Конспект логопедического занятия для обучающихся с нарушением письма 6 класса по теме «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш»
план-конспект по логопедии

Конспект логопедического занятия для обучающихся  с нарушением письма 6 класса по теме «Дифференциация  звуков и букв Ж-Ш»

 

Цель занятия: отработать навыки по дифференциации звуков Ж-Ш

Задачи:

Образовательные:

-формировать умение четко дифференцировать звуки и буквы  Ж-Ш с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

-развивать звукобуквенный и слоговой анализ и синтез;

-расширять словарный запас;

-закреплять  навыки согласования слов в предложении, составления словосочетаний, работы с деформированным текстом и знания норм орфографии.

Коррекционные:

-развивать фонематический слух.

-развивать память, логическое мышление,  интеллектуальные способности.

-развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

-воспитывать познавательный интерес, толерантность, взаимовыручку.

 

Ход занятия:

I. Организационно-мотивационный.

 

1. Организационный момент.

Создание эмоционально положительного фона.

Логопед: Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Чтобы наше занятие было интересным и полезным, нам с вами надо потрудиться.

Дети: Учащиеся приветствуют друг друга.

Логопед: Садитесь, Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие на остров ЖИШИ. Случилась беда: ЗЛОДЕИ похитили наших друзей, нам необходимо спасти их. Я обнаружила карту острова, которую обронили наши похитители. Здесь четко указан путь следования. Так, ребята, отправляемся в путь. (Приложение 1)

Дети: Да, отправляемся на остров.

Логопед: Наш корабль домчал нас до острова;  чтобы сойти на берег, вы должны принять такое выражение лица, какой  достанется вам смайлик

Дети: Ученики достают из сундука смайлики и изображают разные эмоции: удивление, радость, грусть и т.д.

2.Сообщение лексической темы

Мы с вами попали в ПРОЛИВ ЧИСТОПИСАНИЯ.

 

Логопед: Присаживайтесь, открывайте ваши тетрадки и по образцу прописывайте буквы.

Учащиеся садятся на места и выполняют задание.

Логопед: Вы, наверное, уже догадались и по названию острова и по буквам, с какими звуками мы сегодня будем путешествовать.

Обучающиеся догадались, что сегодня мы будем говорить о звуках и буквах Ж и Ш.

Дети: Да, это буквы Ж и Ш.

Логопед: Правильно, а теперь ребята, охарактеризуйте данные звуки.

Дети: Звук [ж] - согласный, звонкий, всегда твердый, парный.

Звук [ш] - согласный, глухой, всегда твердый, парный.

 

II. Ориентировочно-подготовительный Актуализация необходимых знаний.

 

Логопед: Посмотрите на карту, стрелка указывает нам, на какую остановку?

Обучающиеся рассматривают карту.

Дети: это БУХТА ОСЬМИНОГА.

Логопед: Правильно, там спрятано следующее задание. Перед вами картинки. Вам необходимо разгадать имена похищенных героев по первым буквам и записать их.

  • жираф  утка жеребенок  антилопа
  • мандарин   ананас  шиповник  абрикос (Приложение 2)

Обучающиеся садятся на места и  выписывают первые буквы этих слов.

Дети: Жужа и Маша

Логопед: Молодцы ребята справились с заданием. Правильно, наших похищенных друзей зовут Жужа и Маша

 

III. Поисково-исследовательский (Организация познавательной деятельности.)

 

Логопед: Следующая остановка  РУСАЛОЧИЙ ЗАЛИВ. Посмотрите сколько русалок!      (Приложение 3)

Логопед: У них следующее задание.  Возьмите его. Вам  необходимо собрать из слогов слова и записать их в два столбика. (Приложение 3)

Обучающиеся сами соединяют слоги и составляют слова.

Дети: 1 столбик: однажды дежурный женщина

2 столбик: машина пшеница карандаш

Логопед: Потрудились! Устали? Сейчас у нас  ЯКОРНАЯ СТОЯНКА

Физкультминутка. . (Приложение 4)

Логопед: Стрелка указывает нам путь к ЗАГАДОЧНОМУ ВОДОПАДУ

Найдите задание в этом загадочном месте.

Обучающиеся  ищут задания.

Логопед: Итак: вам необходимо отгадать загадки, внимательно рассмотреть картинки и запомнить их. (Приложение 5)

1. Четыре ноги,  пятый хвост, шестая грива (лошадь)

2.     Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф,  не потому, что гордый нрав, а потому, что он ...(жираф)

3.     В  руках  у  Тани  зима  в  стакане (мороженое).

4.     Разобиделся наш мишка, ему в лоб попала ... (шишка)

5.     Стоит дом:  кто  в него  войдёт,  тот  и  ум  приобретёт (школа).

 

Логопед: В каждом отгаданном слове, выделите наши звуки и определите, где они находятся: в начале, середине или конце.

Дети: Лошадь – звук ш находится в средине слова и т.д.

Логопед: Я закрываю картинки и называю признак, а вы подбираете подходящее к нему слово из отгаданных загадок. Молодцы!

Логопед: Запишите словосочетания, и подчеркните в них орфограммы.

Обучающиеся записывают: быстрая лошадь, пятнистый жираф, холодное мороженое, еловая шишка,  средняя  школа.

 

IV. Пальчиковая гимнастика.

 

Логопед: Посмотрите, что там впереди? Да это же ДРАКОНОВЫ  ГОРЫ. (Приложение 6).

Логопед: Они действительно напоминают дракона. Смотрите, ЯЙЦА ДРАКОНА у подножия горы. Найдите там следующее задание (Приложение 6).

Логопед: Вам необходимо найти «правильные» яйца дракона (с правильно написанными словами) и разукрасить их.

Обучающиеся выполняют задание.

Логопед: Снова сделаем ЯКОРНУЮ ОСТАНОВКУ, «пожалеем» наши пальчики

(Приложение 7).

 

V. Операционно-исполнительский

 

Логопед: Наше путешествие подходит к концу. Нам осталось пройти ОСТРОВ ОШИБОК.

Логопед: И  мы у  цели! Задание раздобыли? (Приложение 8).

Обучающиеся  ищут задания.

Логопед: А! Это послание наших друзей. Письмо попало в руки злодеев, и они перемешали слова. Расположите в каждом предложении слова так, чтобы получился связный текст.

Помогите!

Опушке мы леса однажды гуляли нашего на большого. Зашуршало рядом вдруг что-то.  Прятаться дружно вприпрыжку побежали мы. Увезли нас шапкой куда-то накрыли и машине на. Живы пока мы! Спасите Нас!

 

Обучающиеся выполняют работу с деформированным текстом.

Логопед: Молодцы! Я прочитаю послание, а вы, если услышите звук Ж – хлопните, а звук Ш – топните ногой.

Освобождение героев.

Логопед: Мы у цели! Именно в этом  СТРАШНОМ МЕСТЕ  спрятаны наши узники. Смотрите, сундук! Давайте вытащим его! Там, наверняка, спрятаны наши друзья!

Обучающиеся  открывают сундук.

Логопед: Открывайте! О! Вот он – жучок Жужа и букашка Маша!

Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями и спасли наших друзей! (Приложение 8).

VI.Рефлексивно-оценочный этап

Логопед: Ребята! Вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей

Логопед: Куда мы путешествовали? Почему именно так называется остров?

Ответы детей

Логопед: Кого вы спасали? Почему именно их похитили? Как их имена?

Ответы детей

Логопед: Какие остановки вам понравились больше?

Ответы детей

 

Рефлексия

Поднимите карточку, которая указывает на то, как вы поняли занятие:

 Я все понял.

 Я не понял

 Мне было неинтересно

 

Список литературы:

  1. Елецкая, О.В. Организация и содержание работы школьного логопеда / О.В. Елецкая, Т.В. Коробченко. – М.: Форум, 2022. – 192 с.
  2. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.
  3. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – М.: ГНОМ, 2020. – 184 с.
  4. Праведникова, И.И. Развитие зрительного внимания и самоконтроля у младших школьников: квест-тренажер / И.И. Праведникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 23 с.
  5. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Аркти, 1997. – 103 с.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация звуков и букв Ж-Ш

Слайд 2

ПРОЛИВ Остров ЖИШИ

Слайд 3

ПРОЛИВ ЧИСТОПИСАНИЯ

Слайд 4

БУХТА ОСЬМИНОГА

Слайд 5

БУХТА ОСЬМИНОГА жираф овца рысь антилопа мандарин ананас шиповник абрикос

Слайд 7

РУСАЛОЧИЙ ЗАЛИВ КА МЫШ ЖИК ЖОВ КРЫ НИК ЖИ МА ШИ НА ДАШ КА РАН ЛЫ ЁЖ Ё

Слайд 8

ЯКОРНАЯ СТОЯНКА Что нам нужно для зарядки? Врозь носки и вместе пятки. Начинаем с пустяка: Тянемся до потолка. Не беда, что не достали – Распрямились. Выше стали! И стоим не "руки в брюки" – Перед грудью ставим руки. Чтоб за лень нас не ругали Повторим рывки руками. Эй, не горбиться, ребятки! До конца своди лопатки. Стой! Опора есть для ног? Руку вверх, другую - в бок. С упражнением знакомы? Называется наклоны. Вправо-влево повторяем, Гнём себя и выпрямляем. А теперь наклон вперёд. Руки в стороны. И вот Кажется, что вертится Ветряная мельница. Встали. Выдохнули: "Ох!"Вдох и выдох. Снова - вдох. Отдышались и все вместе Мы попрыгаем на месте. Тело силой зарядили – Про улыбку не забыли

Слайд 9

ЗАГАДОЧНЫЙ ВОДОПАД

Слайд 10

ДРАКОНОВЫ ГОРЫ

Слайд 11

ШИЛО МЫШИ СНЕЖИНКА УШЫ СТРИЖЫ ШЫПОВНИК ЁЖЫК ЖИЗНЬ

Слайд 12

ЯКОРНАЯ ОСТАНОВКА Пальчиковая гимнастика

Слайд 13

УЩЕЛЬЕ МЕРТВЕЦОВ Зарисуй стихотворение в мнемотаблице , подчеркни орфограммы в стихотворении, закрой текст и запиши его по памяти Раз шажок, два шажок. Правый, левый сапожок. Я учу дракошку Топать понемножку.

Слайд 14

ПЕРЕПУТАННЫЕ ДОРОЖКИ Помогите! Опушке мы леса однажды гуляли нашего на большого. Зашуршало рядом вдруг что-то. Прятаться дружно вприпрыжку побежали мы. Увезли нас шапкой куда-то накрыли и машине на. Живы пока мы! Спасите Нас!

Слайд 15

КОВАРНОЕ МЕСТО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей с глубокой умственной отсталостью по теме «Звуки и буквы Б-П. Животные». 2 класс

Цель занятияОбразовательная: уточнить и закрепить знания о звуках Б-П, умение соотносить с буквой, сливать слог (открытый и закрытый).Коррекционная: формировать и развивать процессы фонемати...

Конспект логопедического занятия для обучающихся с ЗПР, 1 класс, программа 7.1, 7.2 «Звук. Способы образования различных звуков. Строение артикуляционного аппарата»

Конспект логопедического занятия рекомендован для обучающихся в первом классе с ЗПР. На занятии дети познакомятся со звуками и способами образования различных звуков. Узнают строение артикуляционного ...

Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме: Одежда. Головные уборы.

В конспекте представлены игры и упражнения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....