивая психические процессы, которые необходимы для правильного и успешного речевого развития ребенка. Социальный педагог знает все тонкости семейного воспитания и может объяснить психологическое состояние обучающего, и наконец, без медицинского консультирования,  и в некоторых случаях, лечения,  логопед не сможет добиться хороших результатов в коррекции речевых нарушений.

3 слайд

Неоценима помощь родителей,  настрой и желание самого ребенка, если родители и учащийся заинтересованы в исправлении коррекции речевых отклонений, то и коррекция проходит быстрее.

4 слайд

На слайде Вы видите задачи, которые поставлены перед учителем-логопедом

5 слайд

Специальное коррекционно-логопедическое консультирование и сопровождение учебно-воспитательного процесса включает в себя следующие направления:

Которые вы видите на экране, среди перечисленных направлений приоритетным в работе логопеда являются диагностическое и коррекционное.

6 сдайд

Формы реализации образовательного маршрута вы видите на данном слайде.

7 слайд

Диагностика уровня развития речевой деятельности проводится В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ определить степень тяжести речевых нарушений и составить индивидуальный образовательный маршрут и обозначить пути коррекции учащихся.

На начало 2017-2018 учебного года в нашей школе мною была проведена диагностика устной и письменной речи учащихся начальной школы. Диагностика показала следующее:

Норма речевого развития у 1 учащегося, что составило 2%

Речевые отклонения у 40 детей начальной школы, что составляет 98%, из 40 детей у 28 детей (69%) диагностирована дисграфия. У многих педагогов и родителей создается ошибочное мнение, что учитель-логопед занимается лишь коррекцией звукопроизношения. И конечно, это не так, учитель-логопед охватывает все компоненты речи. А так как я работаю в школе то, особое внимание уделяю развитию письменной речи учащихся, поэтому сегодня кратко хотела бы рассказать об опыте работы по  коррекции дисграфии.

8 слайд

Следует отметить резкое увеличение распространённости дисграфии у детей за несколько последних десятилетий.

Согласно данным Хватцева в 50 годы, число учащихся с дисграфией в массовых школах составляло около 6%, в  2000 году из результатов исследованиям Парамоновой Л.Г, видно, что  дисграфия встечалась уже у 30% школьников.

В настоящее время согласно исследованиям более половины детей (55,5%) поступают в первые классы массовых школ со значительным отставанием в речевом развитии.

А последние данные отечественных ученых, которые занимаются изучением дисграфий показали, что на начало 2016 года дисграфия составила уже 75%.

9 слайд

На слайде дано определение дисграфии и если говорить просто, то дисграфия – это стойкое нарушение письма.

10 слайд

На слайде вы видите причины, появления дисграфий у учащихся, на самом деле их намного больше, но я выделила самые значимые.

11 слайд

Рассмотрим виды дисграфий

12 слайд

Акустическая дисграфия:

У учащихся возникают трудности слуховой дифференциации звуков речи, что проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи эти звуки произносятся правильно.

Например, «БОЛОТО» или «ПОЛОТО», «ПОЛКА» или «БОЛКА») 

13 слайд

2. Артикуляторно – акустическая дисграфия 

Сам характер письменных ошибок при акустической и артикуляторно-акустической дисграфии одинаков, разница лишь в том, что во втором случае и в устной речи ребенка также имеются однотипные звуковые замены, тогда как при акустической дисграфии этого не наблюдается. «САРФ» вместо – ШАРФ или «ЛАКЕТА» вместо – РАКЕРА

14 слайд

Дисграфия языкового анализа и синтеза

Ученик затрудняется проанализировать речевой поток учителя, то есть не может выделить отдельные слова и затем разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки. Не может определить границы предложения.

Например: «цвтыстятстле» вместо «цветы стоят на столе».

15 слайд

Оптическая дисграфия.

Данный вид дисграфии связан с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых  кажутся ему одинаковыми. Чаще всего – это зеркальное написание букв.

16 слайд

Аграмматическая дисграфия 

обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний, слов, в неумении согласовывать слова между собой.

17 слайд

Смешанная форма дисграфии – отмечается несформированность нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма. И перед ваши образец письма ребенка со смешанной формой дисграфии.

18 слайд

В своей работе помимо проведения логопедических занятий использую ИКТ и электронные логопедические программы, одна из которых представлена на слайде. Это разработка новосибирских авторов. Учащийся самостоятельно в игровой форме проходит коррекцию и может себя проверить.

Программа содержит:

  1. Упражнения на определение наличия и места звука в слове.
  2. Упражнения на определение количества звуков в слове.
  3. Упражнения на определение последовательности звуков в слове.

19 слайд

Для развития правильного произношения, а также для профилактики и коррекции акустической и акустико-артикуляционной дисграфий мною было составлено практическое пособие с использованием чистоговорок. Детям оно очень нравится и служит для исправления разнообразных речевых отклонений у учащихся. Пособие состоит из множества красочных карточек-рисунков, к которым подобрана фраза для отработки правильного  произношения или написания на слух.

19 слайд

Результаты работы по коррекции дисграфий.

20 слайд

Анализируя результаты коррекции дисграфий за этот учебный год мною были выделены причины, препятствующие более качественной коррекции.

21 слайд

Благодарю за внимание.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов общеобразовательного учрежения

Представление коррекционной программы, расчитаной на сопровождение учащихся с речевыми нарушениями....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ С ЛОГОПЕДОМ С ПОМОЩЬЮ УМК «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

В статье описывается система работы по оказанию целевой коррекционно-педагогической помощи по преодолению нарушений чтения и письма в соответствии с требованиями ФГОС НОО с помощью УМК "Логопедич...

Программа логопедического сопровождения учащихся с ОВЗ 1-4 классов

Настоящая программа написана с учётом особенностей речевых и психических нарушений школьников с ОВЗ, а также комплексного подхода к их коррекции. Планирование рассчитано на учащихся 1-4 классов с ОВЗ ...

Презентация "Логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательном учреждении"

Презентация о логопедическом сопровождении обучающихся в школе....

Система логопедического сопровождения учащихся начальной школы в их подготовке к гимназическому этапу обучения.

Система логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов эффективно осуществляется в гимназии №271 и помогает детям с нарушениями устной и письменной речи успешно осваивать программу 5-11 классов....