Система логопедического сопровождения учащихся начальной школы в их подготовке к гимназическому этапу обучения.
методическая разработка по логопедии на тему
Система логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов эффективно осуществляется в гимназии №271 и помогает детям с нарушениями устной и письменной речи успешно осваивать программу 5-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_logopedicheskogo_soprovozhdeniya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Система логопедического сопровождения учащихся начальной школы в их подготовке к гимназическому этапу обучения.
Проблемы письменной речи становятся с каждым учебным годом всё более актуальными. К концу первого класса некоторые ученики сталкиваются со значительными трудностями в овладении как процессом чтения, так и процессом письма.
А как мы все знаем, именно чтение и письмо является сначала целью, а затем средством начального обучения.
С 2003 года в гимназии начали работать два учителя – логопеда, образовав логопедическую службу, которая вошла в состав медико-социально-психологической службы гимназии.
Основной задачей логопедической службы являлось и является своевременное выявление и коррекция проблем устной и письменной речи учеников начальных классов для успешного обучения в гимназии.
К концу обучения в начальной школе у ученика должна быть сформирована готовность к гимназическому этапу обучения: достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Такой ученик умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, владеет основами умения учиться, способен сам организовать свою деятельность.
Какой же контингент первоклассников поступает в 1 класс ? Процент детей с различными речевыми дефектами к общему числу принятых в школу довольно велик (48-53 %). 86 % первоклассников получали логопедическую помощь до школы.
Необходимо отметить, что ежегодный районный мониторинг речевой деятельности, который проводится с 2005 года, наглядно демонстрирует неуклонное увеличение количества детей, поступающих в первые классы, имеющих нарушения устной речи. В гимназию поступает 48-53% таких детей с речевыми диагнозами ( ФНР, ФФНР, ЛГНР, НОНР, ОНР.)
Все эти дети составляют группу риска возникновения вторичных нарушений речи: дисграфии, дислексии, дизорфографии.
Любая коррекционная помощь наиболее эффективна на более ранних стадиях возникновения проблем или до их проявления.
Поэтому, логопеды гимназии начинают свою работу уже с родителями дошкольников.
Профилактическая работа включает в себя:
- Выступления на общих родительских собраниях для будущих первоклассников.
- Проведение консультации родителей по вопросам:
- Определение уровня речевой готовности к обучению в школе.
- Получение практических рекомендаций на лето по подготовке к школе, после окончания подготовительных курсов.
Каждый ученик, поступающий в школу, проходит всестороннее логопедическое обследование.
Уточняется уровень сформированности не только правильного звукопроизношения, но и фонематических процессов, лексико –грамматических категорий, связной речи, чтения.
При выявлении речевых нарушений
- проводится консультирование родителей, объяснение значения речевого развития на успешность обучения
- в обязательном порядке все родители подписывают протокол обследования, что помогает предотвратить возникновение конфликтных ситуации в дальнейшем.(слайд)
- с согласия родителей ребенок зачисляется на логопедические занятия, которые проводятся 2 раза в неделю.
Одними из самых значимых помощников в работе с логопедическими детьми, являются учителя начальной школы. Это и послужило созданию программы совместной деятельности учителей-логопедов и классных руководителей, учителей предметников.
Она включает в себя несколько этапов работы:
- Просветительский
- Выступления на кафедрах с разъяснением особенностей в развитии детей, имеющих речевые нарушения.
- Индивидуальные консультации .
- Диагностический
- Практическая работа по дифференциации специфических и орфографических ошибок.
- Совместно- коррекционный.
- После проведения углублённой диагностики, педагоги знакомят родителей с её результатами. Каждый родитель ставит подпись напротив логопедического заключения. Учитель максимально обеспечивает явку родителей на индивидуальные консультации.
- После комплектования коррекционных групп, логопеды своевременно ставят в известность классных руководителей о необоснованных пропусках учеников. А учитель оперативно реагирует на информацию и обеспечивает контроль родителей за посещением логопедических занятий.
- В конце каждой учебной четверти учителя- логопеды имеют возможность обсудить результаты коррекционной работы и скорректировать её, при необходимости, на поклассных совещаниях.
- Проведение «круглых столов» с учителями и родителями для выработки оптимальных единых подходов к проблемам детей, возможных путей помощи ученику и семье.
- Совместное составление пакета документов для специалистов ЦППМСС.
Результатом взаимодействия логопедов и учителей начальной школы является:
- 100% охват детей нуждающихся в логопедической помощи, т.к. учителя хорошо определяют в письменных работах учеников специфические речевые ошибки;
- Своевременное направление вновь прибывших детей и детей «группы риска» на консультацию к логопедам;
- Пропаганда необходимости посещения логопедических занятий среди учеников и их родителей;
- Снижение количества пропусков занятий без уважительной причины.
- Высокая положительная динамика в коррекции дисграфии и дислексиии.
Собственными кадрами логопедическая служба не всегда может осуществить помощь всем детям, поэтому часть учеников направляется для коррекционных занятий в ЦППМСС, с которым постоянно поддерживается обратная связь.
При проведении дифференциальной диагностики с учениками, имеющими стойкие трудности в обучении, подключены районные специалисты для определения оптимальной программы для каждого ребёнка. Проводится работа с родителями, составляются сопроводительные документы для углублённого психологического обследования.
т
В результате совместной со специалистами ЦППМСС, планомерной работы с семьёй, за прошедшие 5 лет 30 учеников гимназии сменили гимназическую программу обучения на рекомендуемые педагогами – психологами или РМПК. Тем самым, помогли детям быть успешными в обучении по доступной для них учебной программе. А их родителям, умению понимать и объективно оценивать возможности своих детей.
В современном коррекционном процессе на помощь логопедам приходят ИКТ технологии.
Учителя-логопеды проводят уроки-презентации для закрепления полученных навыков. Использование компьютерных технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Применение современных технологий в пропедевтической работе с учащимися
С декабря 2008 года у логопедической службы появилась возможность использовать в работе современные способы профилактики и коррекции речевых проблем с использованием логотерапевтического компьютерного комплекса методом биологической обратной связи (БОС).
Коррекционная работа с использованием БОС позволила снять тревожность учащихся в усвоении гимназической программы. Наблюдаются значительные изменения со стороны вегетативной Н.С. и повышение общего эмоционального фона, снижение тревожности в речи при логоневрозах. Уже есть хорошие результаты в коррекции заикания.
Однако, т.к. эта программа для последовательной индивидуальной работы, а аппарат БОС в гимназии один, то охватить большое количество учеников с её помощью, не представляется возможным.
Без логопедической помощи, при обычном обучении, проблемы не исчезают.
В результате продуманной системы предупреждения нарушений письма в самом начале обучения, уже к третьему классу это количество снижается вдвое
В заключении хочу подчеркнуть.
- Следует отметить, что большое количество учащихся с нарушениями речи испытывают трудности в обучении не только по гимназической программе, но и в любом ГОУ. А значит, наличие логопедических служб в образовательных учреждениях не «роскошь», они необходимы, и требуют своего развития. В каждой школе необходимо наличие учителей-логопедов.
- Важно понимать, что логопедическая работа в начальной школе имеет как ближайший, так и отсроченный результат. Правильно построенная и своевременно проведенная, она позволяет заложить прочный фундамент для формирования ключевых образовательных компетенций учащихся по всем учебным дисциплинам, социально и психологически адаптировать детей, сняв совсем, либо значительно ослабив влияние дефекта на все виды деятельности детей-логопатов. Ведь очевидно, что речь, как письменная, так и устная, лежит в основе познания, общения, продуктивной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья
Отчет психолога...
Система работы учителя по теме "Диагностическое сопровождение учащихся начальной школы"
Основной педагогической идеей моего опыта является организация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика обучающихся, как субъектов образовательного процесса через диагно...
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Взаимодействие усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы
Выступление на заседании педагогического совета учреждения...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ С ЛОГОПЕДОМ С ПОМОЩЬЮ УМК «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
В статье описывается система работы по оказанию целевой коррекционно-педагогической помощи по преодолению нарушений чтения и письма в соответствии с требованиями ФГОС НОО с помощью УМК "Логопедич...
Логопедическое сопровождение учащихся начальной школы образовательного учреждения
Доклад учителя-логопеда школьном методическом совете....