Конспект логопедического занятия для обучающихся с нарушением письма 6 класса по теме «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш»
план-конспект по логопедии
Конспект логопедического занятия для обучающихся с нарушением письма 6 класса по теме «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш»
Цель занятия: отработать навыки по дифференциации звуков Ж-Ш
Задачи:
Образовательные:
-формировать умение четко дифференцировать звуки и буквы Ж-Ш с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
-развивать звукобуквенный и слоговой анализ и синтез;
-расширять словарный запас;
-закреплять навыки согласования слов в предложении, составления словосочетаний, работы с деформированным текстом и знания норм орфографии.
Коррекционные:
-развивать фонематический слух.
-развивать память, логическое мышление, интеллектуальные способности.
-развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
-воспитывать познавательный интерес, толерантность, взаимовыручку.
Ход занятия:
I. Организационно-мотивационный.
1. Организационный момент.
Создание эмоционально положительного фона.
Логопед: Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Чтобы наше занятие было интересным и полезным, нам с вами надо потрудиться.
Дети: Учащиеся приветствуют друг друга.
Логопед: Садитесь, Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие на остров ЖИШИ. Случилась беда: ЗЛОДЕИ похитили наших друзей, нам необходимо спасти их. Я обнаружила карту острова, которую обронили наши похитители. Здесь четко указан путь следования. Так, ребята, отправляемся в путь. (Приложение 1)
Дети: Да, отправляемся на остров.
Логопед: Наш корабль домчал нас до острова; чтобы сойти на берег, вы должны принять такое выражение лица, какой достанется вам смайлик
Дети: Ученики достают из сундука смайлики и изображают разные эмоции: удивление, радость, грусть и т.д.
2.Сообщение лексической темы
Мы с вами попали в ПРОЛИВ ЧИСТОПИСАНИЯ.
Логопед: Присаживайтесь, открывайте ваши тетрадки и по образцу прописывайте буквы.
Учащиеся садятся на места и выполняют задание.
Логопед: Вы, наверное, уже догадались и по названию острова и по буквам, с какими звуками мы сегодня будем путешествовать.
Обучающиеся догадались, что сегодня мы будем говорить о звуках и буквах Ж и Ш.
Дети: Да, это буквы Ж и Ш.
Логопед: Правильно, а теперь ребята, охарактеризуйте данные звуки.
Дети: Звук [ж] - согласный, звонкий, всегда твердый, парный.
Звук [ш] - согласный, глухой, всегда твердый, парный.
II. Ориентировочно-подготовительный Актуализация необходимых знаний.
Логопед: Посмотрите на карту, стрелка указывает нам, на какую остановку?
Обучающиеся рассматривают карту.
Дети: это БУХТА ОСЬМИНОГА.
Логопед: Правильно, там спрятано следующее задание. Перед вами картинки. Вам необходимо разгадать имена похищенных героев по первым буквам и записать их.
- жираф утка жеребенок антилопа
- мандарин ананас шиповник абрикос (Приложение 2)
Обучающиеся садятся на места и выписывают первые буквы этих слов.
Дети: Жужа и Маша
Логопед: Молодцы ребята справились с заданием. Правильно, наших похищенных друзей зовут Жужа и Маша
III. Поисково-исследовательский (Организация познавательной деятельности.)
Логопед: Следующая остановка РУСАЛОЧИЙ ЗАЛИВ. Посмотрите сколько русалок! (Приложение 3)
Логопед: У них следующее задание. Возьмите его. Вам необходимо собрать из слогов слова и записать их в два столбика. (Приложение 3)
Обучающиеся сами соединяют слоги и составляют слова.
Дети: 1 столбик: однажды дежурный женщина
2 столбик: машина пшеница карандаш
Логопед: Потрудились! Устали? Сейчас у нас ЯКОРНАЯ СТОЯНКА
Физкультминутка. . (Приложение 4)
Логопед: Стрелка указывает нам путь к ЗАГАДОЧНОМУ ВОДОПАДУ.
Найдите задание в этом загадочном месте.
Обучающиеся ищут задания.
Логопед: Итак: вам необходимо отгадать загадки, внимательно рассмотреть картинки и запомнить их. (Приложение 5)
1. Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива (лошадь)
2. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он ...(жираф)
3. В руках у Тани зима в стакане (мороженое).
4. Разобиделся наш мишка, ему в лоб попала ... (шишка)
5. Стоит дом: кто в него войдёт, тот и ум приобретёт (школа).
Логопед: В каждом отгаданном слове, выделите наши звуки и определите, где они находятся: в начале, середине или конце.
Дети: Лошадь – звук ш находится в средине слова и т.д.
Логопед: Я закрываю картинки и называю признак, а вы подбираете подходящее к нему слово из отгаданных загадок. Молодцы!
Логопед: Запишите словосочетания, и подчеркните в них орфограммы.
Обучающиеся записывают: быстрая лошадь, пятнистый жираф, холодное мороженое, еловая шишка, средняя школа.
IV. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотрите, что там впереди? Да это же ДРАКОНОВЫ ГОРЫ. (Приложение 6).
Логопед: Они действительно напоминают дракона. Смотрите, ЯЙЦА ДРАКОНА у подножия горы. Найдите там следующее задание (Приложение 6).
Логопед: Вам необходимо найти «правильные» яйца дракона (с правильно написанными словами) и разукрасить их.
Обучающиеся выполняют задание.
Логопед: Снова сделаем ЯКОРНУЮ ОСТАНОВКУ, «пожалеем» наши пальчики
(Приложение 7).
V. Операционно-исполнительский
Логопед: Наше путешествие подходит к концу. Нам осталось пройти ОСТРОВ ОШИБОК.
Логопед: И мы у цели! Задание раздобыли? (Приложение 8).
Обучающиеся ищут задания.
Логопед: А! Это послание наших друзей. Письмо попало в руки злодеев, и они перемешали слова. Расположите в каждом предложении слова так, чтобы получился связный текст.
Помогите!
Опушке мы леса однажды гуляли нашего на большого. Зашуршало рядом вдруг что-то. Прятаться дружно вприпрыжку побежали мы. Увезли нас шапкой куда-то накрыли и машине на. Живы пока мы! Спасите Нас!
Обучающиеся выполняют работу с деформированным текстом.
Логопед: Молодцы! Я прочитаю послание, а вы, если услышите звук Ж – хлопните, а звук Ш – топните ногой.
Освобождение героев.
Логопед: Мы у цели! Именно в этом СТРАШНОМ МЕСТЕ спрятаны наши узники. Смотрите, сундук! Давайте вытащим его! Там, наверняка, спрятаны наши друзья!
Обучающиеся открывают сундук.
Логопед: Открывайте! О! Вот он – жучок Жужа и букашка Маша!
Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями и спасли наших друзей! (Приложение 8).
VI.Рефлексивно-оценочный этап
Логопед: Ребята! Вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей
Логопед: Куда мы путешествовали? Почему именно так называется остров?
Ответы детей
Логопед: Кого вы спасали? Почему именно их похитили? Как их имена?
Ответы детей
Логопед: Какие остановки вам понравились больше?
Ответы детей
Рефлексия
Поднимите карточку, которая указывает на то, как вы поняли занятие:
Я все понял.
Я не понял
Мне было неинтересно
Список литературы:
- Елецкая, О.В. Организация и содержание работы школьного логопеда / О.В. Елецкая, Т.В. Коробченко. – М.: Форум, 2022. – 192 с.
- Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.
- Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – М.: ГНОМ, 2020. – 184 с.
- Праведникова, И.И. Развитие зрительного внимания и самоконтроля у младших школьников: квест-тренажер / И.И. Праведникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 23 с.
- Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Аркти, 1997. – 103 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya._differentsiatsiya_zvukov_zh-sh.docx | 2.77 МБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОЛИВ Остров ЖИШИ
ПРОЛИВ ЧИСТОПИСАНИЯ
БУХТА ОСЬМИНОГА
БУХТА ОСЬМИНОГА жираф овца рысь антилопа мандарин ананас шиповник абрикос
РУСАЛОЧИЙ ЗАЛИВ КА МЫШ ЖИК ЖОВ КРЫ НИК ЖИ МА ШИ НА ДАШ КА РАН ЛЫ ЁЖ Ё
ЯКОРНАЯ СТОЯНКА Что нам нужно для зарядки? Врозь носки и вместе пятки. Начинаем с пустяка: Тянемся до потолка. Не беда, что не достали – Распрямились. Выше стали! И стоим не "руки в брюки" – Перед грудью ставим руки. Чтоб за лень нас не ругали Повторим рывки руками. Эй, не горбиться, ребятки! До конца своди лопатки. Стой! Опора есть для ног? Руку вверх, другую - в бок. С упражнением знакомы? Называется наклоны. Вправо-влево повторяем, Гнём себя и выпрямляем. А теперь наклон вперёд. Руки в стороны. И вот Кажется, что вертится Ветряная мельница. Встали. Выдохнули: "Ох!"Вдох и выдох. Снова - вдох. Отдышались и все вместе Мы попрыгаем на месте. Тело силой зарядили – Про улыбку не забыли
ЗАГАДОЧНЫЙ ВОДОПАД
ДРАКОНОВЫ ГОРЫ
ШИЛО МЫШИ СНЕЖИНКА УШЫ СТРИЖЫ ШЫПОВНИК ЁЖЫК ЖИЗНЬ
ЯКОРНАЯ ОСТАНОВКА Пальчиковая гимнастика
УЩЕЛЬЕ МЕРТВЕЦОВ Зарисуй стихотворение в мнемотаблице , подчеркни орфограммы в стихотворении, закрой текст и запиши его по памяти Раз шажок, два шажок. Правый, левый сапожок. Я учу дракошку Топать понемножку.
ПЕРЕПУТАННЫЕ ДОРОЖКИ Помогите! Опушке мы леса однажды гуляли нашего на большого. Зашуршало рядом вдруг что-то. Прятаться дружно вприпрыжку побежали мы. Увезли нас шапкой куда-то накрыли и машине на. Живы пока мы! Спасите Нас!
КОВАРНОЕ МЕСТО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для детей с глубокой умственной отсталостью по теме «Звуки и буквы Б-П. Животные». 2 класс
Цель занятияОбразовательная: уточнить и закрепить знания о звуках Б-П, умение соотносить с буквой, сливать слог (открытый и закрытый).Коррекционная: формировать и развивать процессы фонемати...
Конспект логопедического занятия для обучающихся с ЗПР, 1 класс, программа 7.1, 7.2 «Звук. Способы образования различных звуков. Строение артикуляционного аппарата»
Конспект логопедического занятия рекомендован для обучающихся в первом классе с ЗПР. На занятии дети познакомятся со звуками и способами образования различных звуков. Узнают строение артикуляционного ...
Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме "Игрушки"
В конспекте представлена деятельность обучающихся....
Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме: Одежда. Головные уборы.
В конспекте представлены игры и упражнения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме: "Обувь".
В конспекте подробно расписана деятельность педагога и обучающихся....
Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме: Семья.
В конспекте подробно расписана деятельность педагога и детей....
Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ 2 класса с использованием инновационных технологий
Конспект для обучающихся с ОВЗ 2 класса "Мы играем и звуки различаем"...